Несостоявшиеся авианосцы

 

В заключение — несколько слов о раз­витии проекта и нереализованных идеях. В 1983 г. было принято решение о строи­тельстве второго корабля пр. 11435, также получившего имя «Рига» (заводской но­мер С-106). В ТТЗ закладывалась возмож­ность усовершенствования проекта на случай появления новых образцов воору­жения и электронных средств. Постройка его началась сразу же после спуска на во­ду головного ТАКР: на стапель двумя 900-т кранами установили закладной блок (но­совое МКО) нового заказа с уже смонтиро­ванными и зачехленными двумя ГТЗА и четырьмя главными котлами. Корабль спу­стили на воду 25 ноября 1988 г., и уже во время достройки переименовали в «Ва­ряг» (19 июня 1990 г.).

Первоначально 106-й полностью повто­рял «пятерку», но уже в июне 1986 г. вы­шло постановление СМ СССР об измене­нии некоторых основных элементов крей­сера, в частности, радиоэлектронного во­оружения (пр.11436). Так, РЛК «Марс-Пас­сат» подлежал замене на более эффек­тивный новый «Форум» в составе РЛС «Подберезовик» с возможностью селек­ции воздушных целей, двух РЛС «Фрегат-МА» и системы обработки информации, целераспределения и целеуказания типа «Пойма». В отличие от РЛК «Марс-Пас­сат», «Форум» осуществлял обзор прост­ранства в горизонтальной плоскости за счет механического вращения антенн РЛС, а в вертикальной — за счет частотного ска­нирования луча. При этом АП «Подберезо­вика» размещался взамен АП РЛС «Фрегат-МА» на верхней части цилиндрическо­го каркаса «Резистора». В свою очередь, антенны РЛС «Фрегат-МА» установили в носовой и кормовой частях надстройки. Система радиоэлектронного противодей­ствия «Кантата-11435» заменялась на но­вый комплекс РЭБ ТК-146 «Созвездие-БР». Это все потребовало переделки около 150 помещений, главным образом — в надстройке. Также понадобилось откор­ректировать значительный объем конст­рукторской документации, что привело к задержке сроков достройки крейсера при­близительно на 9 месяцев. К тому же на

«Варяге», в отличие от головного корабля, уже предполагалось обеспечить базирова­ние самолета радиолокационного дозора и наведения Як-44РЛД (с возможностью взлета с дальней стартовой позиции), что также вызвало ряд переделок. Правда, до конца 1991 г. реально эти работы начаты не были из-за отсутствия данных по само­лету от ОКБ им. Яковлева.

«Варяг» строился для Тихоокеанского флота со сроком сдачи в 1993 г. До конца 1991-го достройка шла в соответствии с графиком, согласованным и утвержден­ным еще до упразднения бывшего Минсудпрома СССР. Для обеспечения базиро­вания ТАКР на ЧСЗ успели изготовить и отправить на Дальний Восток специаль­ный понтон-проставку, аналогичный тому, который ранее поставили в Видяево для «Адмирала Кузнецова». С учетом запла­нированной модернизации на надстройке срезали блоки помещений, ранее предназ­наченных для постов РЛК «Марс-Пассат», и установили фундаменты под АП «Фрегат-МА» РЛК «Форум».

Но вскоре экономический кризис в быв­ших республиках Союза дал о себе знать и на ЧСЗ — были сорваны поставки кабе­ля предприятиями «Амуркабель» и «Азовкабель», которые, в свою очередь, не по­лучили сырье из Узбекистана. Затем воз­никли проблемы с ценообразованием и его влиянием на стоимость постройки ко­рабля. К тому же, как всегда бывает в пе­риоды распада больших государств, это сопровождалось обвальными явлениями в экономике, ростом цен и галопирующей инфляцией.

