Эскортные, противолодочные и патрульные корабли

 

Быстроходные эскортные корабли типа SG-1 — 4 единицы

 

SG-1 (6. "Sans Souci", Рё, 1938/2.10.1940/9.8.1942 — возвращен Фран­ции в 1945),

SG-2 (б. "Sans Reproche", Loi, 1938/30.10.1940/7.9.1942 — погиб 23.9.1943),

SG-3 (б. "Sans Pareil", Loi, 1939/28.11.1940/ 22.11.1942 — погиб 6.8.1944),

SG-4 (6. "Sans Peur", Pe, 1940/ 28.11.1940/2.9.1943 — возвращен Франции в 1945).

 

1372/1800 т; 90/95x12,9x3,2 м; 2 диз., 4140 л.с.; 16,7 уз.; 261 т соляра; 9140 (15) миль. Эк. 178 чел. 2x1 (SG-1, SG-2) или 3x1 (SG-3, SG-4) — 105-мм/45, 2x2 — 37-мм/83, 10 — 16 — 20-мм/65.

 

Бывшие франц. плавучие базы гидроавиации. Захвачены герм, вой­сками в июне 1940 г. в Сен-Назере на стапелях в различных стадиях готовности. Первоначально планировалось достроить как корабли ПВО и наведения истребительной авиации (Flugsicherungsschiffe) под назва­ниями "Uranus", "Saturnus", "Jupiter" и "Merkur". В феврале 1941 г. на­блюдение за достройкой передано министерству авиации, однако в апреле 1942 г. контроль над работами вновь взял на себя флот, и плав­базы достраивались в качестве быстроходных эскортных кораблей (Schnelle Geleitboote) SG-1 — SG-4. Вооружались герм, артиллерией, ориентированной, прежде всего, на ПВО. ЭУ — дизели "Sulzer". В ходе эксплуатации выявились слабость корпуса и плохая мореходность.

Действовали в водах Западной Франции. SG-1 в августе 1943 г. по­врежден в результате подрыва на мине — не отремонтирован до конца войны; в 1945 г. возвращен Франции, назван "Beautemps Beaupre", слом в 1973 г. SG-2 8.5.1943 поврежден в результате подрыва на трех ми­нах — не отремонтирован; 23.9.1943 потоплен в Нанте брит, авиацией. SG-3 6.8.1944 потоплен брит, авиацией в устье р. Жиронда. SG-4 в 1945 г. возвращен Франции, назван "La Perouse", исключен в 1969 г.

 

Быстроходные эскортные корабли типов SG-14 и SG-16 — 6+2 единицы

70.jpg

71.jpg

 

Тип SG-14 (5 единиц):

SG-14 (б. "Matelot Leblanc", PdB, 1939/10.7.1942/6.5.1943 — погиб 24.8.1944),

SG-15 (б. "Rageot de la louche", PdB, 1939/2.9.1942/3.10.1943 — погиб 26.5.1944),

SG-18 (6. "Chamois", Lor, 1936/29.4.1938/ 1939 — погиб 24.11.1943),

SG-21 (6. "Amiral Senes", PdB, 1939/1942/28.3.1944 — погиб 15.8.1944),

SG-22 (6. "Enseigne Ballande", PdB, 1939/ 25.5.1942/не достроензатоплен 20.8.1944).

Тип SG-16 (3 единицы):

SG-16 (б. "La Curieuse", Lor, 8.1938/11.11.1939/3.1940 — затоплен 25.8.1944),

SG-17 (6. "L'lmpetueuse", Dq, 1938/17.9.1939/15.4.1940 — за­топлен 7.8.1944),

SG-23 (6. "La Batailleuse", PdB, 12.1937/22.8.1939/ 3.1940 — затоплен 25.4.1945).

