Постройка и испытания

 

Строительство первого легкого крейсера нового поколения велось по программе 1929 г. Заказ был выдан 18 февраля 1930 г. — задолго до утверждения чертежей, закладка состоялась спустя семь месяцев, 8 сентября, на казенной верфи в Девонпорте. Корабль получил тради­ционное для британского флота название — «Линдер». Вскоре за ним последовали «Акилез», «Нептун», «Орайон» (программа 1930 г.) и «Эйджекс» (программа 1931 г.). Три из пяти крейсеров строились на ка­зенных верфях, но механизмы для них заказывались на частных пред­приятиях. При строительстве серии, впервые в британской практике, ши­роко использовалась сварка, что дало существенную экономию веса, причем от корабля к кораблю эта экономия была все ощутимее. Если стандартное водоизмещение «Линдера» при вступлении в строй со­ставило 7289 т, то у «Орайона» — 7070 т, у «Нептуна» и «Акилеза» — по 7030 т, у «Эйджекса» — 6840 т.

Разразившийся в начале 1930-х мировой экономический кризис уда­рил и по Королевскому флоту, сказавшись не только на количестве за­казов, но и на оснащении строившихся кораблей. В октябре 1932 г. Конт­ролер Адмиралтейства потребовал принять меры по снижению стои­мости крейсеров типа «Линдер», которая к тому времени превысила 1,6 млн. фн.ст. Согласно его распоряжению на корабли «должно было устанавливаться только самое необходимое, и никаких излишеств». Как ни странно, в первую очередь это отразилось на системе управления ог­нем. Решено было отказаться от кормового командно-дальномерного пос­та и зенитного директора и заменить расположенный в центральном артиллерийском посту комплект механических вычислителей более де­шевым, а в качестве компенсации установить второй резервный дально­мер. «Линдер», находившийся на завершающей стадии достройки, ли­шился не только кормового КДП, но и запасного рулевого поста, а «Неп­тун» и «Акилез» не получили оборудования, необходимого флагманско­му кораблю. По соображениям экономии на крейсера не устанавливались оборудование для охлаждения погребов, запасная радиорубка и внутри-корабельные телефоны (последнее оправдывалось тем, что ими поль­зуются в основном молодые офицеры для внеслужебной болтовни). В ре­зультате принятых мер стоимость последних кораблей серии удалось уменьшить до 1,48 млн. фн.ст.

28 ноября 1932 г. «Линдер» вышел на испытания в устье Клайда. При водоизмещении 7265 т и мощности машин 72 430 л.с. крейсер развил 32,45 уз., а при полной нагрузке (9010 т) показал 31,4 уз. На полном хо­ду практически не ощущалось вибрации, свойственной типу «Каунти», а благодаря улучшенной системе вентиляции котельных отделений тем­пература там оставалась достаточно комфортной на всех режимах хо­да. Командир корабля кэптен Тернер отмечал легкость, с которой «Лин­дер» слушался руля, хорошую работу приборов управления огнем, но указывал на сильную заливаемость верхней палубы, особенно шлюпок. Командиры остальных крейсеров также с восхищением говорили, что они управляются «как эсминцы», но жаловались на заливаемость. В итого­вом отчете об испытаниях «Нептуна» было записано: «Прекрасно дер­жится на короткой волне, но на полном ходу имеет склонность слегка кре­ниться. Очень «мокрый» на высоких скоростях».

Столь же успешно прошли испытания остальных представителей се­рии. «Акилез» развил 32,9 уз. при мощности механизмов 73 280 л.с. Са­мым тихоходным стал «Нептун» — в декабре 1933 г. он не смог превы­сить отметки 30,79 уз., хотя водоизмещение 8617 т не достигало пол­ного, а мощность превысила проектную (72 849 л.с.). Как и ожидалось, лучшим ходоком, благодаря своему наименьшему среди систершипов водоизмещению, оказался «Эйджекс», показавший на пробах 33,06 уз. при водоизмещении 7170 т и мощности машин 73 586 л.с.

