Черноморский флот
В составе Черноморского флота находились только два СКР проекта 2 первой серии. В марте 1939 г. оба корабля были поставлены на капитальный ремонт на «Севморзавод» № 201 имени С.Орджоникидзе, так как каждый из них прошел около 46 500 миль. Сроки окончания ремонтов по плану: для «Шторма» — август 1941 г., для «Шквала» — сентябрь 1941 г. В связи с началом войны и большой загрузкой завода ремонтом поврежденных в боях кораблей работы на СКР продвигались медленно. В ноябре из-за налетов авиации на Севастополь сторожевики перевели в Поти для завершения ремонта на филиале завода № 201.
Всего «Шторм» и «Шквал» находились в ремонте три года. На кораблях дополнительно установили по два 45-мм орудия, два ДШК, на юте — новый кран с электроприводом; на палубе проложили размагничивающую обмотку системы ЛФТИ. Паровой рулевой привод заменили на электрический.
23 апреля 1942 г. сторожевые корабли были включены в состав 1-го дивизиона ЭМ. После гибели в октябре 1943 г. лидера и двух эсминцев они стали самыми крупными кораблями на Черном море, которым разрешалось выходить в море без прямого разрешения Ставки Верховного Главнокомандующего. С мая 1944 г. входили в состав отдельной бригады СКР (ОБСКР).
«Шквал»
К началу Великой Отечественной войны стоял в капитальном ремонте на заводе № 201, был придан 2-й бригаде ПЛ. 3 ноября 1941 г. в 2.25 «Шквал» с двумя ЭМ и СКР «Шторм» вышел из Севастополя. На корабле, кроме экипажа и сдаточной команды, находились семьи рабочих завода № 201, эвакуируемые из Севастополя. Корабль шел под одной турбиной. Уже в море вышел из строя питательный турбонасос, затем обнаружилась утечка масла из расходных цистерн, из-за неправильного переключения клапанов масло вытекало в трюм. В 10.32 сторожевики зашли в Балаклаву. Сдаточная команда ввела в строй вторую турбину. Перед отходом по приказу старшего морского начальника Балаклавы на корабль погрузили бойцов аварийно-спасательного отряда ЧФ с имуществом и оружием, что еще больше увеличило осадку В 18.40 4 ноября начался переход в Поти. От мыса Сарыч корабли легли курсом на Синоп. Турбонасос действовал с перебоями, его приходилось останавливать. Неровно работали турбины, котлы не давали перегретого пара. К тому же резко испортилась погода. На рассвете прорвало трубу главного паропровода. На шлюпке с СКР «Шторм» доставили баллон с кислородом и сварщика. Через три часа повреждения устранили, и корабли продолжили движение. Шторм усиливался, крен достигал 45°, через неплотно пригнанные люки вода стала поступать в кубрики, машинные и котельные отделения. За борт смыло бочки с машинным маслом, ящики с инструментом и запчастями. Ночью вышел из строя питательный насос, пришлось погасить котлы, и корабль лишился хода.
К утру шторм утих, и один насос удалось исправить. В 12.00 6 ноября корабль подошел к Сочи и стал на якорь — закончилось топливо. На буксире его привели в Туапсе. 15 — 16 ноября СКР перешел в Поти для продолжения ремонта.
6 мая 1942 г. «Шквал» завершил заводские ходовые испытания, а 24 мая поднял Военно-морской флаг.
8 июня в 5.40 прибыл из Поти в Туапсе с ТЩ «Искатель», находясь в охранении ТР «Белосток». 10 июня перешел из Туапсе в Новороссийск, конвоируя с ЭМ «Незаможник» ТР «Грузия». В тот же день в 23.00 вышел с «Незаможником» из Новороссийска и 12 июня в 11.28 прибыл в Поти. 19 — 20 июня перешел из Поти в Новороссийск, а 21 июня в 23.45 вместе с ТЩ «Мина» и двумя СКА прибыл в Севастополь, доставив пополнение защитникам города. 22 июня в 1.00 ушел из Севастополя и в 23.45 вернулся в Новороссийск.
25 июня в 4.13 совместно с БТЩ-412 вышел из Новороссийска и в 23.00 прибыл в Севастополь, доставив бойцов и командиров 142-й морской стрелковой бригады, боезапас и продовольствие. На переходе СКР подвергался многочисленным атакам самолетов. 26 июня «Шквал» перешел из главной базы в Новороссийск, откуда 29 июня перешел в Анапу, а 1 июля вернулся в Новороссийск. 2 — 3 июля с ЭМ «Незаможник» и СКР «Шторм» перешел в Поти, на переходе вышло из строя рулевое устройство, но через 45 минут неисправность была устранена.
3 августа в 9.27 вышел из Туапсе для усиления охраны поврежденного крейсера «Молотов» и лидера «Харьков», возвращавшихся с операции в Феодосийском зал.
8 — 9 августа конвоировал МЗ «Сызрань» из Туапсе в Новороссийск; в обратном направлении сопровождал ТР «Березина». 12 августа в 0.45 возвратился из Туапсе и на Новороссийском рейде участвовал в отражении массированного налета авиации противника на город и порт; повреждений от разрывов бомб не имел. 13 августа, снимаясь с якоря в районе Кабардинки, сел на мель. В 5.30 14 августа снят с мели буксирами, а в 20.30 вышел из Новороссийска, конвоируя ТР «Курск» с эвакуируемыми. 15 августа в 8.50 прибыл в Туапсе, а в 19.30 вышел в Сухуми, сопровождая буксир «Вежилев» с тремя баржами.
