ВМС Норвегии

 

После окончания Первой мировой войны Норвегия практи­чески перестала уделять внимание развитию ВМС. За период между мировыми войнами флот пополнился всего нескольки­ми современными миноносцами, минными заградителями и тральщиками. Когда 9 апреля 1940 г. немецкие войска выса­дились в Норвегии, ее флот, представлявший скорее сборище музейных экспонатов, не смог оказать сколько-нибудь серьез­ного сопротивления. Большинство кораблей были затоплены экипажами или захвачены герм, войсками, и только нескольким миноносцам и патрульным кораблям удалось уйти в Англию.

Несмотря на большие потери, эвакуированное в Англию норвеж­ское правительство с помощью своего союзника смогло достаточно оперативно воссоздать национальный флот, чему способствовало большое число квалифицированных моряков как военного, так и торгового флота, готовых продолжать войну.

По договоренности между правительствами двух стран, Анг­лия укомплектовала большое число кораблей класса эсминец и ниже норвежскими экипажами. В оперативном плане они под­чинялись английскому Адмиралтейству, но плавали под норвеж­ским флагом. Всего за годы войны Норвегии были переданы в об­щей сложности более 60 кораблей и катеров: 7 эсминцев, 2 эс­кортных миноносца, 3 подводные лодки, 7 корветов, 5 траулеров, 6 тральщиков, 4 охотника за подводными лодками и 30 различ­ных катеров.

 

Броненосцы береговой обороны

 

Броненосцы береговой обороны типа "Norge" — 2 единицы

33.jpg

 

"Eidsvold" A 1899 14.6.1900 1901 Погиб 9.4.1940

"Norge" A 1899 31.1.1900 1900 Погиб 9.4.1940

 

3645/4166 т; 91,7/94,6x15,4x5,4 м; 2 ПМ, 6 ПК, 4500 л.с., 16,5 уз., 550 т угля. Бронирование: борт 152 мм, траверсы 152 мм, палуба 37 — 51 мм, рубка 152 мм, башни 203 — 152 мм, барбеты 152 мм, казематы 127 мм. Эк. 279 чел. 2x1 — 210-мм/44, 6 х 1 — 150-мм/46, 6x1— 76-мм, 2x1— 76-мм зен., 2x1— 37-мм, 2x1 (подводные) — 457-мм ТА.

 

Крупнейшие боевые корабли норвежского флота на момент на­чала Второй мировой войны. Спроектированы в 1898 г., представ­ляли собой дальнейшее развитие типа "Harald Haarfagre", отли­чались переходом с гарвеевской на крупповскую броню, установ­кой водотрубных ПК вместо огнетрубных и наличием двух дымовых труб вместо одной.

Броневой пояс по ватерлинии защищал приблизительно 60% длины корабля.

С момента своей постройки вплоть до начала Второй мировой войны оба корабля не подвергались каким-либо существенным модернизациям — все ограничилось установкой нескольких зенит­ных орудий. Тем не менее, к 1940 г. броненосцы находились в хо­рошем техническом состоянии и легко могли поддерживать 15-уз. скорость.

"Eidsvold" 9.4.1940 торпедирован у входа в гавань Нарвика герм. ЭМ "Wilhelm Heidkamp", взорвался и затонул.

"Norge" 9.4.1940 торпедирован в гавани Нарвика герм. ЭМ "Bernd von Arnim", перевернулся и затонул.

 

Броненосцы береговой обороны типа "Harald Haarfagre" — 2 единицы

34.jpg

 

"Harald Haarfagre" A 1896 4.1.1897 1898 9.4.1940 захвачен Германией

"Tordenskjold"       A 1896 18.3.1897 1898 9.4.1940 захвачен Германией

 

3380/3920 т; 92,7x14,8x5,4 м; 2 ПМ, 3 ПК, 4000 л.с., 17 уз., 500 т угля. Бронирование: борт 178 — 100 мм, палуба 37 — 51 мм, башни 203 — 127 мм, рубка 152 мм. Эк. 229 чел. 2 х 1 — 210-мм/44,6x1 — 120-мм/44, 6x1— 76-мм, 2x1— 76-мм зен., 2x1 — 20-мм, 6 пул., 2x1 (подводные) — 457-мм ТА.

 

Классические броненосцы береговой обороны, заказаны пра­вительством Норвегии в середине 1890-х гг. Строились в Англии на фирме "Армстронг" в 1895 г. В соответствии с пожеланием за­казчика, при разработке проекта в качестве образца избрали но­вейшие (на тот момент) шведские броненосцы типа "Oden" (3 еди­ницы заложены в 1894 — 1896 гг., водоизмещение 3445 т, ско­рость 16,5 уз., вооружение из 2 х 254-мм и 6 х 120-мм орудий, бортовая броня до 243 мм), и в силу этого норвежские корабли имели достаточно близкие к ним ТТХ.

Как и БРБО типа "Norge", за период службы не проходили мо­дернизации (за исключением установки нескольких зениток). К началу Второй мировой войны окончательно устарели и были выведены в резерв.

Оба корабля 9.4.1940 захвачены немецкими войсками в Хортене. Позже перестроены в плавбатареи ПВО и вошли в состав Кригсмарине в 1941 г. под названиями "Thetis" ("Harald Haarfagre") и "Nymphe" ("Tordenskjold").

 

Эсминцы и миноносцы

 

Эсминцы типа "Aalesund" — 0 + 2 единицы

 

I (MH, 4.1939/29.5.1941/не достроен — слом в 1956),

II (МН, 4.1939/ 30.6.1943/не достроен)

 

1220 (станд.) т; 95/100x9,9x2,8 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 30 000 л.с.,34 уз., 300 т нефти, 3100 (19) миль. Эк. 130 чел. 2 х 1 и 1 х 2 — 120-мм/45, 1x2 — 40-мм, 2x1 — 13,2-мм пул., 2x2 — 533-мм ТА.

 

Первые настоящие эсминцы норвежского флота, мало уступа­ющие по размерам и составу вооружения зарубежным кораблям этого класса. Постройка утверждена в 1938 г. Основой для проек­тирования послужили миноносцы типа "Sleipner", причем несмот­ря на вдвое большее водоизмещение, эсминец имел почти неотличимый от прототипа силуэт. Все артвооружение должно было поставляться шведской фирмой «Бофорс».

К началу германского вторжения корабли находились на стапелях и еще не имели названий. После оккупации Норвегии руководство Кригсмарине решило достроить эти корабли для себя, присвоив им номера ZN-4 и ZN-5. Из этой затеи ничего не вышло, поскольку ра­боты саботировались персоналом верфи. Корпуса еще удалось спу­стить на воду, но после этого работы фактически прекратились.

Дальнейшая судьба ZN-5 неизвестна. ZN-4 после освобождения страны решили достроить и даже переименовали в "Aalesund", од­нако к работам так и не приступили, и в 1950 г. достройку отменили.

