Служба

 

После докования с очисткой и окраской подводной части в плавдоке Новороссий­ского морского порта в мае 1991 г. «Адми­рал Кузнецов» базировался на внешнем рейде Севастополя и временно входил в состав 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ. В 1992 г. планировался выход корабля на боевую службу в Средиземное море, совмещенную с переходом к месту посто­янного базирования на СФ, поэтому 1991 г. был посвящен отработке кораблем курсо­вых задач и обеспечению проведения про­грамм госиспытаний самолетов Су-27К, МиГ-29К и вертолета Ка-31. Последние на­чались в марте 1991 г. и на первых порах проходили в Крымском филиале НИИ ВВС, на аэродромах в Кировском и Ново-Федоровке. К лету там сосредоточили все имевшиеся палубные самолеты обоих ОКБ. Одновременно начали летать на па­лубных истребителях и летчики 100-го КИАП. Во время одного из них, 11 июля 1991 г., из-за отказа системы управления на вираже Су-27К (Т-10К-8) вошел в «пе­ревернутый штопор» и разбился (пилот Т.А.Апакидзе успел катапультироваться).

В августе в рамках выполнения пунктов программы головной МиГ-29К (пилот — Р.П.Таскаев) несколько раз взлетал на «Нитке» с постепенным наращиванием взлетной массы — с тремя подвесными топливными баками и четырьмя ракетами класса «воздух — воздух» (взлетная масса самолета составляла 22 т). В сентябре ис­пытания летательных аппаратов продол­жили на борту «Кузнецова». Обычно это происходило на полигоне ЧФ в Феодосий­ском заливе, куда корабль приходил из Севастополя и маневрировал, обеспечи­вая проведение госиспытаний. Самолеты прилетали с береговых аэродромов и, вы­полнив положенные взлетно-посадочные операции, улетали обратно. Число самоле­тов постепенно увеличивалось, в том чис­ле за счет машин установочной серии Су-27К, Су-25УТГ и МиГ-29К. В испытаниях принял участие второй опытный МиГ-29К (бортовой № 312) уже в морской окраске, с полным комплектом БРЭО и с принципи­ально новой компоновкой кабины, которая предлагалась в серию. Иногда на техниче­ских позициях ТАКР одновременно стояли пять машин со сложенными крыльями, не считая вертолетов. На корабле работали бригады конструкторских бюро Сухого, Микояна, Камова, проверявшие пункты программ испытаний по взлетно-посадоч­ным характеристикам своих машин. Отра­батывались взлеты истребителей с макси­мально допустимыми массами для каждой из трех стартовых позиций при различных вариантах полезной нагрузки. Отмечались сложности при оценке опытных образцов пилотажно-навигационных комплексов (ПНК) самолетов, особенно при взаимо­действии их с кораблем. Для вертолета Ка-31 главной проблемой оказалась до­водка его бортового радиолокационного комплекса «Око».

Хотя 20 сентября 1991 г. В.Г.Пугачев вы­полнил на Су-27К (Т-10К-4) первую авто­матическую посадку на аэрофинишеры блока БС-2 комплекса «Нитка», добиться этого же на корабле никак не удавалось из-за сложности обеспечения со стороны корабельных систем режима автоматизи­рованного захода на посадку (истребитель должен был планировать до выхода на корму в автоматическом режиме).

К концу сентября к отработке взлетно-посадочных операций на корабле присту­пили строевые летчики 100-го полка — первым 26 сентября посадку Су-27К на па­лубу совершил их командир полковник Т.А.Апакидзе. К декабрю в рамках програм­мы госиспытаний было выполнено 80 по­летов, но, несмотря на высокий темп испы­таний, завершить весь их объем в текущем году не успели. К тому же после 13-го поле­та уже на палубе «Адмирала Кузнецова» потерпел аварию головной самолет МиГ-29К (В.Н.Кондауров) — пилот после по­садки по ошибке убрал шасси при работав­ших двигателях. И хотя машину вскоре вос­становили, испытания «мигов» прекратили.