13 и 18 сентября совершил два перехода из Поти в Батуми; во втором из них охранял ЭМ «Незаможник», который вел на буксире ЭМ «Железняков».
10 октября перешел из Батуми в Поти, в тот же день в 22.05 вместе с ЭМ «Незаможник» вышел в море и 11 октября в 6.00 прибыл в Сухуми. На следующий день вернулся в Поти.
13 октября в 7.40 «Шквал» и ЭМ «Незаможник» вышли из Поти для обстрела Феодосийского порта. До мыса Индокопас корабли следовали вдоль Кавказского побережья, затем повернули на мыс Чауда. Высланные в район Феодосии самолеты МБР-2 осветили САБами мыс Ильи, Двуякорную бухту, береговые ориентиры, а также ослепили наблюдателей на береговых батареях противника. Получив надежную обсервацию, с 1.30 по 1.45 14 октября с дистанции 57 кбт СКР вел огонь по порту. В связи с тем, что среди беспламенных зарядов оказались пламенные, корабли демаскировали себя и по ним открыли огонь вражеские батареи, расположенные у села Сарыголь и у мыса Киик-Атлама. Израсходовав 151 снаряд и вызвав в порту несколько взрывов и три крупных пожара, корабли в 18.45 вернулись в Поти.
18— 19 октября «Шквал» совместно с ЭМ «Незаможник», СКР «Шторм», БТЩ «Мина» конвоировал танкер «Москва» на переходе из Батуми в Туапсе. В море корабли попали в шторм, качка СКР достигала 45°, он плохо слушался руля, рыскал. 19 октября в 1.10 стал на якорь на рейде Туапсе. Ветер достигал 9 баллов, «Шквал» стал дрейфовать, а в 5.32 на его правый борт навалило шхуну «Интернационал», в результате образовались вмятина в борту и разрыв на палубе. 20 октября в 3.41 СКР «Шторм» при швартовке ударил кормой в правый борт «Шквала» в районе 132-го шп., в борту образовалась вмятина. В 6.09 «Шквал» вместе с СКР «Шторм» и ТЩ «Якорь» вышел из Туапсе в Поти, конвоируя танкер «Москва».
22 — 23 октября СКР конвоировал ТР «Калинин» из Туапсе в Поти, а 24 октября — ТР «Райкомвод» из Поти в Батуми.
11 ноября вместе с двумя СКА эскортировал из Батуми в Туапсе танкер «Передовик», а 12 — 13 ноября в составе того же конвоя перешел из Туапсе в Батуми.
14 ноября с 3.00 до 7.37 совершил переход Поти — Батуми, сопровождая танкер «В.Кутюрье», а в 15.45 вернулся в Поти.
15 — 16 ноября с БТЩ «Защитник» и двумя СКА конвоировал до Туапсе ТР «Калинин». 17 ноября в 21.30 с БТЩ-412 снова вышел в Поти, конвоируя ТР «Райкомвод», а 18 ноября в 14.45 вернулся в Туапсе.
19 — 20 ноября «Шквал» обеспечивал переход ТР «Калинин» из Туапсе в Поти, а ТР «Пестель» — из Поти в Сухуми.
В 7.30 21 ноября СКР прибыл в Сочи, а затем ушел в Сухуми. Приняв 300 раненых, в 14.10 вышел в Сочи. 22 ноября конвоировал в Туапсе ТР «Пестель», в тот же день вернулся в Сочи, а на еле-дующий день конвоировал этот ТР в Сухуми.
24 ноября доставил из Сухуми в Сочи 330 человек маршевого пополнения, затем ушел в Туапсе. 25 — 26 ноября в составе конвоя (ЭМ «Незаможник» и БТЩ «Якорь») сопровождал танкер «Москва» из Туапсе в Батуми. 28 ноября 1942 г. «Шквал» встал на ремонт в Батуми для устранения вибрации циркуляционных насосов.
Сразу же после окончания ремонта участвовал в набеговой операции на Ялту и Феодосию. Утром 19 декабря вместе с ЭМ «Незаможник» вышел из Поти. До мыса Идокопас шли вдоль Кавказского побережья, имитируя переход в Новороссийск, но с наступлением темноты подошли к Феодосии, установили связь с самолетом-корректировщиком, а затем с самолетом-осветителем. Получив сигнал о занятии кораблями огневой позиции, осветитель сбросил САБы над портом. С дистанции 60 кбт на скорости 8 уз. эсминец произвел пристрелку, а затем оба корабля открыли стрельбу на поражение, огонь велся чуть более четверти часа — с 1.31 по 1.48. Оба корабля израсходовали 190 снарядов. Противник поначалу принял разрывы снарядов за авианалет, поэтому зенитные батареи открыли огонь по нашим самолетам. Однако вскоре немцы обнаружили корабли и начали стрельбу по ним. ЭМ и СКР легли на курс отхода, а со «Шквала» сбросили дымовые шашки для имитации повреждения корабля. Береговые батареи перенесли огонь на дымзавесу, приняв ее за пожар на корабле. В это время «Шквал» и «Незаможник» были атакованы торпедными катерами. Корабли резко изменили курс, приведя ТКА за корму. Противник включил прожекторы, и береговые батареи вновь открыли прицельный огонь.