 

647/917 (тип SG-14) или 630/890 (тип SG-16) т; 73,8/78,3x8,5x3,2 м; 2 диз., 4000 л.с.; 20 уз.; 105 (тип SG-14) или 95 (тип SG-16) т соляра; 10 000 (9) миль. Эк. ок. 125 чел. 2x1 — 105-мм/45, 3 — 6 — 37-мм/83, 10 —18 — 20-мм/65.

 

Бывшие франц. авизо-тральщики типов "Chamois" (тип SG-14) и "Elan" (тип SG-16). Недостроенные "Matelot Leblanc", "Rageot de la Touche", "Amiral Senes", "Enseigne Ballande" 27.10.1942 захвачены нем­цами в Тулоне в различных стадиях готовности, достраивались для герм, флота в качестве быстроходных эскортных кораблей. При этом сохранялась силовая установка (дизели "Sulzer"), но французское вооружение заменялось на германское.

"Chamois", "L'lmpetueuse" и "La Curieuse" затоплены в Тулоне 27.10.1942, подняты итальянцами, переименованы в FR-53 — FR-55, поставлены в ремонт; "La Batailleuse" захвачен герм, войсками в Бизерте 30.11.1942 и передан итал. флоту как FR-51. В сентябре 1943 г. все захвачены герм, войсками и вошли в состав герм, флота.

SG-14 потоплен 24.8.1944 юж. о. Капри авиацией союзников. SG-16 и SG-17 затоплены в Марселе в августе 1944 г. SG-21 потоплен 15.8.1944 амер. ЭМ "Somers" у Сан-Тропе. SG-15 и SG-23 в апреле 1944 г. переклассифицированы в охотники за ПЛ UJ-2229 и Uj-2231; первый потоплен брит. ПЛ "Universal" у Генуи 26.5.1944, второй за­топлен в Генуе 25.4.1945.

SG-18 и SG-22 не успели войти в строй герм, флота: первый 24.11.1943 уничтожен амер. авиацией в Тулоне, второй 20.8.1944 за­топлен в Порт-де-Бук.

 

Быстроходные эскортные корабли других типов — 10 единиц

72.jpg

73.jpg

74.jpg

 

SG-10 (б. "Felix Henri", 1933, погиб 28.8.1943),

SG-11 (б. "Alice Robert", 1934, погиб 2.6.1944),

SG-12 (б. "Djebel Dira", 1930, затоплен 28.8.1944),

SG-13 (б. "Cyrnos", 1928, затоплен 28.8.1944),

SG-18 (б. "Le Gladiateur", 1933, погиб 4.2.1944),

SG-19 (б. "Kilissi", 1934, погиб 12.9.1944),

SG-20 (б. "Generale Achille Papa", 1921, затоплен 25.4.1945),

SG-23 (6. "Princess Alice", 1898, затоплен 27.8.1944),

SG-24 (6. "Ampere", 1930, затоплен 27.8.1944),

SG-25 (6. "Les Esparges", 1919, затоплен 3.8.44).

 

SG-10: 3750 т; 96x14,17x5,5 м; 2 ПТУ; 1900 л.с.; 12 уз., 2 — 105-мм, 4 — 37-мм, 18 — 20-мм, 6 БМБ.

SG-11: 4600т; 95x14,63x5,5 м; 1900 л.с.; 13,1 уз., 3— 105-мм, 4 — 37-мм, 16 — 20-мм, 6 БМБ.

SG-12: 4700 т; 102,5x13,59x5,6 м; 3650 л.с.; 14,3 уз., вооружение неизвестно.

SG-13: 3230 т; 94,5x12,52x5,8 м; 2 диз.; 3700 л.с.; 16,1 уз., 3 — 105-мм, 4 — 37-мм, 16 —20-мм, 6 БМБ, 220 мин.

SG-18: 1858/2293 т; 113x12,7x3,5 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 7700 л.с.; 21 уз., 399 т нефти. 4 — 105-мм, 6 — 20-мм.

SG-19: 4850 т; 99x14,82x5,5 м; 3600 л.с.; 13,5 уз., вооружение неизвестно.

