Описание конструкции

 

Корпус

 

Крейсера типа «Линдер» проектировались на основе «Эксетера» и унаследовали от него ряд конструктивных особенностей. Корпус имел полубачную конструкцию с заметной седловатостью, приподнятым так на­зываемым «траулерным» носом и крейсерской кормой. Для повышения мореходности длину полубака, по сравнению с предшествующими крей­серами типов «С», «D» и «Е», увеличили — теперь он доходил до вто­рого котельного отделения. От «Эксетера» практически в неизменном ви­де была заимствована закрытая и обтекаемая башенноподобная носо­вая надстройка. Самой же характерной деталью силуэта, придающей ему уникальность, стала широкая и высокая дымовая труба.

Обводы корпуса — круглоскулые, с ярко выраженным скуловым из­ломом в носовой части. Набирался корпус по продольной схеме, обшивка — клепаная, надстройки — по большей части сварные. Корабли ос­нащались одним полубалансирным рулем с гидравлическим приво­дом. Корпус делился водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков. Крейсера имели одну сплошную палубу — верхнюю; главная палуба пре­рывалась в районе котельных, а нижняя — также и машинных отделе­ний. Все палубы были водонепроницаемыми. Палубный настил —де­ревянный, из твердых пород разновидности тикового дерева; в носовой оконечности (до шпилей) и в средней части корабля он отсутствовал. На протяжении всей длины корпуса имелось двойное дно, в районе по­гребов — тройное. Отсеки двойного дна использовались в качестве ем­костей для смазочных материалов и пресной воды. Топливные цистер­ны размещались частично в междудонном пространстве, частично по бортам и служили некой защитой от подводных взрывов. Конструктив­ная ПТЗ отсутствовала. Масса корпуса с корабельными устройствами, запасом провианта и снаряжением экипажа составила 51 % от стандарт­ного водоизмещения.

От головного «Линдера» остальные корабли серии отличались уве­личенной до 17 м шириной по ватерлинии. Ширина по палубе осталась неизменной.

 

Вооружение

 

На момент вступления в строй вооружение крейсеров типа «Лин­дер» состояло из восьми 152-мм орудий, четырех 102-мм универсальных пушек, трех счетверенных 12,7-мм зенитных пулеметов, двух четырехтрубных торпедных аппаратов и катапульты с одним гидросамолетом.

«Линдеры» стали первыми кораблями Королевского флота, получив­шими 152-мм орудия Mk.XXIII. При создании этой артсистемы, принятой на вооружение в 1931 г., англичане впервые отказались от традиционно­го метода наматывания проволоки в пользу моноблочной конструкции ство­ла. Это орудие, несмотря на такие анахронизмы, как картузное заряжа­ние, ручное досылание и запирание затвора, служило в качестве глав­ного калибра большинства британских легких крейсеров периода Второй мировой войны. При длине ствола 50 клб и начальной скорости 50,8-кг снаряда 841 м/с оно было способно вести огонь на максимальную даль­ность 23 300 м (125 кбт).

Орудия размещались в четырех двухорудийных башнях Mk.XXI. Последние разрабатывались на основе башни Mk.XVII, прошедшей испытания на «Энтерпрайзе», зарекомендовавшей себя с самой луч­шей стороны и практически без изменений использованной для проти­воминного калибра линкоров типа «Нельсон». Новая установка несколь­ко отличалась от прототипа внешне (иная форма лобовой части) и внутри (это было вызвано большей длиной ствола и увеличенным уг­лом возвышения орудий).

Вращающаяся часть башни Mk.XXI весила 96,5 т. Оба ствола распо­лагались в индивидуальных люльках, расстояние между осями орудий составляло 213 см. Горизонтальное наведение осуществлялось гидрав­лическим приводом с 65-сильным электромотором, расположенным на основании вращающейся части. Для создания давления в пневматичес­ких накатниках и для продувки стволов служил воздушный компрессор. Вертикальное наведение обеспечивалось гидравлическими приводами с червячной передачей. Диапазон вертикальной наводки составлял от -5 до +60°. Столь значительный угол возвышения задавался в расчете на использование установок для ведения заградительной стрельбы по са­молетам, однако недостаточная скорострельность и низкие скорости на­водки делали их в данной роли неэффективными. Заряжание могло производиться при углах возвышения от -5 до +12,5°, но наиболее пред­почтительным был диапазон — +5...7°.