Со «Шквала» вторично сбросили несколько дымовых шашек. Гитлеровцы во второй раз перенесли огонь на дым-завесу, сорвав атаку своих ТКА. Через несколько минут ЭМ и СКР вышли из зоны обстрела. На переходе «Шквал» дважды обнаруживал и атаковал ПЛ. 20 декабря в 18.00 корабли вернулись в Поти. Во время операции на СКР вышел из строя котел № 2, неисправность ликвидировали за 40 минут.
До 25 февраля 1943 г. «Шквал» находился в ремонте. 26 февраля он перешел из Поти в Батуми, а 28 февраля, охраняя ТР «Пестель», прибыл в Туапсе, затем ушел в Геленджик. 1 марта в 19.17 вышел в район Анапы для несения дозора, в 20.00 был обстрелян пулеметным огнем с двух ТКА противника. 3 марта в 10.38 вернулся из дозора в Туапсе.
5 марта конвоировал ТР «Львов» из Геленджика в Туапсе, в тот же день вернулся и вечером направился в блокадный дозор к мысу Меганом. При несении дозора вышло из строя рулевое устройство, и корабль в течение трех минут не имел управления. 6 марта в 9.00 вернулся в Геленджик, но в 19.35 вышел в дозор в район Анапы. 7 марта в 8.30 возвратился в Туапсе из дозора, противника не обнаружил. 8 марта — переход из Туапсе в Геленджик. 9 марта вместе с БТЩ «Якорь», конвоируя ТР «Львов» с ранеными, перешел из Геленджика в Сухуми, откуда 10 марта перешел в Батуми, а затем в Поти.
28 — 29 марта конвоировал из Батуми в Туапсе танкер «В.Кутюрье», а 30 — 31 марта сопровождал этот танкер снова в Батуми. 1 — 2 апреля совместно с БТЩ «Трал» и двумя СКА конвоировал ТР «Калинин» из Поти в Туапсе. 4 — 5 апреля с БТЩ «Искатель» и «Гарпун» шел в охранении ТР «Калинин» из Туапсе в Поти.
6 апреля в 7.06 вместе с БТЩ «Искатель» и двумя СКА вышел из Поти, сопровождая ТР «Шахтер». В 8 милях к юго-востоку от мыса Соук-Су транспорт был безуспешно атакован ПЛ противника. 7 апреля в 11.18 «Шквал» обнаружил перископ ПЛ в 6 милях к юго-востоку от Туапсе, СКР обстрелял место обнаружения перископа из пушек, а затем сбросил глубинные бомбы. В 12.30 конвой прибыл в Туапсе. 8 — 9 апреля перешел в Поти, а затем в Батуми. 19 апреля возвратился в Туапсе.
21 апреля выходил для усиления конвоя ТР «Тракторист», шедшего из Сочи
в Туапсе. 23 — 24 апреля перешел в Поти. 12 — 14 мая вместе с БТЩ «Искатель» и СКА конвоировал ТР «Райкомвод» из Поти в Сочи, а затем в Туапсе.
16 — 18 мая совместно с БТЩ «Искатель» и «Якорь» конвоировал ТР «Райкомвод» из Туапсе в Поти. 20 — 21 мая, охраняя танкер «Стахановец», «Шквал» перешел из Батуми в Сухуми, а затем в Туапсе. 22 мая выходил для усиления конвоя ТР «Интернационал», поврежденного авиацией противника, прибыл с ним в Туапсе. 24 мая пришел в Батуми. 26 мая, конвоируя ТЩ «Земляк», направился из Поти в Туапсе с заходом в Сухуми и Сочи. 28 мая вернулся в Поти. 4 — 5 июня выполнил переход Очамчири — Поти — Батуми. 5 — 7 июня вместе с БТЩ «Трал» конвоировал ТР «Стахановец» в Туапсе. 9 июня ушел в Батуми, а на следующий день в 18.00 вышел обратно в Туапсе. 11 июня в 1.20 — 2.00 в районе Пицунды был атакован неприятельскими самолетами, которые сбросили несколько осветительных и шесть фугасных бомб, повреждений не получил. В 6.24 «Шквал» прибыл в Туапсе, а в 8.57 ушел в Поти, куда прибыл в 19.16.
12 июня перешел из Батуми в Туапсе, а 13 июня — обратно.
12 июля прибыл из Батуми в Туапсе. 13 — 15 июля конвоировал танкер «Стахановец» до Батуми. 26 — 30 июля находился в охранении танкера «Передовик», совершив переход Батуми — Сухуми — Туапсе — Сухуми — Батуми. 5 — 7 и 14 — 16 августа «Шквал» дважды конвоировал тот же танкер из Батуми в Туапсе и обратно; все походы прошли без происшествий.
В 19.00 20 августа 1943 г. «Шквал» вместе с СКР «Шторм» вышел из Туапсе в сопровождении трех МО для нанесения артиллерийского удара по аэродрому Анапа. На корабле держал флаг командир отряда капитан 2 ранга П.А.Бобровников. До 21.40 корабли шли вдоль берега со скоростью 18 уз. под прикрытием шести истребителей. В районе Новороссийска отряд уточнил свое место по мысу Дооб и горным вершинам. Получив донесение с самолета МБР-2 о готовности к корректировке, легли на боевой галс и в 1.20 открыли огонь по аэродрому с дистанции 65 кбт.
