Черноморский флот

 

В составе Черноморского флота нахо­дились только два СКР проекта 2 пер­вой серии. В марте 1939 г. оба корабля были поставлены на капитальный ре­монт на «Севморзавод» № 201 имени С.Орджоникидзе, так как каждый из них прошел около 46 500 миль. Сроки окон­чания ремонтов по плану: для «Штор­ма» — август 1941 г., для «Шквала» — сентябрь 1941 г. В связи с началом вой­ны и большой загрузкой завода ремон­том поврежденных в боях кораблей ра­боты на СКР продвигались медленно. В ноябре из-за налетов авиации на Сева­стополь сторожевики перевели в Поти для завершения ремонта на филиале завода № 201.

Всего «Шторм» и «Шквал» находились в ремонте три года. На кораблях допол­нительно установили по два 45-мм ору­дия, два ДШК, на юте — новый кран с электроприводом; на палубе проложили размагничивающую обмотку системы ЛФТИ. Паровой рулевой привод замени­ли на электрический.

23 апреля 1942 г. сторожевые корабли были включены в состав 1-го дивизиона ЭМ. После гибели в октябре 1943 г. ли­дера и двух эсминцев они стали самыми крупными кораблями на Черном море, которым разрешалось выходить в море без прямого разрешения Ставки Вер­ховного Главнокомандующего. С мая 1944 г. входили в состав отдельной бри­гады СКР (ОБСКР).

 

«Шквал»

 

К началу Великой Отечественной вой­ны стоял в капитальном ремонте на за­воде № 201, был придан 2-й бригаде ПЛ. 3 ноября 1941 г. в 2.25 «Шквал» с двумя ЭМ и СКР «Шторм» вышел из Се­вастополя. На корабле, кроме экипажа и сдаточной команды, находились семьи рабочих завода № 201, эвакуируемые из Севастополя. Корабль шел под одной турбиной. Уже в море вышел из строя питательный турбонасос, затем обнару­жилась утечка масла из расходных цис­терн, из-за неправильного переключе­ния клапанов масло вытекало в трюм. В 10.32 сторожевики зашли в Балаклаву. Сдаточная команда ввела в строй вто­рую турбину. Перед отходом по приказу старшего морского начальника Балак­лавы на корабль погрузили бойцов ава­рийно-спасательного отряда ЧФ с иму­ществом и оружием, что еще больше увеличило осадку В 18.40 4 ноября на­чался переход в Поти. От мыса Сарыч корабли легли курсом на Синоп. Турбо­насос действовал с перебоями, его при­ходилось останавливать. Неровно работали турбины, котлы не давали перегре­того пара. К тому же резко испортилась погода. На рассвете прорвало трубу главного паропровода. На шлюпке с СКР «Шторм» доставили баллон с кис­лородом и сварщика. Через три часа по­вреждения устранили, и корабли продолжили движение. Шторм усиливался, крен достигал 45°, через неплотно пригнанные люки вода стала поступать в кубрики, машинные и котельные отделе­ния. За борт смыло бочки с машинным маслом, ящики с инструментом и запча­стями. Ночью вышел из строя питательный насос, пришлось погасить котлы, и корабль лишился хода.

К утру шторм утих, и один насос уда­лось исправить. В 12.00 6 ноября ко­рабль подошел к Сочи и стал на якорь — закончилось топливо. На буксире его привели в Туапсе. 15 — 16 ноября СКР перешел в Поти для продолжения ре­монта.

6 мая 1942 г. «Шквал» завершил за­водские ходовые испытания, а 24 мая поднял Военно-морской флаг.

8 июня в 5.40 прибыл из Поти в Туапсе с ТЩ «Искатель», находясь в охране­нии ТР «Белосток». 10 июня перешел из Туапсе в Новороссийск, конвоируя с ЭМ «Незаможник» ТР «Грузия». В тот же день в 23.00 вышел с «Незаможником» из Новороссийска и 12 июня в 11.28 при­был в Поти. 19 — 20 июня перешел из Поти в Новороссийск, а 21 июня в 23.45 вместе с ТЩ «Мина» и двумя СКА при­был в Севастополь, доставив пополне­ние защитникам города. 22 июня в 1.00 ушел из Севастополя и в 23.45 вернул­ся в Новороссийск.

25 июня в 4.13 совместно с БТЩ-412 вышел из Новороссийска и в 23.00 прибыл в Севастополь, доставив бойцов и командиров 142-й морской стрелковой бригады, боезапас и продовольствие. На переходе СКР подвергался много­численным атакам самолетов. 26 июня «Шквал» перешел из главной базы в Но­вороссийск, откуда 29 июня перешел в Анапу, а 1 июля вернулся в Новорос­сийск. 2 — 3 июля с ЭМ «Незаможник» и СКР «Шторм» перешел в Поти, на пере­ходе вышло из строя рулевое устройст­во, но через 45 минут неисправность была устранена.

3 августа в 9.27 вышел из Туапсе для усиления охраны поврежденного крей­сера «Молотов» и лидера «Харьков», возвращавшихся с операции в Феодо­сийском зал.

8 — 9 августа конвоировал МЗ «Сыз­рань» из Туапсе в Новороссийск; в об­ратном направлении сопровождал ТР «Березина». 12 августа в 0.45 возвра­тился из Туапсе и на Новороссийском рейде участвовал в отражении массиро­ванного налета авиации противника на город и порт; повреждений от разрывов бомб не имел. 13 августа, снимаясь с якоря в районе Кабардинки, сел на мель. В 5.30 14 августа снят с мели буксирами, а в 20.30 вышел из Новороссийска, конвоируя ТР «Курск» с эвакуируемыми. 15 августа в 8.50 прибыл в Туапсе, а в 19.30 вышел в Сухуми, сопровождая буксир «Вежилев» с тремя баржами.

