Первенцы «Версальского флота»

 

21 июня 1919 г. некогда могучий кайзеровский флот — един­ственный за последние 200 лет осмелившийся бросить вызов вла­дычеству Британии на морях — перестал существовать. Неделю спустя представители германского правительства подписали Вер­сальский договор, в числе прочих вопросов регулировавший со­став будущих вооруженных сил.

Статьей 181 Германии разрешалось сохранить в строю воен­но-морского флота шесть линейных кораблей додредноутного типа, шесть легких крейсеров и по 12 эсминцев и миноносцев. Об­щий тоннаж кораблей не должен был превышать 108 000 т (в 1920 г. Верховный совет послов позволил держать в резерве еще 30% от этой величины). Численность личного состава флота ограничива­лась 15 тыс. человек, из них не более 1500 офицеров. Статья 190 гласила: «Германии воспрещается строить или приобретать за границей какие-либо военные суда, кроме тех, что предназначе­ны для замены единиц, предусмотренных договором, каковая за­мена, однако, может быть произведена по истечении 20 лет для броненосцев и крейсеров и 15 лет — для эсминцев и миноносцев, считая с момента спуска судна, причем водоизмещение судов, предназначенных для замены, не должно превышать 10 000 т для линейных кораблей, 6 000 т для легких крейсеров, 800 т для эс­кадренных миноносцев, 200 т для миноносцев».

Возрождение немецкого флота — Рейхсмарине — началось в 1920 г., когда было сформировано Морское управление военного министерства. Правда, в то время Германия не могла ввести в строй даже разрешенные Версальским договором корабли, поскольку для выполнения обязанностей по тралению минных за­граждений ей пришлось держать в строю около 300 тральщиков, на укомплектование которых уходил почти весь положенный по норме личный состав. В конце 1922 г. траление было закончено, и вскоре в строй флота ввели броненосцы «Брауншвейг» и «Ганно­вер»; пять крейсеров («Гамбург», «Медуза», «Тетис», «Аркона», «Берлин») и две флотилии миноносцев (23 единицы). В течение следующих трех лет в строй вступили броненосцы «Эльзас» и «Гессен»; перестроенные крейсера «Амазоне» и «Нимфе», а также «Эмден» — первый крупный корабль, построенный в Германии после окончания войны, — в связи с чем наиболее старые крейсе­ра «Аркона», «Медуза» и «Тетис» исключили из списков флота. Были сформированы флотилии тральщиков (32 единицы), начали комплектоваться вспомогательные силы.

Основная проблема Рейхсмарине заключалась в морально и физически устаревшей материальной части. По решению союз­ников в германском флоте оставили только такие корабли, кото­рые были не способны противостоять их собственным. Из 32 эс­минцев и миноносцев (Т-139, Т-141, Т-143, Т-144, Т-146, Т-148, Т-149, Т-151 — Т-158, Т-168, Т-175, Т-185, Т-190, Т-196, V-1 — V-3, V-5, V-6, G-7, G-8, G-10, G-11, S-18, S-19 и S-23) самый молодой был построен в 1913 г. и, естественно, все эти корабли никоим образом не отвечали современным требованиям. Модернизация «кайзеровского наследства» проводилась на протяжении всех 1920-х гг., избежали ее лишь наиболее изношенные Т-168, Т-175 и семь единиц серии Т-139. На остальных усовершенствования сво­дились к переводу котлов на полностью нефтяное отопление, а также усилению и стандартизации вооружения. В результате все миноносцы получили по два 105-мм орудия и два — четыре 500-мм торпедных аппарата. Благодаря проведенным работам корабли оставались в строю еще с десяток лет, многие даже пережили следующую мировую войну, три из них — G-7, Т-158 и Т-196 — впоследствии попали в советский флот.