Первый залп лег с недолетом 300 м. Скорректировав огонь, перешли к стрельбе на поражение. Через несколько минут два прожектора осветили корабли и в 1.32 по ним открыли огонь береговые батареи. Катера МО прикрыли СКРы дымзавесами. В 1.37, закончив стрельбу, корабли увеличили скорость до 20 уз. и начали отходить от берега. «Шквал» и «Шторм» выпустили 193 102-мм снаряда. На аэродроме было зафиксировано шесть сильных взрывов. Противодействие оказывали две вражеские батареи (4 155-мм орудия), но безуспешно. Под прикрытием дымзавесы сторожевики вышли из-под обстрела и в 7.50 возвратились в Туапсе. 22 августа они перешли из Туапсе в Поти.
4 сентября СКР «Шквал» пришел из Поти в Туапсе. 9 — 10 сентября вместе со «Штормом» перешел из Туапсе в Батуми. 11 — 12 сентября оба СКР конвоировали танкер «Передовик» (1678 т бензина) в Туапсе, а затем вернулись обратно в Батуми.
17 сентября «Шквал» сопровождал ТР «Серов» из Поти до границы территориальных вод Турции, ТР направлялся в Трабзон. 20 — 21 сентября конвоировал танкер «И.Сталин» из Батуми в Туапсе, 22 сентября перешел в Геленджик.
«Шквал» участвовал в высадке десанта в районе станицы Благовещенская в сентябре 1943 г. в качестве корабля управления. 24 сентября в 17.30 одновременно с первым и вторым отрядами высадки десанта вышел в море, на СКР находился командир высадки контр-адмирал ГН.Холостяков (командир Новороссийской ВМБ) и его штаб. Ночью сторожевик атаковали три ТКА противника. Благодаря умелому маневрированию командира «Шквала» все шесть торпед прошли мимо. Из-за штормовой погоды отряды произвели высадку на Анапском рейде. 25 сентября в 8.09 СКР прибыл в Геленджик, а в 14.15 — в Туапсе.
26 сентября «Шквал» совместно с четырьмя БТЩ и одним СКА в охранении танкера «И.Сталин» и буксира ЧФ-2 вышел из Туапсе в Батуми. 27 сентября в 8.01 обнаружил вражескую ПЛ в подводном положении. БТЩ «Трал» атаковал ее глубинными бомбами. В 17.20 конвой прибыл в Батуми. 3 — 5 ноября конвоировал транспорты «Райкомвод» и «Тракторист» из Поти в Туапсе. Утром 6 ноября прибыл в Батуми и в тот же день в составе конвоя (танкер «В. Кутюрье», 3 БТЩ и 4 СКА) вышел в Туапсе, куда
прибыл 8 ноября в 1.25. 9 ноября вернулся в Туапсе, зайдя по пути в Сочи.
10 ноября вместе с тремя БТЩ и четырьмя СКА вышел из Туапсе, следуя в охранении танкера «В. Кутюрье» и буксира ЧФ-2. В 23.03 был обнаружен немецкий самолет-разведчик. В 1.15 11 ноября конвой атаковали самолеты противника, сбросившие 8 бомб, попаданий не было. В 13.35 конвой прибыл в Батуми.
15 ноября во главе конвоя из трех ТЩ и четырех СКА, сопровождавшего танкер «И.Сталин», вышел из Батуми. Между 17 и 18 часами конвой был обнаружен самолетом-разведчиком, а в 18.46 атакован ПЛ противника (безрезультатно). В 5.12 17 ноября прибыли в Туапсе, а 18 ноября вышли в Батуми. В 19.16 в районе Лазаревского конвой был атакован ПЛ. Две торпеды прошли за кормой СКР и попали в борт танкера. Возникший на нем пожар был ликвидирован командой танкера. Корабли атаковали ПЛ, но безуспешно. Танкер мог идти только со скоростью 6 уз. Конвой вернулся в Туапсе, однако из-за увеличившейся осадки танкер не мог войти в порт и встал на якорь. Утром 20 ноября конвой, усиленный одним БТЩ, вышел из Туапсе. Танкер для увеличения скорости шел на буксире МБ ЧФ-2. В течение дня обнаруживалась ПЛ, но ее атаки срывались. В 15.09 21 ноября конвой прибыл в Батуми.
23 ноября «Шквал» перешел из Батуми в Туапсе, 24 ноября — в Геленджик, а 28-го вернулся в Туапсе. 30 ноября вместе с СКР «Шторм» и БТЩ снова прибыл в Геленджик и в тот же день вернулся назад.
1—2 декабря с СКР «Шторм», двумя БТЩ и четырьмя СКА находился в охранении танкера «Передовик», следовавшего из Туапсе в Батуми.
Инспекцией ГМШ, осмотревшей корабль, состояние его механизмов было признано, неудовлетворительным, и СКР с 1 января по 4 августа 1944 г. находился в гарантийном ремонте.
4 августа 1944 г. в охранении шести БО и трех МО перешел из Поти в Батуми, а 7 августа в охранении шести МО вернулся в Поти. Деятельность в составе ОБСКР начал в сентябре того же года в Поти.
4 сентября перешел из Поти в Батуми. На следующий день обеспечивал переход из Батуми в Поти недостроенного ЭМ «Огневой». 8 сентября в охранении трех МО и двух СКА вышел из Поти в Новороссийск, а затем был направлен в Констанцу, имея на борту 236 человек личного состава эскадры ЧФ (экипажи для трофейных кораблей болгарского и румынского флотов). Прошел ремонт и докование в Варне.
