Общая оценка проекта

 

Сторожевые корабли типа «Ураган» стали первыми кораблями, построенны­ми в нашей стране после длительного перерыва. Они создавались на базе об­разцов техники и вооружения времен Первой мировой войны и при вступле­нии в строй не имели современного зе­нитного и штурманского вооружения, средств радиосвязи, приборов обнару­жения подводных лодок и т.д. Кроме то­го, к числу недостатков можно отнести не слишком комфортные условия раз­мещения экипажа, невысокую (относи­тельно техзадания) скорость хода, по­средственную мореходность, ненадеж­ное рулевое устройство. Сторожевики оказались не в состоянии обеспечить эффективную ПВО и ПЛО линкоров, то есть решать те задачи, для которых они создавались. Только после модерниза­ции и перевооружения, уже в 1940-е го­ды, эти корабли стали более-менее со­ответствовать требованиям тактико-тех­нического задания.

На момент же вступления в строй «ураганы», по существу, являлись мино­носцами. А вот в этом качестве они вы­глядят весьма неплохо: будучи втрое меньше по водоизмещению, чем «нови­ки», они обладали половиной их артил­лерийского вооружения и третью тор­педного. Что касается основных такти­ко-технических элементов СКР типа «Ураган», то они не уступали, а по во­оружению даже превосходили анало­гичные параметры кораблей иностран­ных флотов. Построив во время Первой мировой войны большое количество сторожевых судов, ведущие морские державы надолго прекратили развитие этого класса кораблей. Англичане и французы, имея многочисленные коло­нии по всему миру, уделяли повышен­ное внимание эскортным кораблям оке­анского плавания — шлюпам, имевшим большой район плавания, хорошую мо­реходность и соответственно водоизме­щение до 2500 т. Только в 1935 году в Англии начали строить корветы типа «Кингфишер» водоизмещением 745 т, но их вступило в строй всего 9 единиц. В том же году в Германии началось строи­тельство эскортных кораблей типа «F» полным водоизмещением 1030 т. Они получились неудачными, их ГЭУ часто выходили из строя. Остальные страны приступили к строительству сторожевых кораблей только после начала Второй мировой войны. Здесь советские конст­рукторы и кораблестроители оказались (отчасти вынужденно) в числе лидеров.

Нельзя не отметить и тот факт, что в проекте СКР типа «Ураган» имелось много конструктивных новшеств. Впер­вые в отечественном флоте ГЭУ рабо­тала на перегретом паре, прямодействующие, низкооборотные турбины были заменены на ГТЗА с высокооборотными турбинами. Установка отличалась ком­пактностью, а эшелонное размещение повышало ее живучесть. Впервые на­бор корпуса выполнялся по продольной системе. Также впервые были примене­ны оцинковка корпусных конструкций и сварка (неответственных деталей). Кор­пуса СКР, несмотря на облегчение, ока­зались более прочными, чем у эсминцев проектов 7 и 7У.

В предвоенные годы сторожевые ко­рабли много плавали: В 1940 году «Ту­ча» (КБФ) прошла 13 806 миль, в 1942-м «Гром» (ТОФ) — 7550 миль за 743 ходо­вых часа. СКР типа «Ураган» стали хо­рошей школой для моряков, многие из­вестные советские флотоводцы начинали свою командирскую службу на сторо­жевиках.

Корабли Балтийского и Северного флотов участвовали в Советско-фин­ляндской войне 1939 — 1940 годов: не­сли дозорную службу, сопровождали транспорты с десантными войсками, оказывали артиллерийскую поддержку высадкам десантов, охраняли линкоры, выходившие для обстрела укреплений противника.

Накопленный опыт эксплуатации ко­раблей типа «Ураган» в мирное время на разных морских театрах привел к пе­реоценке их качеств руководством Нар­комата ВМФ. Выступая 3 декабря 1940 года на совещании высшего военно-морского командования в Москве с до­кладом о технике флота, начальник Уп­равления кораблестроения инженер-контр-адмирал Н.В.Исаченков сказал о сторожевиках, что они вполне удовле­творяют тактико-техническим требова­ниям, предъявляемым к кораблям этого класса, не уступая аналогичным кораб­лям иностранных флотов постройки 1930 — 1934 годов. Такая оценка, по су­ществу, «реабилитировала» корабли «дивизиона плохой погоды».

Сторожевые корабли типа «Ураган» активно участвовали в Великой Отече­ственной войне и войне с Японией, обеспечивали эскортирование подвод­ных лодок, охранение крупных кораб­лей, конвоирование транспортов, артил­лерийскую поддержку сухопутных войск и десантов, перевозили личный состав и военные грузы. После перевооруже­ния по количеству стволов зенитной ар­тиллерии малого калибра они превосхо­дили «новики» и почти догнали эсминцы проектов 7 и 7У. На них были установле­ны бомбометы и увеличено количество глубинных бомб. Многие сторожевики получили гидроакустические и радиоло­кационные станции.

Боевой опыт подтвердил достаточную надежность энергоустановки «ураганов». Так, на СКР «Смерч» в результате столкновения с тральщиком был выве­ден из строя второй эшелон ГЭУ, но пер­вый остался неповрежденным, и ко­рабль своим ходом дошел до базы. Ско­рость, служившая в начале 1930-х годов предметом критики, во время войны на­реканий не вызывала.

К сожалению, сторожевых кораблей типа «Ураган» построили сравнительно немного. На Севере их было всего три единицы, на Черном море — две, да и шесть единиц для тихоокеанского теат­ра — тоже недостаточно. В 1939 году началось строительство большой серии СКР проекта 29 типа «Ястреб», являв­шихся дальнейшим развитием «Урага­на», но до конца войны ни один из них в строй не вступил.

В своих воспоминаниях бывший нар­ком Военно-Морского Флота СССР Н.Г.Кузнецов пишет: «Кроме тральщи­ков, не хватало и кораблей противоло­дочной обороны (ПЛО), и специальных сторожевых кораблей (СКР). С огорче­нием перечитываешь сейчас строки ста­рого документа: «БТЩ «Крамбол» занял место в дозоре». Не от хорошей жизни приходилось посылать вместо СКР тральщики». Об этом же сожалел и ко­мандующий Черноморским флотом Ф.С.Октябрьский, записавший в своем дневнике 22 июля 1941 года: «Москва требует по всей линии коммуникаций движение всех наших транспортов кон­воировать... Это очень важная, ответст­венная задача, а главное — дополни­тельная огромная нагрузка нашим ЭМ, БТЩ, МО-4. Вот еще раз вздохнем, что у нас нет СКР». Так что первенцы совет­ского военного кораблестроения, несмо­тря на их недостатки, в тяжелые годы Великой Отечественной войны оказа­лись одними из самых востребованных боевых единиц нашего флота.