Rambler's Top100

Тихоокеанский флот

 

В составе ТОФ находилось шесть СКР типа «Ураган» (четыре — проекта 4 вто­рой серии и два — проекта 39 третьей серии). Они были заложены на заводах Ленинграда и Николаева, затем секция­ми доставлены во Владивосток и собра­ны на «Дальзаводе» № 202 имени К.Е.Ворошилова. Вступившие в строй 18 ноября 1934 г. «Метель» и «Вьюга» стали первыми на Дальнем Востоке надводными кораблями специальной постройки. В 1935 г. был сформирован Отдельный дивизион сторожевых ко­раблей, а в 1938-м СКРы вошли в со­став 7-й морской бригады. С 1939 по 1948 г. все тихоокеанские СКР типа «Ураган» последовательно прошли на «Дальзаводе» капитальный ремонт.

В 1945 г. сторожевые корабли входили в состав различных соединений флота.

 

«Гром»

 

С 4 октября 1939 г. находился в соста­ве вновь сформированной СТОВФ.19 ап­реля 1940 г. вошел в состав Совгаванской ВМБ. В 1944 — 1945 гг. прошел капитальный ремонт. 9 августа 1945 г. находился во Владивостоке на заводе № 202 в ремонте, в боевых действиях не участвовал. Числился в составе 2-й БПЛ ВМОР.

Командир во время войны с Японией: капитан-лейтенант Т.С.Локотанов (с 23.4.1944).

СКР «Гром» исключен из боевого со­става 30.11.1954, расформирован 1.7.1955 и сдан в ОФИ для реализации.

 

«Зарница»

 

16 ноября 1938 г."Оказал помощь четырем рыболовным судам, терпящим бедствие у мыса Поворотный.

С 4 октября 1939 г. — в составе вновь сформированной СТОВФ.

19 апреля 1940 г. вошел в состав Совгаванской ВМБ. В 1940 г. признан Лучшим кораб­лем ТОФ по боевой подготовке в своем классе. В 1945 г.— в составе 3-й БПЛ СТОФ.

Участвовал в войне с Японией — освобождение Южного Сахалина. 8 августа 1945 г. в 13.00 пришел в бухту Де-Кастри, на нем прибыли флагманские штурман и минер флотилии, В 22.58 с минным заградителем «Астрахань» (468 мин) и двумя МО вышел в море. СКР вел на буксире два ТКА, 9 августа в, 5.45 ТКА из-за шторма ушли в бухту Мо­солова. До 19.56 МЗ «Астрахань» поста­вил минное заграждение в Татарском пр-ве, и в 6.42 10 августа корабли верну­лись в Де-Кастри, откуда-1.1, августа СКР вышел с шестью ТКА в Советскую га­вань, но из-за неисправности котла в 1.00 12 августа вернулся.

14 августа в 8.00 в составе конвоя ДКАС-2 с двумя СКА вышел из Де-Каст­ри, эскортируя три ТР с частями 332-й СД на борту. В 18.00 конвой прибыл в Александровск. В 21.30 «Зарница» вышла из Александровска и в 10.00 15 ав­густа прибыла в Советскую Гавань. Ко­рабль включили в 1-й десантный отряд (он же огневой поддержки) для высадки в сахалинский порт Торо. В 21.27 отряд (СКР и 4 МО) вышел с первым эшело­ном десанта (320 человек), скорость 13 уз. 16 августа с 5.07 до 5.17 — высад­ка с катеров в Торо, противник сопро­тивления не оказал.

17 августа в 9.30 СКР вместе с двумя МО вышел из Торо для огневой под­держки десанта, высаженного ранее в порт Эсутору. В 10.30 катера высадили десант, СКР открыл огонь по предпола­гаемому месту береговой батареи про­тивника, сделав пять залпов.

19 августа с отрядом огневой поддерж­ки вышел из Советской Гавани к порту Маока на Южном Сахалине. 20 августа около 7.00 обстрелял из 37-мм автомата обнаруженный в тумане катер. Это ока­зался наш СКА № 35, севший в тумане на мель, который получил два попадания. С 8.00 огнем 102-мм орудий и 37-мм автоматов подавлял огневые точки на берегу, поддерживая высадившиеся в порту войска. 21 августа обстреливал населенные пункты Футомата и Осаки.