Несмотря на прекращение финансиро­вания (IV квартал 1991 г.), Черноморский судостроительный (генеральный директор Ю.И.Макаров) достраивал ТАКР за свой счет, надеясь, что позже Москва возместит затраты (более 700 млн. долларов США в ценах 1980-х гг.). Однако ставшие незави­симыми бывшие советские республики не проявляли никакого интереса к достройке «Варяга». Россия, заявившая было в 1993 г. о своей готовности достроить корабль, то­же ничего для этого не сделала, ограни­чившись безрезультатными переговорами. В частности, по «Варягу» предлагалось со­здать некий специальный правительствен­ный (межгосударственный) орган с чрезвы­чайными полномочиями, который бы коор­динировал достройку крейсера. Для его ос­мотра в Николаев даже приезжали прави­тельственные делегации Украины и России. Но ни у той, ни у другой в новых условиях средств на достройку столь сложного ко­рабля не нашлось. Поэтому в марте 1995 г. Россия официально отказалась финанси­ровать строительство «Варяга», передав его ЧСЗ в счет долгов предприятию. Украи­на же после рассмотрения разных вариан­тов утилизации находившегося в 67% го­товности корабля, включая возможность использования его в качестве плавучего космодрома, в конце концов была вынуж­дена пойти на продажу недостроенного авианосца за границу. По итогам проведен­ного в 1997 — 1998 гг. международного тендера, победителем которого стала за­регистрированная в Макао китайская фир­ма, «Варяг» был продан фондом госимущества Украины всего за 20 млн. долларов США. Пока решалась его судьба, он про­должал оставаться на заводе, превратив­шись на начало 2000 г. для ЧСЗ в «курицу, несущую золотые яйца» — китайцы плати­ли заводу за стоянку ТАКР по 5000 долла­ров в сутки. В первом полугодии 2000 г. ожидалось подписание контракта с китай­ской фирмой на достройку и переоборудо­вание «Варяга» в плавучий самоходный развлекательно-туристический комплекс (сумма контракта предполагалась в 200 — 300 млн. долларов США). Но планы изме­нились, и 14 июня в 5.30 утра буксиры вы­вели «Варяг» с заводской акватории и на­чали буксировку в Китай. Правда, первона­чально из-за отказа турецких властей раз­решить проход каравану через зону проли­вов, он еще 16 месяцев продолжал нахо­диться в юго-западной части Черного мо­ря, кружась (поставить ТАКР на якорь бы­ло нельзя из-за отсутствия на борту энер­гии и угрозы утраты якорей) в одном райо­не перед входом в Босфор. Только 2 нояб­ря 2001 г. турки разрешили каравану из трех буксиров и недостроенного «Варяга» пройти проливами, временно закрыв все судоходство в этой зоне.

4 ноября караван вышел в Эгейское мо­ре и вновь оказался в центре внимания — в условиях десятибалльного шторма вбли­зи греческого острова Скирос оборвался буксирный трос. После неудачных попыток завести буксирные тросы перегонную ко­манду сняли с ТАКР вертолетами. Лишен­ный хода корабль 14 часов дрейфовал в Эгейском море. К вечеру 5 ноября удалось завести новый буксир и возвратить на борт перегонную команду. Затем караван вокруг Африки отправился к месту назна­чения. В новогоднюю ночь 2001 г. он обо­гнул мыс Доброй Надежды и вошел в Ин­дийский океан, а 3 марта прибыл в китай­ский порт Далянь (Дальний).

Существует версия, что купившая недо­строенный ТАКР и зарегистрированная в Макао (бывшая португальская колония на юге Китая) компания Agenda Turistica e Diversoes Chong Lot Limitada только для прикрытия заявила о намерении использовать корабль в качестве плавучего отеля и центра развлечений. Фактически же, как полагают эксперты, приобретение «Варя­га» было не чем иным, как многоходовой и многоуровневой операцией китайских спецслужб. Поэтому можно предположить, что китайцы попытаются достроить ко­рабль на самом мощном и современном в стране судостроительном заводе «Новый Далянь» по упрощенному проекту, но все же по основному назначению, и включить его в состав китайского ВМФ. Во всяком случае, как минимум, ТАКР тщательно изу­чается китайскими специалистами с точки зрения возможного прототипа при создании проектов будущих китайских авианосцев.

