Оказываем техпомощь на дорогах без выходных, круглосуточно.

ВМС Швеции

 

После окончания Первой мировой войны Швеция неожиданно для себя оказалась самой сильной морской державой на Балтике. Это обстоятельство привело к тому, что неверящий в возможность но­вого мирового конфликта парламент страны принял в 1925 г. ре­шение о 50% сокращении военного бюджета. Следствием сокра­щения финансирования стал отказ от постройки запланированной серии броненосцев типа "Sverige" — сперва их число сократилось с пяти до одного, но в конце концов было решено направить сред­ства на модернизацию находящихся в строю кораблей.

Все же, по сравнению с ближайшими соседями — Данией и Нор­вегией, Швеция уделяла флоту заметно больше внимания. В пе­риод с 1925 по 1936 г. ВМС пополнились наделавшим много шума в морских кругах авианесущим крейсером "Gotland" и несколькими современными эсминцами, подводными лодками и патрульными кораблями.

К середине 1930-х гг. международная обстановка заметно изме­нилась и даже в пацифистски настроенном шведском парламенте наконец пришли к пониманию необходимости повысить военные расходы. В 1936 г. был принят новый закон об обороне, согласно которому существенно увеличивались средства на закупку воору­жений. Флот наконец-то получил возможность заказать новые бро­неносцы береговой обороны (по ряду причин их постройка несколь­ко раз откладывалась и в конце концов была отменена) и ускорить модернизацию легких сил, состоящих по большей части из мораль­но и физически устаревших кораблей. Все же обновление флота к 1939 г. было далеко от завершения.

Начало Второй мировой войны и вторжение Советского Союза в Финляндию вызвали в Швеции серьезные опасения за свое бу­дущее. Последовавшая в апреле 1940 г. оккупация Германией Нор­вегии и Дании не добавили спокойствия. Для предотвращения ги­потетического вторжения Германии Швеция начала экстренно на­ращивать силы — по «чрезвычайной программе» строились прибрежные подводные лодки, в Италии заказали проект легкого крейсера. С той же Италией в начале 1940 г. удалось договориться о продаже двух эсминцев, двух миноносцев и четырех торпедных катеров.

Вероятность вторжения германских войск, по мнению шведов, существовала до середины 1943 г. Чтобы не оказаться втянутыми в войну и остаться нейтральной, Швеции пришлось вооружиться до зубов. В результате после окончания Второй мировой войны она на некоторое время опять оказалась в роли сильнейшей балтий­ской морской державы.

 

Броненосцы береговой обороны

 

Броненосцы береговой обороны типа "Sverige" — 3 единицы

65.jpg

 

"Sverige"                  GvS 12.12.1912 3.5.1915 6.1917 Исключен в 1953

"Drottning Victoria" GvS 7.1915 15.9.1917 3.1921 Исключен в 1957

"Gustaf V"                KS 12.1914 31.1.1918 12.1922 Исключен в 1957

 

7160 ("Gustaf V"), 7010 ("Drottning Victoria") и 6970 ("Sverige")/7800 — 8000 т; 119,7 ("Sverige") или 120,9(вл)/121,6 (остальные)х18,6x6,8 м. 2 ТЗА, 8 ПК ("Gustaf V" и "Drottning Victoria") или 4 ПТУ, 4 ПК ("Sverige"), 20 000 — 22 000 л.с., 22,5 — 23,2 уз., "Gustaf V" и "Drottning Victoria" — 360 т (уголь) + 273 т (нефть). Бронирование: борт 200 — 60 мм, палуба 30 — 45 мм, башни ГК 200 мм, барбеты ГК 150 мм, башни среднего калибра 125 мм, барбеты среднего калибра 100 мм, рубка 175 мм. Эк. 557 ("Sverige") или 590 (остальные) чел. 2x2 — 283-мм/45, 1 х 2 и 6 х 1 ("Drottning Victoria") или 1 х 2 и 4 х 1 ("Sverige") или 6 х 1 ("Gustaf V") — 152 мм/50, 2x2 — 75-мм/53, 2x2 — 40-мм/60 ("Sverige" и "Gustaf V"), 2x2 ("Sverige"), 2 х 2 и 4 х 1 ("Gustaf V") или 3 х 1 ("Drottning Victoria") — 25-мм.

 

Последние в мире классические броне­носцы береговой обороны и единственные корабли этого класса, оснащенные паро­турбинной энергетической установкой.

История проектирования этих кораблей восходит к 1906 г., когда руководство швед­ских ВМС пришло к выводу, что размеры и вооружение существующих броненосцев береговой обороны уже не отвечают свое­му времени. По оценке специалистов, тре­бовалось довести водоизмещение до 7 — 7,5 тыс. т, что позволило бы перейти на 283-мм артиллерию ГК и адекватную ей за­щиту. В соответствии с новыми требовани­ями был подготовлен проект броненосца, получивший литерное обозначение "F". Кон­структивно он представлял собой сильно увеличенный "Oscar II" с четырьмя 283-мм орудиями в двух концевых башнях и скоро­стью хода 22,5 уз. (на ранних стадиях про­ектирования силуэт корабля сохранял боль­шое сходство с прототипом, поскольку, как и "Oscar II", имел три дымовые трубы).

После продолжительных обсуждений проекта и внесения неко­торых изменений постройка нового броненосца, получившего на­звание "Sverige", была утверждена парламентом в 1911 г.

Параллельно с проектированием корабля фирма "Бофорс" при­ступила к созданию 283-мм артсистемы, принятой на вооружение шведского флота в 1912 г. и по праву считавшейся для своего вре­мени одной из лучших в мире. Состав среднего калибра по срав­нению с прототипом не изменился, но располагался по-новому — одна двухорудийная башня размещалась линейно-возвышенно за носовой башней ГК, а остальные шесть орудий — в одиночных баш­нях по три на борт, как на более ранних кораблях типа "Агап". До­вершали вооружение четыре противоминные, две зенитные 75-мм пушки и два подводных ТА.

Пояс по ватерлинии высотой 2 м простирался почти на всю длину корпуса — 112 м. В средней части на протяжении 51 м он имел тол­щину 200 мм, утоньшаясь в нос и корму сперва до 150, а затем — до 60 мм. Поверх главного тянулся второй пояс толщиной 100 мм — от барбета носовой 152-мм башни до барбета кормовой башни ГК.

Поскольку добиться 22,5 уз. скорости при использовании тра­диционной паромашинной установки не представлялось возмож­ным, корабль оснащался паротурбинной ЭУ, состоящей из четы­рех турбин с прямой передачей.

Корпус корабля с целью повышения мореходности оснастили небольшим полубаком с покатой палубой (как на ранних мино­носцах), тянувшимся до носовой башни ГК.

Стандартное водоизмещение "Sverige" составляло 6852 т, пол­ное — 7688 т.

С постройкой "Sverige" связана любопытная история. В ста­тье расходов на строительство этого корабля в бюджете оказа­лась заложена лишь треть от необходимой суммы (4 млн крон вместо 11,7!) Дело в том, что шведские парламентарии просто не предполагали, что новый броненосец окажется более чем в три раза дороже своего предшественника — "Oscar II" (3,4 млн крон). Пришлось недостающие средства собирать по подписке среди населения.

В 1914 г. парламент страны принял решение о постройке еще двух броненосцев типа "Sverige" с незначительными изменениями в проекте. Во внешнем виде наиболее заметными стали отказ от таранного образования форштевня (за счет некоторого удлинения носовой оконечности) и иная форма полубака. Более серьезными оказались изменения в начинке ЭУ — вместо турбин с прямой пе­редачей контрактной мощностью 20 000 л.с. на головном корабле "Gustaf V" и "Drottning Victoria" оснащались двухвальным ТЗА мощ­ностью 22 000 л.с. Большая мощность при улучшенных обводах корпуса привела к приросту скорости на 0,7 уз. (с 22,5 до 23,2 уз.), а ТЗА даже при меньшем полном запасе топлива (761 против 776 т) позволили повысить дальность плавания до 3280 миль (против 2720 миль у "Sverige").

Водоизмещение при этом незначительно снизилось: стандарт­ное — до 6842 т, полное — до 7663 т.

За свою более чем тридцатилетнюю службу корабли этого типа последовательно прошли по две-три модернизации. Первым в 1926 г. на верфь попал "Sverige" — он получил новую треногую фок-мачту с постами управления огнем ГК. В следующем, 1927 г. аналогичные работы провели на "Drottning Victoria". Завершал пер­вую волну модернизаций "Gustaf V" в 1930 г., но на нем объем выполненных работ оказался гораздо больше — помимо новой треногой фок-мачты на корабле объединили дымоходы обеих труб в одну общую (для снижения задымленное™ носовой надстрой­ки), грот-мачту сдвинули ближе к миделю и уменьшили ее высоту, а на освободившемся месте по диагонали были установлены 2x2 75-мм зенитных орудия (одновременно демонтированы все сто­явшие ранее 75-мм орудия).

Вторую волну модернизаций в 1933 г. вновь открыл "Sverige" — на этот раз перечень работ по большей части повторял прове­денные незадолго до этого на "Gustaf V". Отличие заключалось в ином решение проблемы задымления — первую дымовую трубу изогнули назад, придав ей S-образную форму. Кроме того, были демонтированы оба ТА. В 1935 г. встал на модернизацию "Drottning Victoria". Помимо перестановки грот-мачты, усиления зенитного вооружения (2x2 75-мм орудия и 3 х 1 25-мм автомата), демон­тажа ТА и установки новых дальномеров на корабле капитально отремонтировали ЭУ — турбины перебрали, а половину котлов со смешанным отоплением заменили на два чисто нефтяных типа Пене, с середины 1930-х гг. принятых в шведском флоте в каче­стве стандартных. В 1938 г. подобным же образом отремонтиро­вали ЭУ на "Gustaf V". Одновременно была существенно усилена ПВО корабля — на месте снятой носовой спаренной 152-мм баш­ни второго калибра смонтировали два спаренных 40-мм автомата

"Бофорс", на кормовой надстройке рядом с 75-мм орудиями по­ставили два спаренных 25-мм автомата, еще четыре подобных автомата появились на крышах носовой и кормовой пары одноорудийных 152-мм башен.

