Описание конструкции

 

Компоновка и конструкция корпуса

 

Жесткие ограничения, которые соблюдались конструкторами при разработке проекта, заставили сделать упор на применение новых технологий, позволявших сэкономить вес.

Корпуса изготавливались из специальной вязкой стали «Torpedobootsstahle». Широко, по меркам того времени, применя­лась электросварка, качество которой тогда еще оставляло же­лать лучшего. На кораблях типа «Вольф» сваркой осуществля­лось соединение всех профилей и ребер жесткости с обшивкой, полностью сварными были водонепроницаемые поперечные пе­реборки, нижние палубы и надстройки, хотя продольные переборки оставались клепаными. В результате удалось сэкономить на весе корпуса, но прочность ряда конструкций оказалась недостаточной, поэтому во время строительства и вскоре после вступления в строй на кораблях были проведены работы по усилению носовых шпан­гоутов на уровне верхней палубы и полубака.

Снижению «верхнего» веса способствовало использование в конструкции надстроек легких сплавов (силумина).

Из-за всех этих нововведений стоимость постройки получилась чрезвычайно высокой. Как отмечал справочник «Jane's Fighting Ships», в сопоставимых ценах корабли типа «Вольф» стоили око­ло 215 фн. ст. за тонну водоизмещения, тогда как британские эс­минцы обходились соответственно в 130 — 180 фн. ст.

Будучи развитием типа Н-145, новые миноносцы в основном унаследовали его внутреннее расположение и архитектуру. Кор­пус — традиционно низкобортный (отношение длины к высоте борта на миделе — 17:1), хотя благодаря большему углу наклона фор­штевня, несколько увеличенному развалу носовых шпангоутов и удлиненному примерно на 20% полубаку его форма приобрела бо­лее современные черты, попутно улучшилась мореходность. Кро­ме того, «мёве» и «вольфы» лишились характерной для немецких миноносцев периода Первой мировой войны покатости верхней палубы и резкого завала бортов внутрь на сопряжении с нею; плав­ное закругление обшивки сохранилось лишь на полубаке.

Набирались корпуса по продольной системе. Протяженность двойного дна составляла 96% длины корабля по ватерлинии, при­чем в пределах машинно-котельных отделений двойное дно плавно переходило в вертикальную переборку, поднимавшуюся до верх­ней палубы. Междудонное пространство служило для хранения топлива, масла, питьевой и котельной воды. Нужно отметить, что скопление остатков машинных масел и топлива в пустых отсеках второго дна повышало пожароопасность. Так, в январе 1944 г. на миноносце «Ягуар» в течение всего одной недели произошла се­рия пожаров, вызванных возгоранием топлива в междудонном пространстве (попавшего туда из-за дефекта в трубопроводе) в результате повышенного теплоизлучения нижней части котла (Коротким И.М. Аварии и катастрофы кораблей. — Л., 1977.).

Корабли имели одну сплошную палубу — верхнюю, в носу и в корме шла нижняя палуба (фактически платформа). Водонепрони­цаемые переборки делили корпус на 13 отсеков (Описание внутреннего устройства корпуса дается для корабля типа 1924.), нумерация кото­рых в германском флоте традиционно велась от кормы в нос (ахтерпик не нумеровался и фактически являлся 14-м отсеком). Все переборки доходили до верхней палубы, а в носовой части, кроме одной, —до палубы полубака. Внутреннее расположение на мино­носцах обеих серий было практически идентичным. В первом отсе­ке на нижней палубе находился унтер-офицерский кубрик; второй отсек занимали каюты и кают-компании фельдфебелей и офице­ров, под которыми были устроены погреба боезапаса и отделение турбогенераторов. Отсеки III и IV занимали машинные отделения; V, VII и VIII — котельные отделения №1, №2 и №3 соответственно, в VI отсеке размещались дизель-генератор, вспомогательные ме­ханизмы и две топливные цистерны. В IX отсеке на верхней и ниж­ней палубах находились служебные и бытовые помещения: пост управления огнем, радиорубка, умывальники команды, лазарет, камбуз, а в трюме — топливная цистерна; аналогичная стояла в X отсеке, только там она делила место с погребом боезапаса, еще один погреб занимал часть XI отсека. Нижняя и верхняя палубы X XII отсеков отводились под матросские кубрики; под ними в XII от­секе располагался цепной ящик; в XIII отсеке — форпик.

