В Цусимском бою

 

Вспомогательный крейсер японского флота «Синано-Мару», находившийся в дозорной цепи, обнаружил русскую эскад­ру в 4.00 утра 14 мая 1905 года и немед­ленно сообщил по радио ее координаты. Рожественский был извещен о вражеском разведчике, но никаких мер не принял, хотя быстроходные крейсера эскадры мог­ли его догнать и уничтожить.

Около 6.00 справа по курсу был заме­чен крейсер «Идзуми». С этого момента японские разведчики непрерывно сопро­вождали русских. После 9.00 пробили бо­евую тревогу, «Жемчуг» и «Изумруд» выш­ли вперед и в стороны от эскадры. Утро было мглистое и конец колонны не про­сматривался, ветер зюйд-вест 4 — 5 бал­лов, крейсера покачивало. «Жемчуг» ото­гнал с пути джонку, шедшую к о.Цусима, — опасались, что с таких судов могли набро­сать впереди эскадры плавающие мины. Через час на «Жемчуге» заметили паро­ход без флага, который двигался с веста на пересечку курса эскадры. Крейсер по­шел на него полным ходом и, сделав выс­трел под нос из 47-мм орудия, заставил ос­тановиться. С парохода спустили шлюпку, которую тут же разбило волнами о борт. Подойдя на полкабельтова, увидели на палубе японцев в национальной одежде, которые стояли на коленях и молили о пощаде. Знаком им было приказано ухо­дить, что они с большой поспешностью и сделали. «Жемчуг» же вернулся на свое место.

По сигналу адмирала командам было разрешено обедать повахтенно, для мно­гих нижних чинов эскадры положенные к обеду 50 г «белого вина» (полчарки водки) оказались последними в их жизни. Обед был прерван перестрелкой с неприятель­скими разведчиками, возникшей по част­ной инициативе комендора с «Адмирала Ушакова». Крейсер «Изумруд», ведя огонь из кормовых орудий, обошел голову эскад­ры и занял место за «Жемчугом». Скрыв­шиеся было в тумане разведчики появи­лись вновь, идя слева направо на рассто­янии около 50 кбт. Чтобы привлечь внима­ние командующего, с «Жемчуга» сделали выстрел из носового 120-мм орудия.

В 12.00, находясь уже в Цусимском про­ливе, корабли изменили курс на норд-ост 23°. Вскоре первый броненосный отряд вышел вправо из общей колонны, при этом «Жемчугу» было приказано перейти на траверз «Орла», за ним держался «Изумруд» и четыре миноносца 1-го мин­ного отряда.

В 13.20 из тумана показались главные силы противника, шедшие в одной киль­ватерной колонне. Когда японские броне­носцы легли на новый курс, с русской эс­кадры, еще не закончившей перестроение в одну колонну, открыли огонь. Через не­сколько минут японцы начали отвечать, сосредоточив огонь на флагманских кораб­лях — «Князе Суворове» и «Ослябе». На правом траверзе последнего держался «Жемчуг», и все перелеты ложились вок­руг него. Командир «Жемчуга» подметил характерную особенность японского спо­соба ведения огня. Сначала все снаряды падали кучно, но с небольшим недолетом, потом следовало накрытие цели, затем перелет и снова накрытие. Видимо, при­стреляв всем отрядом одну точку и не ме­няя установки прицелов, они шли на сбли­жение и при накрытии ложились на парал­лельный курс. На «Суворове» и «Ослябе» быстро возникли большие пожары. Для поднятия духа команды капитан 2 ранга Ле­вицкий приказал открыть огонь из 120-мм орудий, хотя противник был виден плохо. Когда «Ослябя», кренясь на левый борт и зарываясь носом, вышел вправо из строя эскадры, «Жемчуг» прорезал линию между «Орлом» и «Сисоем Великим» и направился к тонущему броненосцу, ведя огонь по концевым японским судам. В это время 152-мм снаряд попал во входной люк командирского помещения в корме и вывел из строя прислугу левого шканеч­ного 120-мм орудия № 8. Этим же снаря­дом был смертельно ранен лейтенант барон Врангель; легкое ранение получил также мичман Киселев. Чтобы выйти из зоны огня и вернуться на траверз «Орла», командир «Жемчуга» решил обойти с кор­мы отряд Небогатова, однако, поняв, что на это уйдет много времени, прорезал строй между броненосцами береговой обороны и оказался среди транспортов. Обходя «Анадырь», П.П.Левицкий заме­тил, что может помешать ведению огня «Генерал-адмиралу Апраксину», и замед­лил ход. В этот момент вспомогательный крейсер «Урал» стал угрожающе быстро приближаться к корме «Жемчуга». Левиц­кий приказал дать полный ход, но избе­жать касания не удалось. «Жемчуг» про­чертил правой частью кормы по форштев­ню «Урала», зацепив при этом правым винтом за его корпус. Машина застопори­лась, прислуга перекрыла пар, однако, увидев, что телеграф стоит на полный вперед, открыли машинный регулятор и дали пар в машину. В результате касания были погнуты лопасти правого винта, по­гнут планшир и согнут совок выдвинутого в боевое положение минного аппарата; за­рядное отделение мины отломилось и уто­нуло, к счастью, не взорвавшись.