13 и 18 сентября совершил два пере­хода из Поти в Батуми; во втором из них охранял ЭМ «Незаможник», который вел на буксире ЭМ «Железняков».

10 октября перешел из Батуми в Поти, в тот же день в 22.05 вместе с ЭМ «Незаможник» вышел в море и 11 октября в 6.00 прибыл в Сухуми. На следующий день вернулся в Поти.

13 октября в 7.40 «Шквал» и ЭМ «Не­заможник» вышли из Поти для обстрела Феодосийского порта. До мыса Индокопас корабли следовали вдоль Кавказ­ского побережья, затем повернули на мыс Чауда. Высланные в район Феодо­сии самолеты МБР-2 осветили САБами мыс Ильи, Двуякорную бухту, береговые ориентиры, а также ослепили наблюда­телей на береговых батареях противни­ка. Получив надежную обсервацию, с 1.30 по 1.45 14 октября с дистанции 57 кбт СКР вел огонь по порту. В связи с тем, что среди беспламенных зарядов оказались пламенные, корабли демас­кировали себя и по ним открыли огонь вражеские батареи, расположенные у села Сарыголь и у мыса Киик-Атлама. Израсходовав 151 снаряд и вызвав в порту несколько взрывов и три крупных пожара, корабли в 18.45 вернулись в Поти.

18— 19 октября «Шквал» совместно с ЭМ «Незаможник», СКР «Шторм», БТЩ «Мина» конвоировал танкер «Москва» на переходе из Батуми в Туапсе. В море корабли попали в шторм, качка СКР до­стигала 45°, он плохо слушался руля, рыскал. 19 октября в 1.10 стал на якорь на рейде Туапсе. Ветер достигал 9 бал­лов, «Шквал» стал дрейфовать, а в 5.32 на его правый борт навалило шхуну «Интернационал», в результате образо­вались вмятина в борту и разрыв на па­лубе. 20 октября в 3.41 СКР «Шторм» при швартовке ударил кормой в правый борт «Шквала» в районе 132-го шп., в борту образовалась вмятина. В 6.09 «Шквал» вместе с СКР «Шторм» и ТЩ «Якорь» вышел из Туапсе в Поти, конво­ируя танкер «Москва».

22 — 23 октября СКР конвоировал ТР «Калинин» из Туапсе в Поти, а 24 октяб­ря — ТР «Райкомвод» из Поти в Батуми.

11 ноября вместе с двумя СКА эскорти­ровал из Батуми в Туапсе танкер «Пере­довик», а 12 — 13 ноября в составе того же конвоя перешел из Туапсе в Батуми.

14 ноября с 3.00 до 7.37 совершил пере­ход Поти — Батуми, сопровождая танкер «В.Кутюрье», а в 15.45 вернулся в Поти.

15 — 16 ноября с БТЩ «Защитник» и двумя СКА конвоировал до Туапсе ТР «Калинин». 17 ноября в 21.30 с БТЩ-412 снова вышел в Поти, конвоируя ТР «Райкомвод», а 18 ноября в 14.45 вер­нулся в Туапсе.

19 — 20 ноября «Шквал» обеспечивал переход ТР «Калинин» из Туапсе в По­ти, а ТР «Пестель» — из Поти в Сухуми.

В 7.30 21 ноября СКР прибыл в Сочи, а затем ушел в Сухуми. Приняв 300 ране­ных, в 14.10 вышел в Сочи. 22 ноября конвоировал в Туапсе ТР «Пестель», в тот же день вернулся в Сочи, а на еле-дующий день конвоировал этот ТР в Су­хуми.

24 ноября доставил из Сухуми в Сочи 330 человек маршевого пополнения, за­тем ушел в Туапсе. 25 — 26 ноября в со­ставе конвоя (ЭМ «Незаможник» и БТЩ «Якорь») сопровождал танкер «Москва» из Туапсе в Батуми. 28 ноября 1942 г. «Шквал» встал на ремонт в Батуми для устранения вибра­ции циркуляционных насосов.

Сразу же после окончания ремонта участвовал в набеговой операции на Ялту и Феодосию. Утром 19 декабря вместе с ЭМ «Незаможник» вышел из Поти. До мыса Идокопас шли вдоль Кав­казского побережья, имитируя переход в Новороссийск, но с наступлением тем­ноты подошли к Феодосии, установили связь с самолетом-корректировщиком, а затем с самолетом-осветителем. Получив сигнал о занятии кораблями огневой позиции, осветитель сбросил САБы над портом. С дистанции 60 кбт на ско­рости 8 уз. эсминец произвел пристрел­ку, а затем оба корабля открыли стрельбу на поражение, огонь велся чуть бо­лее четверти часа — с 1.31 по 1.48. Оба корабля израсходовали 190 снарядов. Противник поначалу принял разрывы снарядов за авианалет, поэтому зенит­ные батареи открыли огонь по нашим самолетам. Однако вскоре немцы обна­ружили корабли и начали стрельбу по ним. ЭМ и СКР легли на курс отхода, а со «Шквала» сбросили дымовые шашки для имитации повреждения корабля. Береговые батареи перенесли огонь на дымзавесу, приняв ее за пожар на ко­рабле. В это время «Шквал» и «Неза­можник» были атакованы торпедными катерами. Корабли резко изменили курс, приведя ТКА за корму. Противник включил прожекторы, и береговые бата­реи вновь открыли прицельный огонь.

