Канонерские лодки

Канонерская лодка К-4 — 1 единица

39.jpg

 

К-4 "Lorelei" (б. "Artevelde", Co/WF, 1939/28.8.1940/25.4.1943 — воз­вращена Бельгии в 1945)

 

1640/2306 т; 94,8/98,5x10,5x3,3 — 3,8 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 21 700 л.с.; 28,5 уз.; 680 т нефти; 1200 (19) миль. Эк. 180 чел. 3x1 — 105-мм/45, 1x2 и 2x1 — 37-мм/83, 2x4 и 2x1 — 20-мм/65, 120 мин.

 

Бывший бельгийский корабль охраны рыболовства и коро­левская яхта "Artevelde". Захвачен на стапеле в Антверпене, переименована в "Lorelei", 28.8.1940 — в К-4. Спущена на воду под герм, контролем и отбуксирована в Нидерланды на до­стройку, во время которой установлено герм, вооружение (про­ектное состояло из 2x2 102-мм орудий и 1x2 40-мм автомата). Силовая установка британского типа — ТЗА Парсонса и ПК "Babcock & Wilcox" с повышенными параметрами пара (32 атм, 400°С). Отличалась хорошими мореходными и скоростными качествами, но не имела брони (кроме 40-мм щитов орудий). Основное назначение — ПВО конвоев. После войны возвра­щена Бельгии, где служила под прежним названием до 1954 г.

 

Канонерские лодки типа К-1 — 3 единицы

40.jpg

 

К-1 (SR, 3.8.1939/23.11.1940/2.10.1941 — погибла 5.5.1945),

К-2 (Gs, 1939/28.6.1941/14.11.1942 — слом в 1947),

К-3 (SR, 23.6.1939/ 22.3.1941/24.1.1942 — возвращена Нидерландам в 1945)

 

1200/1420 т; 75,2/77,9x10,2x2,9 — 3,9 м; 2 диз., 2770 (К-1 и К-2) или 1760 (К-3) л.с.; 15,5 (К-1 и К-2) или 14,5 (К-3) уз.; 157 т соляра; 6900 (12) миль. Броня: борт 60 — 40 мм, башни 60 мм, палуба 35 — 20 мм, рубка 20 мм. Эк. 161 чел. 2x2 — 120-мм/45, 2x2 — 37-мм/83, 2x4 и 4x1 — 20-мм/65, 4 БМБ, 80 мин.

 

Бывшие голланд. канонерские лодки "А", "В" и "С" (предполагалась серия из 7 единиц, но строительство четырех отменено голланд. пра­вительством 14.5.1940). Задумывались как универсальные, способ­ные действовать против берега и использоваться в качестве эскорт­ных кораблей, поэтому имели бронирование и универсальное воору­жение (2x2 120-мм/45, 2x2 40-мм/56, 4 12,7-мм и 4 БМБ). Броневой пояс прикрывал около 63% длины корабля; в районе МО его толщина составляла 50 — 60 мм, далее к оконечностям — 40 мм, к верхней кромке пояса примыкала 20 — 35-мм бронепалуба.

Захвачены на стапелях герм, войсками и достроены по измененно­му проекту. Орудия ГК в башенных установках и система управления огнем оставлены голланд. (аналогичны установленным на ЭМ ZH-1), зенитное и противолодочное вооружение заменено на герм., могли принимать мины. Число БМБ впоследствии увеличено до восьми. Вместо предусмотренных проектом дизелей "Burmeister og Wain" мощностью 3500 л.с. на К-1 и К-2 установлены дизели "Germania", приме­нявшиеся на ПЛ типа VII, а на К-3 — дизели "Humboldt-Klockner-Deutz". И те и другие были менее мощными, из-за чего скорость канонерок оказалась ниже проектных 18 уз. К-2 повреждена авиацией в ходе достройки, что задержало ее вступление в строй примерно на год.

Оказались весьма удачными и активно использовались для сопро­вождения конвоев. К-1 потоплена 5.5.1945 брит, авиацией у Орхуса. К-2 тяжело повреждена 28.9.1944 брит, торпедоносцем в р-не Берге­на — ремонт не завершен; после войны возвращена Нидерландам и сдана на слом. К-3 возвращена Нидерландам; под названием "Van Speyk" служила до 1960 г.