Каждая из двух групп башен главного калибра имела общий заряд­ный погреб и два снарядных. Оттуда снаряды и заряды поднимались в перегрузочные помещения, располагавшиеся под башнями. Для это­го служили «бесконечные» цепи с гидроприводом (одна снарядная и одна зарядная на башню), обеспечивавшие скорость подачи 16 снаря­дов и зарядов в минуту. Для подъема боеприпасов из перегрузочного отделения в саму башню служили две другие «бесконечные» цепи, в которые снаряды и заряды укладывались вместе и подавались непос­редственно к каждому орудию. Погреба вмещали боезапас из расче­та 200 снарядов на ствол. Снаряды двух типов: полубронебойный с бал­листическим колпачком СРВС и фугасный НЕ, правда в начале войны доля последних обычно не превышала 10%. В качестве метательно­го заряда использовался кордит марки SC150, обладавший повышен­ной стойкостью, что и позволило отказаться от обязательной для преж­них кораблей системы рефрижерирования погребов.

 

Характеристики артиллерии

6in MR.XXIII

4in Mk.V

4in Mk.XVI   0.5in Mk.III

Калибр, мм / длина ствола, клб

152/50

102/45

102/45

12,7/62

Вес орудия с затвором, га-

7017

2395

2395

28,1**

Длина орудия, мм

7869

4770

4839

1 780

Длина ствола, мм

7620

4572

4572

1 320

Число нарезов

36

32

32

 

Скорострельность, выстр./мин

6—8

14

20

175

Вес унитарного патрона, кг

25,4

28,8/30,28*

0,08

Вес снаряда, кг

50,8

14.06

15,88/17,35*

0,037

Вес заряда, юг

13,62

3,25

4,09

 

Начальная скорость снаряда, м/с

841

728

811

768

Дальность стрельбы, м

23300

15020

18 150

1500

Досягаемость по высоте, м

9450

11 890

914

Живучесть ствола, выстр.

1 100

850

600

 

* Для фугасного / полубронебойного снаряда.

** Вес орудия с водой для охлаждения ствола.

 

Основой системы управления огнем главного калибра служил ди­ректор (DCTDirector Control Tower), оснащенный дальномером совме­щающего типа с базой 15 футов (4,57 м). Директор имел гидравлический силовой привод и весил 13,7 т. Поступавшая с него информация обра­батывалась в центральном артиллерийском посту механическим вычис­лителем AFCT (Admiralty Fire Control Table): тип Mk.IV — на «Линдере», Mk.IV* — на трех следующих кораблях и Mk.V — на «Эйджексе». Как уже говорилось, от установки второго директора на кормовой надстройке отказались по соображениям экономии, что снижало эффективность ог­ня крейсеров; в частности, практически невозможно было управлять стрельбой по двум целям. На случай выхода из строя главного директо­ра имелось два резервных 12-футовых (3,66 м) дальномера, располагав­шихся побортно на верхнем мостике.

Зенитная батарея дальнего боя первоначально состояла из четырех 102-мм зениток Mk.V с длиной ствола 45 клб, полуавтоматическим вер­тикально-скользящим затвором и ручным заряжанием. Они монтирова­лись на одиночных станках Mk.IV без щитов в районе дымовой трубы. Погреба примыкали к первому котельному отделению. Боезапас — 200 снарядов на ствол.

Для управления огнем зенитной артиллерии служил зенитный дирек­тор (HACS) типа Mk.ll (на «Эйджексе» — Mk.lll) с 12-футовым стереос­копическим дальномером, находившийся в кормовой части верхнего мостика. Как и в случае с КДП главного калибра, «линдеры» лишились второго HACS'a в процессе постройки (любопытно, что последовавшие за ними крейсера типа «Аретьюза» в ходе достройки получили второй зенитный директор, не предусмотренный проектом). Кроме того, промыш­ленность не успевала производить новый сложный прибор в требующих­ся количествах, поэтому на «Эйджексе» в первые месяцы службы его не было.

Счетверенные 12,7-мм зенитные пулеметы «Виккерс» Mk.lll стали еще одним новшеством, впервые появившимся на «Линдере». Предполагалось, что 4-дюймовые зенитки будут отбивать атаки торпедоносцев и горизонтальных бомбардировщиков, а пулеметы бороться с пики­ровщиками и штурмовиками. Увы, эффективность их оставляла желать много лучшего. Крейсера получили по три «многостволки», две из ко­торых первоначально монтировались на специальных спонсонах в зад­ней части носового шельтердека, а третья — на кормовой надстройке. Кроме них, на кораблях имелось несколько пулеметов «Льюис» калиб­ра 7,69 мм, которые могли устанавливаться на легкие тумбы или исполь­зоваться в качестве ручных, и 237 винтовок, предназначенных для во­оружения десантных партий.