Как только экономическое положение в стране позволило пра­вительству вплотную заняться флотскими проблемами, были изыс­каны средства на обновление корабельного состава. Еще в де­кабре 1921 г. произошла закладка крейсера «А» — будущего «Эм-дена». Не имея времени и средств на разработку принципиально нового проекта, немецкие конструкторы воспользовались опытом Первой мировой войны. В результате «Эмден» стал практически полным повторением последних легких крейсеров военной по­стройки типа «Кенигсберг II», отличаясь от них лишь формой над­строек и расположением артиллерии. Аналогичным путем проект­ное бюро Морского ведомства пошло при создании первых пос­левоенных миноносцев.

В конце 1923 г. группа конструкторов под руководством корабель­ного инженера Эренберга приступила к работе над проектами ново­го крейсера (будущий тип «К») и миноносца «тип 1923». Основой для последнего послужил Н-145, вошедший в состав кайзеровского флота незадолго до конца Первой мировой. При разработке проекта его создатели строго придерживались версальских ограничений, в результате чего стандартное водоизмещение в первом варианте даже не дотягивало до установленных норм и составляло всего 769 мет­рических тонн. Изменения в вооружении, в частности, переход от первоначально планировавшихся трех 120-мм орудий к такому же числу 105-мм и от двухтрубных торпедных аппаратов к трехтрубным, дали прибавку в 42 т, что поначалу вызвало некие опасения в связи с превышением договорного лимита. Однако после заключения Ва­шингтонского договора союзники согласились на использование нем­цами для определения водоизмещения так называемых «англий­ских», или «длинных» тонн по 1016 кг. Таким образом, в окончатель­ном варианте миноносец типа 1923 имел стандартное водоизмеще­ние 798 т, нормальное 976 т, полное 1213 т (Германские кораблестроители применяли термины: «типовое», «конструктивное» и «боевое» водоизмещение. Следует также отметить, что встречающаяся в ряде спра­вочников величина стандартного водоизмещения 811 т является ошибочной, вызван­ная несоответствием метрических и «длинных» тонн). Два турбозубчатых агре­гата мощностью 22 100 л.с. обеспечивали кораблю скорость в 32 уз. Вооружение количественно повторяло прототип (три 105-мм орудия и шесть 500-мм торпедных аппаратов), однако орудия располагались более рационально, а торпеды, впервые в немецкой практике, были заключены в трехтрубные аппараты.

Утвержденная Рейхстагом кораблестроительная программа 1924 г. предусматривала постройку «прототипа», получившего на­звание «Мёве» (чайка). Весной следующего года были выделены средства еще на пять единиц по слегка измененному проекту. Се­рийные миноносцы имели увеличенные водоизмещение (стандарт­ное 924 т, нормальное 998 т, полное 1290 т), длину, мощность сило­вой установки и скорость хода. Впрочем, официально объявленное водоизмещение этой и следующей серий ограничивалось 800 т.

Головной миноносец был заложен 5 марта 1925 г. на военно-морской верфи в Вилыельмсхафене; до конца года там же нача­лись работы на пяти остальных кораблях. При спуске на воду они получили названия в честь хищных птиц: «Зееадлер» (орлан, или морской орел), «Грайф» (гриф), «Альбатрос», «Фальке» (сокол) и «Кондор» — поэтому неофициально именовались «птичьей» се­рией (Raubvogel-Klasse).

Тем временем проектный отдел под руководством Эренберга разработал улучшенный проект миноносца типа 1924. По внеш­нему виду и внутреннему устройству этот корабль напоминал пред­шествующий, основные отличия заключались в увеличенных раз­мерах (стандартное водоизмещение 933 т, нормальное 1045 т, полное 1320 т), усовершенствованной форме корпуса и возрос­шей скорости хода. Предполагалось вооружить миноносцы ору­диями нового 127-мм калибра, была даже разработана опытная модель SKC/25 и изготовлено 18 экземпляров. Однако слухи о готовящемся увеличении калибра артиллерии германских эсмин­цев, сверх разрешенных 105 мм, достигли британского посла в Берлине. Разразился скандал. В итоге на последовавший в апре­ле 1928 г. официальный запрос правительства Его Величества рейхсминистр флота барон фон Фрайберг ответил послу, что «по техническим причинам перевооружение новых эсминцев этими орудиями непрактично. В связи с этим эсминцы получат 105-мм орудия, а несколько уже изготовленных 127-мм будут передела­ны в 105-мм». В результате еще одним существенным отличием типа 24 от типа 23 стали новые орудия главного калибра.