В 1939 г. третью модернизацию прошел "Sverige". Вместо 12 ста­рых ПК со смешанным отоплением установили четыре чисто неф­тяных типа Пене. Турбины не меняли, ограничившись их ремон­том. В отличие от "Gustaf V", 40-мм спаренные "бофорсы" поме­щались в средней части корпуса на месте средней пары демонтированных 152-мм башен левого и правого бортов, в то вре­мя как двухорудийная 152-мм башня сохранялась. Кроме того, на "Sverige" число 25-мм автоматов первоначально ограничилось 2 х 2 на кормовой надстройке.

В 1941 г. "Drottning Victoria" прошел усиление ПВО, которое со­ставом и расположением в основном повторяло принятое на "Sverige" (все отличия сводились к установке 25-мм одностволь­ных автоматов на крышах 152-мм башен, как на "Gustaf V", — пер­воначально на носовой паре, а позднее — и на кормовой).

В 1942 г. на "Sverige", а вскоре и на остальных кораблях уста­новили третью спаренную 40-мм установку "бофорс" — в корме, на палубе квартердека. Одноствольные 25-мм автоматы модели 1932 г. заменили на более совершенные 20-мм модели 1940 г.

В 1943 г. "Drottning Victoria" получил на вооружение радар швед­ского производства.

На "Gustaf V" в 1940 г. произошел взрыв парового котла.

"Sverige" поврежден в результате столкновения с ПЛ "Svardfisken" 18.1.1942, устранение повреждений заняло два месяца.

"Sverige" и "Drottning Victoria" выведены в резерв в 1947 г., "Gustaf V" — в 1948 г., сданы на слом в 1958,1959 и 1970 гг. соответственно.

 

Броненосец береговой обороны "Oscar II" — 1 единица

66.jpg

 

"Oscar II" LS 29.3.1903 6.6.1905 4.1907 Исключен в 1950

 

4250/4850 т, 95,6x15,4x5,5 м. 2 ПМУ, 10 ПК, 9400 л.с., 18,5 уз., 500 т угля, 3550 (11) миль. Бронирование: борт 150 — 100 мм, палуба 37 — 50 мм, башни ГК 190 —130 мм, барбеты ГК 175 мм, башни среднего калибра 125 мм, рубка 157 мм. Эк. 338 чел. 2 х 1 — 210 мм/44, 4 х 2 — 152-мм/50, 2x2 — 57-мм, 1 X 2 — 25-мм.

 

Единственный в мире трехтрубный броненосец береговой обо­роны. Первоначальными планами предусматривалось, что "Oscar II" будет строиться по чертежам кораблей типа "Агап" с незначи­тельными изменениями, однако в ходе парламентских слушаний в 1901 г., посвященных выделению средств на постройку нового корабля, были высказаны пожелания переработать проект в сто­рону увеличения числа стволов вспомогательной артиллерии, уси­ления бронирования и повышения скорости хода. Подготовка но­вого проекта и последующее согласование продолжались почти два года — лишь в мае 1903 г. король Швеции Оскар II одобрил чертежи нового броненосца, названного в его честь.

Конструктивно "Oscar М" являлся развитием типа "Агап". За счет несколько увеличенных размеров и незначительного сни­жения толщины бортовой брони почти в два раза повышена мощность ЭУ, что позволило поднять скорость хода до 18,5 уз. Облегчение бронирования отчасти компенсировалось продле­нием пояса в нос и корму (толщина в оконечностях снижалась до 100 мм). Короткий (всего 23 м) 100-мм второй броневой пояс поверх главного прикрывал подачу 152-мм и 57-мм орудий, а также дымоходы ПК.

В плане вооружения основным отличием нового броненосца стали увеличение числа 152-мм орудий до восьми и переход на двухорудийные башни вспомогательного калибра (аналогичные

установленным на строившемся в то же время броненосном крейсере "Fylgia").

За время службы "Oscar II" трижды проходил ремонт и модер­низации. В ходе первого (1911 г.) на ставшей треногой фок-мачте смонтировали приборы управления огнем ГК. Несколько позднее, в 1916 г. две из 57-мм противоминных пушек были переделаны в зенитные и установлены на крышах башен ГК. В ходе второго ре­монта (1929 г.) была укорочена грот-мачта и произведена некото­рая перепланировка надстроек. В 1938 — 1939 гг. корабль про­шел третью, наиболее обширную модернизацию, в ходе которой старые ПК заменили новыми, из которых два имели чисто нефтя­ное отопление, грот-мачту сняли, демонтировали торпедные ап­параты и старые 57-мм орудия, усилили зенитное вооружение, до­полнительно установив четыре 57-мм орудия в кормовой части надстройки, 1 х 2 25-мм автомат и 2 х 2 8-мм пулемета. Полное водоизмещение возросло с 4584 до 4850 т.

После исключения в 1950 г. переоборудован в несамоходное учебное судно. На слом сдан только в 1974 г.

 

Броненосцы береговой обороны типа "Aran" — 4 единицы

67.jpg

 

"Aran" LS 1899 14.8.1901 9.1902 Исключен в 1947

"Wasa" FS 1899 19.5.1901 12.1902 Исключен в 1940

"Tapperheten" KS 1899 7.11.1901 1903 Исключен в 1947

"Manligheten" KS 12.1901 1.12.1903 12.1904 Исключен в 1950

3

450/около 3800 т ("Manligheten") или около 3300/3735 т (остальные); 89,7 ("Manligheten" — 90 м)х15x5,3 м; 2 ПМУ, 8 ПК, 5500 л.с., 16,5 уз., 370 т угля, 3000 (12) миль. Бронирование: борт 175 мм, палуба 48 мм, башни ГК 180 — 140 мм, барбеты ГК 190мм, башни среднего калибра 125 — 60 мм, барбеты среднего калибра 100 мм. Эк. 285 чел. 2x1— 210-мм/44, 6x1 — 152-мм/44, 10x1— 57-мм, 2x1 — 37-мм, 2x1 457-мм ТА (подводных).

 

Броненосцы типа "Агап" стали повторением чрезвычайно удачно­го, по мнению самих шведов, типа "Dristigheten", построенного в 1898 — 1901 гг. Основное отличие заключалось в размещении 152-мм орудий (в башнях вместо каземата) и некоторых изменени­ях в бронировании. 175-мм крупповский пояс по ватерлинии прости­рался на длину 50,4 м. Хотя толщина по сравнению с прототипом ("Dristigheten") сократилась на дюйм (с 200 до 175 мм), за счет этого удалось увеличить высоту пояса с 1,48 до 1,78 м (то есть на 1 фут).

"Tapperheten" оказался самым быстроходным из четверки, превы­сив контрактную скорость более чем на узел (17,7 уз. против 16,5 уз.).

Постройка первых трех кораблей серии была утверждена пар­ламентом страны в 1899 г. (заказ выдан 12.10.1899), четвертого — "Manligheten" — в 1901 г. От своих собратьев он отличался гораз­до более комфортными условиями обитания. За счет установки дополнительного оборудования (рефрижераторной машины, более развитой вентиляционной системы) несколько возросло во­доизмещение.

В 1906 — 1910 гг. все четыре корабля прошли ограниченную модернизацию, в ходе которой на них установили треногую фок-мачту с постом управления огнем ГК.

"Tapperheten" в январе 1914 г. сел на мель, спасательные рабо­ты продолжались до июля и обошлись почти в треть его первона­чальной стоимости.

"Wasa" выведен в резерв в 1924 г., "Tapperheten" — в 1927 г. и "Агап" — в 1933 г.

В середине 1930-х гг. "Manligheten", единственный из четверки, прошел ограниченную модернизацию, в ходе которой два из вось­ми ПК были переведены с угольного на нефтяное отопление.

В сентябре 1939 г. в связи с началом Второй мировой войны было решено вновь ввести в строй "Агап" и "Tapperheten". "Wasa", дольше всех простоявший в резерве практически без экипажа и поэтому находящийся в плачевном состоянии, решено было ис­пользовать как плавбатарею в Мальме, однако вскоре от этой идеи отказались, корабль исключили из списков флота и некоторое время использовали в качестве стенда для подготовки корабель­ных ремонтных партий. В 1942 г. его "загримировали" под броне­носец "Drottning Victoria". Любопытно, что практичные шведы ис­пользовали снятый с броненосца броневой пояс при изготовле­нии брони для двух строящихся легких крейсеров типа "Tre Kronor".

В отношении "Агап" и "Tapperheten" планы шведского адмиралтей­ства предусматривали возвращение их в состав флота в качестве полноценных боевых кораблей. Осмотр корпусов показал, что они находятся в прекрасном состоянии, чего нельзя было сказать о раз­личных корабельных системах. Особенно это касалось "Агап" — в ходе испытаний на нем произошел обрыв якорной цепи, паровые котлы не выдерживали сотрясений, возникающих при стрельбе соб­ственных орудий. Работы по приведению кораблей в порядок про­должались до конца 1939 — начала 1940 г.