 

Эсминцы типа "Sleipner" — б единиц

35.jpg

 

Подгруппа "Sleipner": "Sleipner" (MH, 1933/7.5.1936/1937 —исклю­чен в 1956),

                                      "Aeger" (MH, 1934/25.8.1936/1938 — погиб 9.4.1940),

                                      "Gyller" (MH, 1936/7.8.1938/8.1939 — захвачен Германией 11.4.1940)

Подгруппа "Odin": "Odin" (MH, 1938/17.1.1939/11.1939 —захвачен Германией 11.4.1940),

                                 "Tor" (FM, 1938/7.9.1939 — затоплен 9.4.1940),

                                 "Balder" (MH, 1938/11.10.1939 — 9.4.1940 захвачен Германией в недостроенном состоянии)

 

597/708 т (тип "Sleipner") или 632/719 т (тип "Odin"); 72/74,3 (тип "Sleipner") или 74/около 76 (тип "Odin")x7,8x2,2 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 12 500 л.с., 30 уз. 100 т нефти, 3500 (15) миль. Эк. 75 чел. 3 (тип "Sleipner") или 2 (тип "Odin") х 1 — 100-мм/40, 1x1 — 40-мм/56, 2x1 — 12,7-мм пул., 2 ("Gyller") или 1 (остальные) х 2 — 533-мм ТА, 4 БС.

 

Эсминцы (фактически миноносцы) типа "Sleipner" стали первы­ми кораблями этого класса, пополнившими флот после почти двад­цатилетнего перерыва, вызванного как политическими, так и фи­нансовыми трудностями. При их проектировании ставилась задача создать корабль, который, не слишком уступая эсминцам сосе­дей и обладая достаточной мореходностью, был бы как можно меньше по размерам и, соответственно, дешевле (средства на флот хотя и выделялись, но в очень ограниченном объеме). Надо отдать должное норвежским корабелам — они смогли разработать весьма оригинальные корабли, составом вооружения практичес­ки не уступающие более крупным (почти в два раза) шведским и немецким "оппонентам". Достичь этого удалось за счет разумно­го облегчения корпуса и ЭУ, а также некоторого снижения скорос­ти. На кораблях типа "Sleipner" впервые в национальной практи­ке была применена продольная схема набора корпуса без двой­ного дна. Последнее обстоятельство отчасти компенсировалось большим числом водонепроницаемых отсеков. Вес ЭУ удалось снизить в результате повышения параметров пара.

Тем не менее, даже эти в целом удачные корабли не смогли оп­ровергнуть правило, гласящее: попытка втиснуть максимум воору­жения в минимальное водоизмещение ведет к потере невидимых на бумаге, но столь заметных на практике качеств — таких как мо­реходность и остойчивость. По ним "Sleipner" заметно уступал сво­им предшественникам типа "Draug". На трех уже построенных или находящихся в высокой степени готовности кораблях с этим реше­но было смириться, но внести изменения в проект трех единиц 2-й подгруппы, сократив на них число орудий с трех до двух и несколь­ко удлинив корпус.

"Aeger" потоплен 9.4.1940 в гавани Ставангера герм, авиацией.

"Sleipner" 26.4.1940 смог уйти в Англию. Там его через некоторое время перевооружили на английскую артиллерию, заменив 100-мм пушки "Бофорса" на универсальные 102-мм Mk.V. Общее число стволов сократилось с трех до двух. Кроме того, корабль получил дополнительно два 20-мм "эрликона".

"Odin" и "Gyller" сдались герм, войскам 11.4.1940 в Кристиансанне. Включены в состав Кригсмарине под названиями "Panther" и "Lowe".

"Tor" в момент вторжения Германии в Норвегию проходил сда­точные испытания. Затоплен экипажем 9.4.1940 в гавани Фредрикстада. Поднят немцами и после ремонта 13.6.1940 включен в со­став Кригсмарине под названием "Tiger".

"Balder" захвачен герм, войсками в недостроенном состоянии в Хортене 9.4.1940. Достроен и введен в состав Кригсмарине 26.6.1940 под названием "Leopard".

После войны "Gyller", "Odin", "Tor" и "Balder" возвращены Норве­гии и сданы на слом в 1959 г.

 

Эсминцы типа "Draug" — 3 единицы

36.jpg

 

"Draug" (MH, 1907/18.3.1908/1909 — исключен в 1944),

"Troll" (MH, 1908/7.7.1910/1910 — 4.5.1940 захвачен Германией),

"Garm" (MH, 1912/25.5.1913/1914 — погиб 26.4.1940)

 

468/578 ("Draug" и "Troll") или 597 ("Garm") т; 69,2x7,3x2,9 м; 2 ПМУ ("Draug" и "Troll") или 2 ПТУ ("Garm"), 4 ПК, 7500 ("Draug" и "Troll") или 8000 ("Garm") л.с.,26,5 уз., 95 — 105 т угля, 2800 (10) миль. Эк. 76 чел. 6x1— 76-мм/50, 3x1— 457-мм ТА.

 

Проект разработан в 1906 г. на верфи ВМС в Хортене. Для своего времени довольно удачные корабли, отличавшиеся основатель­ностью постройки, крепкими корпусами и хорошей мореходностью. Близки к английским кораблям типа "River", послужившим своего рода ориентиром при составлении технических требований на проектирование. При этом норвежские корабли были не копией, а скорее аналогом английских, и имели ряд индивидуальных осо­бенностей: расположение артиллерии и ТА, а также наличие че­тырех дымовых труб, придававших норвежским кораблям сход­ство со шведскими и русскими истребителями.

Последний, третий, представитель этого типа "Garm" стал пер­вым норвежским турбинным кораблем. На испытаниях он развил скорость 27,4 уз.

"Draug" 9.4.1940 ушел из Норвегии в Англию. В 1944 г. выведен из состава флота и вскоре сдан на слом.

"Garm" потоплен герм, авиацией 26.4.1940 в Согне-фьорде.

"Troll" захвачен герм, войсками в Флуре 4.5.1940. Введен 18.5.1940 в состав Кригсмарине под собственным названием. Пос­ле окончания войны возвращен Норвегии, сдан на слом в 1949 г.

 

Эсминцы типа "Town" — 5 единиц

37.jpg

 

"Bath" (б. HMS "Bath", NNsb, 19.1.1918/8.6.1918/1919 (9.4.1941) — погиб 19.8.1941),

"Lincoln" (б. HMS "Lincoln", С, 12.2.1918/19.6.1918/ 1919 (1.6.1942) — в феврале 1944 возвращен Англии),

"Mansfield" (б. HMS "Mansfield", BIW, 28.12.1917/30.10.1918/1919 (16.12.1940) — в феврале 1942 возвращен Англии),

"Newport" (б. HMS "Newport", BQ, 25.8.1917/16.12.1917/1918 (1.10.1941) — возвращен Англии в июне 1942),

"St. Albans" (б. HMS "St. Albans", NNsb, 23.3.1918/ 4.7.1918/1919 (14.4.1941) — возвращен Англии в феврале 1944)

 

1090/1390 ("Mansfield" и "Lincoln") или 1060/1360 ("Bath", "Newport" и "St. Albans") т; 95,8x9,3x3,6 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 24 200 ("Mansfield"), 27 000 ("Newport") или 26 000 (остальные) л.с.,32 ("Mansfield") или 35 (остальные) уз., 275 т нефти, 4300 (14) миль. Эк. 146 чел. Вооружение: "Mansfield", "Newport" и "Bath" — 3x1 — 102-мм/50, 1x1 — 76-мм/40, 3x1 — 12,7-мм пул., 2 х 3 — 533-мм ТА, 2 БС и 4 БМ; "St. Albans" — 3 х 1 — 102-мм/50, 1x1— 76-мм/40, 1x1— 76-мм/23, 2 БС и 4 БМ; "Lincoln" — 1x1 — 102-мм/50,1x1 — 76-мм/40,2x1 — 20-мм, 2x1 — 12,7-мм пул., 1 х 3 — 533-мм ТА, РБУ «Хеджехог», 2 БС и 4 БМ;

Примечание: состав вооружения приведен на момент передачи кораблей норвежскому флоту.