Со «Шквала» вторично сбросили не­сколько дымовых шашек. Гитлеровцы во второй раз перенесли огонь на дым-завесу, сорвав атаку своих ТКА. Через несколько минут ЭМ и СКР вышли из зо­ны обстрела. На переходе «Шквал» дважды обнаруживал и атаковал ПЛ. 20 декабря в 18.00 корабли вернулись в Поти. Во время операции на СКР вышел из строя котел № 2, неисправность лик­видировали за 40 минут.

До 25 февраля 1943 г. «Шквал» нахо­дился в ремонте. 26 февраля он пере­шел из Поти в Батуми, а 28 февраля, ох­раняя ТР «Пестель», прибыл в Туапсе, затем ушел в Геленджик. 1 марта в 19.17 вышел в район Анапы для несения дозо­ра, в 20.00 был обстрелян пулеметным огнем с двух ТКА противника. 3 марта в 10.38 вернулся из дозора в Туапсе.

5 марта конвоировал ТР «Львов» из Геленджика в Туапсе, в тот же день вер­нулся и вечером направился в блокад­ный дозор к мысу Меганом. При несении дозора вышло из строя рулевое устрой­ство, и корабль в течение трех минут не имел управления. 6 марта в 9.00 вер­нулся в Геленджик, но в 19.35 вышел в дозор в район Анапы. 7 марта в 8.30 возвратился в Туапсе из дозора, против­ника не обнаружил. 8 марта — переход из Туапсе в Геленджик. 9 марта вместе с БТЩ «Якорь», конвоируя ТР «Львов» с ранеными, перешел из Геленджика в Сухуми, откуда 10 марта перешел в Ба­туми, а затем в Поти.

28 — 29 марта конвоировал из Батуми в Туапсе танкер «В.Кутюрье», а 30 — 31 марта сопровождал этот танкер снова в Батуми. 1 — 2 апреля совместно с БТЩ «Трал» и двумя СКА конвоировал ТР «Ка­линин» из Поти в Туапсе. 4 — 5 апреля с БТЩ «Искатель» и «Гарпун» шел в охра­нении ТР «Калинин» из Туапсе в Поти.

6 апреля в 7.06 вместе с БТЩ «Иска­тель» и двумя СКА вышел из Поти, со­провождая ТР «Шахтер». В 8 милях к юго-востоку от мыса Соук-Су транспорт был безуспешно атакован ПЛ противни­ка. 7 апреля в 11.18 «Шквал» обнаружил перископ ПЛ в 6 милях к юго-востоку от Туапсе, СКР обстрелял место обнару­жения перископа из пушек, а затем сбросил глубинные бомбы. В 12.30 кон­вой прибыл в Туапсе. 8 — 9 апреля пе­решел в Поти, а затем в Батуми. 19 ап­реля возвратился в Туапсе.

21 апреля выходил для усиления кон­воя ТР «Тракторист», шедшего из Сочи

в Туапсе. 23 — 24 апреля перешел в По­ти. 12 — 14 мая вместе с БТЩ «Иска­тель» и СКА конвоировал ТР «Райкомвод» из Поти в Сочи, а затем в Туапсе.

16 — 18 мая совместно с БТЩ «Искатель» и «Якорь» конвоировал ТР «Райкомвод» из Туапсе в Поти. 20 — 21 мая, охраняя танкер «Стахановец», «Шквал» перешел из Батуми в Сухуми, а затем в Туапсе. 22 мая выходил для усиления конвоя ТР «Интернационал», повреж­денного авиацией противника, прибыл с ним в Туапсе. 24 мая пришел в Батуми. 26 мая, конвоируя ТЩ «Земляк», напра­вился из Поти в Туапсе с заходом в Су­хуми и Сочи. 28 мая вернулся в Поти. 4 — 5 июня выполнил переход Очамчири — Поти — Батуми. 5 — 7 июня вме­сте с БТЩ «Трал» конвоировал ТР «Ста­хановец» в Туапсе. 9 июня ушел в Бату­ми, а на следующий день в 18.00 вышел обратно в Туапсе. 11 июня в 1.20 — 2.00 в районе Пицунды был атакован непри­ятельскими самолетами, которые сбро­сили несколько осветительных и шесть фугасных бомб, повреждений не полу­чил. В 6.24 «Шквал» прибыл в Туапсе, а в 8.57 ушел в Поти, куда прибыл в 19.16.

12 июня перешел из Батуми в Туапсе, а 13 июня — обратно.

12 июля прибыл из Батуми в Туапсе. 13 — 15 июля конвоировал танкер «Ста­хановец» до Батуми. 26 — 30 июля нахо­дился в охранении танкера «Передо­вик», совершив переход Батуми — Суху­ми — Туапсе — Сухуми — Батуми. 5 — 7 и 14 — 16 августа «Шквал» дважды кон­воировал тот же танкер из Батуми в Ту­апсе и обратно; все походы прошли без происшествий.

В 19.00 20 августа 1943 г. «Шквал» вместе с СКР «Шторм» вышел из Туап­се в сопровождении трех МО для нане­сения артиллерийского удара по аэро­дрому Анапа. На корабле держал флаг командир отряда капитан 2 ранга П.А.Бобровников. До 21.40 корабли шли вдоль берега со скоростью 18 уз. под прикрытием шести истребителей. В рай­оне Новороссийска отряд уточнил свое место по мысу Дооб и горным верши­нам. Получив донесение с самолета МБР-2 о готовности к корректировке, легли на боевой галс и в 1.20 открыли огонь по аэродрому с дистанции 65 кбт.