Командир «Изумруда», правда, без со­вершения таких лихих маневров, как «Жемчуг», тоже направил свой крейсер к «Ослябе» для спасения людей, вместе с ним к гибнущему броненосцу спешили миноносцы «Буйный» и «Бравый» и еще два других. Когда подошли к месту траге­дии, корабль уже затонул. На воду сбро­сили вельбот без гребцов, койки, буйки и остановили машины для приема людей с воды. Увидев приближающиеся броненос­цы 3-го отряда, капитан 2 ранга Ферзен, чтобы не мешать им, отошел и пристро­ился с внешней стороны к кругу своих крейсеров, защищавших транспорты. «Изумруд» открыл огонь по японским су­дам в промежутке между «Адмиралом На­химовым» и «Олегом». Из-за неразбери­хи в строю транспортов, которые шараха­лись из стороны в сторону, «Изумруду» часто приходилось менять ход, стопорить машины, чтобы избежать столкновения с транспортами и миноносцами, при этом избыток пара стравливался в холодиль­ники, которые дали течь.

«Жемчуг» в это время приближался к головным броненосцам русской колонны. «Князь Суворов» повернул влево, на нем уже были сбиты трубы и мачты, а «Алек­сандр III», ставший головным, повернул вправо. Заметив у «Александра III» мино­носцы и полагая, что на них может нахо­диться адмирал, «Жемчуг» пошел к ним полным ходом, готовя к спуску вельбот. Миноносцы же, на одном из которых уда­лось рассмотреть флаг-офицера эскадры, не стали задерживаться и ушли. В это вре­мя подошел японский броненосный отряд и открыл огонь по «Александру III». Когда расстояние до неприятеля уменьшилось до 25 кбт, на «Жемчуге» дали ход, и он вышел из зоны огня, держась за минонос­цами. В это время снаряд угодил в сред­нюю трубу крейсера, разлетевшиеся в разные стороны осколки попали в правое шкафутное 120-мм орудие № 1, вывели из строя его прислугу и воспламенили пат­роны в кранцах первых выстрелов, кото­рые не были выпущены ранее (в Цусимс­ком бою подобные случаи происходили на многих кораблях). Кроме того, воспламе­нились и три патрона, находившиеся на палубе у орудия. Гильзы при этом разры­вались, и несгоревший порох разбрасы­вался по кораблю. Одной из гильз был контужен мичман Ратьков. Осколки того же снаряда, пронизав переднюю трубу, по­пали на носовой мостик, где мичман Тавастшерна был убит и три нижних чина ранены. В 16.10, чтобы не мешать огню своих броненосцев, «Жемчуг» примкнул к отряду крейсеров, вступив в кильватер «Владимиру Мономаху», и вел перестрел­ку с японскими крейсерами, нападавшими на транспорты. В 17.25 бой прекратился. Броненосцы выстроились в колонну во гла­ве с «Бородино», не хватало «Князя Суво­рова» и «Осляби». «Жемчуг» шел за «Ал­мазом» на раковине «Олега» на удалении в 5 кбт. Казалось, что сражение закончи­лось и дорога на Владивосток открыта...

Но в 18.00 бой возобновился. Подошел миноносец «Буйный», держа сигнал: «Ад­мирал на миноносце», правда, какой имен­но, никто не знал. В это же время усмотре­ли сигнал на мачте транспорта «Анадырь»: «Адмирал передает командование адми­ралу Небогатову», а на «Николае I»: «Сле­довать за мной». Командир «Жемчуга» решил близко не подходить к своим бро­неносцам, на собственном опыте зная, что можно оказаться в зоне перелетов, да и, как он заметил, вблизи японских броненос­цев других кораблей не было.

Вскоре с «Адмирала Ушакова» посту­пил семафор о критическом положении «Александра III», но командир «Изумру­да» не решился приблизиться к нему, по­скольку находился между колоннами бро­неносцев обеих сражающихся сторон. Когда же «Александр III» перевернулся, «Изумруд» подошел к месту его гибели, застопорил машины и стал готовить к спуску гребной катер, сбросив спасатель­ные круги и койки. Появившиеся броне­носные крейсера противника открыли огонь по неподвижному «Изумруду». Ког­да расстояние уменьшилось до 20 кбт, не желая более испытывать судьбу, русский крейсер дал ход. Вскоре он стал свидете­лем гибели «Бородина», который после попадания в него нескольких крупных сна­рядов пошел вправо и исчез. «Николай I» обошел «Орла» и стал головным. В сумер­ках артиллерийская дуэль прекратилась.