«Жемчуг» : в дальневосточных водах

 

Утром 9 октября 1905 года контр-адмирал О.А.Энквист получил официальное извещение от американского командующе­го адмирала Рейтера, что отряд свободен.

На следующий день были получены зам­ки орудий из арсенала порта Кавите и вско­ре установлены на свои места. Командиру «Жемчуга» поступил приказ из Петербур­га отделиться от отряда и самостоятельно следовать во Владивосток. На палубу крей­сера загрузили 150 т угля. 14 октября в 12.20 «Аврора» и «Жемчуг» покинули бух­ту Манилы, обменявшись с американским флагманом троекратными «ура». «Авро­ра» вышла на определение девиации ком­пасов, а «Жемчуг» взял курс на север. Крейсера расставались навсегда.

В это время в Петербург шли бумаги с заказами на выполнение работ, которые не были завершены в Маниле, а также и на оборудование, утраченное в ходе по­хода и боя. «Жемчугу» требовалось подъемное приспособление крышек ци­линдров главных машин; новый вентиля­тор бортовых машин; 6 чугунных труб му­сорных эжекторов; медные трубы холо­дильников; три лопасти правого винта; обшивка руля; валиковая рулевая пере­дача; лазаретный дистиллятор; одно про­жекторное рассеивающее стекло; новый совок кормового минного аппарата; 10-жильный кабель рулевого привода; паро­вой катер и шлюпбалка к нему; подкреп­ления для двух 120-мм шкафутных ору­дий и рельсовой минной подачи.

А во Владивостоке нарастала смута. В городе было много воинских частей, сфор­мированных из запасных и новобранцев. Располагались они в палатках, питание получали весьма скудное, увольнение в запас задерживалось, все это вместе с аги­тацией подогревало недовольство. Рас­плодилось немало партий, стремившихся к захвату власти. В это время сюда и при­шел крейсер «Жемчуг». Команда корабля представляла прекрасный материал для агитационной работы. Уже в ноябре 1905 года она числилась в докладе контр-адми­рала Греве как неблагонадежная. Пока П.П.Левицкий разбирался с крамолой на транспорте «Воронеж», команда крейсера усиленно обрабатывалась береговыми агитаторами и в результате в ходе второго владивостокского восстания присоедини­лась с оружием к мятежному гарнизону.

10 января 1905 года на крейсер явились два вооруженных матроса и в ультиматив­ной форме потребовали отпустить команду на берег. Старший офицер капитан 2 ран­га Вяземский доложил командиру; когда тот вышел на палубу, часть матросов с вин­товками уже толпилась у трапа. На приказ командира поставить оружие матросы от­ветили молчанием, а прибывшие агитато­ры заявили, что они выступают как пред­ставители гарнизона крепости. Матросы, несмотря на увещевания офицеров, сошли на лед и отправились в город. После мно­готысячного митинга разношерстная тол­па двинулась в центр и была встречена пу­леметным огнем, появились убитые и ра­неные. Восставшие на некоторое время захватили город и изгнали из него верные командованию части. Присланные из Маньчжурии войска во главе с генералом Мищенко подавили восстание. Команда крейсера «Жемчуг» была разоружена и списана на берег, после чего всех матро­сов (1200 человек с разных судов и из Си­бирского экипажа) выслали из города, а 402 моряка были отданы под суд.

В 1906 году на рейде Владивостока пор­товое судно «Усердный», ломая лед для прохода крейсера «Жемчуг», ударило его в нос и повредило форштевень и два лис­та обшивки. Крейсер, только что выведен­ный из дока, пришлось опять ставить на ремонт, который обошелся казне в 1400 рублей. Расследование пришло к выводу, что машина сама включилась на передний ход, хотя команда была подана на задний.

Во время третьего владивостокского восстания команда «Жемчуга» ничем себя не проявила. В ноябре 1907 года коман­да посыльного судна «Шилка», недоволь­ная начальством, захватила судно, кото­рое в это время находилось в плавании у Камчатки. Против мятежников был выслан «Жемчуг», команда которого, видимо, к тому моменту считалась вполне благона­дежной. Крейсер догнал «Шилку», между ними произошло вооруженное столкнове­ние, оба судна получили повреждения. В результате порядок был восстановлен, а сам факт бунта скрыт начальством. Воз­можно, это было всего лишь стихийное выступление на почве злоупотребления властью командиром и офицерами.