 

Бывшие английские эсминцы типа "Town" (в свою очередь, полу­чены Англией от США в конце 1940 г.). Часть из них плавала под национальным флагом, часть — под английским, но с норвежски­ми экипажами. Английские названия не изменялись.

"Mansfield" получен 16.12.1940, возвращен Англии 11.2.1942. "Bath" получен 9.4.1941,19.8.1941 потоплен в Северной Атлантике герм. ПЛ U-204 (по другой версии— U-201). "St. Albans" получен 14.4.1941, воз­вращен Англии 4.2.1944. "Newport" получен 1.10.1941, возвращен Анг­лии 15.6.1942. "Lincoln" получен 1.6.1942, возвращен Англии 8.2.1944.

 

Эсминцы типа S — 2 единицы

38.jpg

 

"Stord" (б. HMS "Success", W, 25.2.1942/3.4.1943/9.1943 — слом в 1959),

"Svenner" (6. HMS "Shark", S, 5.11.1941/1.6.1943/3.1944 — погиб 11.3.1944)

 

1710/2530 т; 103,5/110,6x10,9x4,3 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 40 000 л.с., 36 уз., 615 т нефти, 4675 (20) миль. Эк. 200 чел. 4x1 — 120-мм/45,1x2 — 40-мм/56, 4x2 — 20-мм/70, 2 х 4 — 533-мм ТА, 4 БМ и 2 БС (70 ГБ).

 

Английские ЭМ типа S, переданы норвежским ВМС при достройке и вступили в строй уже под норвежским флагом.

"Svenner" потоплен 6.6.1944 у побережья Норман­дии герм, миноносцами.

 

Эскортные миноносцы типа "Hunt" — 2 единицы

39.jpg

 

"Eskdale" (6. HMS "Eskdale", CL, 18.1.1941/16.3.1942/7.1942 — по­гиб 14.4.1943),

"Glaisdale" (б. HMS "Glaisdale", CL, 4.2.1941/5.1.1942/ 6.1942 —слом в 1961)

 

1050/1490 т; 80,5/85,3x9,6x3,7 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 19 000 л.с., 27 уз., 277 т нефти, 2100(20) миль. Эк. 168чел. 2x2 —102-мм/45, 1 х4 —40-мм/40, 3 х 1 — 20-мм, 4 БМ, 2 БС (70 ГБ).

 

Бывшие английские эскортные миноносцы типа "Hunt" третьей серии. Передали ВМС Норвегии, когда находились в достройке и в строй вступили уже под норвежским флагом.

В 1943 г. на обоих кораблях в носу смонтировали по одному противокатерному 40-мм «пом-пому».

"Eskdale" 14.4.1943 у м. Лизард получил попадания двух тор­пед с герм. ТКА S-90 — в нос и корму. Несмотря на тяжелые по­вреждения некоторое время оставался на плаву, но, получив но­вые торпедные попадания с герм. ТКА S-112 и S-65, затонул.

 

Миноносцы 1-го класса типа "Snogg" — 3 единицы

40.jpg

 

"Snogg" (MH, 1917/2.9.1920/н.д. — захвачен Германией 5.5.1940),

"Stegg" (MH, 1917/16.6.1921/1923 — погиб 20.4.1940),

"Trygg" (MH, 1917/31.5.1919/1920 —погиб 25.4.1940)

 

198/220 т (нормальное); 53x5,5x2 м; 2 ПМ, 2 ПК, 3500 л.с., 25 уз., 30 т нефти. Эк. 33 чел. 2 х 1 — 76-мм/25, 2x2 — 457-мм ТА.

 

Строились по проекту, разработанному в конструкторском бюро верфи ВМС в Хортене. Предназначались для действий во фьордах.

К началу Второй мировой войны могли поддерживать ход в 20 уз.

"Snogg" захвачен герм, вооруженным траулером 4.5.1940 во Флуре (Сунн-фьорд). Уже 18.5.1940 вошел в состав Кригсмарине под названием "Zack", 1.1.1941 переименован в V-5504, а 20.5.1942 — в V-5502. Погиб 6.9.1943.

"Stegg" потоплен 20.4.1940 в Хардангер-фьорде арт. огнем герм, учебного корабля "Bremse".

"Trygg" 25.4.1940 тяжело поврежден герм, авиацией у Ондальснеса, выбросился на мель. Летом 1940 г. поднят немцами и 1.8.1940 вошел в состав Кригсмарине под названием "Zick". 1.1.1941 пере­именован в V-5503, 20.5.1942 — в V-5501, 13.11.1943 — в NB-20, 1.6.1944 — в V-5506. Потоплен союзной авиацией 23.10.1944.

 

Миноносцы 2-го класса типа "Teist" — 3 единицы

41.jpg

 

"Skarv" (MH, 14.12.1906 —захвачен Германией 9.4.1940),

"Teist" (MH, 18.2.1907 — затоплен 14.4.1940),

"Kjell" (MH, 12.5.1912 — захвачен Германией 9.4.1940)

 

84/103 т ("Skarv" и "Teist") или 84/108 т ("Kjell"), 41,1x4,5x2,3 м. 1 ПМУ, 2 ПК, 1700л.с.,25уз., 16 т угля. Эк. 21 чел. 2 х 1 —47-мм ("Skarv" и "Teist") или 1x1 — 76-мм/25 ("Kjell"), 3 ("Skarv" и "Teist") или 2 ("Kjell") x 1 — 457-мм ТА.

 

Развитие типа "Ravn". Последний корабль серии — "Kjell" — строился по усовершенствованному проекту, был крупнее и имел более мощное артвооружение (76-мм орудие вместо 47-мм), но число палубных ТА на нем сократилось с двух до одного.

К 1940 г. развивали не более 20 уз.

"Skarv" 9.4.1940 захвачен герм. ТЩ М-1 в Эгерсунне. Введен в со­став Кригсмарине под собственным названием, впоследствии пере­именован в "Gazelle". Погиб 27.9.1942 в результате столкновения.

"Teist" затоплен экипажем 14.4.1940 во Флекке-фьорде. Впос­ледствии поднят немцами и под названием NH-02 вошел в состав Кригсмарине.

"Kjell" захвачен герм, войсками в Кристиансанне и введен в со­став Кригсмарине под названием "Tiger" (впоследствии переиме­нован в КТ-1, затем — в "Dragoner"). Потоплен авиацией союзни­ков 28.9.1944.

 

Миноносцы 2-го класса типа "Hval" — 6 единиц

42.jpg

 

"Storm" (MH, 1899 — захвачен Германией 9.4.1940),

"Brand" (MH, 22.9.1899 — захвачен Германией 9.4.1940),

"Laks" (MH, 12.7.1900 — захвачен Германией 9.4.1940),

"Sild" (MH, 30.7.1900 — затоплен 5.5.1940),

"Sael" (HM, 25.9.1901 — погиб 19.4.1940),

"Skrei" (MH, 31.10.1901 —затоплен 8.5.1940)

 

84/107 т; 39,9x4,5x2,1 м; 1 ПМУ, 2 ПК, 650 — 1000 л.с., 20 — 21 уз. 17 т угля. Эк. 19 — 20 чел. 2x1— 37-мм/50, 2 — 457-мм ТА.