Первый залп лег с недолетом 300 м. Скорректировав огонь, перешли к стрельбе на поражение. Через несколь­ко минут два прожектора осветили ко­рабли и в 1.32 по ним открыли огонь бе­реговые батареи. Катера МО прикрыли СКРы дымзавесами. В 1.37, закончив стрельбу, корабли увеличили скорость до 20 уз. и начали отходить от берега. «Шквал» и «Шторм» выпустили 193 102-мм снаряда. На аэродроме было за­фиксировано шесть сильных взрывов. Противодействие оказывали две враже­ские батареи (4 155-мм орудия), но бе­зуспешно. Под прикрытием дымзавесы сторожевики вышли из-под обстрела и в 7.50 возвратились в Туапсе. 22 августа они перешли из Туапсе в Поти.

4 сентября СКР «Шквал» пришел из Поти в Туапсе. 9 — 10 сентября вместе со «Штормом» перешел из Туапсе в Ба­туми. 11 — 12 сентября оба СКР конво­ировали танкер «Передовик» (1678 т бензина) в Туапсе, а затем вернулись обратно в Батуми.

17 сентября «Шквал» сопровождал ТР «Серов» из Поти до границы терри­ториальных вод Турции, ТР направлял­ся в Трабзон. 20 — 21 сентября конвои­ровал танкер «И.Сталин» из Батуми в Туапсе, 22 сентября перешел в Геленд­жик.

«Шквал» участвовал в высадке десан­та в районе станицы Благовещенская в сентябре 1943 г. в качестве корабля уп­равления. 24 сентября в 17.30 одновре­менно с первым и вторым отрядами вы­садки десанта вышел в море, на СКР находился командир высадки контр-ад­мирал ГН.Холостяков (командир Ново­российской ВМБ) и его штаб. Ночью сто­рожевик атаковали три ТКА противника. Благодаря умелому маневрированию командира «Шквала» все шесть торпед прошли мимо. Из-за штормовой погоды отряды произвели высадку на Анапском рейде. 25 сентября в 8.09 СКР прибыл в Геленджик, а в 14.15 — в Туапсе.

26 сентября «Шквал» совместно с че­тырьмя БТЩ и одним СКА в охранении танкера «И.Сталин» и буксира ЧФ-2 вы­шел из Туапсе в Батуми. 27 сентября в 8.01 обнаружил вражескую ПЛ в подвод­ном положении. БТЩ «Трал» атаковал ее глубинными бомбами. В 17.20 конвой прибыл в Батуми. 3 — 5 ноября конвои­ровал транспорты «Райкомвод» и «Трак­торист» из Поти в Туапсе. Утром 6 нояб­ря прибыл в Батуми и в тот же день в составе конвоя (танкер «В. Кутюрье», 3 БТЩ и 4 СКА) вышел в Туапсе, куда

прибыл 8 ноября в 1.25. 9 ноября вер­нулся в Туапсе, зайдя по пути в Сочи.

10 ноября вместе с тремя БТЩ и че­тырьмя СКА вышел из Туапсе, следуя в охранении танкера «В. Кутюрье» и бук­сира ЧФ-2. В 23.03 был обнаружен не­мецкий самолет-разведчик. В 1.15 11 ноября конвой атаковали самолеты против­ника, сбросившие 8 бомб, попаданий не было. В 13.35 конвой прибыл в Батуми.

15 ноября во главе конвоя из трех ТЩ и четырех СКА, сопровождавшего тан­кер «И.Сталин», вышел из Батуми. Между 17 и 18 часами конвой был обнаружен самолетом-разведчиком, а в 18.46 атакован ПЛ противника (безрезультатно). В 5.12 17 ноября прибыли в Туапсе, а 18 ноября вышли в Батуми. В 19.16 в районе Лазаревского конвой был атако­ван ПЛ. Две торпеды прошли за кормой СКР и попали в борт танкера. Возник­ший на нем пожар был ликвидирован командой танкера. Корабли атаковали ПЛ, но безуспешно. Танкер мог идти только со скоростью 6 уз. Конвой вер­нулся в Туапсе, однако из-за увеличив­шейся осадки танкер не мог войти в порт и встал на якорь. Утром 20 ноября конвой, усиленный одним БТЩ, вышел из Туапсе. Танкер для увеличения скорости шел на буксире МБ ЧФ-2. В тече­ние дня обнаруживалась ПЛ, но ее атаки срывались. В 15.09 21 ноября конвой прибыл в Батуми.

23 ноября «Шквал» перешел из Бату­ми в Туапсе, 24 ноября — в Геленджик, а 28-го вернулся в Туапсе. 30 ноября вме­сте с СКР «Шторм» и БТЩ снова прибыл в Геленджик и в тот же день вернулся назад.

1—2 декабря с СКР «Шторм», двумя БТЩ и четырьмя СКА находился в охранении танкера «Передовик», следо­вавшего из Туапсе в Батуми.

Инспекцией ГМШ, осмотревшей ко­рабль, состояние его механизмов было признано, неудовлетворительным, и СКР с 1 января по 4 августа 1944 г. на­ходился в гарантийном ремонте.

4 августа 1944 г. в охранении шести БО и трех МО перешел из Поти в Бату­ми, а 7 августа в охранении шести МО вернулся в Поти. Деятельность в соста­ве ОБСКР начал в сентябре того же го­да в Поти.

4 сентября перешел из Поти в Батуми. На следующий день обеспечивал переход из Батуми в Поти недостроенного ЭМ «Огневой». 8 сентября в охранении трех МО и двух СКА вышел из Поти в Новороссийск, а затем был направлен в Констанцу, имея на борту 236 человек личного состава эскадры ЧФ (экипажи для трофейных кораблей болгарского и румынского флотов). Прошел ремонт и докование в Варне.

