Линейные корабли

 

Линейные корабли типа "Bismarck" — 2 единицы

01.jpg

 

"Bismarck" BuV 1.7.1936 14.2.1939 24.4.1940 Погиб 27.5.1941

"Tirpitz" W 2.11.1936 1.4.1939 25.2.1941 Погиб 12.11.1944

 

41 700/50 900 ("Bismarck"), 42 900/52 600 ("Tirpitz") т; 241,5/251 ("Bismarck") или 241,72/253,6 ("Tirpitz")x36x8,6 — 10,6 м; 3 ТЗА, 12 ПК, 138 000 л.с.; 29 уз.; 7400 ("Bismarck") или 7780 ("Tirpitz") т нефти; 8525 (19) ("Bismarck") или 8870 (19) ("Tirpitz") миль. Броня: пояс 320 — 170 мм, верхний пояс 145 мм, траверсы 220 — 145 мм, продольная переборка 30 — 25 мм, башни ГК 360 — 130 мм, барбеты ГК 340 — 220 мм, башни СК 100 — 40, барбеты СК 80 — 20 мм, палуба 50 — 80 + 80 — 95 (скосы 110 — 120) мм, рубка 350 — 220мм, ПТП — 45мм. Эк. 2092 — 2608 чел. 4 х 2 — 380-мм/47, 6x2 — 150-мм/55, 8x2 — 105-мм/65, 8x2 — 37-мм/83, 12x1 — 20-мм/66, 2 катапульты, 4 гидросамолета.

 

Самые мощные линкоры и самые крупные боевые корабли, по­строенные в Германии. Их постройка стала результатом заключенно­го 18.6.1935 англо-герм. морского соглашения, позволявшего Герма­нии довести численность своего флота до 35% от британского. По по­литическим мотивам официально декларируемое водоизмещение кораблей было ограничено 35 000 т, что соответствовало нормам Лон­донского договора 1936 г., но реально оказалось на 7000 т больше.

Проект линкоров "F" и "G" (По существовавшей в Германии традиции, корабль при закладке получал литерное обозначение (при этом в каждом классе велась своя "буквенная" линия) и в ряде случаев наименование корабля, на замену которому он строился (например, "Ersatz Niobe", т.е. "Замещающий Niobe"), а официальное название ему присваивалось при спуске на воду) утвержден 16.11.1935. Конструктивно они повторяли ЛК типа "Scharnhorst", принципиально отличаясь артилле­рией ГК. Новое 380-мм/47 орудие С/34 могло вести огонь 800-кг сна­рядами на дальность 36,5 км, а на дистанциях до 21 км теоретически пробивало 350-мм броню. Разделение вспомогательной артиллерии на противоминную и зенитную сохранилось, но все 150-мм орудия устанавливались в башнях, а число 105-мм зениток было увеличено. Система управления огнем не изменилась.

Броневой пояс высотой 5,2 м выполнялся наружным и прикрывал около 70 % ватерлинии (от погребов носовой до погребов кормовой башен ГК). По сравнению с "Scharnhorst", его толщина была умень­шена с 350 до 320 мм (170 мм к нижней кромке), зато толщина верх­него пояса увеличилась с 45 до 145 мм. Оба пояса замыкались тра­версом, имевшим толщину 145, 220 и 180 мм на батарейной, главной и нижней палубах соответственно. Параллельно поясу шла внутрен­няя переборка, имеющая между верхней и главной палубами толщи­ну 25 — 30 мм, а ниже переходившая в 45-мм ПТП. Традиционно за­щищались оконечности: носовая — 60-мм, кормовая — 80-мм бро­ней. Броневых палуб было две: 50-мм (80-мм над погребами) верхняя и 80-мм главная со 110-мм скосами (над погребами 95-мм со 120-мм скосами), не доходившими до нижней кромки пояса. Барбеты башен ГК имели толщину 340 мм над верхней палубой и 220 мм под ней. Бронирование башен ГК: лобовая плита — 360 мм, стенки — 220 мм, наклонные плиты — 180 — 150 мм, крыша — 130 мм. Башни СК име­ли 100-мм лобовую броню и 40-мм с остальных сторон; их барбеты — 80-мм бронирование над верхней палубой и 20-мм под ней. Глубина ПТЗ составляла 5,4 м в районе миделя и 3,05 — 3,5 м в районе ба­шен ГК. Общий вес брони — 18 700 т (44% водоизмещения).