SG-20: 890 т; 73,5x7,32x3,1 м; 2 ПТУ, 4 ПК, 15 500 л.с.; 30 уз., 3 — 102-мм, 3 — 37-мм, 16 —20-мм, 6 БМБ.

SG-23: 2800 т; 83,13x10,7x5,7 м; 1800 л.с.; 13 уз., 1 — 88-мм, 2 — 37-мм, 12 — 20-мм, 2 ПУ МУР, 2 БМБ.

SG-24: 3920 т; 91,5x12,53x5,5 м; 2400 л.с.; 12,5 уз., 4 — 105-мм, 4 — 37-мм, 14 — 20-мм.

SG-25: 644/850 т; 74,91x8,71x3,2 м; 2 ПТУ, 2 ПК, 5000 л.с.; 19 уз., 185 т нефти; 3000 (11) миль; вооружение неизвестно.

 

SG-10 — бывший франц. п/х; в 1940 г. входил в состав франц. фло­та как ВКР. Захвачен в Марселе 14.12.1942; вошел в состав герм, фло­та 1.5.1943. Потоплен брит. ПЛ "Sikle" у берегов Корсики 28.8.1943.

SG-11 — бывший франц. n/х; захвачен в Марселе 14.12.1942; во­шел в состав герм, флота 1.5.1943. Потоплен брит. ПЛ "Ultor" у Порт-Вендре 2.6.1944.

SG-12 — бывший франц. п/х; захвачен в Марселе 11.12.1942. Дата ввода в состав герм, флота не установлена. 27.12.1943 торпедирован брит. ПЛ у Неаполя. После ремонта 21.6.1944 переоборудован в ТЩ М-6062. Затоплен в Марселе 28.8.1944.

SG-13 — бывший франц. пассажирский п/х; в 1940 г. входил в со­став франц. флота как СКР Р-2. Захвачен в Марселе 7.1.1943; вошел в состав герм, флота 1.5.1943. Поврежден в результате навигацион­ной аварии (по другим данным, авиационной торпедой) у Ла-Сьота 11.7.1943; ремонт — 2 мес. 13.10.1943 начато переоборудование в ТЩ М-6063. Затоплен в Марселе 28.8.1944.

SG-18 — бывший франц. сетевой заградитель "Le Gladiateur". 27.10.1942 затоплен в Тулоне, поднят немцами 20.3.1943; вошел в состав герм, флота в январе 1944 г. Потоплен в Тулоне амер. авиаци­ей 4.2.1944.

SG-19 — бывший франц. п/х; захвачен в Марселе в ноябре 1942 г. Потоплен авиацией союзников 12.9.1944 в устье р. Эбро.

SG-20 — бывший итал. MM "Generale Achille Papa"; захвачен герм, войсками в Генуе 9.9.1943; вошел в состав герм, флота 17.10.1943 как мм ТА-7, но 18.10.1943 переклассифицирован в быстроходный эскортный корабль SG-20. Поврежден 1.11.1943 в результате подры­ва на мине; во время ремонта 6.1.1944 потоплен амер. авиацией в Генуе, поднят и 25.4.1944 затоплен как брандер в Остии.

SG-23 — бывшая яхта "Princess Alice" князя Монако Альберта I; в начале войны служила в составе брит, флота, затем захвачена италь­янцами. 8.9.1943 захвачена герм, войсками; планировалась к переобо­рудованию в плавбазу катеров-тральщиков, но в июле 1944 г. вошла в состав герм, флота как SG-23. Затоплена в Марселе 27.8.1944.

SG-24 — бывший франц. кабелеукладчик; в 1940 г. входил в состав франц. флота как ВКР Х-81. Захвачен герм, войсками в ноябре 1942 г., но переоборудование не закончено; затоплен в Марселе 27.8.1944.