В начале ноября «Шквал» прибыл в Севастополь, базировался в Стрелец­кой бухте, поскольку Северная и Южная не были очищены от мин. 3 и 4 ноября отрядом ОБСКР, в том числе и «Шква­лом», проводились контрольные трале­ния параван-тралом от мыса Херсонес до мыса Ай-Тодор для обеспечения про­хода эскадры. 5 ноября в 7.00 «Шквал» вместе с двумя БТЩ и двумя БО прибыл в точку встречи с эскадрой, возвращав­шейся в освобожденный Севастополь. В 10.00 отряд занял место в походном ордере в голове эскадры. В том же ме­сяце СКР перешел в Батуми для обес­печения государственных испытаний ЭМ «Огневой» (проект 30).

20 декабря 1944 г. приказом команди­ра Потийской ВМБ был направлен на по­иск недостроенной ПЛ Л-25, которую пе­реводили из Очамчири в Поти. В ходе транспортировки ПЛ маломощный бук­сир не смог справиться с волной, отдал буксирный трос и ушел в Поти. Лодка дрейфовала, через крышки торпедных аппаратов в корпус поступала вода. «Шквал» обнаружил аварийную подлод­ку, подал трос и повел ее на малые глу­бины к берегу. Но поступление воды продолжалось, дифферент на нос уве­личивался. Субмарина погружалась, став почти вертикально. Подошедший СКА снял с нее людей, СКР обрубил бук­сир, и Л-25 затонула на глубине 633 м.

В феврале 1945 г. «Шквал» ходил в Констанцу. После окончания войны про­шел капитальный ремонт и модернизацию.

Первым командиром «Шквала» был Л.А.Владимирский, во время Великой Отечественной войны командующий эс­кадрой ЧФ, с 24 апреля 1943-го по 19 мая 1944 г. — командующий Черномор­ским флотом, а затем командующий эс­кадрой КБФ.

Командиры во время войны: капитан-лейтенант Н.А.Кадыгробов (с 22.6 по 13.9.1941), капитан 3 ранга Д.Я.Баранов (с 13.9.1941 по 26.7.1942), капитан-лей­тенант В.Г.Бакарджиев (с 26.7.1942 по 30.6.1943), капитан-лейтенант В.М.Гернгрос (с 30.6 по 22.12.1943), капитан-лей­тенант П.А.Керенский (с 22. 12.1943 по 14.2.1945), капитан-лейтенант А.И.Со­ловьев (с 14.2 по 9.5.1945).

Исключен из боевого состава флота 12.11.1952 и переклассифицирован в корабль обеспечения боевой подготовки (мишень). 9.5.1953 передан ВМУ меха­ников флота в Одессе и переоборудо­ван в учебное электромеханическое судно «Сура».

 

«Шторм»

 

К началу Великой Отечественной вой­ны находился в капитальном ремонте на заводе № 201, был придан 1-й брига­де ПЛ.

В ночь на 3 ноября 1941 г. вместе с двумя ЭМ и СКР «Шквал» вышел из Се­вастополя. На корабле, кроме экипажа и сдаточной команды, находились семьи рабочих «Севморзавода», эвакуируе­мые из Севастополя. После небольшого ремонта в Балаклаве на корабль были погружены бойцы аварийно-спасатель­ного отряда ЧФ с имуществом и оружи­ем. 4 ноября в 18.40 вместе с СКР «Шквал» вышел из Балаклавы в Поти. Начинался шторм. На рассвете 5 нояб­ря на «Шквале» прорвало трубу главно­го паропровода. Ни сварщика, ни кислорода на СКР не было. На шлюпке со «Шторма» доставили баллон с кислоро­дом. Через три часа сторожевики про­должили движение. Ночью шторм уси­лился, корабли потеряли друг друга, качка достигала 40°. К утру на «Штор­ме» закончилось топливо, и он лишился хода. Вскоре к СКР подошел тральщик, взял его на буксир и привел в Поти. По­сле ремонта вступил в строй 24 июня 1942 г., вошел в состав 1-го ДЭМ.

26 июня «Шторм» перешел из Поти в Батуми, затем вернулся в Поти. 28 июня снова перешел в Батуми и, вступив в ох­ранение танкера «В. Кутюрье», вышел с ним в Новороссийск, куда прибыл 29 ию­ня. 2 июля СКР участвовал в отражении налета на Новороссийск. Одна из бомб попала в сложенное на пирсе оборудо­вание и разбросала его. На корабль упали два поршня весом по 80 кг и не­сколько мотков тонкой проволоки, кото­рые опутали полубак и мостик. Кроме того, при разрыве бомбы на СКР обру­шилось много воды и грунта. 2 — 3 ию­ля вместе с ЭМ «Незаможник» и СКР «Шквал» перешел из Новороссийска в Поти.

16 июля стоял в Поти лагом к ЭМ «Бодрый». Корабли, находившиеся в порту, были атакованы 26 немецкими бомбар­дировщиками. В ходе налета в ЭМ попа­ли две бомбы. От близкого разрыва СКР получил несколько пробоин, на палубе образовалась выпучина, 4-весельный ял выбросило за борт.

25 июля в 6.25 прибыл из Поти в Туап­се, охраняя ЭМ «Незаможник», который вел на буксире ЭМ «Железняков». В 21.12 вышел в море, конвоируя МБ «Алупка» и ТР «Тосно». 27 июля конвой зашел в Сухуми, а 28 июля прибыл в По­ти. 30 июля «Шторм» вернулся в Туапсе. 4 — 6 августа он перешел из Туапсе в Поти, конвоируя ТР «Ворошилов».

17 августа в 19.25 с ЭМ «Незамож­ник» вышел в море, сопровождая крей­сер «Красный Кавказ» на ходовые испы­тания, 18 августа в 18.05 корабли при­были в Батуми.