 

Проект германской фирмы "Шихау", созданный на базе чертежей миноносца S-67, построенного для герм, флота. Серия насчитыва­ла десять единиц, из которых три головных строились в Германии, а остальные — в Норвегии. К началу Второй мировой войны в строю находились шесть единиц, четыре списаны в 1920 — 1933 гг. К 1940 г. сохранившиеся корабли имели ход около 17,5 уз.

"Brand" и "Storm" 9.4.1940 захвачены в Бергене герм, войсками. Первый вошел в состав Кригсмарине под названием "Tarantel" (позднее переименован в V-5519). После окончания войны возвра­щен Норвегии и сдан на слом в 1946 г. "Storm" 13.4.1940 наскочил на подводную скалу у о. Бемло в районе Бергена и затонул.

"Laks" 9.4.1940 захвачен в Тронхейме герм, войсками, вошел в состав Кригсмарине под названием "Admiral Deinhard". После окон­чания войны возвращен Норвегии и сдан на слом в 1945 г.

"Sael" 19.4.1940 потоплен двумя герм. ТКА в проливе Лукксуни (Харданген-фьорд). Впоследствии поднят немцами и после ремон­та включен в состав Кригсмарине под названием NH-03.

"Sild" затоплен экипажем 5.5.1940 у о. Сване. Впоследствии под­нят немцами и под названием "Balte" вошел в состав Кригсмарине.

"Skrei" затоплен экипажей во Фрей-фьорде у Кристиансанна. Поднят немцами и под названием NH-01 (позднее переименован в V-6501) вошел в состав Кригсмарине. После войны возвращен Норвегии.

Исключенные из состава действующего флота "Hval" и "Delfin" на момент вторжения немцев в Норвегию стояли разоруженными в Кристиансанне. Захвачены герм, войсками и введены в состав Кригсмарине, при этом "Delfin" переименовали в "Korassier". Сда­ны на слом в 1947 г.

 

Миноносцы 2-го класса типа "Ravn" — 5 единиц

 

"Ravn" (MH, 18.12.1903 —затоплен 18.4.1940),

"Urn" (MH, 18.12.1903 — захвачен Германией 9.4.1940),

"Grib" (MH, 26.1.1905 — затоплен 18.4.1940),

"Jo" (MH, 10.7.1905 — взорван 18.4.1940),

"Lorn" (MH, 14.9.1905 — захвачен Германией 9.4.1940)

 

55/75 т; 36,2x4,5x1,9 м; 1 ПМУ, 2 ПК, 1000 л.с., 23 уз., 13т угля. Эк. 18 чел. 2x1 — 37-мм, 2 х 1 — 457-мм ТА.

 

Увеличенная версия миноносцев типа "Varg" с более мощной машиной и повышенной до 23 уз. скоростью хода. Один из ТА рас­полагался в поворотной установке на верхней палубе, второй — неподвижно в носу.

К началу Второй мировой войны окончательно устарели. На "Jo" незадолго до начала войны одна из 37-мм пушек "Гочкис" была заменена на 12,7-мм зен. пулемет.

"Grib" и "Ravn" затоплены экипажами 18.4.1940 в Люнгер-фьорде у Арендаля. "Jo" тяжело поврежден герм, авиацией 17.4.1940 в Люн­гер-фьорде у Арендаля, выбросился на берег и на следующий день взорван экипажем. "Urn" и "Lorn" 9.4.1940 захвачены герм, войсками в Хортене и введены в состав Кригсмарине под названиями "Schlange" и "Eidesche". После войны оба возвращены Норвегии.

 

Подводные лодки

 

Подводные лодки типа В — 6 единиц

43.jpg

 

В-1 (МН, 1915/1.8.1922/1923 — искл. в 1944),

В-2 (МН, Н.Д./15.8.1923/ 1924 — захвачена Германией 9.4.1940),

В-3 (МН, н.д./25.1.1924/1926 — затоплена 9.4.1940),

В-4 (МН, н.д./19.12.1923/1927 — захвачена Гер­манией 9.4.1940),

В-5 (МН, 1925/17.6.1929/1929 — захвачена Герма­нией 9.4.1940),

В-6 (МН, 1925/4.9.1929/1930 — захвачена Германией 18.5.1940)

 

Надводное — 420 (станд.) т, подводное — 545 т; 51x5,3x3,5 м; 2 диз./2 ЭД, 900/700 л.с., 14,5/10,5 уз. Эк. 23 чел. 4 х 1 (2 носовых и 2 кормовых) — 457-мм ТА, 1 х 1 — 76-мм/25.

 

Однокорпусные подводные лодки типа "Голланд", построены в Норвегии по американскому проекту.

К началу Второй мировой войны устарели.

В-1 в июле 1940 г. ушла в Англию, где использовалась как учеб­ная до июля 1944 г., когда была выведена из боевого состава.

В-2, В-4, В-5 и В-6 захвачены немецкими войсками в Кристиансанде (В-2 и В-5), Хортене (В-4) и Флуре, Сунн-фьорд (В-6) в пе­риод с 9.4 по 18.5.1940 г. Первые две сданы на слом, а В-5 и В-6 после ремонта вступили в строй Кригсмарине 20.11.1940 и 17.11.1941 под названиями UC-1 и UC-2 соответственно. Служи­ли в качестве учебных, UC-1 сдана на слом в 1942 г., UC-2 затоп­лена 3.5.1945.

В-3 затоплена экипажем в Тромсе 9.6.1940 во избежание за­хвата немцами.

 

Подводные лодки типа А — 3 единицы

44.jpg

 

А-2 (Кг, 1911/1913/1914 — захвачена Германией 9.4.1940),

А-3 (Кг, 1911/1913/1914 — затоплена 15.4.1940),

А-4 (Кг, 1911/1913/1914 — затоплена 15.4.1940)

 

Надводное — 250/268, подводное — 342 т; 46,5x4,8x2,7 м; 2 диз./2 ЭД, 700/380 л.с., 14,2/7,3 уз. Эк. 17 чел. 3 х 1 (2 носовых и 1 кормовой, 5 торпед) — 457-мм ТА.

 

Построены по заказу Норвегии в Германии. Контракт преду­сматривал постройку четырех единиц, но с объявлением Первой мировой войны, последняя (А-5) была реквизирована немцами и под названием UA включена в состав кайзеровского флота.

Удачные для своего времени ПЛ, но к началу Второй мировой окончательно устарели.

А-2 захвачена немцами в Осло-фьорде у о. Булерне 9.4.1940, в строй Кригсмарине не вводилась и сдана на слом. А-3 и А-4 за­топлены экипажами 15.4.1940 в Верк-бухте (Тенсберг-фьорд).

 

Подводные лодки типов U и V — 3 единицы

45.jpg

 

"Ula" (б. HMS'Varne", 1942/22.1.1943/4.1943 —слом в 1966),

"Uredd" (б. HMS Р-41, Н.Д./24.8.1941/12.1941 — погибла 10.2.1943),

"Utsira" (б. HMS "Variance", н.д./22.5.1944/8.1944 — слом в 1965)

 

"Ula" и "Uredd": надводное — 540/630 т, подводное — 732 т; 60x4,9x4,6 м; 2 диз./ 2 ЭД, 615/825 л.с., 11,3/9 уз., 38 т соляра, 4050 (10) миль. Эк. 33 чел. 4 х 1 — 533-мм ТА (4 носовых, 8 торпед), 1x1 — 76-мм/50.