В годы войны на кораблях устанавливались 40-мм/40 автоматы «Вик­керс» Mk.VIII (двухфунтовый «пом-пом») в одинарных и счетверенных установках, 40-мм/56 автоматы «Бофорс» различных модификаций в одинарных, спаренных и счетверенных установках, а также непременные 20-ММ/65 автоматы «Эрликон». Подробно изменения в составе легкого зенитного вооружения крейсеров будут описаны ниже.

Торпедное вооружение «линдеров» состояло из двух четырехтрубных 533-мм аппаратов QR.IV с боекомплектом из девяти парогазовых торпед марки Mk.lX. Для управления торпедной стрельбой имелось два торпед­ных директора, находившихся на мостике рядом с резервными дально­мерами. В заведование торпедного офицера входили также 15 глубин­ных бомб Mk.VII, шесть из них хранились на стеллаже в корме, осталь­ные — в погребе.

«Линдеры» стали первыми британскими «шестидюймовыми» крей­серами, в проекте которых изначально было предусмотрено авиацион­ное вооружение. Самолеты предназначались для ведения разведки и корректировки артиллерийского огня. Поскольку первоначально пред­полагалось базирование гидропланов «Фэйри IMF», то головной ко­рабль оборудовался тяжелой раздвижной катапультой типа ЕИН (Extending Mk.ll Heavy) длиной 53 фута (16 м). Катапульта была пово­ротной, пороховой и позволяла разгонять машину взлетным весом 3632 кг до скорости 100 км/ч. На кормовой надстройке имелось место для хранения второго самолета, но из-за стесненных условий от его ба­зирования отказались. Для подъема самолетов с воды, а также для спус­ка корабельных шлюпок служил электрический кран. На «Линдере» он располагался со смещением к правому борту, на остальных кораблях серии — в диаметральной плоскости. Общий вес авиационного обору­дования составлял 55 т, из которых 26,5 т приходилось на катапульту, 21т — на кран, 2,5т — на самолет, 3,25 т — на запас авиационного бен­зина и 1,75 т — на запчасти и боеприпасы.

Первые же выходы в море показали, что «Фэйри IIIF» совершенно не годится для базирования на легких крейсерах, поскольку из-за своей конструкции — металлический каркас, обтянутый полотном, — сильно под­вержен воздействию морской воды (на более высокобортных тяжелых крейсерах эта проблема стояла не так остро). Поэтому на «линдерах» ба­зировались поплавковые бипланы Хаукер «Оспри» (с 1937 года — Фэй­ри «Сифокс»). Они не требовали столь тяжелой катапульты, что позво­лило на четырех последующих кораблях серии заменить ее на легкую 46-футовую типа DIL.

Надо отметить, что «Эйджексу» принадлежит первый и один из нем­ногих случаев использования самолета для корректировки огня в мор­ском бою. Тем не менее, бурное развитие радиолокации быстро свело значение бортовой авиации на нет. Не удивительно, что не имевшие ангаров «линдеры» лишились ее одними из первых.

 

Бронирование

 

Схема бронирования «линдеров» и по конструкции, и по толщине в целом повторяла «Эксетер». Броневой пояс прикрывал отсеки энергети­ческой установки и выполнялся из 76,2-мм плит гомогенной нецементи­рованной стали «NC» на 25,4-мм подкладке из среднеуглеродистой ста­ли Дюколь «D», имевшей больший предел упругости и прочности (Это дает основание некоторым справочникам приписывать крейсерам типа "Линдер" 102-мм бортовое бронирование.). В райо­не котельных отделений он доходил по высоте до верхней палубы, в райо­не машинных — до главной. Пояс замыкался траверсами из 25,4-мм бро­ни. Сверху на него опиралась 31,7-мм броневая палуба (25,4-мм «NC» на 6,3-мм подкладке), продолжавшаяся в оконечности, причем в районе отсека кормового редуктора она имела 37-мм скосы. Кроме того, все пе­реборки между котельными и машинными отделениями изготавлива­лись из 6,3-мм броневой стали.

Ряд важных помещений имел «коробчатое» бронирование. Зарядные погреба башен главного калибра были наименее уязвимыми местами ко­раблей, поскольку защищались с бортов 89-мм броней, сверху — 51-мм палубой, спереди и сзади — 76-мм траверсами. Снарядные погреба но­совой башни имели 25,4-мм бронирование. Позади такой своеобразной цитадели носовых башен имелась еще одна, толщиной 25,4 мм, прикры­вавшая погреба боезапаса универсальной артиллерии, пост управления огнем и радиорубку. Рулевой привод защищался 37-мм палубной броней и 31-мм скосами, замыкавшимися 25-мм траверсами.