Одновременно с ремонтными работами по машине и судовым си­стемам "Агап" и "Tapperheten" оснастили современной зенитной ар­тиллерией. При этом были сняты все старые 57-мм орудия, а также подводные ТА. На месте срезанной грот-мачты на "Агап" оборудова­ли платформу, на которой разместили 4x1 57-мм зенитных орудия. На "Tapperheten" также срезали грот-мачту, но на освободившемся месте поместили только два 57-мм орудия — остальные два сдви­нули в нос, по краям первой дымовой трубы. На обоих броненосцах на крышах башен ГК поставили по одному 25-мм автомату.

Год спустя ПВО "Агап" вновь усилили, добавив 2 40-мм "бофорса" и 2 х 2 8-мм пулемета. Примерно в это же время или чуть позднее носовую надстройку корабля вместе с фок-мачтой сдвинули в сторону кормы на несколько метров. Одновременно платформу с 57-мм орудиями опустили на один ярус.

Осенью 1939 г. "Manligheten" был поврежден взрывом немецко­го минного защитника, погибли шесть человек. Несмотря на это корабль еще почти год находился в строю и лишь в конце 1940 г. встал на ремонт, совмещенный с модернизацией. Броненосец получил новую систему управления огнем ГК, 210-мм орудия про­шли капремонт на заводе фирмы "Бофорс". Как и на "Tapperheten" и "Агап", на "Manligheten" демонтировали грот-мачту и усилили ПВО, смонтировав 4x1 57-мм орудия и четыре 40-мм и два 25-мм автомата. Носовая надстройка приобрела более современную форму, как и на "Агап", ее сдвинули на несколько метров в корму.

Старые ПК заменили новыми, на дымовых трубах появились козырьки.

Поскольку поврежденный при подрыве в 1939 г. нос все равно требовал серьезного ремонта, эти работы совместили с удлине­нием корпуса — для улучшения мореходности. Теперь вверх от крайней точки тарана поднимался новый, изящно изогнутый фор­штевень, а развал шпангоутов в районе бака был увеличен. Дли­на по ватерлинии возросла до 90,2 м.

"Агап" с 1942 г. использовался как плавказарма. После исклю­чения "Агап" и "Tapperheten" из списков флота в 1947 г. корпус первого еще долго служил в качестве баржи. Затонул 1.11.1968 во время буксировки на слом. "Manligheten" исключили из спис­ков флота в 1950 г. и в том же году продали на слом.

 

Крейсера

 

Крейсера типа "Tre Kronor" — 0 + 2 единицы

68.jpg

 

"Gota Lejon" EvG 27.9.1943 17.11.1945 12.1947 Продан Чили в 1971

"Tre Kroner" GvS 27.9.1943 16.12.1944 10.1947 Исключен в 1964

 

7650/9238 т; 180,2 х 16,7 х 5,7 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 90 000 л.с., 33 уз., 4350 (14) миль. Бронирование: пояс 70 + 20 мм, палуба 30 + 30 мм, башни 50 —125 мм, рубка 20 мм. Эк. 783 чел. 1 х 3 и 2 х 2 — 152-мм/53,10x2 — 40-мм/60, 9 — 20-мм, 2x3 — 533-мм ТА, 120 мин, 4 БС.

 

До конца 1930-х гг. становым хребтом шведского флота считались броненосцы береговой обороны, однако опыт первых месяцев Вто­рой мировой войны привел к пересмотру их роли в структуре обо­ронной политики Швеции. От постройки двух усовершенствованных кораблей типа "Sverige" с 254-мм орудиями, предусмотренных про­граммой развития флота, отказались в пользу двух легких крейсе­ров. Новые корабли должны были стать флагманами двух соедине­ний, состоящих из четырех ЭМ и четырех больших мм каждое, — именно на них в новых условиях возлагалась оборона берегов Шве­ции от гипотетического флота вторжения.

Крейсера предполагалось вооружить 152-мм орудиями, перво­начально заказанными Голландией для находящихся в постройке крейсеров типа "Eendracht". После оккупации Голландии герм, вой­сками в мае 1940 г. изготавливаемые на фирме "Бофорс" орудия оказались бесхозными.

Задание на проектирование Морской совет решил разместить в Италии, с которой у Швеции уже имелся большой опыт сотруд­ничества. В 1940 — 1941 гг. фирма "Кантьери Риунити делла Адриатико" подготовила проект нового крейсера на основе чертежей строящихся для таиландского флота крейсеров "Taksin" и "Naresuan". За счет роста водоизмещения с 5000 до 7000 т было усилено бронирование и более чем в два раза повышена мощ­ность ЭУ (с 40 000 до 100 000 л.с.). На ранних стадиях проекти­рования предполагалось разместить всю артиллерию ГК в трехорудийных башнях, но это вело к дальнейшему росту во­доизмещения, и в конечном варианте лишь носовая башня осталась трехорудийной, а кормовые, как и на прототипе, — двухорудийными.

Документация поступила в Швецию в 1941 г., но к постройке приступили только два года спустя — задержка была вызвана множеством изменений, внесенных по требованию Морского со­вета. Выдача заказа на постройку "Tre Kronor" последовала 5.2.1943, а на "Gota Lejon" — 12 февраля. До конца войны ко­рабли так и не вошли в строй, да и в спешке уже не было необ­ходимости — германское вторжение становилось все менее реальным, а от Советского Союза Швеция получила определенные гарантии.

Вертикальное бронирование по ватерлинии состояло из 70-мм пояса. К его верхней и нижней кромкам примыкали две плоские броневые палубы толщиной 30-мм, кроме того, над жизненно важ­ными местами имелась дополнительная броня толщиной 20 — 50 мм. Верхняя палуба выполнялась из 20-мм стали, игравшей роль дополнительной защиты.

"Gota Lejon" в 1971 г. продан Чили и переименован в "Almirante Latorre", сдан на слом в 1985 г. "Tre Kronor" исключен из списков флота в январе 1961 г., сдан на слом в 1970 г.

 

Авианесущий крейсер "Gotland" — 1 единица

69.jpg

 

"Gotland" GvS 1930 14.9.1933 12.1934 Исключен в 1960

 

4750/5550 т; 130 (вп)/134,8 х 15,4 х 4,5 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 33 000 л.с., 27,5 уз., 800 т нефти, 4000 (12) миль. Бронирование: пояс 15 — 24 мм, палуба 25 мм, башни 25 мм, рубка 19 мм. Эк. 467 — 480 чел. 2 х 2 и 2 х 1 — 152-мм/55, 1 х 2 и 2 х 1 — 76-мм/60, 1 х 2 и 4 х 1 — 25-мм, 2x3 — 533-мм ТА, 100 мин, 6 гидросамолетов и 1 катапульта.

 

К идее создания специализирован­ного авианесущего корабля руководство шведского флота пришло после проведения морских маневров 1925 г. Первым шагом в этом направлении — стала перестройка в авиатранспорт старого броненосца береговой обо­роны "Dristigheten". Одновременно с этим началось проектирование авиа­несущего крейсера, согласно первым проработкам — 4500-т корабля с 27-уз. ходом, вооруженного шестью 152-мм одноорудийными установками и несущего 12 гидросамолетов, для хранения кото­рых предусматривался ангар. В январе 1927 г. требования Мор­ского совета несколько изменились в сторону "универсализации" нового корабля — теперь 152-мм орудия необходимо было раз­местить в двухорудийных башнях, усилить средства ПВО и найти место для 2x3 533-мм ТА. В компенсацию новых требований до­пускалось отказаться от ангара и хранить самолеты открыто на палубе. В проект внесли изменения, после чего водоизмещение возросло до 4800 т.

Заказ на постройку "Gotland" выдали 7.6.1930.

Универсальное назначение корабля наложило отпечаток на его внешний вид: кормовая треть корпуса отводилась под авиацион­ное вооружение — платформу для хранения гидросамолетов, под­нятую над верхней палубой, поворотную катапульту (первоначаль­но предполагали установить две, но в конечном итоге ограничи­лись одной) и кран для подъема машин с воды. Кран помещался в самой корме, а катапульта — ближе к средней части корпуса, непосредственно за кормовой башней ГК. Для транспортировки самолетов от крана к катапульте по платформе проложили спе­циальные рельсовые пути. Штатный состав авиагруппы по проек­ту насчитывал 12 единиц, но к моменту готовности крейсера его сократили до восьми, а фактически на борту никогда не находи­лось больше шести.

Под навесной авиационной платформой по верхней палубе про­ходили рельсы, на которых, в зависимости от типа, могло нахо­диться до 100 мин.

Артиллерийское и торпедное вооружение было сконцентриро­вано в средней части корпуса. Число двухорудийных 152-мм ба­шенных установок, по сравнению с первоначальным проектом, сократили с трех до двух — в основном по финансовым сообра­жениям, поскольку в этом случае возрастала длина корпуса и, как следствие, его цена. Чтобы сохранить общее число стволов ГК, на "Gotland" вернулись к архаичному казематному расположению артиллерии — 152-мм орудия из ликвидированной третьей баш­ни переместились в казематы, оборудованные по бокам носовой надстройки. Эти орудия имели в два раза меньший угол возвы­шения, по сравнению с башенными (30° против 60°), и, естествен­но, меньшую дальность стрельбы.

В средней же части корпуса находились и трехтрубные ТА (в районе второй дымовой трубы).

ЭУ "Gotland" была по возможности унифицирована с принятой на ЭМ типа "Goteborg", главное отличие заключалось в увеличен­ном до четырех числе ПК и, соответственно, большей паропроизводительности. МО и КО располагались эшелонно, при этом из-за сильно сдвинутой в нос кормовой 152-мм башни (на что при­шлось пойти для более удобного размещения авиационного оборудования) ее погреба оказались зажаты между КО №2 и МО №2. Следствием стала чрезвычайно большая разница длины валопроводов правого и левого бортов.

Ограниченные размеры "Gotland" и обширная номенклатура вооружения не позволили обеспечить кораблю сколько-нибудь серьезного бронирования; пришлось ограничиться противоосколочным — толщина брони нигде не превышала 25 мм.