Осадка миноносцев типа «Мёве» при стандартном, нормаль­ном и полном водоизмещении составляла соответственно 2,81, 3,33 и 3,65 м; «вольфов» — 2,83, 3,36 и 3,52 м. Для ее увеличения на 1 см для «Мёве» требовалось 5,3 т дополнительной нагрузки, для «Вольфа» — 5,8 т.

Формой корпуса, конфигурацией и расположением надстроек миноносцы типов 1923 и 1924 несколько различались между собой.

Имелись некоторые различия и среди миноносцев «птичей» се­рии, где головной «Мёве» отличался от остальной пятерки. В част­ности, он был на 1,5 м короче (по КВЛ — на 1 м) и, как прототип — Н-145, имел закругленную «крейсерскую» корму. Серийные мино­носцы получили широкую транцевую корму с небольшим завалом бортов (по-немецки она называлась «Spiegelheck», то есть «зер­кальная»), полубалансирный руль заменили балансирным. В 1930 г. «Мёве» прошел модернизацию, в ходе которой корму на нем удли­нили до 88,8 м, изменив ее форму, стандартное водоизмещение возросло до 898 т. Наконец, в 1940 — 1941 гг. в ходе ремонта боевых повреждений, вызванных попаданием британской торпеды, «Мёве» получил новую кормовую оконечность, по форме такую же, как у остальных кораблей серии. Наибольшая длина при этом уменьшилась до 88,22 м. Как ока­залось, это дало выигрыш в ско­рости и улучшило остойчивость. Первоначально миноносцы типа 23 имели высокую носовую надстройку с сильно выдающим­ся вперед верхним мостиком. Ору­дие №2 стояло наверху неболь­шой кормовой надстройки, а меж­ду ней и второй трубой находил­ся запасной ходовой мостик со вторым дальномером. Выходы в море выявили, что высокие над­стройки создают значительную парусность, а «верхний вес» приво­дит к большому размаху качки. Для исправления этих недостатков миноносцы «птичей» серии прошли модернизацию, в ходе которой была изменена конфигурация носовой надстройки, уменьшена вы­сота мостика; кормовой мостик перенесли вплотную ко второй тру­бе, опустив ниже место расположения дальномера. Кормовой тор­педный аппарат также сместился к носу, что позволило удлинить кормовую надстройку, придав ей характерную форму с «впадиной» в средней части, где располагалось среднее орудие. Подобная ком­поновка оказалась весьма удачной и впоследствии повторялась в проектах миноносцев типов 39, 40, 41 и эсминцев типа 42.

 

Кораблестроительные элементы миноносцев

 

Тип 23 *

Тип 24

Водоизмещение, т:

 

 

стандартное

798** 924

933

нормальное

976 998

1045

полное

1213 1290

1320

Размерения, м:

 

 

длина наибольшая

87,0** 89,25

92,6

по ватерлинии

84,7 85,73

89,0

ширина

8,3

8,6

высота борта

5,1

5,2

осадка норм. /в полн. грузу

3,33/3,65

3,36/3,52

Энергетическая установка,

 

 

число котлов, тип

3 морского типа (2 сдвоенных и 1 одинарный)

3 морского типа (3 сдвоенных)

давление пара, кг/см2

18,5

18,5

мощность, л. с.

22 100 23 000

23 000

мощность генераторов, кВт

75

99

Скорость, уз.

32 33

34

Запас топлива максимальный, т

321

338

Дальность плавания, миль (при скорости, уз.)

1800(17)

1997(17)

Вооружение:

 

 

число орудий х калибр, мм

 

 

(запас снарядов на орудие):

3x105 (100)

3x105 (120)

 

2x20 (2000)

2x20 (2000)

торпедные аппараты х трубы — калибр, мм

2x3 — 500***

2x3 — 500***

мины

30

30

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров)

120 (4)

120(4)

* Слева приведены данные головного «Mowe», справа — серийных ко­раблей.