Толщина брони башен главного калибра, их барбетов и податочных труб составляла 25,4 мм со всех сторон, что было явно недостаточно. Во время боя у Ла-Платы «Эйджекс» лишился половины артиллерии в ре­зультате всего одного попадания. Мостик защищался от осколков и пу­леметного обстрела с воздуха 12,7-мм плитами, такое же бронирование имел директор главного калибра.

Общий вес брони головного «Линдера» составлял 871 т (11,7% во­доизмещения), у последующих кораблей из-за увеличившейся шири­ны он возрос до 882 т, из которых 553 т приходилось на вертикальное и 329 т — на горизонтальное бронирование. Хотя в процентном отно­шении это было больше, чем у крейсеров типа «Каунти», толщина бро­ни оставалась небольшой и гарантировала защиту только от осколков или огня малокалиберной артиллерии. Конструкторы прекрасно осо­знавали слабость защиты «линдеров», отчасти компенсировав ее раз­витым делением на отсеки носовой и кормовой оконечностей, что долж­но было до некоторой степени сдерживать распространение затопле­ний в случае получения боевых повреждений. Опыт войны продемон­стрировал в целом неплохую живучесть крейсеров: «Линдер» пережил попадание мощной 610-мм японской торпеды в центр корпуса, хотя и ремонтировался потом два года, а «Нептун», ставший единственным за Вторую мировую крейсером, погибшим от воздействия минного ору­жия, затонул только после четырех подрывов.

 

Энергетическая установка

 

Крейсера приводились в движение четырьмя турбозубчатыми агрега­тами системы Парсонса с одной ступенью редуцирования, пар для кото­рых вырабатывали шесть трехколлекторных паровых котлов Адмирал­тейского типа. Котлы и турбины стояли попарно в трех котельных и двух машинных отделениях. «Линдеры» стали последними британскими крей­серами, имевшими традиционную линейную компоновку энергетической установки. Носовые турбины работали на внешние валы, кормовые — на внутренние. Редукторы находились в изолированных отсеках. Рабочее давление пара равнялось 21 атм., температура — 315°С, что соответство­вало стандарту британского флота того времени. Все котлы имели фор­сированное дутье, а в носовом котельном отделении оборудовались па­роперегревателями для использования на экономическом режиме хода. Каждый турбоагрегат развивал мощность 18 000 л.с., что обеспечива­ло крейсерам максимальную скорость хода 32,5 уз., или 31 уз. при полной нагрузке. Как показал опыт эксплуатации, при отсутствии докования в течение шести месяцев скорость снижалась до 29 уз. из-за об­растания днища.

В целом силовые установки «линдеров» зарекомендовали себя весьма надежными и неприхотливыми в обслуживании.

Топливные цистерны вмещали 1785 т мазута и 19 т дизельного топ­лива (для шлюпок и дизель-генераторов). Запас котельной воды — 115т. Дальность плавания составляла 5730 миль 13-узловым ходом; на скорости 20 уз. крейсера могли пройти 5100 миль, на 30 уз. —1910. Име­ются данные по расходу топлива на «Акилезе», согласно которым на 12-узловом ходу он сжигал 3,6 т мазута в час, на 20-узловом — 7 т/ч, на 30-узловом — 26 т/ч. Исходя из этого, приводимая в некоторых справочниках дальность плавания крейсеров серии в 10 300 миль 12-узловым ходом представляется сильно завышенной.

 

Вспомогательное оборудование

 

Электроэнергию вырабатывали два турбогенератора мощностью по 300 кВт, располагавшиеся по одному в каждом машинном отделении. В качестве аварийных и для питания на стоянках использовались два ди­зель-генератора (о мощности не сообщается).

Прожекторное оборудование крейсеров включало в себя три боевых 36-дюймовых (91-см) и три сигнальных 18-дюймовых (45-см) прожекто­ра. Боевые стояли по бокам от дымовой трубы и на возвышенной пло­щадке позади грот-мачты; сигнальные — на сигнальном мостике носо­вой надстройки (одним уровнем ниже ходового мостика) и над запасным рулевым постом на кормовой надстройке.