Не изменилась принципиально и силовая установка, которая по-прежнему была трехвальной и состояла из 12 ПК Вагнера (58 атм, 475°С) и 3 ТЗА ("Blohm und Voss" на "Bismarck" и "Brown-Boweri" на "Tirpitz"). Как и на всех герм, кораблях, использовавших ЭУ на паре высоких параметров, она отличалась низкой надежностью и эконо­мичностью. Так, на "Tirpitz" реальный расход топлива превышал рас­четный на 10% на полном ходу и на 19% на экономическом, что при­вело к серьезному снижению дальности плавания. На испытаниях "Bismarck" развил 30,12 уз. при 150 070 л.с., "Tirpitz" — 30,8 уз. при 163026 л.с.

Оба корабля оборудовались поперечной спаренной катапультой (точнее — двумя неподвижными катапультами, развернутыми к про­тивоположным бортам) и могли принимать до 6 гидросамолетов (4 в ангары, 2 на катапультах).

На "Tirpitz" в июле 1941 г. дополнительно установлено 4 20-мм ав­томата; в сентябре 1941 г. столько же снято, добавлено 6x4 20-мм автоматов и 2x4 533-мм ТА; в июне 1942 г. добавлено 2x4 20-мм; в марте 1943 г. — еще 2 х 4; в июле 1944 г. на линкоре имелось 78 20-мм автоматов (18 х4 и 6 х 1). Все 105-мм орудия на нем располагались в установках LC/37 (на "Bismarck" и всех предыдущих "капитальных" кораблях применялись LC/31), имевших более высокую скорость на­ведения.

"Bismarck" в бою в Датском проливе 24.5.1941 потопил брит. ЛК "Hood", но и сам был поврежден артиллерией ЛК "Hood" и "Prince of Wales", тем же вечером поврежден торпедоносцем с брит. АВ "Victorious"; 26.5.1941 поврежден торпедоносцами с брит. АВ "Ark Royal"; 27.5.1941 вступил в бой с брит, эскадрой, в ходе которого по­топлен артиллерией ЛК "Rodney" и "King George V" и торпедами КРТ "Dorsetshire" в 400 милях от Бреста.

"Tirpitz" 22.9.1943 поврежден подрывными зарядами брит, сверхма­лых ПЛ Х-6 и Х-7 в Альтен-фьорде; там же поврежден самолетами с брит, авианосцев 3.4.1944 и 24.8.1944, затем брит, тяжелыми бомбар­дировщиками "Ланкастер" 15.9.1944; 12.11.1944 потоплен брит, бом­бардировщиками "Ланкастер" с использованием сверхтяжелых бомб "Tallboy" в Тромсё-фьорде — в результате двух прямых попаданий и трех близких разрывов перевернулся и затонул.

 

Линейные корабли типа "Scharnhorst" — 2 единицы

02.jpg

 

"Scharnhorst" W 15.6.1935 3.10.1936 7.1.1939 Погиб 26.12.1943

"Gneisenau" DW 6.5.1935 8.12.1936 21.5.1938 Исключен 1.7.1942

 

32 100/38 100 т; 226/235,4 ("Scharnhorst") или 234,9 ("Gneisenau")x30x8,2 — 9,9 м; 3 ТЗА, 12 ПК, 160 000 л.с.; 31,5 уз.; 6108 ("Scharnhorst") или 5360 ("Gneisenau") т нефти; 7100 (19) миль. Броня: пояс 350 — 170 мм, верхний пояс 45 мм, траверсы 150 мм, башни ГК 360 — 90 мм, барбеты ГК 350 — 200 мм, башни СК 140 — 50 мм, щиты орудий СК 25 мм, палуба 50 + (80 — 95, скосы 105) мм, рубка 350 — 220 мм, ПТП 45мм. Эк. 1968 чел. 3x3 — 283-мм/54,5, 4x2 и 4x1 — 150-мм/55, 7x2 — 105-мм/65, 8x2 — 37-мм/83, 8x1 — 20-мм/65, 1 катапульта, 3 гидросамолета.

 

Строительство броненосцев "D" и "Е" — 4-го и 5-го кораблей типа "Deutschland" — было санкционировано в 1933 г. В начале 1934 г. при­няли решение об установке на них третьей башни ГК и увеличении водоизмещения до 26 000 т. От увеличения калибра артиллерии от­казались по политическим мотивам. По сути "Scharnhorst" и "Gneisenau" являлись линейными крейсерами с хорошей защитой, высокой скоростью и умеренной огневой мощью.