К концу ноября 1991 г. процесс распада СССР приобрел необратимый характер (на 1 декабря были назначены выборы прези­дента Украины и референдум в поддержку акта о государственной независимости этой республики, принятого Верховной Ра­дой 24 августа 1991 г.: Верховный Совет России принял аналогичный акт раньше — 23 августа), госиспытания самолетов пре­кратили и дальнейшее пребывание «Куз­нецова» в Черном море теряло смысл. Ве­роятно, стремясь оградить себя от всех возможных неожиданностей, связанных с перспективой раздела флота, главком ВМФ адмирал В.Н.Чернавин и принял ре­шение о срочном переводе корабля на Се­вер, к месту постоянного базирования. За­ранее определялась конкретная дата про­хождения Гибралтарского пролива — 5 де­кабря 1991 г. В штабе ЧФ предлагали от­править на СФ вместе с «Кузнецовым» так­же большие противолодочные корабли пр.1134Б, как наиболее современные, но по ряду причин это предложение не было принято.

Обеспечение перехода возлагалось на первого заместителя командующего СФ вице-адмирала Ю.Г.Устименко, срочно прилетевшего в Севастополь. На борту «Кузнецова» также находился председа­тель Постоянной комиссии государствен­ной приемки кораблей ВМФ вице-адмирал А.М.Устьянцев, поддерживавший связь с главкомом. Для обеспечения безопасного прохода «Кузнецовым» турецких проливов командующий ЧФ вице-адмирал И.В.Каса­тонов заранее выслал к Босфору спаса­тельный буксир «Шахтер».

И хотя о дате ухода корабля было изве­стно заранее, не обошлось без спешки. Ве­чером 1 декабря Ю.Г.Устименко прибыл ка­тером на борт стоявшего на внешнем рей­де крейсера и приказал командиру срочно сниматься с якоря, несмотря на неком­плект личного состава, главным образом, офицеров и мичманов, оставшихся на бе­регу. На борту находились представители гарантийной команды от промышленности (включая 12 человек от ЧСЗ), а также 15 летчиков и 40 техников 100-го КИАП, пере­ходивших на Север. В 23.40 «Кузнецов» дал ход и в охранении БПК «Скорый» и СКР «Безукоризненный» вышел в море. На рассвете корабли были перед входом в Босфор, где их ожидал СБ «Шахтер». Су­ществует версия, что военный атташе США в Анкаре получил директиву воспрепятст­вовать проходу «Кузнецовым» турецких проливов хотя бы на сутки, но не успел (за­то в 2001 г. это получилось в отношении его близнеца, проданного Китаю недостроен­ного «Варяга», целый год ждавшего в Чер­ном море разрешения местных властей).

В сопровождении «Шахтера» ТАКР про­шел турецкие проливы, где несколько мат­росов хотели бежать, сбросив с кормы крейсера спасательный плотик и пытаясь достичь на нем турецкого берега, но были подняты на буксир и возвращены на ко­рабль. В сопровождении турецких, а затем греческих, итальянских, французских и ис­панских кораблей, сменявших друг друга, а также авиации стран НАТО, «Адмирал Кузнецов» направился к Гибралтару.

Кроме кораблей непосредственного ох­ранения, обеспечение перехода авианосца до границы зоны ответственности ЧФ — меридиан 08°58' западной долготы — воз­лагалось на находившуюся в Средиземном море 5-ю оперативную эскадру (ПКР «Москва», БПК «Сдержанный», танкеры «Иван Бубнов» и «Борис Чиликин», под­водные лодки СФ и плавмастерская ПМ-9). В прикрытии ТАКР участвовал и ЭМ «Без­боязненный», осуществлявший межфлот­ский переход с Балтики на ТОФ (корабли разошлись ночью 5 декабря в западной части Тунисского пролива на дистанции 20 миль).

Уже в Эгейском море на ТАКР была от­мечена вибрация третьей (ближняя спра­ва от ДП) машины. Позже выяснилась при­чина — сорванная штормом и намотавша­яся на гребной винт рыболовная сеть. Движению это особо не мешало, поэтому так и шли до самого Гибралтара, где во время двухдневной стоянки и приема топлива в точке № 3 с танкера «Иван Бубнов» корабельные водолазы ножами срезали сеть, освободив винт. Заодно они обнару­жили исчезновение наваренной на его ло­пасть во время докования в Новороссий­ске вставки размером 200x250 мм (по­следствия повреждения в Днепро-Бугском канале).