Для защиты от якорных мин крейсера оснаща­лись параван-охранителями «Виккерс» Mk.IV — контактными тралами, предназначенными для отвода затраленных мин на безопасное от борта корабля расстояние и их подселения. В походном положении они крепились у основания башенно-подобной надстройки. Уже во время войны была смонтирована система размагничивания, обмот­ки которой прокладывались вдоль бортов на уров­не палубы.

Шлюпочное вооружение крейсеров в 1938 г. состояло из двух 27-футовых (8,22 м) вельбо­тов, подвешенных на шлюпбалках на полубаке между местами расположения зенитных орудий; двух 32-футовых (9,75 м) рабочих катеров, нахо­дившихся на рострах на уровне площадки ката­пульты; 30-футового (9,14 м) моторного катера, стоявшего ниже по правому борту; 35-футового (10,67 м) моторного катера, располагавшегося на кормовой надстройке по правому борту, и 36-футового (11,98 м) моторного баркаса — там же, по левому борту. Шлюпочные выстрелы кре­пились на носовом шельтердеке и использова­лись также для постановки параванов. Во время войны количество, тип и расположение шлюпок неоднократно менялись, к ним добавились мно­гочисленные спасательные плотики Карлея.

 

Экипаж

 

По довоенным штатам экипаж крейсеров типа «Линдер» состоял из 570 человек. Старшие офицеры размещались в одноместных, млад­шие— двухместных каютах, сосредоточенных, по традиции, на корме, матросы — в разбросанных по всему кораблю кубриках, причем спать им приходилось, как и сто лет назад, в гамаках. По отзывам моряков, бытовые условия не сильно отличались от старых кораблей типа «С», но вентиляция и обогрев внутренних помещений были улучшены. Име­лись душевые, прачечные и сушилки для одежды. В годы войны, по ме­ре усиления зенитного вооружения численность команды неуклонно рос­ла, превысив штат на 30 — 40%. Например, на «Нептуне» в день его гибели находилось 47 офицеров и 720 матросов.

 

Предвоенные модернизации

 

Для устранения сильной заливаемости верхней палубы, выявлен­ной в ходе испытаний первых кораблей, в 1934 — 1936 гг. поменяли мес­тами расположение шлюпок, находящихся на полубаке, и носовой пары зенитных орудий, а остальные подняли с верхней палубы на уровень па­лубы полубака. Также были наварены дополнительные листы обшивки, создающие видимость продолжения полубака до задней кромки трубы.

Когда на вооружение поступили более совершенные 102-мм универ­сальные орудия Mk.XVI в спаренных установках Mk.XIX, было решено за­менить ими предшествующие артсистемы на большинстве крейсеров Ко­ролевского флота. Четыре «линдера» получили новые орудия во время профилактических ремонтов между 1936 и 1938 гг., только «Акилез» со­хранил первоначальное вооружение до начала войны.

Два корабля — «Акилез» (31 марта 1936 г.) и «Линдер» (30 апреля 1937 г.) — были переданы Королевскому Новозеландскому флоту, ими заменили старые крейсера «Дюнедин» и «Диомед». При этом их оснас­тили гидросамолетами Супермарин «Уолрус», более подходящими для службы на просторах Тихого океана. Это потребовало установки более тяжелых 53-футовых катапульт. Одновременно на «Линдере» само­летный кран перенесли в диаметральную плоскость, а также оборудо­вали первоначально отсутствовавший кормовой рулевой пост.

 

Улучшенный проект

 

В результате подписания Лондонского морского договора Великобри­тания получила возможность к концу 1936 г. ввести в строй новые крей­сера суммарным водоизмещением не более 91 тыс.т. На заседании Совета Адмиралтейства 14 января 1932 г. было решено израсходовать отведенный лимит на постройку девяти кораблей типа «Линдер» (в сум­ме 63 000 т) и пяти типа «Аретьюза» (27 000 т). В соответствии с этим по программе 1931 г. было заказано два 7000-тонных крейсера: «Эйджекс» и «Эмфайон». Однако к моменту закладки последнего в проект внесли значительные изменения.

По предложению главного механика флота вице-адмирала Реджиналда Скелтона на новых кораблях было внедрено эшелонное расположе­ние силовой установки. Чередование машинных и котельных отделений позволяло избавиться от опасности одновременного выхода из строя всех машин или всех котлов при затоплении смежных отсеков, что автомати­чески лишало корабль хода. Такая компоновка укоренилась в большин­стве зарубежных флотов, но британский оказался в числе отстающих. Ее применили на крейсерах типа «Аретьюза», и в начале 1932 г. Контролер

Адмиралтейства распорядился переработать соответствующим обра­зом проект «Линдера».

