Эскортные корабли

 

Эскортные корабли типа F — 10 единиц

38.jpg

 

F-1 (G, 2.8.1934/1.3.1935/25.12.1935 — передан США в 1945),

F-2 (G, 7.8.1934/2.4.1935/27.2.1936 —затонул 30.12.1946),

F-3 (G, 22.8.1934/ 1.6.1935/7.3.1936 — погиб 3.5.1945),

F-4 (G, 22.8.1934/2.7.1935/ 5.4.1936 —передан Великобритании в 1945),

F-5 (G, 9.1934/14.8.1935/ 1.5.1936 — погиб 29.1.1945),

F-6 (G, 9.1934/1.10.1935/25.5.1936 — погиб 30.3.1945),

F-7 (BuV, 1934/25.5.1935/15.2.1937 —передан СССР в 1945),

F-8 (BuV, 1934/27.7.1935/8.4.1936 — передан США в 1945),

F-9 (W, 1934/11.5.1935/10.2.1937 —погиб 14.12.1939),

F-10(W, 1934/ 11.5.1935/12.3.1937 —передан США в 1945).

 

712/1028 т; 73,5/75,9x8,8x2,6 — 3,2 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 14 000 л.с.; 28 уз.; 216 т нефти; 1250 (16) миль. Эк. 121 чел. 2x1 — 105-мм/45, 2x2 — 37-мм/83, 2x1 — 20-мм/65, 36 ГБ, 50 мин.

 

Эскортные корабли типа "F" (Flottenbegleiter — "корабль сопровож­дения флота") предназначались, прежде всего, для охранения бро­неносцев типа "Deutschland". В соответствии с этим основные требо­вания к проекту заключались в наличии противолодочного и трально­го вооружения и обеспечении 28-уз. скорости. Поскольку дизельная ЭУ требуемой мощности не укладывалась в отведенное водоизмеще­ние, решено было применить турбинную на паре высоких парамет­ров. На F-7 и F-8 стояли высоконапорные прямоточные ПК Бенсона (110 атм, 480°С) и ТЗА "Blohm und Voss", на остальных — ПК Ла-Мон-та (70 атм, 450°С) и ТЗА "Brown-Boweri".

В условиях службы эскортные корабли, или "F-боты", как их назы­вали, показали полное несоответствие предъявлявшимся к ним тре­бованиям. Из-за неудачной формы корпуса они имели не выдержива­ющую никакой критики мореходность, а неэкономичные и ненадеж­ные силовые установки не могли обеспечить достаточной дальности плавания. Для освобождения палубы юта под тральное вооружение кормовое 105-мм орудие было поднято на надстройку, что усугубило и без того серьезные проблемы с "верхним" весом, тем не менее ис­пользовать корабли в качестве тральщиков оказалось невозможно из-за большой осадки и неприспособленности ЭУ к малым ходам.

Низкие качества "F-ботов" побудили командование флота еще до начала войны приступить к их переоборудованию во вспомогатель­ные корабли. F-1 (23.5.1941), F-3 (5.3.1940) и F-6 (20.9.1939) пере­классифицированы в штабные корабли и переименованы в "Libelle", "Hai" и "Konigin Luise" соответственно. Перестроены: полубак продлен на всю длину корпуса, установлен клиперный форштевень (длина 77,8/ 80,2 м), водоизмещение возросло до 768/1065 т; кормовое 105-мм орудие и все 37-мм сняты, на месте последних установлены 2x1 20-мм/65 автомата. "Libelle" 15.1.1945 переклассифицирован в плав­базу и переименован в "Jagd".

F-2 (6.4.1940) и F-4 (1.8.1940) переклассифицированы в торпедо-ловы и переоборудованы, но в значительно меньшем объеме: уста­новлен клиперный форштевень (длина 77,8/80,2 м), однако полубак не продлен; оба 105-мм орудия сняты (носовое возвращено на F-2 в июле 1942 г., на F-4 — в июле 1944 г.).

F-9 потоплен 14.12.1939 брит. ПЛ "Ursula" в Гельголандской бухте. F-5 погиб 29.1.1945 на мине у Свинемюнде. "Konigin Luise" (б. F-1) по­гиб 30.3.1945 во время налета амер. бомбардировщиков на Вильгельм-схафен. "Hai" (б. F-3) потоплен 3.5.1945 брит, авиацией в Кильской бухте. F-2 затонул по неизвестной причине в Скапа-Флоу 30.12.1946.

F-4 передан Великобритании, слом в 1949 г. F-7 передан СССР как "Буран", слом в 1959 г. "Jagd" (б. F-1), F-8 и F-10 переданы США, про­даны на слом во Францию и Нидерланды в 1947 — 1949 гг.