SG-25 — бывший франц. авизо 1-го класса типа "Amiens". Затоп­лен в Тулоне 27.10.1942, поднят немцами в декабре 1942 г.; вошел в состав герм, флота 5.5.1943 как ТЩ М-6060. В начале 1944 г. пере­оборудован в эскортный корабль SG-25.1.3.1944 поврежден в резуль­тате пожара — не отремонтирован; 3.8.1944 затоплен в Тулоне.

 

Охотники за подводными лодками типа Uj-201 — 17+8 единиц

75.jpg

 

Uj-201 (б. "Egeria", CRDA, 15.2.1943/3.7.1943/28.1.1944 —погиб 29.4.1944),

Uj-202 (б. "Melpomene", CRDA, 25.3.1943/29.8.1943/1944 — погиб. 1.11.1944),

Uj-205 (б. "Colubrina", Br, 14.3.1942/7.12.1942/11.1.1944 —по­гиб 27.3.1945),

Uj-206 (б. "Bombarda", Br, 31.8.1942/1943/1944 — затоп­лен 25.4.1945),

Uj-208 (б. "Spigarda", Br, 14.3.1942/23.3.1943/22.4.1944 — погиб. 1.11.1944),

Uj-2221 (6. "Vespa", NM, 4.5.1942/22.11.1942/ 2.9.1943 — затоплен 25.4.1945),

Uj-2222 (6. "Tuffetto", An, 15.3.1943/ 25.8.1943/3.3.1944 — затоплен 25.4.1945),

Uj-2223 (6. "Marangone", An, 15.3.1943/16.9.1943/16.8.1944 — погиб 16.8.1944),

Uj-2224 (6. "Strolaga", An, 15.3.1943/1943/25.3.1944—затоплен 25.4.1945),

Uj-2226 (6. "Artemide", CRDA, 9.3.1942/10.8.1942/10.10.1942 — затоплен 25.4.1945),

Uj-2227 (6. "Persefone", CRDA, 9.3.1942/21.9.1942/28.11.1942 —затоплен 25.4.1945),

Uj-2228 (6. "Euterpe", CRDA, 2.4.1942/22.10.1942/20.1.1943 — затоплен 25.4.1945),

Uj-6081 (6. "Camoscio", ОТО, 21.1.1942/9.5.1942/18.4.1943 — погиб 15.8.1944),

Uj-6082 (6. "Antelope", ОТО, 21.1.1942/9.5.1942/ 11.11.1943 — затоплен 25.4.1945),

Uj-6083 (6. "Capriolo", ОТО, 3.6.1942/ 5.12.1942/нет данных — погиб 17.8.1944),

Uj-6084 (б. "Alee", ОТО, 27.5.1942/5.12.1942/нет данных — затоплен 25.4.1945),

Uj-6085 (б. "Renna", ОТО, 31.5.1942/5.12.1942/нет данных — погиб 4.9.1944)

 

660/743 т; 58,8/64,4x8,7x2,5 м; 2 диз., 3500 л.с.; 18 уз.; 70 т соляра; 3000 (15) миль. Эк. 100 чел. 1 — ЮО-мм/47, 2 — 37-мм/54, 14 — 20-мм/65 и 20-мм/70, 8 БМБ, 2 БС (ок. 70 ГБ).

 

Бывшие итал. корветы типа "Аре". Из 60 заказанных единиц в со­став итальянского флота до капитуляции Италии вступили 28. В сен­тябре 1943 г. большое число кораблей данного типа было захвачено герм, войсками в боеготовом ("Artemide", "Antelope", "Camoscio", "Vespa") или недостроенном состоянии. Кроме того, "Persefone" и "Euterpe" 9.9.1943 затоплены итал. экипажами, подняты немцами и восстановлены. Все эти корабли включили в состав герм, флота в ка­честве охотников за подводными лодками (U-Boot-Jager). Из недостро­енных до поражения Германии в строй введено 11 единиц. Не до­строены: Uj-203 (б. "Tersicore"), Uj-204 (б. "Euridice"), Uj-207 (б. "Carabina"), Uj-209 (6. "Scure"), Uj-2225 (6. "Ardea"), Uj-6086 (6. "Cervo"), Uj-6087 (6. "Daino"), Uj-6088 (6. "Stambecco").