Логическим развитием рассматриваемо­го проекта стала разработка НПКБ пр. 11437 ТАКР с атомной ЭУ (АТАКР), уве­личенной авиагруппой и паровыми ката­пультами. ТТЗ на его разработку в соот­ветствии с программой вооружений на 1986 — 1995 гг. НПКБ получило в декабре 1984 г. В 1986 г. был завершен и утверж­ден эскизный, а в 1987-м — технический проект (главный конструктор Л.В.Белов, затем Ю.М.Варфоломеев). В октябре того же года утвердили основные элементы АТАКР: авиагруппа в составе 70 ЛАК (ис­требители Су-27К и МиГ-29К, самолет РЛД и наведения Як-44РЛД, вертолеты Ка-27 и Ка-31), трамплин, две катапульты, аэро­финишеры, новый ПКРК «Болид» (позже заменен на «Гранит»), ЗРК «Кинжал», ЗКБР «Кортик», четырехвальная АЭУ (280 000 кВт), полное водоизмещение 73 400 т, скорость полного хода 30 уз.

АТАКР предназначался для придания боевой устойчивости соединениям флота в оперативно важных морских и океанских районах, а также для уничтожения кора­бельных группировок противника во взаи­модействии с другими силами флота. Внешне он отличался бы от кораблей пр.11435 увеличенными главными размерениями, наличием третьего самолетоподъемника (с кормы по левому борту), уменьшенной по длине надстрой­кой, а главное — наличием двух паровых катапульт. В целом же со­хранялась и преемственность — на корабле предусматривался но­совой взлетный трамплин.

Создание АТАКР представляло собой качественно новый этап раз­вития советского военного кораб­лестроения и авианосного флота. Зарубежных аналогов АТАКР про­екта 11437 не имел. По части авиационно-технических средств он мог быть сопоставим с находив­шимся тогда в постройке амери­канским атомным авианосцем «Дж. Вашингтон», а по наличию ударного ракетного оружия и зе­нитных огневых средств превосхо­дил его. На корабле в максималь­но возможном объеме использова­лись образцы вооружения, меха­низмы, оборудование и материалы, ранее предусмотренные для кораблей пр. 11435. Было проведено 33 опытно-конструктор­ских работы (ОКР), 11 из которых — по планам Минобороны (ВМФ и ВВС). Увели­чивалась численность и номенклатура ко­рабельной авиагруппы. В частности, пре­дусматривалось создание многоцелевого самолета Су-27КМ, самолета — постанов­щика помех Су-27КПП, самолета целеука­зания и разведки Су-27КРЦ, противоло­дочного самолета Як-44ПЛО и самолета радиолокационного дозора и наведения Як-44РЛД. Опытный образец паровой ка­тапульты (разгонного устройства) «Маяк» и опытный образец обеспечивающего его работу энергетического комплекса на пе­регретом паре в составе котлоагрегата, пароаккумуляторов и конденсаторов про­шли предварительные испытания на ком­плексе «Нитка» и были рекомендованы для эксплуатации. В целом, по оценкам специалистов, новые образцы вооружения корабля пр.11437 должны были отвечать уровню 1995 — 2000 гг.

ГЭУ корабля создавалась на базе серий­но производившихся и успешно эксплуати­ровавшихся на ракетных крейсерах типа «Киров» (пр.1144) ППУ КН-3 и ГТЗА-653. Внедрение атомной энергетики обещало дать существенные сокращения расхода органического топлива, обеспечив тем са­мым кораблю практически неограничен­ную дальность плавания, возможность длительного поддержания высоких скоро­стей хода и увеличения более чем вдвое запасов авиатоплива и авиационного бое­запаса. Улучшались условия посадки са­молетов — ввиду отсутствия обычного для кораблей предыдущих проектов с КТУ теп­лового шлейфа. Заодно уменьшалась кор­розия летательных аппаратов, размещен­ных на полетной палубе.