В 1937 — 1938 гг. на крыше носовой башни ГК оборудовали плат­форму со спаренным 25-мм автоматом.

К 1943 г. гидросамолеты Хаукер "Оспрей", поставленные еще в 1934 — 1935 гг., потеряли всякое боевое значение. Любая их за­мена потребовала бы существенной переделки катапульты и про­чего авиационного оборудования из-за возросшего веса новых гид­росамолетов. С учетом этого, а также возросших возможностей береговой авиации с "Gotland" решено было демонтировать все авиационное вооружение, одновременно усилив его ПВО. Для этого в освободившейся кормовой части корпуса расположили четыре спаренных 40-мм "бофорса" и два спаренных 20-мм авто­мата. Модернизация закончилась в апреле 1944 г.

Наиболее заметным событием, связанным с "Gotland" в годы войны, стало обнаружение им в мае 1941 г. выходящего в Атлан­тику герм. ЛК "Bismarck". Это сообщение, переданное шведским крейсером, положило начало одной из самых драматичных опе­раций на море — охоте на "Bismarck".

Исключен из списков флота 1.7.1960 и 1.5.1963 продан на слом.

 

Учебный крейсер "Fylgia" — 1 единица

70.jpg

 

"Fylgia" FS 10.1903 21.12.1905 6.1907 Исключен в 1953

 

4240/4980 т; 117,3x14,8x6,1 м; 2 ПМУ, 4 ПК, 12 000 л.с., 22,8 уз., 5770 (10) миль. Бронирование: пояс 100 мм, палуба 22 — 35 мм (на скосах — 50мм), башни 50 — 125мм, рубка 100 мм. Экипаж 322 чел. 4x2 — 152-мм/50, 4x1 — 57-мм, 2x2 — 40-мм/60 зен., 1 х2 — 25-мм зен., 1 х1 —20-ммзен., 2 х 1 — 533-мм ТА, 2 БС.

 

"Fylgia" стал первым полноценным крейсером шведского фло­та. Согласно планам руководства этот корабль должен был вы­полнять роль скаута при главных силах, а также лидировать фло­тилии миноносцев при выходе в торпедную атаку. При создании "Fylgia" шведские конструкторы не пошли по пути заимствования иностранного опыта, как в случае с эсминцами и миноносцами, а подготовили собственный, достаточно оригинальный для своего времени проект. Его главной особенностью стали расположение всей артиллерии ГК в двухорудийных башнях и наличие бронево­го пояса в районе котельных и машинных отделений. Последнее обстоятельство превращало "Fylgia" в самый маленький в мире броненосный крейсер.

Заказ на постройку был выдан 14.10.1902.

В целом корабль сами шведы оценивали как удачный, несмот­ря на посредственную 21,5-уз. скорость (на испытаниях смог раз­вить 22,8 уз. при 12 440 л.с.)

В 1939 г. крейсер встал на масштабную реконструкцию на вер­фи "Оскарсхамн", в ходе которой его перестроили в учебный ко­рабль. Восемь угольных ПК заменили на четыре нефтяных не­сколько большей суммарной паропроизводительности, что поз­волило поднять мощность на 1000 л.с. —до 13 000 л.с. Носовое котельное отделение ликвидировали, а высвободившееся про­странство использовали для размещения кадетов. Носовую ды­мовую трубу сняли, а высоту двух оставшихся уменьшили и ос­настили их небольшими колпаками. Старую надстройку демон­тировали, заменив компактной, аналогичной ЭМ "Goteborg".

Кроме того, нарастили носовую оконечность, лишившуюся в ре­зультате этого таранной формы. Наибольшая длина возросла с 115,5 до 117,3м.

Артиллерия ГК осталась без изменений, всю старую противомин­ную 57-мм сняли, а ее казематы заделали. На верхней палубе в районе носовой и кормовой надстроек оборудовали площадки для четырех 57-мм зенитных орудий, на кормовой надстройке — для двух спаренных 40-мм "бофорсов" (по некоторым сведениям, впо­следствии 57-мм орудия также заменили на 40-мм автоматы). На крыше носовой башни ГК смонтировали площадку со спаренным 25-мм автоматом, а одиночный 20-мм автомат установили в райо­не квартердека. Вместо снятых подводных 457-мм ТА на верхней палубе побортно разместили два поворотных 533-мм ТА.

Крейсер исключен из списков флота 1.1.1953, некоторое время использовался при испытании различных образцов вооружения, сдан на слом в 1957 г.

 

Крейсер-заградитель "Alvsnabben" — 1 единица

 

"Alvsnabben" EvG н.д. 19.1.1943 4.1943 Исключен в 1982

 

4207 (станд.) т; 98,8 (вл)/102x13,6x5,8 м; 1 диз., 3000 л.с., 14 уз., 12 400 (13) миль. Эк. 255 чел. 4x1 — 152-мм/44, 4x2 — 40-мм/60, 6x1— 20-мм, мины, 4 БС.

 

Заложен как гражданский теплоход, куплен флотом уже после закладки и достроен в качестве минного заградителя. Официально числился крейсером-заградителем.

Исключен в 1982 г., сдан на слом в 1984 г.

 

Крейсер-заградитель "Clas Fleming" — 1 единица

71.jpg

 

"Clas Fleming" FS 191114.12.1912 5.1914 Исключен в 1959

 

1640/1850 т; 86 х 10,4 х4,3 м; 2 ГГУ, 2 ПК, 7200 л.с., 20,3 уз. Бронирование: палуба 25 мм, рубка 75 мм. Эк. 160 чел. 4x1 — 120-мм/45, 3x1— 40-мм/60, 3 — 25-мм, около 200 мин, 2 БС.

 

Оригинальный корабль, официально числившийся крейсером-заградителем. Несмотря на небольшие размеры, обладал ярко выраженными крейсерскими чертами — броневой палубой, тур­бинной энергетической установкой и высокой скоростью хода. Основной недостаток проекта — чрезмерная теснота котельных отделений под броневой палубой, затруднявшая работу машин­ной команды. В 1939 — 1940 гг. кардинально перестроен — кор­пус удлинен на 5 м, паровые турбины Парсонса заменены экспе­риментальной ЭУ фирмы "Гетаверкен" (по существу являвшимися первыми в мире газовыми турбинами), состоящей из двух турбозубчатых агрегатов Де Лаваля, двух ПК Ярроу и четырех дизе­лей, использовавшихся в качестве газогенераторов.

После перестройки имел две далеко разнесенные дымовые тру­бы, вскоре к ним была добавлена несколько меньшая по разме­рам третья труба.

Исключен из списков флота в 1959 г., продан на слом 9.11.1960.

 

Эсминцы и миноносцы

 

Эсминцы "Uppland" — 0 + 2 единицы

 

"Uland" (KS, 1943/15.11.1946/1.1949 — исключен в 1978),

"Uppland" (К, 1943/15.12.1945/12.1947 —исключен в 1979)

 

1880/2250 т; 107/112x11,2x3,4 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 44 000 л.с., 35 уз., 300 т нефти, 2500 (20) миль. Эк. 210 чел. 2x2 — 120-мм/45, 3x2 — 40-мм/60, 8x1 — 25-мм, 2x3 — 533-мм ТА, 60 мин.

 

После постройки 14 кораблей "стандартного" типа в начале 1940-х гг. перед шведским морским руководством встал вопрос о выборе нового типа ЭМ — изменившиеся условия войны на море требовали внедрения на кораблях универсальной артиллерии ГК и увеличения числа и калибра зенитных автоматов, что, в свою очередь, вело к росту водоизмещения. Новый проект был готов в 1942 г. По сравнению с предшественниками, водоизмещение возросло почти в два раза — это позволило разместить две полнос­тью закрытые башни, оснащенные двумя 120-мм универсальны­ми полуавтоматическими орудиями с углом возвышения 80°. Ору­дия ГК дополняли шесть 40-мм и восемь 25-мм автоматов. Впер­вые надстройки и машинное отделение получили легкое противоосколочное бронирование. За счет применения новых бо­лее совершенных ПК их число при возросшей на треть мощности удалось сократить до двух. Это позволило обойтись одной дымо­вой трубой и, таким образом, высвободить пространство на верх­ней палубе. В целом проект оказался очень удачным, но вот с постройкой кораблей шведы несколько опоздали — война подхо­дила к концу, и для нейтральной страны напрягать верфи сверх­урочными работами смысла не было.

 

Эсминцы типа "Visby" — 4 единицы

72.jpg

 

"Sundsvall" (EvG, 1942/20.10.1942/9.1943 —исключен в 1982),

"Visby" (GvS, 29.4.1942/16.10.1942/8.1943 — исключен в 1982),

"Halsingborg" (GvS, 1942/23.3.1943/11.1943 — исключен в 1982),

"Kalmar" (EvG 16.11.1942/20.7.1943/2.1944 — исключен в 1978)

 

1135/1320 т; 95/98x9x3,8 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 32 000 л.с., 39 уз., 170 т нефти, 1600 (20) миль. Эк. 155 чел. 3x1 — 120-мм/46, 1 х 2 и 2 х 1 —40-мм, 4x1 — 20-мм, 2 х 3 — 533-мм ТА, 20 мин, 4 БС.

 

Последняя серия эсминцев так называемого "стандартного" типа и первая, в проект которой были внесены действительно заметные изменения, по сравнению с типом "Ehrenskold". Ору­дие №2, ранее помещавшееся между дымовыми трубами, было перенесено на кормовую надстройку. Зенитное вооружение так­же заметно усилили, разместив на относительно небольших кораблях мощную батарею из 40-мм и 20-мм автоматов (по че­тыре ствола каждого калибра).