В составе герм, флота корабли подвергались минимальным пере­делкам. Uj-206 и Uj-207 не имели предусмотренных проектом элект­родвигателей для бесшумного ходя во время атаки на ПЛ. Все воору­жение итал. производства, но его состав варьировался, так часть ко­раблей не имела 37-мм автоматов и БС; число 20-мм автоматов колебалось от 7 до 14.

Uj-201 потоплен 29.4.1944 франц. лидерами "Le Terrible" и "Le Malin" в Адриатическом море. Uj-202 и Uj-208 потоплены 1.11.1944 брит. ЭскМ "Avon Vale" и "Wheatland" в районе Зары. Uj-205 потоплен 27.3.1945 в Шибенике авиацией союзников. Uj-2223 потоплен 16.8.1944 в Генуе амер. авиацией. Uj-6081 потоплен 15.8.1944 амер. ЭМ "Somers" вост. Тулона. Uj-6083 потоплен 17.8.1944 амер. ЭМ "Endicott" и брит. КЛ "Aphis", "Scarab" зап. Тулона. Uj-6085 потоплен 4.9.1944 в Генуе брит, авиацией.

Остальные корабли затоплены 25.4.1945: Uj-206 — в Венеции; Uj-2221, 2222, 2224, 6082 и 6084 — в Генуе; UJ-2226-2228 — в Монфальконе.

 

Охотники за подводными лодками типа KUj — 21+2 единицы

 

KUj-1 — KUj-18, KUj-21 — KUj-25. Вступили в строй в 1943 — 1945 гг.

 

725/1008 т; 53,7/58,7x8,4x3,5 — 4,4 м; 1 ПМ, 1 ПК, 960 л.с.; 12,8 уз.; 193 т угля; 4700 (12,5) миль. Эк. 61 чел. 1 — 88-мм/45, 1 — 37-мм/83, 1x4 и 3x1 — 20-мм/65 (на поздних до 14 — 20-мм).

 

Единственные германские охотники за ПЛ специальной постройки. Проект "военного охотника" (Kriegs-Ujager) был разработан на основе рыболовного траулера с адаптацией под требования флота. Для улуч­шения мореходности увеличена длина полубака, ходовая рубка сдви­нута в нос. Оснащались одновальной паромашинной ЭУ, работавшей на угле, гидроакустической аппаратурой и имели большой запас ГБ. Число 20-мм автоматов на поздних кораблях увеличено до 14.

Строились на различных предприятиях в Германии и оккупирован­ных стран. Всего в 1942 г. заказано 25 единиц, из которых в строй ус­пели войти 21; находившиеся в высокой степени готовности KUJ-17 и KUj-18 достроены после войны.

В годы войны потеряно 12 единиц. KUj-1 (Uj-1219) (В германском флоте нумерация вспомогательных боевых кораблей (ТЩ, СКР, охот­ников за ПЛ), переоборудованных из мобилизованных судов, велась по принципу организационной принадлежности. Корабль имел тактический номер из 3 — 4 цифр, из которых одна - две первые обозначали номер соединения (флотилии), а две по­следние — номер единицы в соединении. При переподчинении корабля другому со­единению номер менялся. Для удобства идентификации мы приводим как построеч­ные, так и тактические номера кораблей (последние — на момент гибели).) потоплен 20.10.1944 торпедой сов. ПЛ В-4 у м. Нордкин. KUj-7 (UJ-1113) и KUJ-11 (UJ-1116) погибли 21.12.1944 на минах у маяка Фойерштейн. KUj-8 (Uj-1220) потоплен 12.10.1944 торпедой сов. ПЛ В-2 у Берлевога. KUj-9 (Uj-1433) потоплен 28.8.1944 брит. ТКА у м. Антифер. KUj-10 (UJ-1224) потоплен 15.9.1944 сов. авиацией в Конгс-фьорде. KUj-14 (Uj-1713), KUj-15 (Uj-1221) и KUj-25 (Uj-1223) потоплены 13.11.1944 брит. KPT "Kent", КРЛ "Bellona" и ЭМ "Myngs", "Verulam", "Zambesi", "Algonquin" у Эгерсунна. KUj-13 (Uj-1210) потоплен 9.10.1943 брит, авиацией в Готен-хафене. KUj-21 (Uj-1209) потоплен 20.6.1944 торпедой сов. ПЛ С-104 в Тана-фьорде. KUj-22 (UJ-1409) погиб 21.12.1944 на мине у Ла-Паллиса.