** После проведенной в 1930 г. модернизации стандартное водоизмеще­ние «Мёве» составило 898 т, наибольшая длина 88,8 м; после ремонта в 1941 г. наибольшая длина — 88,22 м.

*** С 1931 г. — 2x3 — 533-мм ТА

 

На кораблях типа «Вольф» перепланировку надстроек и мос­тиков произвели еще в ходе строительства. Кроме того, на них изменили обводы корпуса в кормовой части, форма транца стала более плоской, увеличили площадь балансирного руля. Внешне корабли второй серии отличались меньшей высотой дымовых труб, что вместе с удлиненным полубаком придавало им более изящ­ный и стремительный силуэт.

По сравнению с миноносцами периода Первой мировой войны, на кораблях типа «Мёве»/«Вольф» заметно улучшились мореход­ность, управляемость и маневренность (особенно на последних), правда, на малых ходах миноносцы плохо слушались руля. Ситуа­ция еще более ухудшалась по мере расходования топлива из носо­вых цистерн — уменьшалась осадка носом, что делало корабли склонными к рысканию на курсе (особенно при боковом ветре) и соз­давало довольно большие амплитуды бортовой качки. Переделка надстроек позволила уменьшить парусность и улучшить остойчи­вость, о чем свидетельствовала появившаяся порывистость качки.

 

Вооружение

 

Состав артиллерийского вооружения кораблей типа «Мёве» не претерпел изменений по сравнению с прототипом. Как и последние «большие миноносцы» периода Первой мировой войны, они во­оружались тремя 105-мм орудиями Utof L/45 в установках LC/16 образца 1916 г. (Это орудие было создано в начале века для вооружения крейсеров, впоследствии оно уста­навливалось на корабли самых разных классов, в том числе на миноносцы и подводные лодки, а во время Первой мировой войны стало исполь­зоваться в качестве зенитки. Об универсально­сти артсистемы говорит и ее обозначение (Utof — это Uboot-Torpedoboot-Flak — подводная лодка-миноносец-зенитное)) Орудие имело длину ствола 45 клб и отличалось сравнительно умеренной начальной скоростью снаряда при его довольно большой массе. Заряжание — унитарное, теоретическая скорострельность достигала 15 выстр./мин., но на практике была несколько ниже. В 1930-е гг. Utof L/45 приспособили для использования тех же боеприпасов, что и новое орудие С/32, при этом увеличились начальная ско­рость снаряда и дальность стрельбы.

Установка LC/16 считалась очень удачной, сочетая легкую конструкцию со значительным углом возвышения ствола. На головном «Мёве» орудие №3 первоначально имело противоосколочный щит, два других стояли открыто, но позже носо­вое орудие также получило аналогичную защиту. На остальных миноносцах серии орудия №1 и №3 комплектовались щитами уже при вступлении в строй.

«Вольфы» получили на вооружение новые 105-мм орудия SKC/28. Это была первая морская артсистема, созданная в Герма­нии после окончания войны. Первоначально пушка разрабатыва­лась как 127-мм/45 SKC/25, но под давлением западных держав была перепроектирована под меньший калибр, при этом длина ство­ла возросла до 55 клб. В результате сильно возрос вес орудия, делавший его тяжеловатым для установок, в которых отсутствовал силовой привод наведения. На этот раз использовался облегчен­ный снаряд с высокой начальной скоростью, обеспечивавшей зна­чительную дальнобойность. Все три установки снабжались щита­ми коробчатой формы, только на «Вольфе» и «Ильтисе» на первых порах стояли легкие щиты, по форме аналогичные применявшим­ся на кораблях «птичьей» серии.

Орудия С/28 не получили распространения в германском фло­те, и запас снарядов для них был сделан весьма небольшой. Это стало одной из причин, по которой еще до начала Второй миро­вой войны миноносцы типа 24 стали перевооружать более совер­шенными 105-мм орудиями С/32 (подробнее см. «Морскую кол­лекцию» №6 за 2003 г.) Тем не менее, «Ягуар» сохранил модель С/28 до конца своей карьеры, что серьезно затруднило его бое­вое использование в период высадки союзников в Нормандии (По некоторым сведениям, «Ягуар» был перевооружен на С/32 еще в 1940 г.).

