Общая оценка проекта

 

В истории британского, да и мирового, кораблестроения межвоенно­го периода корабли типа «Линдер», безусловно, занимают особое мес­то. Именно с них берет начало новое поколение легких крейсеров, при­шедшее на смену дорогим и несбалансированным «вашингтонским» крейсерам. Главными факторами, отличавшими «Линдер» от предшест­венников, спроектированных и заложенных еще в годы Первой мировой войны, и выводившими его на качественно иной уровень, были башен­ная артиллерия главного калибра, современная архитектура (протяжен­ный полубак, обтекаемые надстройки) и изначально предусмотренное в проекте авиационное вооружение.

Проект «Линдера» соответствовал традиции британской кораблестрои­тельной школы: основной упор в нем делался не на мощь вооружения или достижение высокой скорости хода, а на повышение мореходности и дальности плавания. Одной из важнейших задач, стоявших перед конструк­торами, было обеспечение эффективного использования артиллерии на волнении, и в целом они с ней справились. В полной мере отвечали «линдеры» и другому требованию британского Адмиралтейства: «два малых крейсера должны иметь достаточно сил, чтобы вступить в бой с лю­бым более крупным кораблем этого класса», что подтвердилось в сраже­нии при Ла-Плате.

Разумеется, проект не был лишен недостатков. Прежде всего, «лин­деры» получились не столь универсальными, как того ожидалось. Для эскадренной службы они оказались слишком крупными (что потребова­ло создания специального типа «Аретьюза»), для действий в океане не обладали достаточной дальностью плавания. К этому можно добавить небольшую толщину броневого пояса, прикрывавшего к тому же толь­ко машинно-котельные отделения; отсутствие второго комплекта прибо­ров управления огнем и малоэффективные средства ПВО ближнего действия. Опыт войны показал, что им не хватает запаса водоизмеще­ния для усиления зенитного вооружения и установки нового оборудова­ния. Отчасти это было обусловлено нежеланием Адмиралтейства пой­ти на дальнейшее увеличение водоизмещения легких крейсеров.

Если мы попытаемся сравнить «Линдер» с зарубежными аналога­ми, то обнаружим, что таковых на удивление немного. Французские крейсера типа «Дюгэ-Труэн» или итальянские «Кондоттьери» ранних серий при равенстве в артиллерии главного калибра существенно уступали в бронировании, средствах ПВО, дальности плавания и мо­реходности, хотя «на бумаге» имели превосходство в скорости (непрос­то реализуемое на практике, как показал печальный пример «Коллеони»). Немецкие легкие крейсера, начиная с типа «К» и заканчивая «Нюрнбергом», были хуже защищены, имели менее эффективную зе­нитную артиллерию дальнего боя и меньшую дальность плавания. Что же касается формального преимущества в одно орудие, то оно от­части нивелировалось менее рациональным расположением артилле­рии и отвратительными мореходными качествами, затруднявшими ее использование при маломальском волнении. Можно констатировать, что британский проект оказался наиболее сбалансированным, однако этап строительства восьмиорудийных легких крейсеров быстро прошел. Линию развития класса продолжили корабли, вооруженные 9 — 12 орудиями главного калибра и имевшие при этом заметно улучшенное бронирование.