Пробы артиллерии показали необходимость усиления креплений броневого пояса. Стрельба башни «В» на максимальном угле возвыше­ния орудий выявила опасность повреждения легких конструкций мости­ка ударной волной, но с этим пришлось мириться (некоторые усовершен­ствования были внедрены только на «Эйджексе»).

 

Корабль Строитель

Заказан

Заложен

Спущен на воду

Вступил в строй

Тип «Линдер»

 

 

 

 

«Leander» Devonport Dockyard*

18.2.1930

8.9.1930

24.9.1931

23.3.1933

«Achilles» «Cammell Laird» (Биркенхэд)

16.2.1931

11.6.1931

1.9.1932

10.10.1933

«Neptune» Portsmouth Dockyard**

2.3.1931

24.9.1931

31.1.1933

22.2.1934

«Orion» Devonport Dockyard*

24.3.1931

26.9.1931

24.11.1932

18.1.1934

«Ajax» «Vickers-Armstrong» (Барроу)

1.10.1932

7.2.1933

1.3.1934

15.4.1935

Тип «Сидней»

 

 

 

 

«Amphion»/«Perth» Portsmouth Dockyard***

1.12.1932

26.6.1933

27.7.1934

6.7.1936

«Phaeton»/«Sydney» «Swan Hunter» (Уоллсенд)**

10.2.1933

8.7.1933

22.9.1934

24.9.1935

«Apollo»/«Hobart» Devonport Dockyard****

1.3.1933

15.8.1933

9.10.1934

13.1.1936

* Механизмы — «Vickers-Armstrong» (Уокер)

** Механизмы — «Parsons» (Уоллсенд)

*** Механизмы — «Beardmore» (Далмер)

**** Механизмы — «Wallsend Slipway» (Уоллсенд)

 

ТТХ крейсеров

1я цифра - «Leander», 2я - «Amphion»

Водоизмещение, т:

стандартное* 7184 7250

полное* 9103 9235

Длина, м: наибольшая 169,01 171,37

между перпендикулярами 159,1 159,1

Ширина, м 16,76** 17,27

Высота борта, м 9,6 9,6

Осадка, м:

стандартное водоизмещение 4,88 4,95

нормальная 5,79 5,64

в полном грузу 6,02 6,1

Число валов/котлов 4/6 4/4

Мощность, л.с. 72 000 72 500

Скорость, уз.:

максимальная 32,5 32,5

в полном грузу 31 31

Запас топлива полный, т 1785 1837

Дальность плавания, миль (при скорости, уз.) 5730 (13) 7180 (12)

Вооружение:

главный калибр 4x2 152-мм

зенитный калибр 4x1 102-мм

зенитные пулеметы 3x4 12,7-мм

торпедные аппараты 2x4 533-мм

бортовые гидросамолеты 1 (1 катапульта)

Бронирование:

пояс 76 мм

траверсы 37 мм

палуба 25,4 мм

погреба 89 — 25,4 мм

башни и барбеты 25,4 мм

рулевое устройство 37 — 31 мм

Распределение весов (проектное), т:

корпус 3586 3719

бронирование 845 906

главные механизмы 1420 1310

вспомогательные механизмы 85 90

оборудование, экипаж и снабжение 498 475

вооружение 695 695

авиационное вооружение 55 55

Стандартное водоизмещение: 7184 7250

топливо 1804 1837

котельная вода 115 148

Полное водоизмещение 9103 9235

Примечания :

* Водоизмещение по спецификации. Реальное водоизмеще­ние кораблей на 1939 г. составляло: «Leander» — 7270/9189 т; «Neptune» — 7175/9094 т; «Orion» — 7215/9134 т; «Achilles» — 7030/8949 т; «Ajax» — 6985/8904 т; «Sydney»— 6830/8815 т; «Hobart» — 7105/9090 т; «Perth» — 6980/8965 т.

** У остальных кораблей серии — 17,0 м.