23 — 24 августа «Шторм» конвоиро­вал ТР «Березина» в Туапсе, а затем вышел в Поти, охраняя спасательные суда «Меркурий» и «Алтай», а также МБ «Алупка», ведущий на буксире ТР «Ди­митров». 2 сентября прибыл из Батуми в Туапсе, сопровождая ледокол «То­рос», а 3 сентября вместе с двумя СКА, «Торосом» и МБ «Вежилов» перешел в Новороссийск.

Участвовал в эвакуации Керченской ВМБ с Таманского п-ова. 4 сентября в 4.10 «Шторм» стал на якорь у Соленого озера, принял со шлюпок и катеров 531 бойца Особого батальона с вооружением (305-й батальон Ц.Куникова) и доста­вил их в 19.20 в Новороссийск.

5 сентября в 4.00 в составе конвоя (СКР «Кубань» и 3 СКА) вышел из Ново­российска, охраняя плавдок (6000 т), ко­торый буксировали ледокол «Торос», МБ «Вежилев», спасательное судно «Юпитер» и ТЩ «Петраш». 6 сентября в 3.20 конвой прибыл в Туапсе, а в 20.40 «Шторм» вышел в Новороссийск под флагом заместителя наркома ВМФ ад­мирала И.С.Исакова, на борту находил­ся также командующий Черноморской группой войск генерал-полковник Я.Т.Черевиченко. 7 сентября вернулся в Туапсе.

Участвовал в переброске войск из По­ти в Геленджик и Туапсе. 8 сентября в 21.00 принял 400 бойцов 81-й бригады морской пехоты и вышел из Туапсе к Ка­бардинке. На переходе у СКР отлетела крыльчатка турбовентилятора 2-го КО, вышел из строя котел № 2, корабль шел под одной турбиной. 9 сентября в 3.00 прибыл в Геленджик, затем вернулся в Новороссийск и ушел в Поти с эвакуиру­емыми на борту.

28 — 29 сентября перешел из Поти в Туапсе. 29 сентября выходил к мысу Джубга для оказания помощи спасательному судну (СС) «Юпитер», в 11.03 СКР подвергся атаке двух Ю-88, сбро­сивших 12 бомб, попаданий не было. Вечером того же дня перешел в Геленджик.

30 сентября в 1.50 в сопровождении двух СКА направился из Геленджика с бойцами и командирами 408-й СД в Ту­апсе, куда прибыл в 5.10, а в 19.00 вы­шел в район Анапы для обстрела порта. 1 октября в 0.13 «Шторм» открыл огонь по городу и порту Анапа, выпустил 40 снарядов, вызвав в городе несколько взрывов и пожаров. Противник открыл ответный огонь, осветив корабль прожек­торами. В 6.30 СКР вернулся в Туапсе.

18 — 19 октября «Шторм» совместно с ЭМ «Незаможник», СКР «Шквал» и БТЩ «Мина» конвоировал танкер «Москва» из Батуми в Туапсе, а 20 октября с СКР «Шквал» и БТЩ «Якорь» сопровождал его из Туапсе в Поти. 22 октября в 7.47 прибыл в Батуми из Туапсе, охраняя танкер «Кремль». Затем перешел в Поти, и в 20.30 вышел в Туапсе, конвоируя ТР «Райкомвод» с войсками. 23 октября конвой четыре раза атаковали Ю-88. 24 октября в 2.20 конвой прибыл в Туапсе, в 3.00 вышел в обратный путь и в 23.55 прибыл в Поти. 25 — 26 октября вместе с ЭМ «Незаможник» и двумя СКА конвоировал ТР «Калинин» в Туапсе, а 27 ок­тября конвой вернулся в Поти. 28 октяб­ря сопровождал танкер «В. Кутюрье» из Поти в Батуми и вернулся назад.

29 октября в 9.00 совместно с БТЩ «Щит» и «Защитник», конвоируя ТР «Ка­линин», вышел из Поти. В 4.30 следую­щего дня прибыл в Туапсе, в 13.05 вы­шел в море и 31 октября вернулся в По­ти. В тот же день СКР перешел в Бату­ми. 1 ноября 1942 г. конвоировал танкер «Кремль» из Батуми в Поти, во вре­мя похода на СКР вышел из строя цир­куляционный насос.

21 — 22 ноября «Шторм» и ЭМ «Неза­можник» конвоировали ТР «Тракторист» из Поти в Туапсе; корабли доставили 21-й отдельный зенитный дивизион (12 85-мм орудий). 23 ноября конвой вер­нулся обратно.

28 ноября выходил из Поти для сопро­вождения транспорта. В 5.40 СКР вет­ром навалило на сеть заграждения ЛК «Парижская Коммуна», которую намота­ло на правый винт. Водолазы ЛК осво­бодили винт от бочек и сети, «Шторм» на буксире отвели к эллингу, поскольку образовался большой изгиб промежу­точного вала. До 28 марта 1943 г. ко­рабль находился в ремонте.

5 — 6 апреля 1943 г. «Шторм» вместе с тремя СКА сопровождал танкер «И.Сталин» из Батуми в Туапсе. На об­ратном пути 7 апреля в 12.50 в 9 милях от Анакрии уничтожил плавающую мину.

9 — 26 апреля совершил пять перехо­дов между Батуми, Поти и Туапсе. 27 — 29 апреля конвоировал из Поти в Туап­се ТЩ «Земляк» с войсками.