В 1934 г. на «Леопард» и «Лухс» для испытаний в морских ус­ловиях установили новые 127-мм орудия SKC/34, предназначав­шиеся для вооружения новых эскадренных миноносцев. Любопыт-

но, что их первые экземпляры были из­готовлены путем рассверливания ство­лов 105-мм пушек С/28. Внешне установ­ки не отличались от предыдущих. Извест­ный справочник Тренера утверждает, что подобным образом перевооружался так­же «Ягуар», но это не подтверждается другими источниками. К началу Второй мировой войны на корабли вернули стан­дартный состав артиллерии.

Зенитное вооружение на миноносцах в момент ввода в строй отсутствовало (хотя место и масса под него резервиро­вались), но в 1934 — 1936 гг. все кораб­ли были вооружены парой 20-мм автома­тов С/30. Их монтировали на небольшой площадке над кожухом вентиляторов перед второй дымовой тру­бой, где раньше находился компас.

Торпедное вооружение количественно соответствовало кораб­лям поздней военной постройки, но впервые в германском флоте на них были применены трехтрубные 500-мм торпедные аппараты под торпеды G7, разработанные еще в 1910 г. (Маркировка германских торпед включала калибр (F — 450 мм, G — 500 или 533 мм, Н — 600 мм), длину (в полных метрах) и тип двигателя (а — парогазовый, е — электри­ческий, и — на пероксиде водорода); модификации обозначались буквой Т с цифрой) (длина 7,02 м; об­щий вес — 1365 кг; заряд — 195 кг гексанита; два режима хода — 4000 м на 37 уз. и 9300 м на 27 уз. В качестве топлива вместо при­вычного керосина использовался декагидронафталин (декалин)). Калибр торпед 500 мм на момент появления «мёве» и «вольфов» из-за слабости боевой части уже считался не удовлетворя­ющим современным требованиям, поэтому в 1930 г. на вооруже­ние были приняты более совершенные 533-мм торпеды G7a. В следующем году они появились на всех миноносцах. Образец оказался весьма удачным и использовался в течение всей Второй мировой войны.

Для управления огнем служили два 2,5-метровых дальномера, установленных на носовом и кормовом мостиках. Данные с них поступали в пост управления огнем, расположенный в IX отсеке. Зенитные автоматы обеспечивались ручными 70-см дальномера­ми. Достоверных сведений о системе управления торпедной стрельбой автору обнаружить не удалось.

Как большинство немецких надводных кораблей, миноносцы обоих типов оборудовались стационарными минными рельсами и могли принимать на борт до 30 мин стандартных типов. Примерно в 1935 — 1936 гг. их оснастили тральным оборудованием (две кран-балки с параван-тралами), при этом на «Мёве» была расширена палуба юта.

 

Характеристики моделей 105-мм орудий

 

UtofL/45

SK С/28

SK С/32

Калибр, мм / длина ствола, клб

105/45

105/55

105/45

Вес орудия с затвором, кг

1450

3660

1585

Вес установки, кг

2370

6485

Длина орудия, мм

4725

5760

4740

Длина ствола, мм

5431

4400

Число нарезов

32

Скорострельность (практическая), выстр./мин

15

15

15

Вес унитарного патрона, кг

25,5

24

24,2

Вес снаряда, кг

17,4

14,7

15,1

Вес разрывного заряда, кг

3,8

Вес метательного заряда, кг

3,18

3,5

4,4

Начальная скорость снаряда, м/с

710

925

780

Углы вертикального наведения

-10°...+50°

-10°...+30°

-10°...+50°

Дальность стрельбы, м

12700/30°

17250/30°

15175/44°

 

Энергетическая установка

 

В 1920-е гг. единственным типом силовой установки, приемле­мым для быстроходных кораблей среднего водоизмещения, во всем мире считалась паровая турбина с зубчатой передачей. Поэтому выбора у создателей германских миноносцев фактически не было. Правда, фирма MAN предлагала высокооборотные 12-цилиндро­вые дизели, но флотское командование благоразумно отказалось от неопробованного новшества.