Корабль должен был иметь следующие главные размерения: длина наибольшая — 321 м, длина по КВЛ — 280 м, ширина мак­симальная (со спонсонами и переходными мостиками) — 79,5 м, ширина по ватерлинии — 38 м; высота борта от основ­ной линии до верхней палубы на миделе — 27,5 м, в носу — 33 м, высота габаритная — 65,5 м; стандартное водоизмещение — 62 580 т.

Головной АТАКР, названный «Улья­новск» (заводской номер С-107, старший строитель П.С.Герасимов), заложили на стапеле «О» 25 ноября 1988 г. Стапельный период был рассчитан на 36 месяцев, об­щая продолжительность строительства — 105 месяцев, срок сдачи флоту — 1995 г. Стоимость заказа оценивалась в 800 млн. рублей. На «Нитке» предполагалось начать отработку катапультного взлета Су-27К и МиГ-29К. Кроме того, там же планировали достроить законсервированный ранее блок БС-3 для испытаний серийных образ­цов катапульт и аэрофинишеров, предназ­наченных для монтажа на строившихся ЧСЗ кораблях.

Стапельные работы на «Ульяновске» шли по прогрессивной технологии, с фор­мированием корпуса на стапеле из 27 крупных блоков массой до 1380 т, насы­щенных механизмами, устройствами и оборудованием. Для обеспечения атомно­го кораблестроения на ЧСЗ были начаты работы по реконструкции и модернизации всего производства. Предстояло постро­ить целый ряд специальных производст­венных подразделений: цеха агрегатиро­вания АППУ, модульно-агрегатной сборки, трубообрабатывающий (для АППУ), цех изготовления блок-модулей кают, лабора­торный корпус для спецанализа и контро­ля общей площадью 48 тыс. м2. Подлежа­ли перепрофилированию или расширению и другие подразделения завода. Для раз­мещения перечисленных мощностей на прилегавшей к ЧСЗ акватории Южного Бу­га была намыта песком достаточно обшир­ная территория.

Работы по формированию корпуса на стапеле продвигались достаточно быстро. Всего успели установить конструкции об­щей массой порядка 27 000 т. На ЧСЗ практически все было готово для монтажа АППУ, образован технический отдел спец­энергетики, ответственный за монтаж и физический пуск атомной установки. На ко­рабле предполагалось смонтировать четы­ре реактора, объединенных в два 1400-т зональных блока — для носовой и кормо­вой машинных групп. Для их сборки был специально построен и установлен на грунте по корме стапеля «О» плавучий ав­тономный цех с раздвижной крышей. По завершении сборки блоки предполагалось поднимать 900-т кранами и устанавливать на корабле. Были сварены корпуса четы­рех баков металлической водяной защи­ты, оболочка которых заливалась свин­цом. В 1990 — 1991 гг. на ЧСЗ поступили корпуса реакторов, парогенераторов, на­сосы, фильтры и трубопроводы. Один из указанных блоков успели сварить, второй собрали и подготовили под сварку. Ника­ких проблем или задержек в ходе построй­ки «Ульяновска» не было, и корабль мог быть сдан в установленные сроки. Плани­ровалась и постройка второго АТАКР (С-108), закладка которого намечалась на 1992г.

К ноябрю 1991 г. готовность корабля со­ставляла 17 — 20%. После распада СССР и прекращения финансирования стапель оказался блокированным корпусом АТАКР, что не позволяло использовать его по на­значению. Исходя из реальной оценки си­туации, 4 февраля 1992 г. вышло распоря­жение премьер-министра Украины об ути­лизации «Ульяновска», а 5 февраля — приказ по ЧСЗ о прекращении работ на за­казе С-107 (и С-108). Разборку корпуса за­вершили к ноябрю. Таким образом, на эво­люции отечественных авианосных кораб­лей была поставлена точка...