Заказ на две первые единицы выдали в 1941 г. в соответствии с обычной практикой строить корабли парами. После гибели в сен­тябре 1941 г. "Klas Uggla" и "Klas Horn" для их замены выдали заказ на постройку еще двух ЭМ.

 

Эсминцы типа "Goteborg" — 6 единиц

73.jpg

 

"Goteborg" (GvS, 1934/14.10.1935/10.1936 — исключен в 1958), "Stockholm" (К, 1934/24.3.1936/11.1937 — исключен в 1964), "Karlskrona" (К, 1937/19.6.1939/9.1940 — исключен в 1974), "Malmo" (EvG, 1937/22.8.1938/8.1939 —исключен в 1967), "Norrkoping" (EvG, 1939/5.8.1940/4.1941 — исключен в 1965), "Gavle" (GvS, 1939/ 25.8.1940/6.1941 — исключен в 1968)

 

1024/1184 т; 93/94,6x9x3,8 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 32 000 л.с., 39 уз., 150 т нефти, 1200 (20) миль. Эк. 155 чел. 3x1 — 120-мм/46, 3x2 — 25-мм, 2 пул., 2x3 — 533-мм ТА, 20 мин, 4 БС.

 

Развитие типа "Klas Horn", заказы на постройку выданы в 1933 г. ("Goteborg" и "Stockholm"), 1936 г. ("Karlskrona" и "Malmo") и 1939 г. ("Norrkoping" и "Gavle"). От предшественников отличались чуть боль­шей мощностью ЭУ и незначительно возросшей длиной корпуса. Носовая надстройка приобрела большие размеры и ее венчал но­вый КДП. Зенитное вооружение изначально состояло из 25-мм автоматов — 2 х 2 на "Goteborg" и "Stockholm" и 3 х 2 — на ос­тальных.

Все корабли серии оказались прекрасными ходоками. Лучший результат показал "Malmo" — на испытаниях он смог достичь 42-уз. скорости, и это при полном водоизмещении!

"Goteborg" погиб 17.9.1941 в базе Хаарсфярден близ Стокголь­ма при взрыве стоящего рядом ЭМ "Klas Uggla". Впоследствии "Goteborg" подняли и отремонтировали, после чего он вошел в строй в сентябре 1943 г.

 

Эсминцы типа "Klas Horn" — 2 единицы

74.jpg

 

"Klas Horn" (KS, 1929/13.6.1931/9.1932 — исключен в 1958),

"Klas Uggla" (GvS, 1929/18.6.1931/8.1932 — погиб 17.9.1941)

 

1004/около 1190 т; 91/92,4x8,9x3,7 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 26 000 л.с., 37 уз., 170 т нефти, 1600 (20) миль. Эк. 119 чел. 3 х 1 — 120-мм/46, 2x2 — 25-мм, 2x3 — 533-мм ТА, 20 мин, 4 БС.

 

Развитие типа "Ehrenskold", заказ на постройку выдан в 1928 г. Отличались чуть большей мощностью ЭУ, незначительно возрос­шей длиной корпуса и ТА новой модели. Как и их предшественни­ки, первоначально несли два 40-мм автомата "Виккерс", вскоре замененных на такое же число "бофорсов". В 1940 г. последние, в свою очередь, с кораблей сняли, а на их месте появились 2x2 25-мм автомата.

Оба корабля 17.9.1941 погибли в базе Хаарсфярден близ Сток­гольма в результате взрыва на "Klas Uggla" и последующего пожа­ра. "Klas Horn" впоследствии поднят и после ремонта в декабре 1943 г. вновь введен в строй. В ходе ремонта с корабля сняли кормо­вой дальномер, а на его месте разместили третий спаренный 25-мм автомат. "Klas Horn" исключен из списков флота в 1958 г.

 

Эсминцы типа "Ehrenskold" — 2 единицы

75.jpg

 

"Ehrenskold" (KS, 1924/25.9.1926/9.1927 — исключен в 1963),

"Nordenskjold" (GvS, 1924/19.6.1926/9.1927 — исключен в 1963)

 

974/около 1160 т; 89/91,4x8,8x3,8 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 24 000 л.с., 36 уз., 170 т нефти, 1600 (20) миль. Эк. 119 чел. 3x1 — 120-мм/46, 2x2 — 25-мм, 2 пул., 2x3 — 533-мм ТА, 20 мин, 4 БС.

 

Построив только два из четырех запланированных ЭМ типа "Wrangel", руководство шведского флота отменило заказ на вто­рую пару, поставив перед конструкторами задание создать новый проект, отвечающий современным требованиям. Проектирование велось с 1919 по 1924 г. и увенчалось полным успехом — впер­вые шведский флот получил конкурентоспособный эсминец (все предшествующие проекты повторяли заграничные образцы и устаревали еще на кульмане), не уступающий, а в чем-то и пре­восходящий своих балтийских современников — на момент вступ­ления в строй лишь два польских эсминца французской построй­ки могли соперничать с "Ehrenskold" и "Nordenskjold", да и то в основном на бумаге, поскольку шведские корабли имели на воору­жении гораздо более скорострельную пушку, к тому же отлича­лись великолепной мореходностью, не уступая даже признанным лидерам в этой области — англичанам. Пожалуй, проект имел всего два изъяна — неудачное расположение орудия ГК №2, за­жатое между дымовыми трубами и имеющее ограниченные углы обстрела, и английские зенитные 40-мм автоматы "Виккерс", отличавшиеся низкой надежностью и малой огневой производи­тельностью. В середине 1930-х гг. оба "виккерса" заменили на но­вые "бофорсы" того же калибра.

В целом тип "Ehrenskold" оценивался в шведском флоте очень высоко и послужил основой для постройки в течение полутора десятка лет целого семейства так называемых "стандартных" ЭМ из 14 кораблей — огромная серия для Швеции.

В 1939 г. "Ehrenskold" и "Nordenskjold" прошли ремонт, в ходе ко­торого были установлены новые ПК и переделана носовая над­стройка, одновременно 40-мм "бофорсы" заменили на 2x2 25-мм автомата.

 

Эсминцы типа "Puke" — 2 единицы

76.jpg

 

"Psilander" (б. "Giovanni Nicotera", PN, 1925/24.6.1926/1.1927(3.1940) — исключен в 1947),

"Puke" (б. "Bettino Ricasoli", PN, 1925/29.1.1926/ 10.1926(3.1940) — исключен в 1947)

 

1140/1480 т; 82,5/84,9x8,6x3,6 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 36 000 л.с., 35 уз., 259 т нефти, 1800 (14) миль. Эк. 125 чел. 2x2 — 120-мм/45, 2x1— 40-мм/39, 2x2 — 13-мм, 2x2 — 533-мм ТА, 32 мины, 2 БМ.

 

Бывшие итальянские ЭМ типа "Sella", куплены Швецией 27.3.1940. Уже 18 апреля корабли вышли из Неаполя, но продви­жение осуществлялось очень медленно, и ко времени вступления Италии в войну они находились еще в районе Фарерских остро­вов. Англичане немедленно захватили эсминцы и на протяжении двух месяцев между Италией, Швецией и Англией шли диплома­тические согласования, после которых шведы наконец-то получи­ли приобретенные корабли.

В шведском флоте эти ЭМ не модернизировались, лишь 40-мм автоматы заменили на "бофорсы" того же калибра.

 

Эскортные миноносцы типа "Mode" — 4 единицы

77.jpg

 

"Magne" (GvS, 9.1941/25.4.1942/11.1942 — исключен в 1966),

"Mjolner" (EvG, 9.1941 /9.4.1942/12.1942 — исключен в 1966),

"Mode" (GvS, 9.1941/11.4.1942/11.1942 — исключен в 1970),

"Munin" (О, 9.1941/27.5.1942/1.1943 —исключен в 1968)

 

750/960 т; 78x8,1x2,3 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 16 000 л.с., 31 уз., 190 т нефти, 1200 (20) миль. Эк. 100 чел. 3x1 — 105-мм/41; 1 х 2 — 40-мм/60, 2x1 — 20,1 х 3 — 533-мм ТА, 42 мины, 2 БМ.

 

Проект разработан на базе купленных в марте 1940 г. в Италии мм типа "Spica". Изменения сводились в основном к замене италь­янского оборудования и вооружения отечественным, а также к незначительному увеличению ширины корпуса для улучшения мореходных качеств.

 

Миноносцы типа "Spica" — 2 единицы

78.jpg

 

"Remus" (б. "Astore", BS, 1933/ 22.4.1934/1935(3.1940) — исключен в 1958),

"Romulus" (б. "Spica", BS, 1933/11.3.1934/5.1935(3.1940) —ис­ключен в 1958)

 

780/995 т; 78/80,4x7,9x3,2 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 19 000 л.с., 34 уз., 207 т нефти, 1900 (15) миль. Эк. 94 чел. 3 х 1 — 100-мм/47, 4x2 — 13,2-мм, 2x2 — 450-мм ТА, 20 мин, 2 БМ.

 

Бывшие итальянские ММ типа "Spica", куплены Швецией 27.3.1940. После запоздалого прибытия в Швецию (см. тип "Puke") они подверглись всесторонним испытаниям и произвели хорошее впечатление на шведское морское руководство. Послужили про­тотипом при разработке типа "Mode".

 

Эсминцы типа "Wrangel" — 2 единицы

79.jpg

 

"Wachtmeister" (LS, 1916/19.12.1917/10.1918 — исключен в 1947), "Wrangel" (LS, 1916/24.9.1917/5.1918 — исключен в 1947)

 

460/около 570 т; 70,9x6,7x2,8 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 11 500 л.с., 34 уз., 104 т нефти, 1300 (18) миль. Эк. 81 чел. 4x1— 75-мм/53, 1x1— 25-мм, 2 пул., 2x2 — 457-мм ТА, 2 БС.