Эскизный проект был готов в июле того же года. При сохранении ос­новных параметров (вооружения, бронирования, скорости и дальности плавания) водоизмещение составило 7250 т. Главные отличия каса­лись состава и размещения силовой установки. Число, тип и мощность ТЗА не изменились, однако вместо шести котлов осталось всего четы­ре повышенной паропроизводительности. Они располагались в двух котельных отделениях, что повлекло за собой изменение силуэта — но­вые корабли стали двухтрубными. В носовом КО котлы стояли побортно, а в кормовом — тандемом, чтобы освободить пространство под ко­ридоры внешних гребных валов. Каждая группа котлов работала на свои турбины. По сравнению с «Линдером», энергетическая установка ста­ла на 110 т легче, а благодаря усовершенствованной конструкции крей­серских турбин улучшилась экономичность, что вкупе с увеличенным за­пасом топлива обеспечило заметный прирост дальности плавания.

Общая длина машинно-котельных отделений возросла на 2,7 м и достигла 57,3 м. Как следствие, выросли длина корпуса между пер­пендикулярами и наибольшая длина (на 2,36 м). Одновременно с 25,6 до 43 м увеличилась протяженность верхней части броневого пояса (между верхней и главной палубами), поэтому для сохранения остойчивости потребовалось довести ширину корпуса до 17,27 м. В остальном же защита сохранилась на прежнем уровне, однако вес брони возрос до 906 т, что составило 12,5% от стандартного водоизмещения.

Главным минусом новой компоновки стали худшие условия обитае­мости, поскольку силовая установка занимала больше пространства. Экипаж же по первоначальным подсчетам должен был возрасти до 650 человек, тогда как кубрики вмещали не более шестисот. «Не ясно, как раз­решилась проблема, — пишет известный историк кораблестроения Д.Браун, — но при вступлении в строй команда номинально состояла из 570 человек». Можно лишь представить, что творилось на единственном уцелевшем представителе серии к концу войны, когда его экипаж превы­сил 900 человек!

Состав вооружения «Улучшенного «Линдера» остался прежним, толь­ко изменилось расположение зенитных орудий. С полубака, где они страдали от брызг и воды, их перенесли на ставший более протяженным кормовой шельтердек. При этом погреба боезапаса находились на преж­нем месте, поэтому от среза полубака к орудиям пришлось проложить рельсовый путь, по которому перемещались тележки со снарядами. Тор­педные аппараты также сместили в корму и установили между зенитка­ми палубой ниже. Катапульта разместилась между трубами. Проект пре­дусматривал установку второго директора главного калибра на корме, а также увеличение числа счетверенных зенитных пулеметов до четырех, но в окончательном варианте от всего этого отказались.

Головной крейсер нового проекта — «Эмфайон» — был перезака­зан по программе 1932 г. вместе с двумя однотипными кораблями, по­лучившими названия «Фаэтон» и «Аполло». В конце 1932 г. Контролер флота высказал предложение об установке на один из двух последних кораблей трехорудийных башен, разработка которых близилась к завер­шению. Планировалось разместить их на позиции «В» и «X», а башни «А» и «Y» оставить прежними. Ценой за усиление вооружения стали бы возросшее до 7550 т водоизмещение и упавшая на 0,7 уз. скорость. В конечном итоге от перевооружения отказались, поскольку увеличе­ние водоизмещения отразилось бы на количестве крейсеров в рамках договорных лимитов, а наличие на одном корабле башен разной конструкции создавало трудности в управлении стрельбой. Впоследствии было представлено еще три варианта эскизных проектов с различной комбинацией из двух- и трехорудийных башен при сохранении общих размерений и состава энергетической установки, однако они остались нереализованными, поскольку по программе 1933 г. началось строитель­ство крейсеров типа «Таун» с 12 152-мм орудиями.

В процессе постройки «Фаэтон» был передан Королевскому Австра­лийскому флоту и переименован в «Сидней». В отличие от систершипов, он строился на частном предприятии и был укомплектован первым, благодаря чему корабли проекта «Улучшенный «Линдер» зачастую на­зывают типом «Сидней». В июле 1935 г. крейсер вышел на испытания. На предварительных пробах он показал 32,137 уз. при водоизмещении 8138 т, а затем на мерной миле у мыса Сент-Эббс развил 33,05 уз. при водоизмещении 7105 т и мощности машин 72 340 л.с. Как и у «линдеров», стандартное водоизмещение всех трех кораблей улучшенного про­екта оказалось меньше проектного («Эмфайон» — 7040 т, «Аполло» — 7003 т, «Сидней» — 7198 т).