KUj-3, KUj-4, KUj-6, KUJ-16 и KUj-17 по репарациям переданы СССР. Остальные после войны использовались в различных качествах до 1960-х гг.

 

Многоцелевые корабли типа MZ — 1+3 единицы

 

MZ-1 (St, 1943/1944/1945 — передан Великобритании в 1945)

 

285/315 т; 50/52x8,3x2,1 м; 1 диз., 1098 л.с.; 14 уз.; 17,5 т соляра; 1000 (14) миль. Эк. 53 чел. 2x1 — 88-мм/45,1x1 — 37-мм/83,1x4 и 2x2 — 20-мм/65, 2x1 — 533-мм ТА.

 

Относительно дешевые многоцелевые корабли (Mehrzwecke-Fahrzeuge) для действий в прибрежных водах. Могли использоваться в качестве эскортных, противолодочных или тральщиков. Имели оригиналь­ную ЭУ: один дизель работал через редуктор на 2 вала. В 1943 г. заказа­но 12 единиц; начато постройкой 4 (MZ-1 — MZ-4), но достроен лишь 1. В 1945 г. захвачен брит, войсками, дальнейшая судьба неизвестна.

 

Патрульные корабли типа РА-1 — 3+1 единица

76.jpg

 

РА-1 (б. "Sabre", Рё, 1939/1941/15.4.1944 — погиб 24.8.1944),

РА-2 (б. "Hallebarde", Рё, 1939/1941/10.11.1943 — погиб 15.6.1944),

РА-3 (б. "Poignard", Рё, 1939/1941/10.11.1943 — исключен 17.8.1944),

РА-4 (б. "Arquebuse", Рё, 1939/1941/не достроен — затоплен 8.1944).

 

930/1170 т; 58/62x10x4,3 м; 1 ПМ, 2 ПК, 2700 л.с.; 16 уз.; 230 т нефти; 7000 (10) миль. Эк. 55 чел. 1x1 — 105-мм/45, 2x2 — 37-мм/83, 2x4 и 2x1 — 20-мм/65.

 

В 1939 г. для ВМС Франции заложили 18 корветов брит, типа "Flower", причем 6 из них строились на франц. верфи в Сен-Назере и были за­хвачены герм, войсками в июне 1940 г. Достройку 4 единиц продолжи­ли для герм, флота в качестве патрульных кораблей с усиленным зе­нитным вооружением.

РА-1 поврежден авиацией союзников во время достройки.

РА-2 и РА-1 потоплены брит, авиацией в Гавре 15.6.1944 и 24.8.1944 соответственно; РА-3 поврежден брит, авиацией в Гавре, исключен 17.8.1944; недостроенный РА-4 затоплен в Нанте в августе 1944 г.

 

Сторожевые корабли типа "Elbe" — 2 единицы

 

"Elbe" (W, 1929/24.1.1931/1.11.1931 — передан СССР в 1945),

"Weser" (W, 1929/24.1.1931/11.1931 —слом в 1954).

 

820/870 т; 54,3/58x8,5x3,7 м; 2 диз., 1600 л.с.; 14 уз.; 87 т соляра; 10 500 (11) миль. Эк. 65 чел. 1x1 — 88-мм/45,1x1 — 37-мм/83.