В начале ноября «Шквал» прибыл в Севастополь, базировался в Стрелецкой бухте, поскольку Северная и Южная не были очищены от мин. 3 и 4 ноября отрядом ОБСКР, в том числе и «Шквалом», проводились контрольные траления параван-тралом от мыса Херсонес до мыса Ай-Тодор для обеспечения прохода эскадры. 5 ноября в 7.00 «Шквал» вместе с двумя БТЩ и двумя БО прибыл в точку встречи с эскадрой, возвращавшейся в освобожденный Севастополь. В 10.00 отряд занял место в походном ордере в голове эскадры. В том же месяце СКР перешел в Батуми для обеспечения государственных испытаний ЭМ «Огневой» (проект 30).
20 декабря 1944 г. приказом командира Потийской ВМБ был направлен на поиск недостроенной ПЛ Л-25, которую переводили из Очамчири в Поти. В ходе транспортировки ПЛ маломощный буксир не смог справиться с волной, отдал буксирный трос и ушел в Поти. Лодка дрейфовала, через крышки торпедных аппаратов в корпус поступала вода. «Шквал» обнаружил аварийную подлодку, подал трос и повел ее на малые глубины к берегу. Но поступление воды продолжалось, дифферент на нос увеличивался. Субмарина погружалась, став почти вертикально. Подошедший СКА снял с нее людей, СКР обрубил буксир, и Л-25 затонула на глубине 633 м.
В феврале 1945 г. «Шквал» ходил в Констанцу. После окончания войны прошел капитальный ремонт и модернизацию.
Первым командиром «Шквала» был Л.А.Владимирский, во время Великой Отечественной войны командующий эскадрой ЧФ, с 24 апреля 1943-го по 19 мая 1944 г. — командующий Черноморским флотом, а затем командующий эскадрой КБФ.
Командиры во время войны: капитан-лейтенант Н.А.Кадыгробов (с 22.6 по 13.9.1941), капитан 3 ранга Д.Я.Баранов (с 13.9.1941 по 26.7.1942), капитан-лейтенант В.Г.Бакарджиев (с 26.7.1942 по 30.6.1943), капитан-лейтенант В.М.Гернгрос (с 30.6 по 22.12.1943), капитан-лейтенант П.А.Керенский (с 22. 12.1943 по 14.2.1945), капитан-лейтенант А.И.Соловьев (с 14.2 по 9.5.1945).
Исключен из боевого состава флота 12.11.1952 и переклассифицирован в корабль обеспечения боевой подготовки (мишень). 9.5.1953 передан ВМУ механиков флота в Одессе и переоборудован в учебное электромеханическое судно «Сура».
«Шторм»
К началу Великой Отечественной войны находился в капитальном ремонте на заводе № 201, был придан 1-й бригаде ПЛ.
В ночь на 3 ноября 1941 г. вместе с двумя ЭМ и СКР «Шквал» вышел из Севастополя. На корабле, кроме экипажа и сдаточной команды, находились семьи рабочих «Севморзавода», эвакуируемые из Севастополя. После небольшого ремонта в Балаклаве на корабль были погружены бойцы аварийно-спасательного отряда ЧФ с имуществом и оружием. 4 ноября в 18.40 вместе с СКР «Шквал» вышел из Балаклавы в Поти. Начинался шторм. На рассвете 5 ноября на «Шквале» прорвало трубу главного паропровода. Ни сварщика, ни кислорода на СКР не было. На шлюпке со «Шторма» доставили баллон с кислородом. Через три часа сторожевики продолжили движение. Ночью шторм усилился, корабли потеряли друг друга, качка достигала 40°. К утру на «Шторме» закончилось топливо, и он лишился хода. Вскоре к СКР подошел тральщик, взял его на буксир и привел в Поти. После ремонта вступил в строй 24 июня 1942 г., вошел в состав 1-го ДЭМ.
26 июня «Шторм» перешел из Поти в Батуми, затем вернулся в Поти. 28 июня снова перешел в Батуми и, вступив в охранение танкера «В. Кутюрье», вышел с ним в Новороссийск, куда прибыл 29 июня. 2 июля СКР участвовал в отражении налета на Новороссийск. Одна из бомб попала в сложенное на пирсе оборудование и разбросала его. На корабль упали два поршня весом по 80 кг и несколько мотков тонкой проволоки, которые опутали полубак и мостик. Кроме того, при разрыве бомбы на СКР обрушилось много воды и грунта. 2 — 3 июля вместе с ЭМ «Незаможник» и СКР «Шквал» перешел из Новороссийска в Поти.
16 июля стоял в Поти лагом к ЭМ «Бодрый». Корабли, находившиеся в порту, были атакованы 26 немецкими бомбардировщиками. В ходе налета в ЭМ попали две бомбы. От близкого разрыва СКР получил несколько пробоин, на палубе образовалась выпучина, 4-весельный ял выбросило за борт.
25 июля в 6.25 прибыл из Поти в Туапсе, охраняя ЭМ «Незаможник», который вел на буксире ЭМ «Железняков». В 21.12 вышел в море, конвоируя МБ «Алупка» и ТР «Тосно». 27 июля конвой зашел в Сухуми, а 28 июля прибыл в Поти. 30 июля «Шторм» вернулся в Туапсе. 4 — 6 августа он перешел из Туапсе в Поти, конвоируя ТР «Ворошилов».
17 августа в 19.25 с ЭМ «Незаможник» вышел в море, сопровождая крейсер «Красный Кавказ» на ходовые испытания, 18 августа в 18.05 корабли прибыли в Батуми.