Корпус имел традиционную конструкцию — гладкопалубный, с на­ружным вертикальным броневым поясом, защищавшим цитадель от носовой до кормовой башни ГК. Пояс толщиной 350 мм утончался к нижней кромке до 170 мм и замыкался 150-мм траверсами. Далее к оконечностям его толщина уменьшалась до 70 мм при той же высоте. Выше находился 45-мм верхний пояс, доходивший до верхней палубы. Броневых палуб было две: 50-мм верхняя и 80-мм (95-мм над погреба­ми) главная со 105-мм скосами, не доходившими до нижней кромки пояса; в районе КО имелся 80-мм гласис. Бронирование башен ГК: лоб 360 мм, стенки 220 — 180 мм, наклонные плиты 150 — 120 мм, крыша 100 мм. Толщина барбетов уменьшалась с 350 мм по бортам до 200 мм у диаметральной плоскости. ПТЗ имела глубину до 5,4 м и отделялась от жизненно важных частей корабля 45-мм переборкой. Об­щий вес бронирования составлял 14 245 т, или 44% водоизмещения.

Орудия ГК модели С/34 представляли собой улучшенную версию устанавливавшихся на типе "Deutschland" и стреляли более тяже­лыми снарядами (бронебойный — 330 кг, фугасный — 315 кг), даль­ность стрельбы превысила 40 км, но конструкция башен осталась прежней. В 1935 г. трехорудийные 283-мм башни предложили заме­нить на двухорудийные 380-мм, но во избежание задержки готовно­сти кораблей от них отказались. Аналогичную замену планировалось осуществить на "Gneisenau" в 1942 — 1944 гг., однако работы начаты не были. Состав артиллерии СК диктовался наличием одинар­ных установок, изготовленных для 4-го и 5-го "карманных" линкоров. Они оказались не слишком удачным дополнением к двухорудийным башням (хотя все орудия относились к одной модели С/28). Корабли имели весьма мощное зенитное вооружение, причем спаренные 105-мм/65 и 37-мм/33 были стабилизированы в трех плоскостях. Управление огнем осуществлялось тремя постами ГК и СК и че­тырьмя — зенитной артиллерии.

При проектировании ЛК от дизельной силовой установки отказались в пользу турбинной, на паре высоких параметров. Она состояла из 12 ПК Вагнера (58 атм, 450°С) и трех ТЗА ("Brown-Boveri" на "Scharnhorst", "Deschimag" на "Gneisenau"). Дальность плавания оказалась ниже проектных 8200 (19) миль.

Первоначально оба ЛК имели почти вертикальные форштевни (наи­большая длина 229,8 м) с малым развалом носовых шпангоутов, но во время испытаний выявилась сильная заливаемость носовой час­ти, после чего корабли получили клиперный (так называемый "атлан­тический") форштевень. Между собой "Scharnhorst" и "Gneisenau" не­сколько различались, в первую очередь расположением грот-мачты.

В 1939 г. на оба ЛК добавили по 2x1 20-мм автомата. В 1941 г. на "Scharnhorst" установлено 4x4 и 2x1 20-мм; на "Gneisenau" — 3x4 и 2x1; на оба корабля — по 2x3 533-мм ТА, снятых с КРЛ "Nurnberg" и "Leipzig". В 1943 г. на "Scharnhorst" появились еще 3x4 20-мм, одно­временно 2x1 автомата сняли.

"Gneisenau" 5.5.1940 поврежден на мине — ремонт 1 мес.; 20.6.1940 торпедирован брит. ПЛ "Clyde" у побережья Норвегии — ремонт 5 мес.; 6.4.1941 поврежден брит, торпедоносцем в Бресте, 10.4.1941 повреж­ден брит, бомбардировщиками — ремонт 8 мес.; 12.2.1942 повреж­ден в результате подрыва на мине у голланд. побережья; 27.2.1942 тяжело поврежден брит, авиацией в Киле — ремонт не закончен; ис­ключен 1.7.1942; затоплен в Готенхафене 28.3.1945.

"Scharnhorst" 8.6.1940 торпедирован брит. ЭМ "Acasta" в Норвеж­ском море — ремонт 7 мес.; 24.7.1941 поврежден брит, авиацией в Ла-Паллисе — ремонт 4 мес.; 12.2.1942 поврежден в результате подрыва на двух минах в Северном море — ремонт 4 мес.; 26.12.1943 погиб в бою с брит, эскадрой во главе с ЛК "Duke of York" у м. Нордкап.