За Гибралтаром в охранение «Адмира­ла Кузнецова» вступили СКР «Бдитель­ный» (БФ) и «Задорный» (СФ).

Там же корабли разошлись с американ­ской авианосной ударной группой во главе с новейшим атомным авианосцем «Джордж Вашингтон», следовавшей из Норфолка в Средиземное море. Американцы приступи­ли к облетам нашего ТАКР, фотосъемке и замерам его физических полей. «Кузне­цов» в ответ передал сигнал «Провожу уче­ния», увеличил ход до 24 уз. и поднял в воз­дух оба спасательных вертолета Ка-27ПС (самолетов на борту во время перехода не было). А СКР «Задорный» попутно поднял с воды один из сброшенных американски­ми вертолетами радиогидроакустических буев. В районе 64-й параллели «Бдитель­ного» сменил ЭМ «Безудержный» (СФ).

Корабль шел постоянным 12 — 14-уз. ходом, не считая кратковременного увели­чения скорости за Гибралтаром. Замеча­ний к работе котлов и турбин при переходе не было. После ухода американцев отряд советских кораблей сопровождали снача­ла британский, а затем норвежский фрега­ты; от мыса Нордкап и до самого входа в Кольский залив за отрядом следил нор­вежский разведывательный корабль «Марьятта».

21 декабря «Адмирал Кузнецов» прибыл на Северный флот и был включен в состав 43-й (Атлантической) дивизии ракетных крейсеров с базированием в п. Видяево. Здесь уже находился специально изготов­ленный на ЧСЗ понтон-проставка — слож­ное инженерное сооружение с комплексом необходимых для обеспечения стоянки ко­рабля в условиях Севера механизмов и систем (специальные швартовые устрой­ства, электрооборудование для подачи пи­тания на корабль, жилые помещения для обслуживающего персонала и т.п.). Прав­да, из-за общей неразвитости береговой инфраструктуры не удавалось обеспечить корабль в полном объеме паром и элект­роэнергией (повторялись проблемы, изве­стные еще на «Киеве», — на «Кузнецове» в условиях стоянки постоянно приходи­лось держать в действии одну машинно-котельную установку для обеспечения ра­боты турбогенераторов либо использовать дизель-генераторы).

27 марта 1992 г. корабль принял новый командир, контр-адмирал И.Ф.Санько.

Приказом командующего СФ от 1 апреля 1992 г. ТАКР (в ВМФ России — ТАВКР) «Адмирал Кузнецов» был включен в число кораблей первой линии.

С осени 1992 г. были продолжены госис­пытания Су-25УТГ и Су-27К. В течение трех лет «Кузнецов» по три-четыре меся­ца проводил в море по программам про­должавшихся ЛКИ и освоения авиацион­ного комплекса. Несмотря на политичес­кие и экономические проблемы, последо­вавшие за распадом бывшего СССР и зна­чительно осложнившие освоение флотом нового корабля, в его авиагруппу с 1993 г. начали поступать серийные Су-27К. Для подготовки палубных летчиков продолжи­лось использование (на правах аренды у Украины) комплекса «Нитка». Одновре­менно на борту работали гарантийные специалисты — одной из проблем была вибрация третьей машины, в частности, сказались и последствия захвата винтом рыбацких сетей. В итоге в одном из выхо­дов в море вышла из строя главная турби­на. Потребовался сложный восстанови­тельный ремонт.

С 8 апреля 1993 г. на корабле продолжи­лись испытания самолетов Сухого, пре­кращенные 21 октября из-за неудовлетво­рительного технического состояния крей­сера (требовался ремонт ГЭУ и авиационно-технических средств), а также ухудше­ния метеоусловий. Наиболее серьезным недостатком было рассогласование свето­вых зон ОСП «Луна-3» и телесистемы на­блюдения и контроля посадки «Отводок-Раскрепощение» с бортовой аппаратурой радиотехнической системы навигации и посадки. Для устранения этой проблемы требовалось осуществить облеты крейсе­ра специально оборудованными самолета­ми, что и было выполнено в начале 1994 г. Закончились ЛКИ участием «Кузнецова» (впервые) в учениях СФ, в ходе которых пара палубных истребителей осуществи­ла перехват и уничтожение радиоуправля­емого самолета-мишени Ла-17. ТАВКР за­нял 1-е место на СФ за успешную стрель­бу по морской цели главным ракетным комплексом.