"Utsira": надводное — 545/658 т, подводное — 740 т; 62,3x4,9x4,7 м; 2 диз./2 ЭД, 615/825 л.с., 11,5/10 уз., 55 т соляра, 4700 (10)/30 (9) миль. Эк. 33 чел. 4x1— 533-мм ТА (4 носовых, 8 торпед), 1x1 — 76-мм/50.

 

Английские подводные лодки типов V ("Utsira") и U ("Ula" и "Uredd"), переданы Норвегии при постройке.

"Uredd" до 1943 г. числилась под названием Р-41. Погибла в ре­зультате подрыва на мине у Боде (побережье Норвегии) 10.2.1943.

 

Патрульные и эскортные корабли

 

Патрульные корабли

 

Из-за хронической нехватки средств норвежский флот не имел спе­циализированных сторожевых кораблей (за исключением судов охраны рыболовства), поэтому для охраны и патрулирования протя­женного побережья страны использовались суда, переоборудованные из рыболовных траулеров, и китобойцы. Также для этой цели привле­кались окончательно устаревшие миноносцы, не годные ни на что дру­гое. В качестве патрульного корабля использовался и бывший воен­ный транспорт "Farm". Наиболее подходящими для несения патруль­ной службы считались бывшие китобойцы, отличавшиеся хорошей мореходностью и прочностью постройки.

 

Бывший военный транспорт — 1 единица "Farm" (1900 г., 424 брт, 9 уз., 32 чел., 2x1— 65-мм)

 

Судьба неизвестна.

 

Бывшие миноносцы — 3 единицы

 

"Blink" (MT, 1896 —захвачен Германией 9.4.1940),

"Kvik" (FM, 1897 — захвачен Германией 9.4.1940),

"Lyn" (MT, 1896 — захвачен Герма­нией 9.4.1940)

 

45/65 т; 35x3,8x1,7 м; 1 ПМУ, 2 ПК, 650 л.с., 18 уз., 12 т угля. Эк. 16 чел. 2 х 1 — 37-мм.

 

Бывшие миноносцы 2-го класса типов "Lyn" и "Djerv", переклас­сифицированы в патрульные корабли в середине 1930-х гг., по некоторым сведениям, ТА при этом демонтировались.

"Blink", "Kvik" и "Lyn" захвачены герм, войсками в Кристиансанне 11.4.1940 и включены в состав Кригсмарине под названиями КТ-4 (позднее — "Hussar"), КТ-2 (позднее — "Musketier") и КТ-3 соответственно. После окончания войны возвращены Норвегии.

 

Бывшие китобойные суда — 14 единиц

 

"Haug" (1925г., 213 брт, 11 уз., 16 —18 чел., 1 х 1 — 76-мм),

"Haug III" (1925 г., 213 брт, 11 уз., 16 — 18 чел., 1x1— 76-мм),

"Hval II" (1927 г., 224 брт, 12 уз., 15 чел., 1x1— 76-мм),

"Hval III" (1928 г., 246 брт, 12 уз., 15 чел., 1 х 1 -76-мм),

"Hval IV" (1929 г., 248 брт, 12 уз., 15 чел., 1x1 — 76-мм и, возможно, 2 х 1 — 37-мм),

"Hval V" (1929 г., 248 брт, 10 уз., 18 чел., 1 х 1 — 76-мм),

"Hval VI" (1929 г., 248 брт, 12 уз., 15 чел., 1x1 — 76-мм),

"Hval VII" (1930 г., 248 брт, 12уз., 15чел., 1 х 1 —76-мм),

"Firern" (1929 г., 247 брт, 12 уз., 15 чел., 1x1— 76-мм или 2 х 1 — 37-мм),

"Oter" (1929 г., 251 брт, 12 уз., 15 чел., 1 х 1 —76-мм),

"Pol III" (1926 г., 214 брт, 11 уз., 15 чел., 1x1— 76-мм),

"Treff" (1925 г., 204 брт, 11 уз., 14 чел., 1 х 1 — 76-мм),

"Skudd I" (1929 г., 247 брт, 12 уз., 15 чел., 1 х 1 — 76-мм),

"Skudd II" (1929 г., 247 брт, 12 уз., 15 чел., 1 х 1 — 76-мм)

 

"Pol III" 9.4.1940 потоплен в Осло-фьорде артогнем герм. мм "Albatros". "Hval IV", "Hval VI", "Hval VII" 11.4.1940 захвачены герм, войсками в Кристиансанне. "Haug II" 13.4.1940 захвачен герм, вой­сками в Тронхейме.

Неизвестна судьба "Firern", "Oter I", "Treff', "Skudd I", "Skudd II", "Hval II", "Hval III", "Hval V" и "Haug III".

 

Бывшие траулеры — 32 единицы

 

"Alpha" (1904 г., 10,5 уз., 14 чел., 1 х 1 — 76-мм),

"Alversund" (1926 г., 178 брт, 11 уз„ 18 чел., 1 х 1 — 65-мм),

"Andenes"(10y3., 18 чел., 1x1 — 76-мм), "Beta" (1900 г., 168 брт, 11,5 уз., 14 чел., 1 х1 -76-мм),

"Bjerk" (1912 г., 182 брт, 10 уз., 18 чел., 1 х 1 -65-мм),

"Bdrtind" (1912 г., 328 брт, 10 уз., 18 чел., 1 х1—76-мм),

"Commonwealth" (1912 г., 179 брт, 11 уз., 18 чел., 1 х1 —65-мм),

"Fosen" (1906 г. 273 брт, 10 уз., 16—18 чел., 1x1— 76-мм),

"Furu" (10 уз., 14 чел., 1x1— 76-мм),

"William Barents" (1924 г., 203 брт, 11 уз., 15 чел., 1x1— 76-мм или 2x1 — 37-мм),

"Lyngdal" (1912 г., 149 брт, 10 уз., 15 чел., 1x1 — 76-мм или 2x1—37-мм),

"Haus"(1914r, 135 брт, 10,5 уз., 18 чел., 1 х1—65-мм),

"Manger" (1911 г., 153 брт, 12 уз., 15 чел., 1x1— 65-мм),

"Lindaas" (10 уз., 18 чел., 1 х 1 —47-мм),

"Oygar" (1908 г., 153 брт, 10 уз., 18 чел., 1x1— 76-мм),

"Oster" (1908 г., 189 брт, 10,5 уз., 18 чел., 1x1— 76-мм или более легкое орудие),

"Smart" (1907 г., 122 брт, 10 уз., 18 чел., 1x1 — 76-мм или более легкое орудие),

"Veslefrikk" (1924 г., 169 брт, 10 уз., 18 чел., 1x1 — 76-мм или более легкое орудие),

"Veslegutt" (1912 г., 168 брт, 10 уз., 18 чел., 1x1 — 76-мм или более легкое орудие),