После кратковременной службы в составе Королевского флота «Апол­ло» и «Эмфайон» также были переданы Австралии (28 сентября 1938 г. и 29 июля 1939 г. соответственно) и переименованы в «Хобарт» и «Перт». В качестве компенсации доминион передал метрополии гидроавианосец «Альбатрос», а его команду перевели на «Хобарт». «Перт» же укомплек­товали экипажем со списанного крейсера «Аделаида». Непосредствен­но перед передачей крейсера прошли ремонт, в ходе которого одинар­ные 102-мм зенитки были заменены спаренными установками Mk.XIX, a между ними смонтированы легкие броневые щиты для защиты прислу­ги. Поскольку австралийский флот нуждался в бортовых разведчиках боль­шого радиуса действия, 46-футовую катапульту на «Хобарте» заменили на 53-футовую, пригодную для запуска летающих лодок Супермарин «Сигалл V» (модификация «Уолруса»). Ремонт «Перта» проходил в боль­шой спешке, поэтому аналогичные работы на нем не были проведены, и он остался без катапульты (ее установили только в апреле 1940 г.). «Сид­ней» оснастили тяжелой катапультой при вступлении в строй, однако до конца карьеры он оставался с четырьмя 102-мм зенитками. На кормовой надстройке крейсеров монтировалось по четыре 3-фунтовых (47-мм) салютных пушки системы Гочкиса.

 

Модернизации военного времени

 

Военные модернизации крейсеров были связаны главным образом с усилением зенитного вооружения и установкой радиолокаторов. В 1940 — 1941 гг. мачты-однодревки на большинстве кораблей замени­ли треногами. В состав радиолокационного оборудования вошли РЛС об­наружения воздушных целей типов 279, 281, 281 В; обнаружения надвод­ных целей типов 271, 272, 273, 276, 277, 293, SG (последний — американского производства), управления огнем типов 283, 284, FC (для глав­ного калибра), 285 (для зенитных орудий), 282 (для зенитных автоматов). К концу войны полное водоизмещение крейсеров типа «Линдер» состав­ляло от 9460 до 9740 т; водоизмещение «Хобарта» в марте 1945 г. рав­нялось 8040/9908 т. Соответственно, снизилась скорость: в частности, у «Хобарта» она не превышала 31,5 уз., у «Акилеза» — 30,75 уз.

Ниже приводится детальное описание работ для каждого корабля.

«Линдер». В июне 1941 г., во время нахождения в Александрии, бы­ла демонтирована катапульта, на ее место установили четырехствольный 40-мм автомат «пом-пом» Mk.VII, снятый с поврежденного крейсе­ра «Ливерпуль». В конце года, уже в Новой Зеландии на свое место вер­нули катапульту и усилили зенитное вооружение пятью 20-мм автома­тами «Эрликон».

В середине 1942 г. директор главного калибра оборудовали радаром управления огнем канадского производства (тип неизвестен), на фок-мач­те установили РЛС типа 291, а между мостиком и трубой на высоком пи­лоне смонтировали коротковолновой радиопеленгатор HF/DF американ­ского типа. В начале 1943 г. катапульту и авиационное оборудование окон­чательно демонтировали, добавили четыре «эрликона», в средней час­ти корабля установили радар типа 273.

13 июля 1943 г. «Линдер» был тяжело поврежден японской 610-мм тор­педой и до конца войны находился в ремонте. К его окончанию вооруже­ние корабля состояло из шести 152-мм орудий (снята башня «X»), четы­рех спаренных 102-мм зениток, двух счетверенных 40-мм автоматов «Бофорс», трех спаренных и четырех одинарных «эрликонов». Вместо прежнего зенитного директора на нижнем ярусе носовой надстройки было установлено два новых, с радарами управления огнем типа 285.

Уже после войны, в конце 1946 г., счетверенные «бофорсы» были за­менены спаренными 40-мм установками Mk.V с радиолокационным на­ведением, а также демонтированы все одинарные и один спаренный «эрликоны», вместо которых установлено еще три «бофорса» Mk.lll.

«Акилез». В 1942 г. были сняты одинарные 102-мм зенитки, однако на замену им временно поставлено лишь несколько 20-мм «эрликонов» (точное количество не известно). Основные изменения в составе воору­жения произведены в ходе продолжительного ремонта в 1943 —1944 гг.: установлены спаренные 102-мм установки Mk.XIX, четыре четырехствольных «пом-пома», пять спаренных и шесть одинарных 20-мм авто­матов; вместо одного зенитного директора установлено два побортно. Для компенсации нагрузки демонтированы катапульта и поврежденная башня главного калибра «X». Установлены радары типов 293, 281В, 277, 285 (два), 282 (четыре) и оборудование для наведения истребителей.