 

Эсминцы типа "Wrangei" завершили линию развития шведских "30-уз. истребителей", берущих свое начало с "Wale". В отличие от кораблей предыдущих серий, они получили полубак, заметно повысивший мореходность, а их паровые турбины оснащались понижающими редукторами — впервые в шведском флоте. Во­оружение повторяло предшественников, лишь под полубаком установили два однотрубных ТА, стрелявших через вырезы в бор­тах, закрывавшихся откидными щитами.

Планировалось построить серию из четырех кораблей, но от заказа второй пары морально устаревших эсминцев отказались.

В середине 1920-х гг. оба корабля прошли ограниченную мо­дернизацию — котлы были переведены с угля на нефть. В конце 1930-х гг. оказавшиеся непрактичными ТА из-под полубака демон­тировали, а вырезы под них в бортах заделали. Тогда же на эс­минцах установили по 1 х 1 25-мм автомату.

В ходе войны число 25-мм автоматов возросло до четырех.

 

Эсминцы типа "Wale" — 6 единиц

80.jpg

 

"Munin" (KS, н.д./5.12.1911/1.1913 — исключен в 1940),

"Hugin" (GvS, н.д./10.12.1910/6.1911 —исключен в 1947),

"Vidar" (KS, н.д./6.9.1909/ 4.1910 — исключен в 1947),

"Ragnar" (KS, н.д./ЗО.5.1908/1.1909 — исключен в 1947),

"Sigurd" (LS, н.д./19.9.1908/4.1909 — исключен в 1947),

"Wale" (KS, Н.Д./21.9.1907/4.1908 — исключен в 1940)

 

355/460 т; 66,1 — 66,3x6,3 — 6,5x2,6 — 2,8 м; 2 ПМУ, 4 ПК, 7200 л.с. (2 ПТУ, 4 ПК, 10 000 л.с. на "Hugin" и "Munin"), 31 — 33 уз., 84 т угля, 1200 (16) миль на "Hugin" и "Munin", 1500 (16) миль — остальные. Эк. 69 чел. 2 ('Wale") или 3 (остальные) х 1 — 75-мм/53, 4 х 1 — 57-мм/55 (только "Wale"), 2 пул., 2x2 — 457-мм ТА, 2 БС (на всех, кроме "Wale").

 

Проект ЭМ типа "Wale" представлял собой почти точную копию истребителя "Magne", построенного в 1905 г. для шведского флота на английской верфи "Торникрофт". Единственным отличием от прототипа стало более мощное вооружение из двух 75-мм и четы­рех 57-мм (вместо шести 57-мм) орудий. Всего построено шесть единиц, из которых последняя пара — "Hugin" и "Munin" — была оснащена паровыми турбинами, а число 75-мм пушек, за счет сня­тия 57-мм, возросло до четырех. На испытаниях "Munin" развил ско­рость 33,16 уз. при 10 330 л.с.

Первоначально на всех были установлены однотрубные тор­педные аппараты, но в 1916 г. их заменили на двухтрубные. При­мерно в то же время 57-мм орудия с "Vidar", "Ragnar" и "Sigurd" заменили на дополнительную пару 75-мм — по типу "Hugin" и "Munin".

В 1940 г. со всех ЭМ этого типа, кроме головного "Wale", одно из 75-мм орудий заменили на два 25-мм автомата, кроме того, корабли оснастили двумя БС.

 

Подводные лодки

 

Подводные лодки типа U-1 — 9 единиц

 

U-1 (KS, 1940/14.6.1941/5.1942 —исключена в 1960),

U-2 (К, 1940/16.5.1942/3.1943 — исключена в 1961),

U-3 (К, 1940/11.6.1942/11.1943 — исключена в 1964),

U-4 (KS, 1943/5.6.1943/4.1944 — исключена в 1970),

U-5 (KS, 1943/8.7.1943/6.1944 — ис­ключена в 1976),

U-6 (KS, 1943/18.8.1943/7.1944 — исключена в 1974),

U-7 (KS, 1943/23.11.1943/9.1943 — исключена в 1973),

U-8 (К, 1943/25.4.1944/10.1944 — исключена в 1976),

U-9 (К, 1943/23.5.1944/11.1944 — исключена в 1976)

 

Надводное — 367 (станд.) т, подводное — 450 т; 49,6x4,7x3,8 м; 1 диз.-генератор/2 ЭД, 1350/н.д. л.с., 13,8/7,5 уз. Эк. 23 чел. 4 х 1 (3 носовых и 1 кормовой) — 533-мм ТА, 1 х 1 — 20-мм.

 

Подводные лодки уменьшенного, по сравнению со своими предшественницами, водоизмещения. Решение об их постройке принято сразу после начала Второй мировой войны. В первую очередь предназначались для оборо­ны побережья в случае высадки одной из воюющих сторон. Кон­струкция по возможности упрощена для ускорения и удешевле­ния постройки. Единственные шведские однокорпусные ПЛ (ос­тальные имели двухкорпусную конструкцию). Другим отличием этих ПЛ стала так называемая "американская" схема передачи — дизель работал на генератор, который, в свою очередь, либо заря­жал АКБ, либо давал ток на два гребных ЭД.

 

Подводные минные заградители типа "Najad" — 3 единицы

 

"Nacken" (KS, 1942/26.9.1942/8.1943 — исключен в 1963),

"Najad" (KS, 1942/26.9.1942/7.1943 —исключен в 1963),

"Neptun" (KS, 1942/ 17.11.1942/8.1943 —исключен в 1963)

 

Надводное — 550 (станд.) т, подводное — 730 т; 62,6x6,4x3,4 м; 2 диз./2 ЭД, 1800/1000 л.с., 15/10 уз. Эк. 38 чел. 5x1— 533-мм ТА, 1 х 1 — 40-мм/56,1x1— 20-мм, 20 мин.

 

Подводные минные заградители, созданные с применением кон­структивных решений, использовавшихся при проектировании ПЛ типов "Sjolejonet" и "Delfinen". Для хранения и постановки мин слу­жила система Норман-Фюно.

 

Подводные лодки типа "Sjolejonet" — 9 единиц

81.jpg

 

"Sjolejonet" (KS, 1935/25.7.1936/9.1938 — исключена в 1959),

"Sjobjornen" (KS, 1936/15.01.1937/3.1939 — исключена в 1964),

"Sjohunden" (KS, 1937/26.11.1938/12.1939 — исключена в 1960),

"Svardfisken" (KS, 1939/18.5.1940/4.1941 — исключена в 1959),

"Tumlaren" (KS, 1940/7.9.1940/7.1941 —исключена в 1964),

"Dykaren" (KS, 1940/7.12.1940/10.1941 — исключена в 1959),

"Sjohasten" (KS, 1940/19.10.1940/7.1941 —исключена в 1963),

"Sjoormen" (KS, 1940/ 5.4.1941/12.1941 — исключена в 1964),

"Sjoborren" (KS, 1941/ 14.6.1941/5.1942 — исключена в 1959)

 

Надводное — 580 (станд.) т, подводное — 760 т; 64,2x6,4x3,4 м; 2 диз./2 ЭД, 2100/ 1000 л.с., 16,2/10 уз. Эк. 38чел. 5х1и1х2(3носовых, 2 кормовой и 1 спаренный поворотный) — 533-мм ТА, 2 х 1 — 40-мм/56.

 

Первые ПЛ шведского флота полностью собственной разработ­ки (при создании нескольких предшествующих типов использова­лась техническая помощь герм, фирмы "Weser"). В то же время в проекте ПЛ типа "Sjolejonet" имелось два конструктивных решения, появление которых можно объяснить только зарубежным влияни­ем. Речь идет, во-первых, о кормовом поворотном спаренном ТА с силовым приводом — такие аппараты были широко распростране­ны во французском флоте в 1930-е гг.; во-вторых — о 40-мм зенит­ных автоматах, убираемых в подводном положении для снижения сопротивления в специальные герметичные шахты. Уборка орудий под верхнюю палубу применялась на лодках разных стран еще в годы Первой мировой войны, однако в данном случае конструкция почти в точности повторяла примененную на голл. ПЛ типа О-12.

"Svardfisken" 18.1.1942 тяжело повреждена при столкновении с броненосцем береговой обороны "Sverige" и вернулась в строй после ремонта только в 1949 г.

"Sjoborren" затонула в результате столкновения 4.9.1942, но была вскоре поднята и после ремонта вновь введена в строй.

 

Подводные лодки типа "Draken" — 3 единицы

82.jpg

 

"Draken" (К, 1925/20.10.1926/2.1929 —исключена в 1948),

"Gripen" (К, 1926/21.8.1928/3.1929 — исключена в 1947),

"Ulven" (К, 1928/ 6.3.1930/2.1931 —погибла 16.4.1943)

 

Надводное — 667 (полное) т, подводное — 850 т; 66,2x6,4x3,3 м; 2 диз./2 ЭД, 1920/ 1000 л.с., 13,8/8,3 уз., 5600 (10) миль. Эк. 35 чел. 4 х 1 (2 носовых и 2 кормовых) — 533-мм ТА, 1 х 1 — 105-мм/41, 1 х 1 — 25-мм.

 

Увеличенная версия ПЛ типа "Bavern". На этих ПЛ произошел пе­реход на новый 533-мм калибр торпед. В отличие от сложившейся в межвоенные годы мировой практики вооружать ПЛ артиллерией воз­можно более крупного калибра, Швеция ограничивалась установкой на своих ПЛ орудий калибром не свыше 75-мм. Единственным ис­ключением из этого правила стали именно лодки типа "Draken", нес­шие достаточно тяжелые для своего водоизмещения 105-мм орудия. Глубина погружения — 60 м. "Ulven" погибла на герм, минном поле 16.4.1943.