23 — 24 августа «Шторм» конвоировал ТР «Березина» в Туапсе, а затем вышел в Поти, охраняя спасательные суда «Меркурий» и «Алтай», а также МБ «Алупка», ведущий на буксире ТР «Димитров». 2 сентября прибыл из Батуми в Туапсе, сопровождая ледокол «Торос», а 3 сентября вместе с двумя СКА, «Торосом» и МБ «Вежилов» перешел в Новороссийск.
Участвовал в эвакуации Керченской ВМБ с Таманского п-ова. 4 сентября в 4.10 «Шторм» стал на якорь у Соленого озера, принял со шлюпок и катеров 531 бойца Особого батальона с вооружением (305-й батальон Ц.Куникова) и доставил их в 19.20 в Новороссийск.
5 сентября в 4.00 в составе конвоя (СКР «Кубань» и 3 СКА) вышел из Новороссийска, охраняя плавдок (6000 т), который буксировали ледокол «Торос», МБ «Вежилев», спасательное судно «Юпитер» и ТЩ «Петраш». 6 сентября в 3.20 конвой прибыл в Туапсе, а в 20.40 «Шторм» вышел в Новороссийск под флагом заместителя наркома ВМФ адмирала И.С.Исакова, на борту находился также командующий Черноморской группой войск генерал-полковник Я.Т.Черевиченко. 7 сентября вернулся в Туапсе.
Участвовал в переброске войск из Поти в Геленджик и Туапсе. 8 сентября в 21.00 принял 400 бойцов 81-й бригады морской пехоты и вышел из Туапсе к Кабардинке. На переходе у СКР отлетела крыльчатка турбовентилятора 2-го КО, вышел из строя котел № 2, корабль шел под одной турбиной. 9 сентября в 3.00 прибыл в Геленджик, затем вернулся в Новороссийск и ушел в Поти с эвакуируемыми на борту.
28 — 29 сентября перешел из Поти в Туапсе. 29 сентября выходил к мысу Джубга для оказания помощи спасательному судну (СС) «Юпитер», в 11.03 СКР подвергся атаке двух Ю-88, сбросивших 12 бомб, попаданий не было. Вечером того же дня перешел в Геленджик.
30 сентября в 1.50 в сопровождении двух СКА направился из Геленджика с бойцами и командирами 408-й СД в Туапсе, куда прибыл в 5.10, а в 19.00 вышел в район Анапы для обстрела порта. 1 октября в 0.13 «Шторм» открыл огонь по городу и порту Анапа, выпустил 40 снарядов, вызвав в городе несколько взрывов и пожаров. Противник открыл ответный огонь, осветив корабль прожекторами. В 6.30 СКР вернулся в Туапсе.
18 — 19 октября «Шторм» совместно с ЭМ «Незаможник», СКР «Шквал» и БТЩ «Мина» конвоировал танкер «Москва» из Батуми в Туапсе, а 20 октября с СКР «Шквал» и БТЩ «Якорь» сопровождал его из Туапсе в Поти. 22 октября в 7.47 прибыл в Батуми из Туапсе, охраняя танкер «Кремль». Затем перешел в Поти, и в 20.30 вышел в Туапсе, конвоируя ТР «Райкомвод» с войсками. 23 октября конвой четыре раза атаковали Ю-88. 24 октября в 2.20 конвой прибыл в Туапсе, в 3.00 вышел в обратный путь и в 23.55 прибыл в Поти. 25 — 26 октября вместе с ЭМ «Незаможник» и двумя СКА конвоировал ТР «Калинин» в Туапсе, а 27 октября конвой вернулся в Поти. 28 октября сопровождал танкер «В. Кутюрье» из Поти в Батуми и вернулся назад.
29 октября в 9.00 совместно с БТЩ «Щит» и «Защитник», конвоируя ТР «Калинин», вышел из Поти. В 4.30 следующего дня прибыл в Туапсе, в 13.05 вышел в море и 31 октября вернулся в Поти. В тот же день СКР перешел в Батуми. 1 ноября 1942 г. конвоировал танкер «Кремль» из Батуми в Поти, во время похода на СКР вышел из строя циркуляционный насос.
21 — 22 ноября «Шторм» и ЭМ «Незаможник» конвоировали ТР «Тракторист» из Поти в Туапсе; корабли доставили 21-й отдельный зенитный дивизион (12 85-мм орудий). 23 ноября конвой вернулся обратно.
28 ноября выходил из Поти для сопровождения транспорта. В 5.40 СКР ветром навалило на сеть заграждения ЛК «Парижская Коммуна», которую намотало на правый винт. Водолазы ЛК освободили винт от бочек и сети, «Шторм» на буксире отвели к эллингу, поскольку образовался большой изгиб промежуточного вала. До 28 марта 1943 г. корабль находился в ремонте.
5 — 6 апреля 1943 г. «Шторм» вместе с тремя СКА сопровождал танкер «И.Сталин» из Батуми в Туапсе. На обратном пути 7 апреля в 12.50 в 9 милях от Анакрии уничтожил плавающую мину.
9 — 26 апреля совершил пять переходов между Батуми, Поти и Туапсе. 27 — 29 апреля конвоировал из Поти в Туапсе ТЩ «Земляк» с войсками.