«Нептун». Весной 1941 г,, во время ремонта в Чатеме, установлено три дополнительных 12,7-мм счетверенных пулемета, три одинарных 40-мм «пом-пома» и радары типов 281, 284 и 285. Дальнейших модер­низаций корабль не проходил.

«Орайон». В начале августа 1941 г. де­монтирована катапульта. В начале 1942 г. сняты все 12,7-мм пулеметы, установлены два четырехствольных «пом-пома», семь 20-мм «эрликонов», радары типов 279, 284 и 285. В апреле того же года к ним добавлен радар типа 273. До конца войны крейсер плавал с данным составом вооружения.

«Эйджекс». В декабре 1939 — июле 1940 г., во время ремонта повреждений, по­лученных в бою у Ла-Платы, 46-футовая катапульта заменена 53-футовой; установ­лена РЛС обнаружения воздушных целей ти­па 279. В мае 1941 г. катапульта демонтиро­вана, вместо нее поставили счетверенный 40-м м «пом-пом».

В начале 1942 г. установлено шесть оди­нарных 20-мм автоматов «Эрликон», а летом того же года «эрликонами» заменены счет­веренные 12,7-мм пулеметы. Тогда же вмес­то одного четырехствольного «пом-пома» смонтировали два побортно. Снят зенитный директор с мостика, вместо него на нижнем ярусе носовой надстройки установлены два новых. Директор главного калибра обору­дован радаром типа 284, дополнительно смонтирована РЛС обнаружения надводных целей типа 272.

Во время ремонта в Нью-Йорке летом 1943 г. «пом-помы» заменены счетверенны­ми «бофорсами»; четыре одинарных «эрликона» заменены таким же числом спа­ренных установок Mk.V с силовым приво­дом (общее количество 20-мм автоматов достигло 13).

«Сидней». Вплоть до своей гибели крей­сер не проходил никаких серьезных модер­низаций. Возможно, летом 1941 г. появилось несколько 20-мм автоматов, но точных све­дений об этом не имеется.

«Хобарт». В октябре 1942 г. с крейсера де­монтирована катапульта; установлены два четырехствольных «пом-пома», одиннадцать одинарных «эрликонов», радары типов 279, 272, 282, 283, 284 и 285.

Во время продолжительного ремонта боевых повреждений (август 1943 — январь 1945 г.) девять одинарных «эрликонов» сняли (а оставшиеся два переставили на новое место) и заменили на три спа­ренных 40-мм установки «Хаземайер/Бофорс» Mk.IV (пара на носовой надстройке и один на юте), пять 40-мм «бофорсов» в одинарных уста­новках Mk.HI (по два на носовой и кормовой надстройках, один на кры­ше башни «X») и два спаренных "эрликона". В общей сложности легкое зенитное вооружение состояло из восьми 40-мм/40, одиннадцати 40-ММ/56 и четырех 20-мм/65 автоматов. Передние 102-мм спарки пе­ренесены с кормовой надстройки на срез полубака. Вместо прежнего зенитного директора установлено два новых на нижнем ярусе носовой надстройки. Радары типов 279, 272 и 284 сняты, установлены новые ти­пов 281 В, 276, 277 и американские SG-1 и FC-1. Для сохранения остой­чивости в мае 1943 г. в трюм уложили 175 т балласта, из которых поз­же было оставлено всего 75 т.

После войны, в июне 1946 г., с крейсера сняли башню «X», смонти­ровав на ее месте два счетверенных 40-мм «бофорса». Между 1953 и 1956 гг. «Хобарт» прошел переоборудова­ние в учебный корабль.

«Перт». В апреле 1940 г. во время ремон­та в Сиднее установлена 53-футовая ката­пульта, которую в феврале 1941 г. в Алек­сандрии сняли, смонтировав на ее месте четырехствольный 40-мм «пом-пом» с по­врежденного крейсера «Ливерпуль». Тогда же, или чуть позже на топе грот мачты появилась антенна РЛС типа 286.

19 июля 1941 г., перед возвращением корабля в Австралию, «пом-пом» демонти­ровали, а вместо него переставили 53-фу­товую катапульту с «Эйджекса». Тогда же установили четыре 20-мм «эрликона» (два на башнях «В» и «X», еще двумя заменили зенитные пулеметы на носовой надстройке, тогда как кормовой пулемет сохранился).