30 декабря 1994 г. был подписан акт о завершении госиспытаний Су-27К. Указом Президента РФ от 31 августа 1998 г. па­лубный истребитель приняли на вооруже­ние ВМФ России под обозначением Су-33. Одновременно завершилась подготовка лидерной группы пилотов в составе 10 че­ловек. В то же время отработать группо­вое применение корабельных истребите­лей, а также их взаимодействие с противо­лодочной авиацией корабельного базиро­вания, не удалось из-за неготовности ряда систем корабля.

Зимой 1994/95 г. на ТАВКР провели ре­монт главных котлов с заменой трубок. 20 апреля 1995 г. командование крейсе­ром принял контр-адмирал А.В.Челпанов. Корабль продолжал подготовку к боевой службе. «Адмирал Кузнецов» вновь занял 1-е место на СФ за успешную стрельбу по морской цели главным ракетным комплек­сом. Но во время очередного выхода в мо­ре ТАВКР попал в шторм, засолив трубки главных котлов и потеряв ход. Крейсер нуждался в серьезном заводском ремонте, но его ожидал поход в Средиземное море, где натовские авианосцы бомбили города бывшей теперь Югославии. В год 300-ле­тия Российского флота «Кузнецову» над­лежало во главе АМГ демонстрировать в этом неспокойном районе свой флаг.

23 декабря 1995 г. «Адмирал Кузнецов» (бортовой № 063) впервые вышел на БС в Средиземное море. В возглавляемую им АМГ под командованием контр-адмирала В.Г.Доброскоченко (старший на борту — первый заместитель главкома ВМФ РФ ад­мирал И.В.Касатонов) входили ЭМ «Бесст­рашный», многоцелевая АПЛ «Волк», тан­кер «Днестр» и буксир СБ-406 Северного флота, СКР «Пылкий» и танкер «Олекма» Балтийского флота, а также буксир «Шах­тер» и танкер «Иван Бубнов» из состава Черноморского флота. Авиагруппа ТАВКР включала 13 самолетов Су-33, 2 — Су-25УТГ и 11 вертолетов Ка-27, Ка-27ПС и Ка-29 из состава 57-й СКАД (командир — генерал-майор Т.А.Апакидзе).

Поход начался в сложных метеоуслови­ях. Уже на выходе из Кольского залива ко­рабли попали в семибалльный шторм, а у мыса Нордкап вышли из строя два глав­ных котла с потерей мощности ГЭУ. Пер­вые восемь полетов состоялись только 29 декабря в районе западного побережья Великобритании, палубные Су-33 выпол­нили три учебных перехвата британских и голландских патрульных самолетов «Ори­он» и «Нимрод». Затем по погодным усло­виям (шторм на маршруте перехода) поле­ты прекратили. Спустя 10 суток, в ночь на 4 января 1996 г., АМГ прошла Гибралтар. Из-за проблем с котлами «Кузнецов» сле­довал малым ходом. Тем не менее 4 и 5 января полеты авиации были возобновле­ны. При этом Су-33 неоднократно осуще­ствляли перехваты самолетов базовой па­трульной авиации стран НАТО «Атлантик» и «Нимрод». 7 января «Кузнецов» стал на якорь у берегов Туниса, и до 17-го числа на нем устраняли неисправности. Там же впервые состоялись обмены визитами российских и американских моряков (авиа­носец «Америка»), при этом на палубу «Кузнецова» совершили посадку два вер­толета SH-60 «Си Хок». Некоторые рос­сийские летчики в ходе проведения совме­стных учений летали в качестве вторых пилотов на американских палубных само­летах и вертолетах (в том числе В.Г.Пуга­чев — на истребителе F-14 «Томкэт», Т.А.Апакидзе — на противолодочном S-3A «Викинг»). В свою очередь, российские вертолеты более 30 раз садились на ВПП кораблей 6-го флота ВМС США, а коман­дующий 6-м флотом адмирал Пиллинг с группой офицеров подробно ознакомился на борту «Кузнецова» с палубным истре­бителем Су-33.