 

Корабли охраны рыболовства, построены по заказу министерства финансов. С началом войны переклассифицированы в СКР. "Elbe" по репарациям передан СССР как "Терек".

 

Сторожевые корабли типов "Zick" и "Kamerun" — 4 единицы

78.jpg

77.jpg

 

Тип "Zick" (2 единицы):

"Zick" (б. "Trygg", Но, 31.5.1919 — погиб 23.10.1944),

"Zack" (б. "Snogg", Но, 2.9.1920 — погиб 6.9.1943).

Тип "Kamerun" (2 единицы):

"Kamerun" (б. "Rauma", Ny, 1939 — возвращен Норвегии в 1947),

"Togo" (б. "Otra", Ny, 5.8.1939 — воз­вращен Норвегии в 1947).

 

Тип "Zick": 220 (норм.)/256 т; 53x5,5x2 м; 2 ПМ, 2 ПК, 3600 л.с.; ок. 17 уз.; 30 т нефти. Эк. 37 чел. 1 — 76-мм, 2 — 20-мм, 1x2 — 450-мм ТА, 8-10 ГБ.

Тип "Kamerun": 320/380 т; 52,1x7,05x2 м; 2 ПМ, 1 ПК, 900 л.с.; 13,5 уз.; 1400 (9) миль; Эк. 23 чел. 1 — 76-мм, 2 — 20-мм, 2 — 12,7-мм, 20 мин.

 

Бывшие норвежские мм типа "Snogg" (тип "Zick") и ТЩ типа "Otra" (тип "Kamerun"), захваченные в Норвегии в апреле мае 1940 г. Всту­пили в строй герм, флота в качестве СКР: "Zick" — 1.8.1940, "Zack" — 18.5.1940, "Kamerun" — 18.4.1940, "Togo" — 10.4.1940.

"Zick" впоследствии переименован в V-5501 и V-5506; потоплен 23.10.1944 брит, авиацией в Кьельте-фьорде. "Zack" переименован в V-5504 и V-5502; погиб 6.9.1943 в результате навигационной аварии в р-не Бергена.

"Kamerun" впоследствии переименован в NO-01, V-5908; "Togo" — в NO-02, V-5908, NT-05, V-6512; оба возвращены Норвегии в 1947 г., слом в 1963 г.

 

Катера типа KFK — 610 единиц

 

KFK-1 — KFK-561, KFK-612 — KFK-641, KFK-655 — KFK-659, KFK-662 — KFK-668, KFK-672 — KFK-674, KFK-743, KFK-746, KFK-749, KFK-751. Вступили в строй в 1942 — 1945 гг.

 

Полное — 110 т; 20,57/24x6,4x2,75 м; 1 диз., 175 л.с.; 12 уз.; 6 — 7 т соляра; 1200 (7) миль. Эк. 15 — 18 чел. 1 — 37-мм/83, 1 — 6 — 20-мм/65.

 

Проект универсального катера типа KFK (Kriegsfischkutter — "воен­ный рыболовный катер") разработан в конце 1941 г. на базе рыболов­ного сейнера. После небольшого дооборудования они могли исполь­зоваться в роли тральщиков (неся при этом контактные, магнитные, акустические тралы), охотников за подводными лодками (ГАС, до 12 ГБ) или сторожевых катеров. Корпус деревянный. Базовое вооруже­ние включало 1 37-мм на площадке в носовой части, и 1 — 2 20-мм, но на практике состав вооружения варьировался, многие катера нес­ли 1x4 20-мм на надстройке. Строились различными предприятиями в Германии и других странах (в том числе в нейтральной Швеции). Всего заказано 1072 единицы, из которых в строй вошло 610. Оказа­лись весьма удачными, особенно по критерию "стоимость/эффектив­ность", и использовались на всех театрах.

В ходе боевых действий погибло 199 единиц; передано по репара­циям (включая недостроенные): СССР — 147 единиц, США — 156, Великобритании — 52.