Общая оценка проекта

 

Первые послевоенные немецкие миноносные корабли строи­лись в жестких рамках версальских ограничений. Как следствие, их главными характерными чертами стали небольшое водоизме­щение и ослабленное артиллерийское вооружение. Не менее важ­ным фактором, повлиявшим на характеристики «хищников», была необходимость скорейшего обновления корабельного состава, не оставлявшая времени на разработку принципиально нового про­екта. В итоге в качестве прототипа был выбран порядком устарев­ший Н-145.

Немецкий кораблестроитель В. Хадерер еще в середине 1930-х гг. писал: «Хотя и удалось посредством всех научно-технических достижений добиться максимальной боевой ценности кораблей типов «Мёве» и «Вольф», все же остается неоспоримым, что они во всех отношениях уступают современным им эсминцам других держав. Их значение для германского флота заключается не в их качествах, а в том, что проектирование и постройка двенадцати миноносцев дали ценную возможность не отстать от зарубежных достижений в накоплении опыта постройки современных боевых кораблей, их механизмов и вооружения».

С другой стороны, версальские ограничения служили оправда­нием для немецких конструкторов: создать в дозволенных рамках полноценный эскадренный миноносец априори считалось невоз­можным. На тот факт, что 800-тонный лимит был превышен на 15%, командование флота (впрочем, как и союзные контрольные комиссии) закрывало глаза.

 

Сравнительные тактико-технические элементы эсминцев — современников типа 23

 

Тип 23

Тип 8

"Эренскьёльд"

"Куртатоне"

Годы постройки

1925—1928

1917—1924

1927—1930

1920—1922

Водоизмещение, т

924/1290

905/1220

974/1050

876/1210

Мощность, л.с.

23000

27000

24000

22000 -

Скорость, уз.

33

36

36

32

Запас топлива, т

321

301

150

153

Дальность плавания, миль

1800(17)

2750(15)

1600(20)

2200(15)

Вооружение

3 — 105-мм

2 — 20-мм

2x3 — 533-мм ТА

3 — 102-мм

1— 40-мм

2x2 — 533-мм ТА

3 — 120-мм

2 — 40-мм

2x3 — 533-мм ТА

2x2 — 102-мм

2 — 76-мм

2x3 — 450-мм ТА

Экипаж, чел.

120

90

119

117

 

Чтобы определить, насколько эффективно немцы распоряди­лись имеющимся водоизмещением, достаточно сравнить «Мёве» и «Вольф» с зарубежными кораблями аналогичной «весовой ка­тегории» - например, британскими эсминцами типа «S», швед­ским «Эренскьёльдом» и итальянским «Куртатоне». Нужно заме­тить, что в разных странах корабли создавались в соответствии с разными тактическими концепциями, но в целом были довольно похожими и к началу 1930-х гг. откровенно не отвечали современ­ным требованиям.

По вооружению лишь шведский эсминец, безусловно, превос­ходил немецкие корабли. Правда, нужно учитывать, что выбор 105-мм калибра диктовался исключительно политическими моти­вами, а робкая попытка его усиления при строительстве второй серии была пресечена англичанами. Опыт перевооружения «Лео­парда» и «Лухса» показал, что миноносцы вполне могли нести 127-мм орудия, хотя наличие на них двух постов управления ог­нем для трех установок вряд ли можно признать оправданным. От прототипа «мёве»/«вольфы» унаследовали традиционный для кайзеровского флота низкий борт и невысокую мореходность, явно проигрывая по этому показателю британскому конкуренту. Но са­мым слабым их местом была энергетическая установка. Низкие параметры пара предопределили невысокую агрегатную мощность и плохую экономичность. По скорости они уступали большинству современников. Тип «S» при примерно том же запасе топлива обладал почти в 1,5 раза большей дальностью плавания, а швед­ский и итальянский корабли при схожей дальности требовали вдвое меньше топлива. При этом немецкие миноносцы имели самый большой экипаж и, соответственно, не самые лучшие бытовые условия.

Тем не менее, несмотря на перечисленные недостатки, кораб­ли типа 23/24 оставили заметный след в истории германского флота. По сравнению с последующими проектами (тип 35/37), они отличались хорошо сбалансированным вооружением и зарекомен­довали себя весьма неприхотливыми и надежными в эксплуата­ции. Главное же, введение их в строй позволило качественно об­новить состав возрождавшегося после проигранной войны фло­та, подготовить новые кадры, отработать тактические приемы. Поэтому оценку постверсальских миноносцев справедливо поды­тожить словами известного историка и специалиста по герман­скому флоту времен Второй мировой войны Майкла Уитли: «Пред­ставители германского флота не имели причин сожалеть о по­стройке этих кораблей».