С 19 по 23 января Су-33 выполнили 67 полетов. Вертолеты Ка-27 отрабатывали поиск ПЛ. 24 января корабль принимал за­пасы, стоя на якоре, а 26 января взял курс к берегам Сирии. На переходе два Су-33 осуществили перехват пары истребителей F-16 ВВС Израиля.

С 28 января по 2 февраля состоялся де­ловой заход в сирийский порт Тартус, а 3 февраля «Кузнецов» вновь вышел в мо­ре. К тому времени ситуация с котлами на авианосце еще больше осложнилась. В Средиземное море на БЗРК «Кавказ» срочно вышел начальник Главного штаба ВМФ вице-адмирал В.Е.Селиванов. 4 фев­раля у о.Крит он сменил адмирала И.В.Касатонова и поднял на ТАВКР свой флаг. Было проведено внеплановое учение по буксировке «Адмирала Кузнецова» спаса­тельным буксиром «Шахтер».

8 — 9 февраля корабли АМГ попали в пыльную бурю (!), а после пополнения за­пасов в точке 52 на границе территориаль­ных вод Ливии и Египта взяли курс на Мальту. Визит «Кузнецова» в Ла-Валетту продлился с 17 по 18 февраля, после чего из-за проблем с котлами и надвигавшегося шторма был прерван, и корабль снова вы­шел в открытое море.

2 марта впервые на Средиземном море прошло летно-тактическое учение (ЛТУ) в ближней и дальней зоне ПВО АМГ с отра­боткой истребителями задач по перехвату самолетов и атакующих крылатых ракет. От­сутствие на борту самолетов и вертолетов РЛД компенсировалось организацией полу­автономного патрулирования Су-33 по дан­ным выдвинутого на угрожаемое направле­ние корабля РЛД — ЭМ «Бесстрашный».

6 марта корабли соединения прошли Ги­бралтар и вышли в Атлантику. В британ­ской зоне ответственности ТАВКР был взят на сопровождение фрегатом «Шеф­филд», вертолет которого с разрешения российского адмирала садился и взлетал с палубы «Кузнецова».

На завершающем этапе похода, по про­хождении Фарерско-Исландского рубежа, наши корабли приняли участие в команд­но-штабных учениях СФ. 20 марта палуб­ные Су-33 успешно отражали ракетную ата­ку условного противника (четыре Ту-22М3), перехватив с участием корабля РЛД (ЭМ «Бесстрашный») бомбардировщики на 450-км удалении от центра охраняемого ордера. В ходе этих учений на одном из Су-33 (М.Ф.Савицкий) произошел частич­ный отказ одного двигателя. В условиях

отсутствия запасных аэродромов пилот сумел с первого захода посадить аварий­ную машину на палубу «Кузнецова» (поз­же за это он был удостоен звания Героя России). 22 марта 1996 г. ТАВКР ошварто­вался у своего причала в Видяеве.

Всего за время похода кораблем было пройдено более 14 156 миль, выполнено 524 полета самолетами и 996 вертолета­ми, фактически перехвачено 12 воздуш­ных целей, обнаружены две иностранные ПЛ, отработаны учебно-боевые задачи по двум своим ПЛ, успешно проведены ракетно-артиллерийские стрельбы, в том числе главным ударным комплексом. Осуществ­лявшая задачу дальнего противолодочно­го обеспечения крейсера АПЛ «Волк» (ка­питан 2 ранга С.Справцев) выполнила скрытное длительное слежение за не­сколькими натовскими субмаринами, включая одну американскую АПЛ типа «Лос-Анджелес». При этом первый выход «Кузнецова» на БС в Средиземное море, по воспоминаниям участников, проходил в очень сложных условиях и стоил личному составу большого напряжения сил. Глав­ным образом это касалось электромехани­ческой БЧ. Из-за низкой квалификации личного состава, а также конструктивных недостатков ряда систем, имели место от­казы техники. Например, броски напряже­ния в электросети приводили к частым вы­ходам из строя блоков ПНК ЛАК, систем госопознавания, блоков РЛС. Много наре­каний вызывала работа ОСП «Луна», тре­бовавшая постоянной настройки. Так, при ее отказе пилот Су-33 (бортовой № 86) был вынужден посадить свою машину на палубу «визуально». Частые несанкциони­рованные отключения (переключения) по­дачи электропитания вызывали необходи­мость повторного выставления инерциальной системы курсовертикали ЛАК, за­держивая тем самым плановые вылеты. Были отказы и в гидросистеме складыва­ния крыла Су-33 при подготовке к полету. Но самое неприятное — к концу боевой службы из восьми главных котлов в строю осталось два. Домой корабль возвращал­ся, следуя вокруг Британских островов ма­лым ходом, а самолеты летали с ограни­чениями по взлетной массе, без подвесно­го ракетного вооружения.