Командир во время войны с Японией: капитан-лейтенант С.Г.Ляшенко (с 17.5.1945).

В 1947—1948 гг. СКР «Зарница» про­шел капитальный ремонт. Исключен из боевого состава 20.11.1954 и 11.5.1955 переклассифицирован в учебное элект­ромеханическое судно «Илга».

 

«Буран»

 

Первым командиром СКР был С.Г. Горшков, с 1956 по 1985 г. главнокоманду­ющий ВМФ, адмирал флота Советского Союза.

В 1943 — 1944 гг. «Бурун» прошел ка­питальный ремонт.

Участвовал в войне с Японией. В составе 2-го отдельного ДПЛ Владимиро-Ольгинской ВМБ находился в бухте Владимир. 9 августа 1945 г. «Бурун», приняв 32 мины КБ-3, в 6.15 вместе с ТЩ «Со­кол» в сопровождении двух БО и одного МО вышел на постановку оборонительного заграждения на подходах к Владимиро-Ольгинской ВМБ. В 10.11 заверши­ли постановку мин, и в 14.30 вернулись в порт Владимир. Вечером принял 45 мин­ных защитников, и 10 августа в 2.00 в том же составе отряд вышел в море. Поставив к 5.27 заграждения, корабли в 9.00 вернулись в базу. К 15.00 «Бу­рун» погрузил на палубу 37 мин КБ-3, и в 16.30 отряд снова вышел для поста­новки заграждения. В море корабли попали в шторм, волна достигала 5 баллов, крен — 30°. В 17.20 командир отряда принял решение повернуть назад, и в 19.00 корабли вернулись в базу. 11 авгус­та командующий флотом приказал поста­новку минных заграждений прекратить.

Командир во время войны с Японией: капитан-лейтенант П.С.Мясоедов (с 7.7. 1943).

СКР «Бурун» исключен из боевого со­става 30.11.1954 и 11.5.1955 переклас­сифицирован в учебное электромехани­ческое судно «Коппи».

 

«Вьюга»

 

В 1939 — 1942 гг. СКР прошел капи­тальный ремонт. Участвовал в войне с

Японией. 9 августа находился в бухте Золотой Рог в составе 1-го дивизиона СКР. 10 августа в 6.15 в бухте Улисс по­гнул винт, но не вышел из строя. 14 ав­густа, приняв десант, в 7.30 в составе 1-го отряда 2-го эшелона в качестве ко­рабля охранения вышел из бухты Новик в Амурский зал. Из-за тумана види­мость не превышала 1 — 2 кбт. На пере­ходе в 14.01 с СКР ЭК-1, имевшего РЛС, на «Вьюгу» был передан семафор: «По пеленгу 307° — неопознанная цель, идет на сближение». В 14.12 СКР открыл огонь, а в 14.14 на дистанции 7 кбт был опознан катер БО № 306 из от­ряда 2-го эшелона, в тумане потерявший свою колонну. За две минуты по нему было выпущено 10 102-мм, 40 37-мм, 20 20-мм снарядов и 60 12,7-мм пуль. В цель попали 1 102-мм и 9 — 10 37-мм и 20-мм. Огнем «Вьюги» катер был по­врежден, погибло 6 и ранено 10 человек.

15 августа в составе отряда кораблей СКР высадил в Сейсине (Корея) 13-ю бригаду морпехоты. В 5.12 при входе в порт с «Вьюги» в луче прожектора на расстоянии 5 — 7 кбт обнаружили под­водную лодку в надводном положении. По ней было выпущено 6 102-мм снаря­дов, и она погрузилась. Вероятно, за ПЛ приняли надстройки и мачты затонув­шего транспорта. 15 августа корабль в течение дня 10 раз открывал огонь: по прожекторам противника — 3 раза, по его зенитным батареям — 2 раза, по скоплениям пехоты — 5 раз, израсходо­вав 66 102-мм и 30 37-мм снарядов. Неоднократно открывал огонь по вражес­ким самолетам, сбил один И-97, израс­ходовав 161 37-мм, 96 20-мм снарядов и 112 12,7-мм патронов. 16 августа, стоя у причала, обстрелял японский железно­дорожный эшелон, выпустив 12 102-мм снарядов, эшелон был разбит. Затем об­стреливал район завода «Мицубиси» и жиркомбината, где еще держались груп­пы японских солдат.