В 18.30 30 апреля вместе с ЭМ «Же­лезняков» вышел из Туапсе под брейд-вымпелом командира 2-го ДЭМ капита­на 2 ранга П.А.Бобровникова в район Анапы для обстрела аэродрома. 1 мая с 1.11 до 1.24 корабли вели огонь по аэро­дрому с дистанции 56 кбт. Освещали цель и корректировали стрельбу два МБР-2. Общий расход — 265 102-мм снарядов. На аэродроме наблюдалось большое зарево от пожара. Закончив стрельбу, корабли под прикрытием ис­требителей направились сначала в Ту­апсе, а затем — в Поти.

19 — 20 мая конвоировал из Батуми в Туапсе танкер «Стахановец». 22 мая выходил из Туапсе для усиления конвоя ТР «Интернационал», поврежденного авиацией противника. 23 мая «Шторм» с двумя СКА вышел из Туапсе в Поти, охраняя ТЩ «Хоста». 28 мая прибыл в Туапсе из Поти, конвоируя ТЩ «Земляк» с грузом. 29 — 30 мая совместно с БТЩ «А. Раскин» и СКА конвоировал из Туап­се в Батуми танкер «Стахановец». 2 — 3 июня перешел из Батуми в Туапсе, и в 15.40 3 июня, конвоируя ТР «Тракто­рист», вышел из Туапсе. 4 июня в 10.56 конвой прибыл в Поти, в 12.47 СКР при­шел в Батуми, а в 22.20 ушел в Туапсе. 5 июня он совершил переход Туапсе — Батуми, 6 июня — Батуми — Туапсе, а 7 июня Туапсе — Поти. 18 — 19 июня хо­дил в Сочи. 21 июня «Шторм» вышел из Поти к границе территориальных вод Турции для встречи ТР «Серов», шедшего из Трабзона. 22 июня в 12.30 прибыл с транспортом в Батуми.

24 июня в 3.12 вышел из Батуми в со­ставе конвоя, сопровождавшего танкер «И.Сталин». На переходе противник противодействия не оказывал, и в 9.44 25 июня корабли были в Туапсе. 26 ию­ня в 14.20 конвой вышел из Туапсе в Ба­туми. С воздуха его прикрывали истре­бители (от 25 до 38 самолетов). В ре­зультате все атаки вражеской авиации оказались сорваны. 27 июня в 15.52 конвой без потерь прибыл в Батуми. 28 июня в 22.30, конвоируя ТР «Райкомвод», направился из Поти в Туапсе, куда пришел 1 июля в 5.34. 2 июля в 5.00 прибыл в Сухуми, эскортируя из Туапсе танкер «Стахановец». В 5.48 вышел в район Сочи для усиления конвоя ТР «Райкомвод». 3 — 5 июля конвоировал из Батуми в Сухуми и Туапсе танкер «Красная Молдавия».

6 — 8 июля на переходе из Туапсе в Сочи и Поти сопровождал ТР «Райкомвод». 9 июля вышел из Батуми, находясь в охранении танкера «Стахано­вец». 10 июля конвой прибыл в Сухуми, а 11 июля — в Сочи. В тот же день СКР перешел в Туапсе, а 12 июля — в Поти. В ночь на 20 августа 1943 г. «Шторм» вместе с СКР «Шквал» совершил обст­рел занятого противником аэродрома Анапа. Выпустив 193 102-мм снаряда и избежав попаданий с вражеских бата­рей, корабли благополучно возвратились в Туапсе, а 22 августа перешли в Поти.

28 августа «Шторм» вместе с ЭМ «Железняков» прибыл в Туапсе из Поти. 9 — 10 сентября с СКР «Шквал» перешел из Туапсе в Батуми, откуда 11 сен­тября в 11.20 вышел в составе конвоя (СКР «Шквал», 3 БТЩ и СКА) в охране­ние танкера «Передовик». 12 сентября в 10.10 конвой прибыл в Туапсе, в 18.30 вышел обратно, а 13 сентября в 18.00 прибыл в Батуми.

17 сентября в 10.30 «Шторм» в охра­нении танкера «Передовик» вышел из Батуми. 18 сентября в 10.20 прибыл в Туапсе, где танкер разгрузился. В 18.00 корабли вышли в море, 19 сентября в 17.48 вернулись в Батуми.

7 октября СКР перешел из Поти в Ту­апсе, а 8 — 9 октября — из Туапсе в Ба­туми. 11 — 12 октября в составе отряда (3 БТЩ и 3 СКА) конвоировал танкер «И.Сталин» из Батуми в Туапсе. 13 — 14 октября конвой в том же составе с при­соединившимся к нему СС «Юпитер» вернулся в Батуми. 29 — 30 октября конвоировал танкер «И.Сталин» и бук­сир ЧФ-2 из Батуми в Туапсе. 31 октяб­ря — 1 ноября корабли вернулись в Ба­туми, 1 ноября в 5.58 конвой был безус­пешно атакован ПЛ.

30 ноября «Шторм» вместе с СКР «Шквал» перешел из Туапсе в Геленд­жик и в тот же день вернулся в Туапсе. 1 — 2 декабря оба СКР, а также два БТЩ и четыре СКА конвоировали танкер «Передовик» из Туапсе в Батуми. 6 — 7 декабря «Шторм» перешел из Батуми в Геленджик, 8 декабря — в Туапсе и 9 де­кабря — в Поти.

17 декабря в 12.10 направился из По­ти для встречи ТР «Серов», но в 15.06 вернулся, поскольку ТР не вышел из Трабзона. 19 декабря в 12.15 вторично вышел для встречи ТР «Серов» и 20 де­кабря в 8.15 прибыл с ним в Батуми.

21 — 22 декабря вместе с тремя БТЩ и десятью СКА конвоировал из Батуми в Туапсе танкер «В. Кутюрье». 24 декабря в сопровождении двух СКА ходил из Ту­апсе в Гудауту и Сочи, вернулся в Туап­се. 26 — 27 декабря опять же вместе с тремя БТЩ и десятью СКА конвоировал танкер «В. Кутюрье» из Туапсе в Батуми.