"Heilhorn" (1908 г., 192 брт, 9 уз., 16 — 18 чел., 1x1— 76-мм),

"Stenkjaer" (1878 г., 159 брт, 10 уз., 16 — 18 чел., 1 х 1 -76-мм),

"Nauma" (1891 г., 219 брт, 8,5 уз., 16 — 18 чел., 1 х 1 -76-мм),

"Kelt" (1925 г., 376 брт, 10 уз., 18 чел., 1 х 1 -76-мм),

"Syrian" (1919 г., 298 брт, 10уз., 18чел., 1 х1 —76-мм),

"Thorodd" (1919 г., 422 брт, 10 уз., 18чел., 1 х 1 —76-мм),

"Svalbard II" (1919 г., 270 брт, 10 уз., 18 чел., 1x1 — 76-мм),

"Kvitoy" (1912 г., 209 брт, 10 уз., 18 чел., 1x1 — 76-мм),

"Nordhav II" (1913 г., 425 брт, 10 уз., 18 чел., 1x1— 76-мм),

"Sperm" (1925 г., 239 брт, 10 уз., 18 чел., 1 х1 — 65-мм),

"Rundoy"(10yз., 18 чел.),

"Ramoen" (1907 г., 299 брт, 10,5 уз., 15 чел., 1x1— 76-мм),

"Saetre" (1925г., 172 брт, 11,5 уз., 14 чел., 1 х 1 —76-мм)

 

"William Barents" захвачен немцами в Кристиансанне 11.4.1940. "Nauma" захвачен немцами 13.4.1940 в Тронхейме. "Kelt" 9.4.1940 захвачен немцами в Осло-фьорде. "Kvitoy" захвачен немцами 9.6.1940 и введен в состав Кригсмарине под названием "Widder".

Судьба остальных неизвестна.

 

Корабли охраны рыболовства — 5 единиц

 

Корабли охраны рыболовства предназначались для патрули­рования районов рыбных промыслов в Северном, Норвежском и Баренцевом морях. Находились в ведении министерства сель­ского хозяйства, но оперативно подчинялись флоту.

Самым крупным и представляющим наибольшую боевую ценность являлся "Fridtjof Nansen"(MH, 1928/5.11.1930/1931, 1275 (станд.)т; 73x10,6x5 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 2000 л.с., 15 уз. Эк. 67 чел. 2x1 — 102-мм/40, 2x1 — 47-мм, 1 гидросамолет). По своим характе­ристикам он был близок к датским патрульным кораблям "Hvidbjornen" и "Ingolf".

Остальные корабли охраны рыболовства были представлены бывшей КЛ "Heimdal" (1892 г., 478/640 т, 12 уз., 62 чел., 4x1 — 76-мм, 2x1 — 37-мм), бывшим рыболовецким судном "Michael Sars" (1900 г., 226 брт, 9 уз., 27 чел., 2x1 — 47-мм) и двумя однотипны­ми патрульными кораблями недавней постройки — "Nordkapp" и "Senja" (1937 г., 266 т, 13,7 уз., 22 чел., 1x1— 47-мм). Последние могли также использоваться в качестве гидрографических судов.

"Senja" и "Michael Sars" захвачены герм. ЭМ в Уфут-фьорде 9.4.1940. Спустя три дня оба корабля потоплены англ, авиацией в Нарвике. Впоследствии немцы смогли поднять "Senja", который после войны был возвращен Норвегии.

"Nordkapp", "Fridtjof Nansen" и "Heimdal" при нападении Герма­нии на Норвегию ушли в Англию.

"Fridtjof Nansen" разбился на скалах у о. Ян-Майнен 8.11.1940. "Heimdal" сдан на слом в 1944 г.

 

46.jpg

 

Корветы типа "Flower" — 6 единиц

 

"Andenes" (б. HMS "Acanthus", AI, 26.5.1941 — в 1947 возвращен Англии),

"Montbretia" (б. HMS "Montbretia", FF, 27.5.1941 — погиб 18.11.1942),

"Nordkyn" (б. HMS "Buttercup", HW, 21.3.1940 — в 1947 возвращен Англии),

"Potentilla" (б. HMS "Potentilla", WS, 18.12.1941 — в марте 1944 возвращен Англии),

"Rose" (б. HMS "Rose", WS, 22.9.1941 — погиб 27.10.1944),

"Soroy" (б. HMS "Eglantine", HW, 11.6.1941 — в 1947 возвращен Англии)

 

925/1170 т; 57,9/62,5x10,1x4,1 м; 1 ПМУ, 2 ПК, 2750 п.с., 16,5 уз., 230 т нефти, 3500 (12) миль. Эк. 85 чел. 1x1 — 102-мм/45, 1x1— 40-мм, 2 БМ и 2 БС (40 ГБ).

 

Корветы английской постройки, переданы Норвегии: "Soroy" (ав­густ 1941 г.), "Montbretia" (сентябре 1941 г.), "Andenes" и "Rose" (оба в октябре 1941 г.), "Potentilla" (январь 1942 г.) и "Nordkyn" (ап­рель 1942 г.).

Во второй половине 1942 — начале 1943 г. усилено противоло­дочное и зенитное вооружение: смонтирован РБУ «Хеджехог», чис­ло БМ увеличено до 4, а запас ГБ — до 70 шт. Установлены 2 — 4 20-мм «эрликона».

"Montbretia" 18.11.1942 потоплен в Сев. Атлантике герм. ПЛ U-624.

"Rose" погиб в Зап. Атлантике 27.10.1944 в результате столкновения с англ, кораблем "Manners".

 

Корвет типа "Castle" — 1 единица

 

"Tungsberg" (б. HMS "Shrewsbury Castle", SH, 16.8.1943 — погиб 12.12.1944)

 

1010/1590 т; 68,6/76,8x11,2x4,1 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 2750 л.с., 16,5 уз., 480 т нефти, 6200 (15) миль. Эк. 120 чел. 1x1 — 102-мм/40, 2 х 2 и 2 х 1 — 20-мм, РБУ «Сквид», 2БМ, 1 БС(15ГБ).

 

Передан Англией в июле 1944 г. Погиб 12.12.1944 на подходах к Кольскому заливу в результате подрыва на мине.

 

Траулеры типа "Isles" — 5 единиц

 

"Jeloy" (б. HMS "Shiant"),

"Karmoy" (6. HMS "Inchmarnock"),

"Oksoy" (6. HMS "Kerrera"),

"Tromoy" (1-й) (6. HMS "Eday"),

"Tromoy" (2-й) (6. HMS "Mincarlo")

 

547/770 т; 50x8,4x3,2 м; 1 ПМУ, 1 ПК, 850 л.с., 12 уз., 183 т угля. Эк. 35 чел. 1 х 1— 76-мм/40, 3 х 1 — 20-мм, 30 ГБ.

 

Спущены на воду в 1941 — 1944 гг. на верфях "Fleming & Ferguson" и "Ardrossan Dockyard", переданы Англией Норвегии в августе 1943 — августе 1944 гг.

"Tromoy" (1-й) возвращен Англии в октябре 1944 г.

 

Минные заградители и тральщики

 

Минный заградитель "Olaf Tryggvason" — 1 единица

47.jpg

 

"Olaf Tryggvason" (MH, 1931/21.12.1932/6.1934 — захвачен Герма­нией 9.4.1940)

 

1569/1860 т; 97,3x11,5x3,6 м; 2 ТЗА + ДЭУ, 3 ПК, 4600 + 1400 л.с., 21 уз. 130 т нефти + 70 т соляра, 3000 (14) миль под дизелями. Эк. 191 чел. 4x1 — 120-мм/45, 1 х 1 — 76-мм зен., 2 х 1 — 40-мм, 2x1 — 12,7-мм пул., 1x2 — 457-мм ТА (согласно проекту), 280 мин.