В 18.30 30 апреля вместе с ЭМ «Железняков» вышел из Туапсе под брейд-вымпелом командира 2-го ДЭМ капитана 2 ранга П.А.Бобровникова в район Анапы для обстрела аэродрома. 1 мая с 1.11 до 1.24 корабли вели огонь по аэродрому с дистанции 56 кбт. Освещали цель и корректировали стрельбу два МБР-2. Общий расход — 265 102-мм снарядов. На аэродроме наблюдалось большое зарево от пожара. Закончив стрельбу, корабли под прикрытием истребителей направились сначала в Туапсе, а затем — в Поти.
19 — 20 мая конвоировал из Батуми в Туапсе танкер «Стахановец». 22 мая выходил из Туапсе для усиления конвоя ТР «Интернационал», поврежденного авиацией противника. 23 мая «Шторм» с двумя СКА вышел из Туапсе в Поти, охраняя ТЩ «Хоста». 28 мая прибыл в Туапсе из Поти, конвоируя ТЩ «Земляк» с грузом. 29 — 30 мая совместно с БТЩ «А. Раскин» и СКА конвоировал из Туапсе в Батуми танкер «Стахановец». 2 — 3 июня перешел из Батуми в Туапсе, и в 15.40 3 июня, конвоируя ТР «Тракторист», вышел из Туапсе. 4 июня в 10.56 конвой прибыл в Поти, в 12.47 СКР пришел в Батуми, а в 22.20 ушел в Туапсе. 5 июня он совершил переход Туапсе — Батуми, 6 июня — Батуми — Туапсе, а 7 июня Туапсе — Поти. 18 — 19 июня ходил в Сочи. 21 июня «Шторм» вышел из Поти к границе территориальных вод Турции для встречи ТР «Серов», шедшего из Трабзона. 22 июня в 12.30 прибыл с транспортом в Батуми.
24 июня в 3.12 вышел из Батуми в составе конвоя, сопровождавшего танкер «И.Сталин». На переходе противник противодействия не оказывал, и в 9.44 25 июня корабли были в Туапсе. 26 июня в 14.20 конвой вышел из Туапсе в Батуми. С воздуха его прикрывали истребители (от 25 до 38 самолетов). В результате все атаки вражеской авиации оказались сорваны. 27 июня в 15.52 конвой без потерь прибыл в Батуми. 28 июня в 22.30, конвоируя ТР «Райкомвод», направился из Поти в Туапсе, куда пришел 1 июля в 5.34. 2 июля в 5.00 прибыл в Сухуми, эскортируя из Туапсе танкер «Стахановец». В 5.48 вышел в район Сочи для усиления конвоя ТР «Райкомвод». 3 — 5 июля конвоировал из Батуми в Сухуми и Туапсе танкер «Красная Молдавия».
6 — 8 июля на переходе из Туапсе в Сочи и Поти сопровождал ТР «Райкомвод». 9 июля вышел из Батуми, находясь в охранении танкера «Стахановец». 10 июля конвой прибыл в Сухуми, а 11 июля — в Сочи. В тот же день СКР перешел в Туапсе, а 12 июля — в Поти. В ночь на 20 августа 1943 г. «Шторм» вместе с СКР «Шквал» совершил обстрел занятого противником аэродрома Анапа. Выпустив 193 102-мм снаряда и избежав попаданий с вражеских батарей, корабли благополучно возвратились в Туапсе, а 22 августа перешли в Поти.
28 августа «Шторм» вместе с ЭМ «Железняков» прибыл в Туапсе из Поти. 9 — 10 сентября с СКР «Шквал» перешел из Туапсе в Батуми, откуда 11 сентября в 11.20 вышел в составе конвоя (СКР «Шквал», 3 БТЩ и СКА) в охранение танкера «Передовик». 12 сентября в 10.10 конвой прибыл в Туапсе, в 18.30 вышел обратно, а 13 сентября в 18.00 прибыл в Батуми.
17 сентября в 10.30 «Шторм» в охранении танкера «Передовик» вышел из Батуми. 18 сентября в 10.20 прибыл в Туапсе, где танкер разгрузился. В 18.00 корабли вышли в море, 19 сентября в 17.48 вернулись в Батуми.
7 октября СКР перешел из Поти в Туапсе, а 8 — 9 октября — из Туапсе в Батуми. 11 — 12 октября в составе отряда (3 БТЩ и 3 СКА) конвоировал танкер «И.Сталин» из Батуми в Туапсе. 13 — 14 октября конвой в том же составе с присоединившимся к нему СС «Юпитер» вернулся в Батуми. 29 — 30 октября конвоировал танкер «И.Сталин» и буксир ЧФ-2 из Батуми в Туапсе. 31 октября — 1 ноября корабли вернулись в Батуми, 1 ноября в 5.58 конвой был безуспешно атакован ПЛ.
30 ноября «Шторм» вместе с СКР «Шквал» перешел из Туапсе в Геленджик и в тот же день вернулся в Туапсе. 1 — 2 декабря оба СКР, а также два БТЩ и четыре СКА конвоировали танкер «Передовик» из Туапсе в Батуми. 6 — 7 декабря «Шторм» перешел из Батуми в Геленджик, 8 декабря — в Туапсе и 9 декабря — в Поти.
17 декабря в 12.10 направился из Поти для встречи ТР «Серов», но в 15.06 вернулся, поскольку ТР не вышел из Трабзона. 19 декабря в 12.15 вторично вышел для встречи ТР «Серов» и 20 декабря в 8.15 прибыл с ним в Батуми.