Во внедрении корабельных паротурбинных установок в первые десятилетия XX века Германия занимала одно из лидирующих мест, на полшага отставая от Великобритании и опережая большинство других стран. Первым из германских миноносцев паровые турбины в 1903 г. получил S-125, а начиная с кораблей программы 1908 г. (головной V-162) они окончательно вытеснили паровые машины. Дальнейшие работы шли в направлении улучшения экономичнос­ти паротурбинных установок: были оптимизированы гребные вин­ты, усовершенствованы форсунки и воздухоподводящие устройства, введен сопловой клапан экономического хода. На эсминцах по­стройки «Блом унд Фосс» были установлены турбины крейсерского хода с зубчатой передачей, а фирма «Вулкан» применила в сило­вых установках своих кораблей ступени экономического хода за счет удлинения турбин. Наконец, миноносцы, заказанные по мобилиза­ционной программе 1918 г. (серии V-170, S-178, Н-186), должны были получить турбины с полной зубчатой передачей.

О прогрессе немецкой корабельной энергетики можно судить по следующим цифрам. Если удельный вес силовых установок миноносцев, построенных в начале 1890-х гг., составлял примерно 80 кг/л.с., то у первых турбинных он сократился до 40 кг/л.с., а у кораблей, находившихся в постройке к 1918 г., достиг 20 кг/л.с.

Эксплуатация турбин с использованием зубчатой передачи нача­лась лишь в конце Первой мировой войны и в силу своей непродол­жительности не дала необходимого опыта. Таким образом, осталась потребность в проведении экспериментов с различными типами турбозубчатых агрегатов. В результате на шести миноносцах первой послевоенной серии стояли ТЗА четырех типов: на «Мёве» — фир­мы «Блом унд Фосс», на «Грайфе» и «Фальке» — «Вулкан», на «Аль­батросе» и «Кондоре» — «Шихау», на «Зееадлере» — «Германия». Все ТЗА были одноступенчатыми и имели номинальную мощность 23 000 л.с., что должно было обеспечить 33-уз. скорость полного хода. Агрегаты конструкции «Блом унд Фосс» оказались неудачными, по­этому характеристики головного «Мёве» отличались в худшую сто­рону: 22 100 л.с. и 32 уз. Турбины располагались в собственных от­секах (носовая работала на правый вал, кормовая — на левый), од­нако оба редуктора помещались в кормовом МО.

Пар для турбин вырабатывали котлы стандартного военно-мор­ского типа (рабочее давление пара — 18,5 атм), представлявшего собой слегка модернизированный тип Шульца. Корабли типа 23 имели по одному обычному и по два двойных котла. Первый раз­мещался в носовом КО, что было вызвано конфигурацией корпуса. Общая площадь поверхности нагрева составляла 2241 м2.

На испытаниях самый быстроходный корабль «птичей» серии — «Зееадлер» — развил скорость 33,69 уз. при мощности машин 24 829 л.с., тогда как «Альбатрос» показал всего 31,75 уз. Средняя скорость для всей серии составила 32,65 уз.

Энергетическая установка миноносцев типа «Вольф» в целом осталась прежней, только котлы имели повышенную производитель­ность, поскольку котел в носовом КО был заменен двойным и пло­щадь поверхности нагрева возросла до 2487 м2. «Вольф» и «Лео­пард» оснащались турбинами швейцарской фирмы «Браун-Бовери»; «Ильтис» и «Тигер» — «Вулкан», «Ягуар» и «Лухс» — «Ши­хау». Номинально мощность силовой установки осталась прежней, но реально возросла, что с учетом возросшей длины корпуса обес­печило кораблям более высокую скорость. На испытаниях лучши­ми оказались миноносцы со швейцарскими механизмами: «Вольф» показал 36,36 уз. при мощности турбин 27 145 л.с., а «Леопард» — 35,425 уз. при 28 265 л.с. Самым тихоходным оказался «Ягуар» с 32,94 уз. Средняя мощность и скорость по результатам испытаний всей серии составили соответственно 25 160 л.с. и 34,6 уз.

В целом энергетическая установка миноносцев как типа 23, так и 24 отличалась надежностью, однако достигалась она за счет консервативности основных параметров (рабочее давление пара было даже несколько ниже, чем у последних миноносцев военной постройки).