Средства на строительство шести миноносцев Рейхстаг выде­лил в рамках кораблестроительной программы 1926 г. Все кораб­ли были заложены на военно-морской верфи в Вилыельмсхафе­не весной 1927 г. При спуске на воду они получили названия в честь хищных зверей: «Вольф» (волк), «Ильтис» (хорек), «Тигер» (тигр), «Лухс» (рысь), «Леопард», «Ягуар». Неофициально серия называлась «звериной» (Raubtier-Klasse).

Постройкой 12 единиц типа 23/24 Германия исчерпала отве­денный ей лимит по количеству эскадренных миноносцев (Следует отметить, что класса «эскадренный миноносец» в германском флоте не существовало до середины 1930-х гг., поэтому корабли типа 23/24, хотя и строились в соответствии с требованиями к эсминцам, официально классифицировались как миноносцы.). Од­новременно потребовалось списание старых кораблей. В сентяб­ре 1926 г. в преддверье скорого вступления в строй головного «Мёве» из состава флота исключили Т-175; в следующем году списали Т-139, Т-141, Т-143, Т-149, Т-168 и Т-175, при этом два первых переоборудовали в быстроходные буксиры «Пфайль» и «Блиц». По мере укомплектования «звериной» серии списали Т-144, Т-146, Т-148, Т-154 (в 1928 г.); V-1 — V-3, V-5, V-6 (в 1929 г.); Т-152, S-18, 5-19(в 1931 г.); а Т-185 в конце 1932 г. был поставлен на переоборудование в быстроходный буксир и получил новое название «Блиц» (в связи со списанием бывшего Т-141). Таким образом, число старых миноносцев в составе действующего флота постоянно уменьшалось: если в 1927 г. их насчитывалось 26, в 1928-м —22, в 1929-м —17, в 1930-м —7, в 1931-м —6.

 

Корабль    Бортовой Стапельный Заложен

                      номер       номер

Спущен на воду

Вступил в строй

Тип 1923

«Mowe»

MO

102

2.3.1925

24.3.1926

1.10.1926

«Seeadler»

SE

103

5.10.1925

15.7.1926

15.3.1927

«Greif»

GR

104

5.10.1925

15.7.1926

15.7.1927

«Albatros»

AT

105

5.10.1925

15.7.1926

15.5.1928

«Kondor»*

КО

106

17.11.1925

22.9.1926

15.7.1928

«Falke»

FK

107

17.11.1925

29.9.1926

15.7.1928

Тип 1924

«Wolf»

WO, WL

109

8.3.1927

12.10.1927

15.11.1928

«Iltis»

IT

110

8.3.1927

12.10.1927

1.10.1928

«Luchs»

LU

111

2.4.1927

15.3.1928

15.4.1929

«Tiger»

TO

112

2.4.1927

15.3.1928

15.1.1929

«Jaguar»

JA, JR

113

4.5.1927

15.3.1928

15.8.1929

«Leopard»

LP

114

4.5.1927

15.3.1928

1.6.1929

Все корабли строились на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене (Reichsmarinewerft Wilhelmshaven)

* При закладке "Condor"

 

Надо сказать, что немецкие конструкторы сделали попытку соз­дать и проект миноносца в рамках 200-тонного версальского ли­мита. Корабль успел получить обозначение W-101; программой 1926 г. выделили средства на его строительство, которое, однако, так и не началось. Очень скоро разработчики пришли к выводу, что создать боеспособный миноносец столь небольшого водоиз­мещения возможно только при использовании двигателей внут­реннего сгорания. Тем не менее, работы в этом направлении были продолжены, и уже в ноябре 1929 г. на верфи «Люрсен» заложи­ли первый послевоенный торпедный катер, ставший родоначаль­ником большой серии «шнелльботов».