 

Подводные минные заградители типа "Delfinen" — 3 единицы

83.jpg

 

"Delfinen" (KS, 1933/20.12.1934/4.1936 — исключена в 1953),

"Nordkaparen" (KS, 1933/9.2.1935/10.1936 — исключена в 1953),

"Springaren" (KS, 1933/27.4.1935/8.1937 — исключена в 1953)

 

Надводное — 540 (полное) т, подводное — 720 т; 63,1x6,4x3,4 м; 2 диз./2 ЭД, 1200/ 800 л.с., 15/9 уз. Эк. 34 чел. 4 х 1 (3 носовых и 1 кормовой) — 533-мм ТА, 1 х 1 — 57-мм, 1x1 — 25-мм, 20 мин.

 

Подводные минные заградители, созданные с использованием конструктивных решений, применявшихся при проектировании ПЛ типов "Draken" и "Valen". Для хранения и постановки мин служи­ла система Норман-Фюно.

 

Подводный минный заградитель "Valen" — 1 единица

 

"Valen" (К, 1923/5.5.1925/9.1925 — исключена в 1944)

 

Надводное — 501/548 т, подводное — 730 т; 57,1x7,7x3,1 м; 2 диз./2 ЭД, 1340/ 700 л.с., 14,8/7,4 уз., 3000 (15)/54 (6) миль. Эк. 31 чел. 4 х 1 (носовые) — 457-мм ТА, 1x1 — 75-мм/43, 1 х 1 — 25-мм, 20 мин.

 

Первый подводный минный заградитель шведского флота. Про­ект составлен на основе чертежей ПЛ типа "Bavern". Для хране­ния и постановки мин применена французская система Норман-Фюно, состоящая из 10 вертикальных шахт, в каждую из которых помещались по две мины. Сами шахты располагались во внешних балластных цистернах между прочным и легким корпусами.

Исключена из списков флота 6.10.1944.

 

Подводные лодки типа "Bavern" — 3 единицы

84.jpg

 

"Illern"(K, 1917/31.1.1918/6.1920 —погибла 12.8.1943),

"Uttern" (К, 1917/16.4.1918/6.1920 — исключена в 1943),

"Bavern" (KS, н.д./ 5.3.1921/6.1921 — исключена в 1944)

 

Надводное — 429/472 т, подводное — 640 т; 57x5,7x3 м; 2 диз./2 ЭД, 2000/700 л.с., 15,2/8,2 уз., 3000 (15)/54 (6) миль. Эк. 28 чел. 4 х 1 (носовые) — 457-мм ТА, 1x1 — 57-мм.

 

Усовершенствованный тип "Hajen", в котором за счет незначи­тельно возросших размеров увеличены запас топлива и дальность плавания в надводном положении. К началу Второй мировой вой­ны устарели.

"Illern" погибла 12.8.1943 в результате столкновения в проливе Кальмар, поднята 1.9.1943, но в строй не вводилась и сдана на слом в 1944 г. "Bavern" и "Uttern" исключены из списков флота 6.10.1944 и 19.3.1943 соответственно.

 

Подводные лодки типа "Hajen" — 3 единицы

85.jpg

 

"Hajen" (KS, 1917/8.11.1917/5.1920 — исключена в 1943),

"Salen" (KS, 1917/31.1.1918/6.1920 — исключена в 1942),

"Valrossen" (KS, 1917/16.4.1918/8.1920 — исключена в 1943)

 

Надводное — 392/422 т, подводное — 600 т; 54x5,2x3,5 м; 2 диз./2 ЭД, 2000/ 700 л.с., 15,5/9 уз. 3300 (10)/54 (6) миль. Эк. 30 чел. 4 х 1 (носовые) — 457-мм ТА, 1x1 — 57-мм.

 

Старейшие шведские лодки периода Второй мировой войны. Увеличенная версия ПЛ "Svardfisken", построенной на той же вер­фи несколько ранее по проекту фирмы "Fiat-Laurenti".

В начале 1930-х гг. стоявшее ранее 75-мм орудие заменено на зенитное 57-мм. "Salen" исключена из списков флота 24.7.1942, "Valrossen" и "Hajen" — 19.3.1943

 

Тральщики

 

Тральщики типа "Arholma" — 14 единиц

86.jpg

 

"Arholma" (К, 1936/27.4.1937/4.1939 —исключен в 1960),

"Landsort" (К, н.д./26.11.1937/6.1939 —исключен в 1964),

"Bremen" (EvG, н.д./ 18.6.1940/10.1940 —исключен в 1966),

"Holmon" (EvG, н.д./5.9.1940/ 12.1940 —исключен в 1964),

"Koster" (О, н.д.Л 0.10.1940/12.1940 — исключен в 1964),

"Vinga" (GvS, н.д./7.10.1940/12.1940 — исключен в 1964),

"Ven" (GvS, Н.Д./7.10.1940/4.1941 — исключен в 1959),

"Ramskar" (LS, н.д./28.10.1940/4.1941 — исключен в 1966),

"Bredskar" (EvG, 1940/12.12.1940/4.1941 — исключен в 1966),

"Kullen" (О, н.д.729.10.1940/4.1941 — исключен в 1966),

"Sandon" (Os, н.д./15.8.1940/5.1941 — исключен в 1966),

"Gronskar" (FS, н.д./ 30.10.1940/5.1941 — исключен в 1963),

"Orskar" (LS, 27.4.1940/ 31.3.1941/7.1941 — исключен в 1966),

"Ulvon" (Os, 1940/29.4.1941/ 7.1941 — исключен в 1964)

 

365/442 т; 56,7x7,6x2,1 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 3200 л.с., 18 уз., 60 т нефти. Эк. 37 чел. 2x1 — 105-мм/41, 2x1 — 25-мм ("Arholma" и "Landsort") или 2 — 40-мм/60 (остальные), 2 БМ, мины.

 

Универсальные минно-тральные корабли, проект разработан казенной верфью в Карлскроне (К), заказ на постройку двух пер­вых кораблей выдан в 1935 г. Первоначально предусматривалась установка двух 75-мм орудий, но в строй корабли вступили с уже гораздо более мощными 105-мм орудиями.

С началом Второй мировой войны парламент страны выделил средства на усиление флота. Под эти ассигнования сразу на не­скольких верфях были заложены еще 12 тральщиков по проекту "Arholma" — единственное изменение заключалось в усилении зенитного вооружения за счет замены 25-мм автоматов на 40-мм "бофорсы".

 

Тральщики типа "Sprangaren" — 3 единицы

 

"Sokaren" (М, 16.8.1917 — погиб 3.10.1953),

"Sveparen" (M, 19.2.1918 — исключен в 1964),

"Sprangaren" (12.6.1918 — исключен в 1961).

 

185 т; 27,8x6,8x3 м; 1 ПМУ, 1 ПК, 465 л.с., 10 уз. Эк. 17 чел. 1 — 57-мм зен., 1 пул., мины.

 

Построены на основе проекта буксира. За время службы исполь­зовались не только в качестве тральщиков, но также тендеров и буксиров.

 

Рейдовые тральщики типа М-1 — 2 единицы

 

М-1 (12.8.1937 —исключен в 1952),

М-2 (3.10.1937 —исключена 1953)

 

61/64 т; 30x4,3x1 м; 3 диз. (М-2), 630 л.с., 17 уз., 3 т соляра. 11 чел. 1x1— 20-мм.

 

Рейдовые тральщики со стальными корпусами. Строились на верфи "Eriksbergs varv" в Стокгольме. Заказаны в 1935 г., заложе­ны в 1937 г., вошли в строй в 1938 г.

 

Рейдовые тральщики типа М-3 — 12 единиц

 

М-3 — М-14 (спущены на воду в 1940 — исключены в 1955 — 1960)

 

50 (станд.) т; 25x5,1x1,4 м; 2 диз., 400 л.с., 13 уз. 1 х 1 — 20-мм.

 

Рейдовые тральщики с корпусами из красного дерева. Упрощен­ный вариант типа М-1, приспособленный для массовой построй­ки. Строились на небольших верфях. Были заложены в 1939 — 1940 гг., вошли в строй в 1940 — 1941 гг.

 

Рейдовые тральщики типа М-15 — 12 единиц

 

М-15 — М-26 (спущены на воду в 1941 —исключены в 1965— 1989)

 

70 (станд.) т; 27,7x5x1,5 м; 2 диз., 410 л.с., 13 уз. 1 х 1 — 20-мм.

 

Рейдовые тральщики с корпусами из дерева. Упрощенный вари­ант типа М-1, приспособленный для массовой постройки. Изготовлялись на разнообразных небольших верфях. Заложены в 1940 — 1941 гг., вошли в строй в 1941 гг.

 

Торпедные катера

 

Тип МТВ-3: МТВ-3 и МТВ-4. Спущены на воду в 1925 г., 2 единицы.

12,5 т; 16,2x3,4x1,1 м; 2 бенз., 750 л.с., 40 уз. Эк. 7 чел. 2x1 — 450-мм ТА, 1 пул.

Построены в Англии на верфи "Thornycroft", относились к 55-фу­товому типу. Исключены из списков флота 1.8.1940.

 

Тип Т-3: Т-3 и Т-4. Спущены на воду в 1940 г., 2 единицы.

20 (станд.) т; 18,3x4,7x1,5 м; 2 бенз., 2300 л.с., 40 уз. Эк. 8 чел. 2x1— 450-мм ТА, 2 пул.

Строились английской верфью "Vosper", корпус деревянный.

 

87.jpg

Тип T-11: Т-11 (б. MAS-506), Т-12 (б. MAS-508), Т-13 (б. MAS-511) и Т-14 (б. MAS-524). Спущены на воду в 1936 г., 4 единицы.