8 апреля 1996 г. крейсер поставили на СРЗ-35 («Севморпуть») для прохождения усиленного навигационного ремонта. С по­мощью ЧСЗ вновь отремонтировали глав­ные котлы с заменой трубок и установили два дополнительных испарителя типа П-4, сняв проблему дефицита котельной воды. После завершения ремонта, с июля 1998 г. ТАВКР обеспечивал боевую подготовку палубной авиации, в августе участвовал в учениях под флагом Верховного Главноко­мандующего ВС РФ.

С 26 марта по 2 апреля 1999 г. «Адми­рал Кузнецов» занимался боевой подго­товкой, пройдя за 193 ходовых часа 750 миль. В октябре 1999 г. крейсер обеспечи­вал в Баренцевом море ЛКИ нового двух­местного палубного учебно-боевого само­лета Су-27КУБ. Первые посадка и взлет с палубы состоялись 6 октября (В.Г.Пугачев и Р.Кондратьев), а 7 октября Пугачев вновь посадил Су-27КУБ на палубу, место второго пилота занимал командующий СФ адмирал В.А.Попов. 16 октября Т.А.Апакидзе впервые посадил Су-33 на палубу «Адмирала Кузнецова» в условиях поляр­ной ночи.

В общей сложности, за первые 10 лет службы корабль прошел 75 тыс. миль: в 1991 г. — 15650, в 1992г. — 5012, в 1993г. — 5095, в 1994г. — 5397 и в 1995г. — 5467.

По ряду причин, прежде всего воздейст­вия влажности и низких температур, не­брежности и низкой квалификации лично­го состава, к 1999 г. вышли из строя один из главных котлов, один ГТЗА и ряд сис­тем и механизмов корабля.

Осенью 2000 г. ТАВКР готовился выйти на БС в Средиземное море, но после ее от­мены, в связи с гибелью АПЛ «Курск», был поставлен в ремонт на СРЗ-35. 28 сентяб­ря 2000 г. в командование кораблем всту­пил капитан 1 ранга А.В.Турилин. В мае — июне 2003 г. «Адмирал Кузнецов» прошел докование на СРЗ-82 (Росляково), а в октя­бре направился в Баренцево море на ходо­вые испытания, во время которых произо­шел пожар в главном газоходе. В феврале 2004 г. корабль прямо от причала СРЗ-35, прервав ремонт, выходил в море для учас­тия в стратегической командно-штабной тренировке «Безопасность-2004» для обеспечения показательного выступления корабельной истребительной авиации СФ.

Завершив ремонт, пройдя испытания и отработав положенные курсовые задачи, «Адмирал Кузнецов» (командир — капи­тан 1 ранга А.П.Шевченко) 27 сентября 2004 г. во главе АМГ СФ под флагом заме­стителя командующего СФ вице-адмирала В.Г.Доброскоченко вышел на учения в се­веро-восточную Атлантику («Адмирал Куз­нецов», ТАРКР «Петр Великий», РКР «Маршал Устинов», ВПК «Североморск» и «Адмирал Левченко», ЭМ «Адмирал Уша­ков», танкер «Сергей Осипов», спасатель­ные буксиры «Алтай» и СБ-406). Одной из основных задач учений была отработка взаимодействия кораблей при отражении атак условного противника, а также выпол­нение корабельными летчиками полетов с палубы авианосца.

24 октября АМГ возвратилась в Кольский залив.