17 августа, приняв раненых, ушел во Владивосток, куда прибыл на следую­щий день. 21 августа в составе конвоя ВКСС-3 «Вьюга», сопровождавшая с двумя СКА четыре ТР с частями 335-й СД, перешла из Владивостока в Сейсин, но боевые действия там уже закончи­лись.

Командир во время войны с Японией: капитан-лейтенант И.К.Кузьменко (с 10.8.1945).

17.9.1945 СКР «Вьюга» вошел в со­став Отряда учебных кораблей ТОФ. Ис­ключен из боевого состава 30.11. 1954, расформирован 1.7.1955 и сдан в ОФИ для реализации.

 

«Метель»

 

Во время событий у озера Хасан в ав­густе 1938 г. «Метель» (командир стар­ший лейтенант М.Г.Беспалов) провела три конвоя с войсками из Владивостока в залив Посьет, назад перевозила ране­ных. На второй день событий доставила 110 раненых красноармейцев во Влади­восток. СКР оказал помощь летчикам двух самолетов, поврежденных в воз­душном бою. Весь экипаж «Метели» был награжден почетным знаком «Уча­стник Хасанских боев».

В 1941 — 1942 гг. СКР прошел капи­тальный ремонт.

Участвовал в войне с Японией в соста­ве 1-го дивизиона СКР. 14 августа 1945 г. во 2-м эшелоне 3-го десантного отряда в качестве корабля охранения вышел из бухты Новик. 15 августа в составе отря­да высадил в Сейсине 13-ю бригаду морской пехоты. С 4.35 до 18.30 шесть раз открывал огонь по берегу, подавил прожектор и 76-мм батарею противника, повредил железнодорожный мост и бро­непоезд, разрушил здание вокзала и рассеял скопление пехоты противника. Израсходовал 75 102-мм снарядов. В те­чение дня дважды открывал огонь по вражеским самолетам, выпустив 200 37-мм снарядов. Утром 16 августа взял на буксир подорвавшийся на мине и по­терявший ход ТР «Дальстрой». С 16.20 по 17.00 обстреливал завод «Мицубиси» и скопление японских войск в районе жиркомбината. Потопил японскую шхуну с войсками.

18 августа к 16.00 с шестью ТКА при­нял 77-й батальон 13-й бригады морской пехоты — 300 человек, 6 45-мм орудий и 6 82-мм минометов. В 16.35 отряд вышел из Сейсина в п. Одецин, скорость 18 уз. «Метель» с помощью РЛС определялась по береговой черте. В 18.00 десант был высажен с ТКА на берег и к 18.57 овла­дел городом. СКР из-за малых глубин опасался подходить к причалу и высажи­вал десантников на катера. После про­мера глубин кормой подошел к причалу и к 19.45 выгрузил орудия и минометы.

20 — 21 августа в составе конвоя ССВК-2 вместе с тремя ТР перешел из Сейсина во Владивосток.

За участие в освобождении Кореи от японских захватчиков 67 матросов, старшин и офицеров получили прави­тельственные награды, а командиру ко­рабля капитан-лейтенанту Л.Н.Балякину присвоено звание Героя Советского Союза. 26 августа 1945 г. приказом НКВМФ СССР СКР «Метель» удостоен гвардейского звания.

Командир во время войны с Японией: капитан-лейтенант Л.Н.Балякин (с 7.12.1944).

17.9.1945 СКР «Метель» вошел в со­став Отряда учебных кораблей ТОФ. Исключен из боевого состава 30.11.1954, переклассифицирован в несамо­ходный учебный корабль и 30.12.1954 переименован в «Тугур».