21 — 22 декабря вместе с тремя БТЩ и десятью СКА конвоировал из Батуми в Туапсе танкер «В. Кутюрье». 24 декабря в сопровождении двух СКА ходил из Туапсе в Гудауту и Сочи, вернулся в Туапсе. 26 — 27 декабря опять же вместе с тремя БТЩ и десятью СКА конвоировал танкер «В. Кутюрье» из Туапсе в Батуми.
8 начале 1944 г. «Шторм» встал на ремонт. 5 марта в сопровождении четырех СКА выходил из Поти на мерную милю у Кобулети.
27 апреля перешел из Поти в Батуми. 9 мая сопровождал крейсер «Красный Крым» из Батуми в Поти. 10 мая вместе с ТЩ и 12 СКА конвоировал ТЩ «Пионер» и ТР «Тракторист» из Поти в Сухуми. 11 мая в 4.40 конвой вышел из Сухуми в Туапсе, двигаясь со скоростью 17 уз. противолодочным зигзагом. В 17.30 в точке с координатами 43° 49,9' с.ш. и 32° 23,8' в.д. был атакован неприятельской ПЛ (Атаку произвела ПЛ U-9 (командир — капитан-лейтенант Клаус Петерсен); «Шторм» был поражен самонаводящейся акустической торпедой Т-5 «Цаункениг». — Прим. ред.). В 17.33 в кормовой части раздался сильный взрыв, поднялся столб воды черно-бурого цвета, и корабль зарылся носом в воду. Кормовая часть по 123-й шп. (около 8 м) была оторвана и быстро погрузилась. Корабль остался без хода, образовался дифферент на корму. В 17.34 сыграли боевую тревогу. Последствия взрыва оказались серьезными: были затоплены кубрик № 3, машинная кладовая, артпогреб № 2, переборка между погребом и вторым МО фильтровала воду. Взрывной волной из румпельного отделения выбросило кислотный баллон и кусок палубы весом свыше 100 кг, которые разрушили фор-марс и носовой мостик. Оказалась разрушена колонка машинного телеграфа и повреждена штурманская рубка.
За борт снесло минный кран и траловую лебедку. Взрывной волной за борт сбросило 45-мм орудие № 2, 37-мм автомат № 3. У 102-мм орудия № 2 вертлюг вместе с телом орудия был сброшен с тумбы, орудие упало на палубу, навалившись стволом на кормовой мостик. Получили повреждения и требовали заводского ремонта 37-мм автомат № 2 и пулемет «Кольт-Браунинг». К счастью,
10 больших и 6 малых глубинных бомб не сдетонировали, а сброшенные в воду взорвались последовательно по корме на расстоянии 1,5 — 2 кбт. В общей сложности корабль принял около 190 т воды, потеряв до 40% запаса плавучести. Погибли 13 человек, 6 — тяжело ранены, 11 —легко.
Сразу же после взрыва началась борьба за живучесть, личный состав 2-го турбинного отделения установил подпоры на переборку затопленного 2-го погреба, произвел конопатку швов и сальников гребных валов. Обе турбины были застопорены. Дано освещение, запущены водоотливные средства для осушения 2-го МО. Экипаж корабля показал хорошую подготовленность, проявил инициативу и сметку в борьбе за живучесть в сложных условиях.
Несмотря на полученные тяжелые повреждения «Шторм» остался на плаву, в 17.47 БТЩ «Щит» взял СКР на буксир и в 22.18 привел его в Туапсе. Осмотр в базе показал, что центр взрыва пришелся на 123-й шп. и сохранившаяся кормовая часть корабля между 108-м и 123-м шп. держалась на сгофрированных листах верхней палубы.
Днищевые листы загнуло вверх и деформировало. С обоих бортов на 107-м и 108-м шп. в подводной части имелись пробоины площадью до 2 м2. С левого борта на 110-й шп., на 2 м ниже ватерлинии, шла пробоина размером 50x30 см с рваными краями наружу. Палубу 3-го кубрика подняло вверх почти до подволока. Верхнюю палубу до 108-го шп. деформировало со стрелкой прогиба до 1 м. Возникли гофры в районе 63 — 65-го шп. На переборке 108-го шп. была нарушена водонепроницаемость по заклепочным швам, переборка оторвана от обшивки борта.
Правый турбозубчатый агрегат заклинило. Промежуточный вал во втором артпогребе скрутило по фланцевому соединению и согнуло под углом 40°. Поврежден гребной винт: одна лопасть отломана полностью, две другие оказались помяты и имели выщерблены. У левого турбозубчатого агрегата перебило гребной вал. Кронштейны гребных валов повисли на валах. Трубопроводы и механизмы машинно-котельных отделений повреждений не имели.
Водолазы Туапсинской ВМБ на место сорванных крышек горловин поставили деревянные щиты, а пробоины заделали клиньями и все залили цементом. После этого артиллерийский погреб № 2 был осушен. 31 июля на буксире МБ «Вежилов» в сопровождении БТЩ «Щит», 6 БО и 12 МО «Шторм» вышел из Туапсе и 2 августа приведен в Батуми. Встал в аварийно-боевой ремонт. Окончательное восстановление боеспособности корабля было выполнено в плавучем доке после окончания войны.
Командиры во время войны: капитан-лейтенант А.И.Несмиянов (с 22.06.1941 по 10.10.1942), капитан 3 ранга П.В.Уваров (с 10.10.1942 по 21.03.1943), капитан-лейтенант В.А.Паевский (с 21.3. 1943 по 14.06.1944).
СКР «Шторм» 30.1.1946 был исключен из боевого состава и 28.2.1948 сдан в ОФИ для демонтажа и реализации.