8 начале 1944 г. «Шторм» встал на ре­монт. 5 марта в сопровождении четырех СКА выходил из Поти на мерную милю у Кобулети.

27 апреля перешел из Поти в Батуми. 9 мая сопровождал крейсер «Красный Крым» из Батуми в Поти. 10 мая вместе с ТЩ и 12 СКА конвоировал ТЩ «Пио­нер» и ТР «Тракторист» из Поти в Сухуми. 11 мая в 4.40 конвой вышел из Су­хуми в Туапсе, двигаясь со скоростью 17 уз. противолодочным зигзагом. В 17.30 в точке с координатами 43° 49,9' с.ш. и 32° 23,8' в.д. был атакован непри­ятельской ПЛ (Атаку произвела ПЛ U-9 (командир — капитан-лейте­нант Клаус Петерсен); «Шторм» был поражен самона­водящейся акустической торпедой Т-5 «Цаункениг». — Прим. ред.). В 17.33 в кормовой час­ти раздался сильный взрыв, поднялся столб воды черно-бурого цвета, и ко­рабль зарылся носом в воду. Кормовая часть по 123-й шп. (около 8 м) была ото­рвана и быстро погрузилась. Корабль остался без хода, образовался диффе­рент на корму. В 17.34 сыграли боевую тревогу. Последствия взрыва оказались серьезными: были затоплены кубрик № 3, машинная кладовая, артпогреб № 2, переборка между погребом и вторым МО фильтровала воду. Взрывной вол­ной из румпельного отделения выбросило кислотный баллон и кусок палубы ве­сом свыше 100 кг, которые разрушили фор-марс и носовой мостик. Оказалась разрушена колонка машинного телегра­фа и повреждена штурманская рубка.

За борт снесло минный кран и траловую лебедку. Взрывной волной за борт сбро­сило 45-мм орудие № 2, 37-мм автомат № 3. У 102-мм орудия № 2 вертлюг вме­сте с телом орудия был сброшен с тумбы, орудие упало на палубу, навалив­шись стволом на кормовой мостик. По­лучили повреждения и требовали за­водского ремонта 37-мм автомат № 2 и пулемет «Кольт-Браунинг». К счастью,

10 больших и 6 малых глубинных бомб не сдетонировали, а сброшенные в воду взорвались последовательно по корме на расстоянии 1,5 — 2 кбт. В общей сложности корабль принял около 190 т воды, потеряв до 40% запаса плавучес­ти. Погибли 13 человек, 6 — тяжело ранены, 11 —легко.

Сразу же после взрыва началась борьба за живучесть, личный состав 2-го турбинного отделения установил подпо­ры на переборку затопленного 2-го по­греба, произвел конопатку швов и саль­ников гребных валов. Обе турбины бы­ли застопорены. Дано освещение, запу­щены водоотливные средства для осу­шения 2-го МО. Экипаж корабля показал хорошую подготовленность, проявил инициативу и сметку в борьбе за живу­честь в сложных условиях.

Несмотря на полученные тяжелые по­вреждения «Шторм» остался на плаву, в 17.47 БТЩ «Щит» взял СКР на буксир и в 22.18 привел его в Туапсе. Осмотр в базе показал, что центр взрыва пришелся на 123-й шп. и сохранившаяся кормовая часть корабля меж­ду 108-м и 123-м шп. держалась на сгофрированных листах верхней палубы.

Днищевые листы загнуло вверх и де­формировало. С обоих бортов на 107-м и 108-м шп. в подводной части имелись пробоины площадью до 2 м2. С левого борта на 110-й шп., на 2 м ниже ватерли­нии, шла пробоина размером 50x30 см с рваными краями наружу. Палубу 3-го ку­брика подняло вверх почти до подволо­ка. Верхнюю палубу до 108-го шп. де­формировало со стрелкой прогиба до 1 м. Возникли гофры в районе 63 — 65-го шп. На переборке 108-го шп. была нарушена водонепроницаемость по за­клепочным швам, переборка оторвана от обшивки борта.

Правый турбозубчатый агрегат закли­нило. Промежуточный вал во втором артпогребе скрутило по фланцевому со­единению и согнуло под углом 40°. По­врежден гребной винт: одна лопасть от­ломана полностью, две другие оказа­лись помяты и имели выщерблены. У левого турбозубчатого агрегата переби­ло гребной вал. Кронштейны гребных валов повисли на валах. Трубопроводы и механизмы машинно-котельных отде­лений повреждений не имели.

Водолазы Туапсинской ВМБ на место сорванных крышек горловин поставили деревянные щиты, а пробоины задела­ли клиньями и все залили цементом. После этого артиллерийский погреб № 2 был осушен. 31 июля на буксире МБ «Вежилов» в сопровождении БТЩ «Щит», 6 БО и 12 МО «Шторм» вышел из Туапсе и 2 авгу­ста приведен в Батуми. Встал в аварий­но-боевой ремонт. Окончательное вос­становление боеспособности корабля было выполнено в плавучем доке после окончания войны.

Командиры во время войны: капитан-лейтенант А.И.Несмиянов (с 22.06.1941 по 10.10.1942), капитан 3 ранга П.В.Ува­ров (с 10.10.1942 по 21.03.1943), капи­тан-лейтенант В.А.Паевский (с 21.3. 1943 по 14.06.1944).

СКР «Шторм» 30.1.1946 был исклю­чен из боевого состава и 28.2.1948 сдан в ОФИ для демонтажа и реализации.