С мая 1906 года крейсера «Аскольд» и «Жемчуг» числились в составе Сибирс­кого флотского экипажа. В смутное вре­мя крейсер, поизносившийся за время войны, не ремонтировался. Значительный период он находился в вооруженном ре­зерве. Вследствие увольнения запасных, а также сокращения срока службы до 5 лет, на корабле возник некомплект личного состава, в особенности специалистов. По новой организации Сибирской флотилии «Жемчуг» в 1907 году вошел в состав Вла­дивостокского отряда.

Несмотря на плохое техническое состо­яние машинной установки, крейсер ежегодно совершал плавания по бухтам Примо­рья и, чередуясь с канонерской лодкой «Манджур», нес станционерскую службу в Шанхае. В мае 1907 года его направили на помощь французскому крейсеру «Шанзи», севшему на камни у берегов Китая, однако к моменту прихода «француз» был разбит волнами. Кроме того, «Жемчуг» совершал непродолжительные плавания по китайским портам. В 1908 году он доставил в Японию посла гофмейстера Малевича-Малевского, а его предшественника камергера Бахме­тьева — во Владивосток. Курс стрельб про­водился неукоснительно. Корабль ходил под одной кормовой машиной, в действии была только половина котлов. К 1909 году были заказаны трубки для холодильников и котлов, а также золотники для ЦСД и ЦНД, часть заказа выполнил Невский завод.

К этому времени сдали на берег сня­тые с вооружения десантные пушки Барановского (их заменили пулеметы) и не­надежные метательные мины, все еще чис­лившиеся на вооружении паровых катеров.

С начала 1910 года «Жемчуг» находил­ся в капитальном ремонте. В октябре и ноябре он несколько раз выходил в море для испытания машин. Крейсером в это время командовал капитан 2 ранга Вязем­ский, бывший первым старшим офицером «Жемчуга» (во время Первой мировой войны Вяземский в чине капитана 1 ранга погиб, командуя линкором «Слава»).

Отремонтированный крейсер кампа­нию 1911 года проводил в практическом плавании как флагманский корабль ко­мандующего флотилией. В мае военный министр с борта «Жемчуга» осматривал залив Петра Великого. В августе на рей­де Владивостока состоялась передача Японией транспорта «Ангара», захвачен­ного в Порт-Артуре, его сопровождали старые знакомые «Жемчуга» броненос­ные крейсера «Ниссин» и «Касуга» под флагом контр-адмирала Ясиро.

Кампанию 1912 года «Жемчуг» начал 15 апреля проведением минных и артил­лерийских стрельб. Летом он совершил плавания по бухтам Приморья и Татарс­кого пролива до Императорской гавани. В августе участвовал в совместных ма­неврах армии и флота, которые стали традиционными. Совершив осеннее пла­вание по бухтам залива Петра Великого, 2 ноября крейсер вступил в вооруженный резерв в бухте Золотой Рог.

Следующий год «Жемчуг», начав кам­панию 5 апреля, провел в плавании вбли­зи своих берегов, а также в Шанхае и Ханькоу, где выполнял функции стационера. 1914 год встретил там же, охраняя рос­сийских подданных и донося об обстанов­ке в Китае, где произошла революция. В середине мая прибыл во Владивосток и приступил к переборке машин и чистке котлов. Его командира капитана 2 ранга К.П.Иванова 13-й (императорским прика­зом ему было установлено числиться в списках флота под номером 13, под кото­рым он участвовал в последнем бою крей­сера «Рюрик», будучи его последним ко­мандиром) произвели в капитаны 1 ран­га. В то время был принят новый статут военного ордена Георгия Победоносца, в котором восстановили положение о про­изводстве георгиевских кавалеров в сле­дующий чин, а Иванов 13-й за вышеупо­мянутый бой удостоился Георгия 4-й степени. Интересно отметить, что Иванов 13-й сменил на «Жемчуге» Иванова 6-го. Через месяц Иванов 13-й был переведен из Сибирской флотилии на Балтийский флот. В командование «Жемчугом» всту­пил последний его командир капитан 2 ранга барон И.А.Черкасов.