 

Один из наиболее совершенных минных заградителей в мире накануне Второй мировой войны. Имел весьма оригинальную ЭУ, в состав которой входили два ТЗА общей мощностью 4600 л.с. и два дизель-генератора, вырабатывавших ток для двух гребных электродвигателей общей мощностью 1400 л.с. Под дизелями корабль развивал ход 14 уз. При подключении ТЗА скорость поднималась до проектных 21 уз., а на испытаниях были дос­тигнуты 23 уз.

Корабль имел закрытую минную палубу, сброс мин происходил через три кормовых лацпорта.

В дополнение к мощному артвооружению из четырех 120-мм орудий фирмы "Бофорс" проектом предусматривалось оснастить корабль ТА (существуют расхождения по поводу количества и ка­либра, но наиболее вероятным вариантом представляется один спаренный 457-мм ТА в диаметральной плоскости), однако дос­товерной информации о том, что корабль в конечном итоге полу­чил торпедное вооружение, не имеется. По крайней мере, когда "Olaf Tryggvason" попал в герм, флот, ТА на нем не было.

Захвачен герм, войсками 9.4.1940 в Хортене. Введен в состав Кригсмарине под названием "Albatross" (позднее переименован в "Brummer". 3.5.1945 тяжело поврежден в Киле амер. авиацией и затонул.

 

Минный заградитель "Froya" — 1 единица

48.jpg

 

"Froya" (MH, 1914/20.6.1916/1917 —затоплен 13.4.1940)

 

595/755 т; 75,6x8,2x2,8 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 7000 л.с., 21,8 уз. 95 т угля + 60 т нефти. Эк. 79 чел. 4x1 — 102-мм/40, 1x1 — 76-мм зен., 2 пул., 1x2 — 457-мм ТА, 200 мин.

 

Мореходный минный заградитель с чрезвычайно мощным для своего водоизмещения вооружением и высокой скоростью хода — своего рода "раннее издание" "Olaf Tryggvason". Проект разрабо­тан в 1914 г.

В середине 1930-х гг. усилено зенитное вооружение за счет ус­тановки 76-мм пушки.

Затоплен на мелководье экипажем 13.4.1940 в Скьерн-фьорде близ Тронхейма, в тот же день притопленный корабль был торпе­дирован герм. ПЛ U-34 и окончательно разрушен.

 

Минные заградители типа "Glommen" — 2 единицы

 

"Glommen" (AM, 1916 — захвачен Германией 14.4.1940),

"Laugen" (AM, 1916 — захвачен Германией 14.4.1940)

 

335/380 т; 42x8,5x2,1 м; 1 ПМУ, 1 ПК, 170 л.с., 9,9 уз., 21 т угля. Эк. 35 чел. 2x1 — 76-мм/50, 50 мин.

 

Прибрежные минные заградители, специально созданные для службы в Осло-фьорде. Вступили в строй в 1917 г.

"Glommen" и "Laugen" захвачены герм, войсками 14.4.1940 в Тенсберге, под теми же названиями включены в состав Кригсмарине. "Glommen" потоплен англ, авиацией 20.10.1940 в Тронхейме-фьор­де. "Laugen" после войны возвращен Норвегии.

 

Минные заградители типа "Vale" — 6 единиц

49.jpg

 

"Vale" (MH, 14.4.1874 — 13.5.1940 захвачен Германией),

"Uller" (MH, 24.7.1876 —захвачен Германией 10.4.1940),

"Nor" (MH, 23.10.1878 — захвачен Германией 14.4.1940),

"Vidar" (MH, 31.1.1882—захвачен Гер­манией 14.4.1940),

"Gor" (MH, 7.5.1884 — 13.5.1940 захвачен Герма­нией),

"Tyr" (МН, 16.3.1887 — 20.4.1940 захвачен Германией)

 

230 — 290 т; 28 — 32x8,5x2,2 м. 2 ПМУ, 2 ПК, 200 — 420 л.с., 8 — 10,5 уз., 22 т угля, 600 — 800 (7) миль. Эк. 38 — 44 чел. 1 х 1 — 120-мм/44, 1x1 — 76-мм (только "Gor"), 1x1 — 47-мм (на всех, кроме "Gor", "Uller" и 'Vale"), 3 ("Uller" и 'Vale") или 2 (остальные) х 1 — 37-мм, 20 — 50 мин.

 

Старые канонерские лодки береговой обороны т.н. "эльсвикского" типа. Первоначально несли по одному 260-мм орудию. В начале 1900-х гг. перевооружены на скорострельную артиллерию, в 1911 — 1914 гг. оснащены рельсами для приема 20 — 50 мин (в зависимости от типа).

"Uller" захвачен герм, войсками в районе Бергена. Под собствен­ным названием вошел в состав Кригсмарине. 2.5.1940 потоплен норвежским самолетом в Согне-фьорде.

"Gor" и "Vale" 13.5.1940 захвачены герм. ТЩ М-1 у Бремангера. Оба вошли в строй Кригсмарине в качестве вспомогатель­ных судов.

"Туг" захвачен 20.4.1940 герм, вооруженным траулером в Ускедале, введен в состав Кригсмарине под собственным именем. Пос­ле войны возвращен Норвегии.

"Nor" и "Vidar" захвачены герм, войсками 14.4.1940 в Тенсберге. "Vidar" под названием NK-31 вошел в состав Кригсмарине. Пос­ле войны возвращен Норвегии.

 

Тральщики типа "Otra" — 2 единицы

50.jpg

 

"Otra" (Nu, 1939 —захвачен Германией 9.4.1940),

"Rauma" (Nu, 1939-захвачен Германией 9.4.1940)

 

370 (станд.) т; 51/52,1x7,1x1,9 м; 2 ПМУ, 1 ПК, 900 л.с., 13,5 уз., 1400 (9) миль. Эк. 25 чел. 1x1 — 40-мм, 2x1 — 20-мм, 2x1 — 12,7-мм, тральное оборудование.

 

Единственные норвежские тральщики специальной постройки. Могли принимать на борт мины. Заложены в 1939 г. и вступили в строй в 1940 г.

"Otra" и "Rauma" захвачены в Хортене герм, войсками 9.4.1940. Введены в строй Кригсмарине под названиями "Togo" и "Kamerun". После войны возвращены Норвегии.

 

Бывшие миноносцы — 6 единиц

 

"Djerv" (MH, 1897 — затоплен 2.5.1940),

"Dristig" (FM, 1897 — затоп­лен 2.5.1940),

"Hvas" (FM, 1900 — захвачен Германией 12.4.1940),

"Kjaek" (FM, 1900 — захвачен Германией 14.4.1940),

"Falk" (MH, 26.6.1902 — захвачен Германией 14.4.1940),

"Hauk" (MH, 3.6.1902 — захвачен Германией 9.4.1940)

 

45/58 — 63 т; 34,5x4,5x1,9 м; 1 ПМУ, 2 ПК, 650 — 750 л.с., 19 уз., 12 т угля. Эк. 16 чел. 2x1 — 37-мм, тральное оборудование.

 

Бывшие миноносцы 2-го класса типов "Djerv", "Hvas" и "Hauk". Переоборудованы в тральщики в 1920-е гг. Торпедное вооружение снято и заменено тральным.

"Djerv", "Dristig" затоплены экипажами у Квамсе в Согне-фьорде 3.5.1940.

"Falk" и "Kjaek" захвачены герм, войсками в Тенсберге и введены в состав Кригсмарине под названиями "Qualle" и "Schildkrote".

