Броненосцы

 

Броненосцы типа "Deutschland" — 3 единицы

03.jpg

04.jpg

 

"Deutschland" DW 9.2.1928 19.5.1931 1.4.1933 Погиб 4.5.1945

"Admiral Scheer" W 25.6.1931 1.4.193312.11.1934 Погиб 9.4.1945

"Admiral Graf Spee" W 1.10.1932 30.6.1934 6.1.1936 Затоплен 17.12.1939

 

10 600/14 290 ("Deutschland"), 11 550/15 180 ("Scheer"), 12 100/16 020 ("Spee") т; 181,7/188x20,7 ("Deutschland"), или 21,3 ("Scheer"), или 21,7 ("Spee")x5,8 — 7,3 м; 8 диз., 56 800 л.с.; 28 уз.; 2750 ("Deutschland"), или 2410 ("Scheer"), или 2500 ("Spee") т соляра; 19 000 (18) миль. Броня: пояс 80 — 50 (100 — 50 на "Spee") мм, траверсы 60 ("Deutschland"), или 50 ("Scheer"), или 100 ("Spee") мм, башни ГК 140 — 85 мм, барбеты 125 мм, палуба 18 + (45 — 30) ("Deutschland"), или 18 + (40 — 20) ("Scheer"), или 18 + (30 — 45 — 20) ("Spee") мм, рубка 140 — 50 мм, продольная переборка 40 мм, ПТП — 45 ("Deutschland") или 40 (остальные) мм. Эк. 1150 чел. 2x3 — 283-мм/52, 8x1 — 150-мм/55, 3x2 — 88-мм/76 (3x2 — 105-мм/66 на "Spee"), 4x2 — 37-мм/83, 10x1 — 20-мм/65, 2x4 — 533-мм ТА, 1 катапульта, 2 гидросамолета.

 

В середине 1920-х гг. Германия смогла приступить к замене старых броненосцев "Braunschweig", "Hannover" и "Elsass", возраст которых превысил 20-летний. В рамках разрешенных Версальским договором 10 000 т можно было построить либо хорошо защищенный монитор или броненосец береговой обороны, либо крейсер "вашингтонского" типа, однако выбор сделали в пользу корабля, предназначенного для рейдерских действий в океане. Главной "изюминкой" проекта стала дизельная силовая установка, впервые примененная на "капитальных" кораблях и обеспечивавшая огромную дальность плавания. Восемь 9-цилиндровых бескомпрессорных двухтактных дизелей MAN рабо­тали на два вала. Выбор главного калибра диктовался Версальскими ограничениями, но орудия были новой модели С/28 (вес снаряда 300 кг; дальность стрельбы — 36,4 км) и располагались в двух трехорудийных башнях на носу и в корме. Их дополняли восемь 150-мм орудий С/28 в одинарных щитовых установках. В результате получи­лись уникальные корабли, по мощи артиллерии превосходившие за­рубежные тяжелые крейсера (вес бортового залпа — 2164 кг) и имев­шие превосходство в скорости над линкорами того времени. Офици­ально классифицировались как броненосцы (Panzerschiffe), но более известны как "карманные линкоры".

Заложены как "броненосцы А — С". Корпус — частично сварной, по большей части длины имел були, выполнявшие роль ПТЗ и закры­вавшие основную часть броневого пояса, установленного с уклоном 12 — 13,5° верхней кромкой наружу. Все три корабля различались бронированием. Пояс начинался перед носовой башней и заканчи­вался за срезом полубака. На "Deutschland" он имел толщину 80 мм, утончаясь к нижней кромке до 50 мм. На "Admiral Scheer" высота по­яса была увеличена, причем 50-мм плиты перенесены наверх. Схема расположения пояса на "Admiral Graf Spee" повторяла "Deutschland", но толщина составляла 100 мм. С носа и кормы пояс замыкался бро­нированными траверсами. Параллельно поясу в 3,7 м от диаметраль­ной плоскости между верхней и главной палубой проходила брониро­ванная продольная переборка. Верхняя палуба на всех кораблях име­ла 18-мм бронирование. Толщина главной (броневой) палубы на "Deutschland" — 30 мм между продольными переборками и 45 мм — далее до наружной обшивки; на "Scheer" — соответственно 20 и 40 мм; на "Admiral Graf Spee" — 20 мм между продольными переборками, 40 мм — от верхней продольной переборки до ПТП и 30 мм — между ПТП и поясом. Бронирование носовой оконечности 17 — 18 мм, кормовой — 45 мм. Защита башен: лоб 140 мм, наклонные плиты 80 — 60 мм, стенки 85 — 70 мм.

Реальное стандартное водоизмещение кораблей превысило офици­ально декларируемое на 17 — 25 %. Из-за дизельных двигателей "броненосцы" отличались повышенной шумностью и вибрацией на полных ходах. Зенитное вооружение "Deutschland" первоначально состояло из 3x1 88-мм/45 пушек, в 1934 г. замененных на 3x2 88-мм/76 в стабили­зированных установках; на "Admiral Scheer" изначально стояли 3x2 88-мм/76; "Admiral Graf Spee" в 1938 г. получил новые 105-мм/65.

25.11.1939 переклассифицированы в тяжелые крейсера. 25.1.1940 "Deutschland" переименован в "Lutzow".

На "Admiral Graf Spee" в 1939 г. установлено 2x1, на "Deutschland" — 4x1 20-мм/65. В 1940 г. на "Lutzow" и "Admiral Scheer" 88-мм/76 за­менены на 105-мм/65; изменена форма носовой части, при этом наибольшая длина корпуса возросла на 2 м. На "Lutzow" в 1942 г. установлены 2x4 и 1x1 20-мм; в августе 1944 г. добавлены 1x4 20-мм, 2x2 37-мм заменены на 2x1 40-мм, 7x1 20-мм заменены на 6x2; в сентябре 1944 г. добавлены 2x1 40-мм, до конца года — еще 2; в 1945 г. установлены 4x1 20-мм. С "Admiral Scheer" в 1940 г. сняты 2x1 20-мм; в 1942 г. установлены 2x4 20-мм, 2x1 20-мм возвраще­ны на прежние места; в 1944 г. установлены 2x4 20-мм; в конце года 4x2 37-мм заменены на такое же число одноствольных 40-мм/56 "бофорсов"; к концу войны насчитывалось 8x1 40-мм/56, 6x4 и 9x2 20-мм автоматов.

Активно действовали у берегов Испании в 1936 — 1938 гг.; "Deutschland" 29.5.1937 поврежден республиканской авиацией. "Admiral Graf Spee" 13.12.1939 поврежден в бою с брит, крейсерами "Exeter", "Ajax", "Achilles" у устья Ла-Платы; 17.12.1939 затоплен в Монтевидео. "Lutzow" 11.4.1940 торпедирован брит. ПЛ "Spearfish" в Каттегате — ремонт 6 мес.; 13.6.1941 поврежден брит, торпедонос­цем в Скагерраке — ремонт 7 мес.; 3.7.1942 поврежден в результате навигационной аварии в Уфут-фьорде — ремонт 3 мес.; 16.4.1945 тя­жело поврежден брит, авиацией в Свинемюнде — сел на грунт, но про­должал использовать артиллерию; 4.5.1945 взорван. "Admiral Scheer" погиб 9.4.1945 во время налета брит, авиации на Киль.