21,5 (станд.) т; 17x4,4x1,3 м; 2 бенз., 2000 л.с., 44 уз., 1,25 т бензина, 350 (39) миль. Эк. 10 чел. 2x1 —450-мм ТА, 1 х 1 — 13-мм пул., 6 ГБ.

Бывшие итальянские ТКА типа "Baglietto" класса 500, серия 1. Корпус деревянный. Куплены Швецией 29.2.1940. Послужили об­разцами для двух серий шведских ТКА.

 

Тип Т-15: Т-15 — Т-18. Спущены на воду в 1941 г., 4 единицы.

22,5 (станд.) т; 18,7x4,6x1,5 м; 2 бенз., 2300 л.с., 45 уз. Эк. 11 чел. 2x1 — 450-мм ТА, 1x1 — 20-мм.

Строились на верфи "Kockums", проект подготовлен на базе ТКА, купленных у Италии (тип Т-11).

 

Тип Т-21: Т-21 — Т-31. Спущены на воду в 1942 — 1943 гг., 11 единиц.

27 (станд.) т; 20x5x1,5 м; 2 бенз., 3000 л.с., 49 уз. Эк. 11 чел. 2x1— 533-мм ТА, 1x1 — 20-мм.

Строились на верфи "Kockums", усовершенствованный проект типа Т-15, но с более тяжелыми ТА.

Примечание: заказанные накануне войны в Англии ТКА Т-1 и Т-2 на верфи "British Pover Boat Co" (тип 60-футовый) были конфискованы английским правительством и включены в состав Королевского флота.

 

Другие боевые и вспомогательные корабли

 

Патрульные корабли типа "Jagaren" — 4 единицы

88.jpg

 

"Jagaren" (К, 1.12.1932 —исключен в 1959),

"Карагеп" (К, 3.3.1933 — исключен в 1959),

"Snapphanen" (К, 2.11.1934 — исключен в 1959),

"Vaktaren" (К, 25.4.1934 — исключен в 1959)

 

250/310 т; 52x6x2,8 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 3600 л.с., 23 уз., 50 т нефти. Эк. 41 чел. 2 х 1 75-мм, 2 х 1 — 25-мм, 2 БМ.

 

Единственные патрульные корабли шведского флота специаль­ной постройки. Отправной точкой при проектировании послужил ЭМ типа "Wrangel", размеры которого были существенно умень­шены. Заказ на постройку выдан в 1927 г., вступили в строй в 1934 —1936гг.

 

Патрульные корабли типа V-27 — 6 единиц

 

V-27 (К, 26.7.1898 — исключен в 1947),

V-30 (К, 24.4.1900 — исключен в 1947),

V-33 (К, 9.9.1902 — исключен в 1941),

V-34 (К, 26.4.1902 — исключен в 1943),

V-35 (FS, 5.09.1903 — исключен в 1947),

V-36 (FS, 12.9.1903 — исключен в 1942)

 

85/94 т, 39,8x4,8x2,8 м. 1 ПМ, 2 ПК, 1300 л.с., 23 уз., 17 т угля. Эк. 18 чел. 2 — 37-мм.

 

Бывшие миноносцы, построенные по проекту герм, фирмы "Шихау". Всего в 1896 — 1904 гг. построено 12 единиц, из которых до Второй мировой дожили шесть. В 1921 г. переклассифицированы в патрульные корабли, с них сняты 380-мм ТА (по некоторым све­дениям, снимался только палубный поворотный, а носовой был оставлен). Получили тральное оборудование. К началу Второй мировой войны имели скорость около 18 уз.

 

Патрульные корабли типа V-39 — 15 единиц

 

V-39 (GvS, 31.10.1908 — исключен в 1947),

V-40 (GvS, 19.9.1908 — исключен в 1947),

V-41 (FS, 22.10.1908 — исключен в 1947),

V-42 (GvS, 1.10.1908 — исключен в 1947),

V-43 (GvS, 11.06.1909 — исключен в 1947),

V-45 (FS, 5.6.1909 — исключен в 1947),

V-46 (FS, 19.6.1909 — исключен в 1940),

V-47 (FS, 1.12.1909 — исключен в 1947),

V-48 (FS, 6.4.1910 — исключена 1947),

V-49 (FS, 20.5.1910 — исключен в 1944),

V-50(FS, 10.06.1910 —исключен в 1944),

V-51 (К, 24.4.1909 —исклю­чен в 1940),

V-52 (К, 3.5.1909 — исключен в 1940),

V-53 (К, 17.11.1910 — исключен в 1941),

V-54 (К, 24.11.1910 — исключен в 1941)

 

97/120 т; 40,2x4,4x2,6 м; 1 ПМ, 2 ПК, 2000 л.с., 25,5 уз., 20 т угля. Эк. 25 чел. 2x1 — 57-мм.

 

Бывшие миноносцы 1-го класса, построены по проекту франц. фирмы "Норман". Всего в 1905 — 1910 гг. построено 17 единиц, из которых до начала Второй мировой войны дожили 15. В 1928 г. переклассифицированы в патрульные корабли, с них сняты 457-мм ТА (по некоторым сведениям, снимался только палубный пово­ротный, а носовой был оставлен).

 

Торпедные канонерские лодки типа "Ornen" — 2 единицы

89.jpg

 

"Jacob Bagge" (KS, 1896/30.4.1898/11.1898 —исключен 13.6.1947),

"Ornen" (LS, 1895/6.8.1896/5.1897 — исключен 13.6.1947)

 

800/846 т; 67,7(вл)/69,2х8,2хЗ,3 м; 2 ПМ, 4 ПК, 4000 л.с., 19 уз., 105 т угля, 1200 (12) миль. Бронирование: палуба 12 — 19 мм, рубка 40 мм. Эк. 104 — 112 чел. 2x1 — 120-мм/45, 4 — 57-мм/55, 1x1— 380-мм ТА, 12 мин.

 

Быстроходные канонерские лодки, вооруженные подводным носовым ТА. В 1896 — 1900 гг. для шведского флота было по­строено пять единиц, внешне несколько отличавшихся друг от дру­га. Имели некоторое подобие броневой защиты — карапасную палубу толщиной 12 — 19 мм.

До Второй мировой войны дожили "Jacob Bagge" и "Ornen", с конца 1920-х гг. использовавшиеся в качестве учебных кораблей.

В 1942 г. с обоих кораблей сняли 57-мм орудия, установив вместо них 2x2 25-мм/64 зенитных автомата. Ближе к концу войны "Jacob Bagge" полностью разоружен, остался только один 20-мм автомат.

 

Авиатранспорт "Dristigheten" — 1 единица

90.jpg

 

"Dristigheten" LS 10.1898 28.4.1900 1901 Исключен в 1947

 

3218/3600 т, 89x14,8x5,2 м; 2 ПМУ, 8 ПК, 5600 л.с., 16,8 уз., 310 т угля, 3000 (10) миль. Бронирование: пояс 200 — 140 мм, палуба 50 мм, рубка 247 мм. Эк. 275 чел. 4x1 — 75-мм, 2x1 — 25-мм, 4 пул., 3 гидросамолета.

 

Бывший броненосец береговой обороны. До известной степе­ни этапный для шведского флота корабль, поскольку именно на­чиная с него вооружение всех броненосцев этой страны состояло исключительно из скорострельной артиллерии.

В 1927 — 1928 гг. перестроен в гидроавиатранспорт. В ходе ра­бот с него демонтированы обе башни ГК и казематы. В кормовой части надстроена платформа, служащая для хранения и предпо­летной подготовки машин. Катапульты не было — запуск произ­водился с воды.

Исключен из списков флота 13.6.1947 и превращен в плавучую мишень, в 1961 г. сдан на слом.

Кроме того, в составе шведского флота имелся старый броне­носец "Svea" (1885 г., 2840/3300 т), еще в 1915 г. переоборудован­ный в плавбазу ПЛ. Исключен из списков флота в 1941 г.

 

Ледокол "Ymer" — 1 единица

91.jpg

 

"Ymer" (KS, спущен на воду в 1932 — исключен в 1976)

 

3465/4545 т; 75(вл)/78,6х19,3 (по вп — 18,6)х6,4 м; 2 ДЭ (+ 1 ДЭ в носу), 9000 л.с., 15,9 уз., 830 т нефти. Эк. 44 чел.

 

Первый в мире ледокол с дизель-электрической установкой. Предназначался для службы в Ботническом заливе. Три винта (2 маршевых в корме и один в носу для размывания льда) приво­дились в движение электродвигателями, ток для которых выра­батывали 6 дизель-генераторов. Для выполнения ледовой развед­ки на корабле предусматривалось место для базирования гидро­самолета — на надстройке за дымовой трубой.

Помимо основной задачи "Ymer" мог использоваться в качестве плавбазы подводных лодок.

"Ymer" послужил образцом при проектировании финского ле­докола "Sisu".

Проектом предусматривалась установка вооружения, и с нача­лом войны корабль оснастили четырьмя 75-мм зенитными орудия­ми, 1x2 40-мм и 2 х 2 25-мм автоматами. Мешающую размеще­нию средств ПВО грот-мачту демонтировали. После этого "Ymer" лишился возможности нести гидросамолет.

 

Ледокол "Atle" — 1 единица

 

"Atle" (LS, спущен на воду в 1925 — исключен в 1966)

 

1725/2630 т; 63x17x6,3 м; 1 ПМУ (+ 1 ПМУ в носу), 6000 л.с., 14 уз. Эк. 44 чел.

 

Ледокол средних размеров для службы в Ботническом заливе. Имел два винта — один маршевый в корме и еще один в носу — для размывания льда.

С началом войны вооружен четырьмя 57-мм зенитками и 4 пул.