"Hauk" захвачен герм, войсками 9.4.1940 в Хортене. Введен в строй Кригсмарине под названием "Krokodil".

"Hvas" захвачен 12.4.1940 герм, войсками в Ставерне (Осло-фьорд). Введен в состав Кригсмарине под названием "Seestern".

 

Рейдовые тральщики типа MMS-II — 2 единицы

 

"Orkla" (6. HMS MMS-1085),

"Vefsna" (б. HMS MMS-1086)

 

360/430 т; 42,7x8,5x3,2 м. 1 диз., 500 л.с., 10уз. Эк. 21 чел. 2x1 — 20-мм, тральное оборудование (включая ЭМТ).

 

Рейдовые тральщики английской постройки типа MMS-II, пере­даны норвежским ВМС в 1944 г. Исключены из списков флота в 1962 г.

 

Рейдовые тральщики типа YMS — 4 единицы

 

NYMS-379 (б. USS YMS-379),

NYMS-380 (б. USS YMS-380),

NYMS-381 (б. USS YMS-381),

NYMS-382 (б. USS YMS-382)

 

270/320 т; 41,5x7,5x2,4 м. 2 диз., 1000 л.с., 14 уз., 2000 (12) миль. Эк. 60 чел. 1 х 1 — 76-мм/50, 2x1 — 20-мм, 2 БМ, 2 БС, тральное оборудование (включая ЭМТ).

 

Рейдовые тральщики американской постройки типа YMS, пере­даны норвежским ВМС 22.3.1945.

NYMS-382 потоплен у Шербура 7.5.1945 герм. ПЛ U-1023. Ос­тальные исключены из списков флота в 1959 г.

 

Малые боевые корабли и катера

 

Охотники за подводными лодками

 

Тип РС-461: "Kong Haakon" (б. USS РС-467). Спущен на воду в 1942 г., 1 единица.

280/330 т; 52,9x7,1x2,4 м; 2 диз., 2880 л.с., 20 уз. Эк. 59 чел.1 х 1 — 76-мм/50, 1 х 1 — 40-мм, 5 — 20-мм, 4 БМ и 2 БС.

Охотник за подводными лодками американской постройки, пе­редан Норвегии в сентябре 1942 г.

 

Тип SC 110-футовый (старый): "Vigra" (б. USS SC-106). Спущен на воду в 1918 г., 1 единица.

75/85 т; 33,5x4,5x1,7 м; 3 бенз., 600 л.с., 18 уз. Эк. 27 чел. 1x1— 76-мм/23, 2 пул., 1 БМ.

Охотник за подводными лодками американской постройки вре­мен Первой мировой войны, передан Норвегии в октябре 1943 г.

 

Тип SC 110-футовый (новый): "Hessa" (б. USS SC-683) и "Hitra" (б. USS SC-718). Спущены на воду в 1943 г., 2 единицы.

98/117 т; 33,8x5,2x1,9м; 2 диз., 1000 л.с., 16 уз. Эк. 27 чел. 1 х 1 — 76-мм/23, 2 пул., 2 БС.

Охотник за подводными лодками американской постройки, пе­редан Норвегии в октябре 1943 г.

 

Катера

 

Тип "Vosper" 61-футовый: МТВ-5 и МТВ-6. Спущены на воду в 1940 г., 3 + 1 единицы.

25 (станд.) т; 18,6x4,7x0,9 м; 2 бенз., 2300 л.с., 41 уз. Эк. 10 чел. 2 х 1 — 457-мм ТА, 2 — 12,7-мм пул., 6 ГБ.

Накануне войны в Англии на верфи "Vosper" заказаны 4 ТКА. С началом боевых действий конфискованы, но после германского вторжения в Норвегию Англия в мае 1940 г. передала своему но­вому союзнику два из четырех заказанных катеров. Оба погибли: МТВ-5 затонул 1.7.1941 в районе Дувра в результате внутреннего взрыва, МТВ-6 разбился во время шторма у Бич-Хеад 29.6.1940.

Два однотипных ТКА вошли в состав английского флота под на­званиями МТВ-71 и МТВ-72. Первый из них в период с ноября 1941 по февраль 1942 г. плавал с норвежским экипажем. Примечание: накануне войны в Англии на верфи "British Power Boats" заказа­ны четыре 24-тонных ТКА 60-футового типа. С началом боевых действий кон­фискованы английским правительством, переклассифицированы в моторные канонерские лодки MGB.

 

Тип "Thornycroft" 75-футовый: МТВ-50, МТВ-51, МТВ-52, МТВ-54 и МТВ-56. Спущены на воду в 1940 — 1941 г., 5 единиц.

37/43 т; 23,1x5,2x1 м; 2 бенз., 2600 л.с., 30 уз. Эк. 10 чел. 2 х 1 — 457-мм ТА, 2 — 12,7-мм пул., 6 ГБ или 4 мины.

Бывшие английские ТКА, получены Норвегией в июле 1941 — феврале 1942 гг. Возвращены Англии в июне 1942 г., а их экипажи переведены на ТКА типа "Fairmile D".

Примечание: еще один экспериментальный ТКА фирмы "Thornycroft" МТВ-345 передан Норвегии в 1943 г. 28.7.1943 он сдался немцам.

 

51.jpg

Тип "Fairmile D" 115-футовый: МТВ-618 — МТВ-620, МТВ-623, МТВ-625 — МТВ-627, МТВ-631, МТВ-653, МТВ-688, МТВ-704, МТВ-709, МТВ-711 —МТВ-713, МТВ-715, МТВ-716, МТВ-717, МТВ-719, МТВ-722 и МТВ-723. Спущены на воду в 1942 — 1944 г., 21 единица.

102/118 т; 35,1x6,5x1,5 м; 4 бенз., 4800 л.с., 29 уз. Эк. 20 чел. 2 — 4x1— 457-мм или 2x1 — 533-мм ТА, 2 х 1 — 57-мм или 40-мм, 2 или 3 — 20-мм, 4 — 12,7-мм пул., 2 ГБ.

ТКА английской постройки, передавались Норвегии с июня 1942 г. по конец войны: 8 — в 1942 г. (МТВ-618, МТВ-619, МТВ-620, МТВ-623, МТВ-625, МТВ-626, МТВ-627 и МТВ-631), 5 — в 1943 г. (МТВ-653, МТВ-688, МТВ-712, МТВ-709, МТВ-715), 4 — в 1944 г. (МТВ-711, МТВ-722, МТВ-716, МТВ-717) и 4 — в 1945 г. (МТВ-713, МТВ-723, МТВ-719 и МТВ-704).

Шесть из них были по разным причинам потеряны, а еще шесть — возвращены Англии в 1943 — 1945 гг.

МТВ-631 сел на мель у Флоре 14.3.1943, оставлен экипажем и впоследствии захвачен немцами и включен в состав Кригсмарине под индексом S-631.

МТВ-626 затонул в Лервике 22.11.1943 в результате пожара. МТВ-625 разбился в Северном море 8.2.1944. МТВ-618 исключен после повреждений корпуса во время шторма 10.11.1944. МТВ-712 разбился в районе Шетландских о-вов 26.1.1945.

Возвращены Англии: МТВ-620 (август 1943 г.), МТВ-619 (6.7.1944), МТВ-623, МТВ-627, МТВ-653 и МТВ-688 (январь 1945 г.).