Обе серии оснащались трехлопастными винтами диаметром 2,5 м, позже уменьшенным до 2,35 м. Номинальная частота враще­ния гребных валов у типа 23 составляла 500 об/мин (на испыта­ниях — до 521), у типа 24 была увеличена до 510 об/мин.

Запас топлива размещался в отсеках второго дна, бортовых ци­стернах и двух больших цистернах в IX и X отсеках. Его полная величина у миноносцев типа «Мёве» составляла 321 т (при нор­мальном водоизмещении — 150 т) (По данным Г. Фока, объем топливных цистерн составлял 321 м3), что по расчетам должно было обеспечить дальность плавания 2000 миль 20-уз. ходом или 3600 миль 17-уз. На кораблях типа «Вольф» запас топлива довели до 338 т; расчетная дальность должна была достичь 2200 (20) или 3900 (17) миль. На деле все вышло гораздо хуже. Нужно заметить, что неоправданно оптимистичные расчеты дальности были вооб­ще характерны для немецких конструкторов (наиболее показательна история эсминцев типа «Маасе»). Так, для Н-145 (прототип «птичь­ей» серии) запас топлива был рассчитан на дальность плавания в 2300 миль при 17-уз. ходе, однако реально он мог пройти не более 1500 миль на 15-уз. или 2000 миль на 12-уз., фактическая даль­ность плавания эсминцев типов 23 и 24 оказалась почти вдвое ниже расчетной и составила соответственно 1800 и 2000 миль на 17 уз. Впоследствии емкость цистерн увеличили до 340 т на типе 23 и до 380 т на типе 24), но прибавка к дальности получилась весьма не­значительной.

 

Судовые системы

 

Электроэнергией миноносцы типа «Мёве» обеспечивались дву­мя турбо- и одним дизель-генераторами. Их общая мощность со­ставляла 75 кВт, напряжение сети постоянного тока — 115 В. На «вольфах» устанавливали по одному турбо- и по два дизель-ге­нератора общей мощностью 99 кВт (120 В).

Как и большинство других кораблей немецкой постройки, ми­ноносцы оснащались развитой водоотливной системой. Она была устроена по типу отдельных автономных станций и включала семь эжекторов и три трюмных помпы. При необходимости к ним мог­ли подключаться два циркуляционных насоса главных конден­саторов — в этом случае общая производительность достигала 1714 м3/час, что в 1,5 раза превышало собственное водоизме­щение кораблей.

Штатные плавсредства насчитывали моторный катер, парусно-гребной катер и двухвесельный ял (динги). Первоначально на типе 23 шлюпки располагались в районе второй трубы, для их спуска и подъема служила стрела, опиравшаяся пяткой в грот-мачту; в ходе первой модернизации шлюпки переместили к срезу полубака, где для них были смонтированы индивидуальные кран-балки; ял кре­пился на палубе по правому борту в районе второй трубы. В годы войны миноносцы оснащались дополнительными спасательными плотиками.

 

Экипаж

 

По штату экипаж состоял из 4 офицеров и 116 унтер-офицеров и матросов. Впоследствии в связи с усилением зенитного воору­жения число матросов возросло до 123 — 125 человек. При ис­пользовании миноносцев в роли флагмана соединения на борт дополнительно принималось 5 офицеров и 25 унтер-офицеров и матросов. На «Ягуаре» в период его службы в роли учебно-артил­лерийского корабля (июль 1937 — апрель 1939гг.) находилось 3 офицера и 120 матросов; на «Зееадлере» при использовании в качестве опытового судна - соответственно 4 и 113.

Бытовые условия на миноносцах типа «Мёве» — «Вольф» от­вечали стандартам кайзеровского флота. Для офицеров предна­значались одноместные каюты и кают-компания, а также распола­гавшийся в кормовой надстройке санузел с ванной. Практически также были устроены помещения фельдфебелей. Унтер-офицер­ский кубрик находился в I отсеке, матросы размещались в четы­рех больших кубриках в носовой части, причем практически весь экипаж обеспечивался стационарными двухъярусными койками.