История возникновения

 

Первыми лидерами флотилий эсмин­цев специальной постройки в японском флоте стали небольшие крейсера «Тен-рю» и «Тацута». Только их и эксперимен­тальный «Юбари», который также боль­шую часть карьеры служил лидером, японцы называли крейсерами «малой модели». Кроме одинаковых функций и размеров, эти три корабля имели опре­деленное сходство в конструкции (на­пример, трехвальную энергетическую установку) и близкие скорость и даль­ность плавания, что обусловило их сов­местное использование в начале Второй мировой войны. Они приняли участие в нескольких наступательных операциях и в знаменитой битве у острова Саво, но с переходом стратегической инициативы к противнику стали выполнять вспомога­тельные задачи, что, однако, не спасло их от торпедных атак подводных лодок.

Термин «флотилия эсминцев», или «эскадра эсминцев» (суирайсентай) в японском императорском флоте появил­ся 10 июля 1914 г. До этого эсминцы и миноносцы сводились в отряды или ди­визионы (кутикутай) четырехкорабельного состава, прикрепленные к различ­ным базам или эскадрам. Теперь же ре­шили объединять по четыре дивизиона во флотилию во главе с легким крейсе­ром, и командовать ею должен был контр-адмирал. В каждый из флотов должны были входить две или одна фло­тилия. Это было сделано по примеру ан­гличан. Основу торпедных сил японского флота в то время составляли 375-тон­ные эсминцы со скоростью 28 уз., но и их не набиралось для укомплектования всех флотилий. А лидеров, способных с ними взаимодействовать, не было вооб­ще. Одновременно японский флот ост­ро нуждался в крейсерах для дальней разведки. 10 сентября 1915 г. морской министр Томосабуро Като представил свой план доведения флота до состава «8 — 4» (8 линкоров и 4 линейных крейсера), в принципе одобренный отделом обороны кабинета министров, но утвержденный лишь частично на 37-й сессии парламен­та в феврале 1916 г. Он включал, поми­мо других кораблей, два крейсера 2-го класса — лидера торпедных флотилий. Заказанные в рамках программы 1916 г., эти крейсера с нормальным во­доизмещением 3495 т (будущие «Тенрю» и «Тацута») должны были стать флагманами 1-й и 2-й флотилий эсмин­цев 1-го и 2-го флотов соответственно.

Согласно подготовленной в июле — сентябре 1916 г. «Программе строитель­ства флота 8 — 4» планировалась пост­ройка шести 3500-тонных лидеров типа «улучшенный «Тенрю». Но небольшие крейсера «малой модели» уже не отвечали требованиям современного мор­ского боя. Во флотах Великобритании и Германии вместо них стали строить бо­лее крупные, лучше защищенные и во­оруженные единицы. Поэтому тип «Тен-рю» повторять не стали, а на его основе подготовили проект крейсера «средней модели» с нормальным водоизмещени­ем 5500 т. Значительное увеличение размеров позволило усилить вооруже­ние (с четырех до семи 14-см орудий при бортовом залпе в шесть стволов) и уве­личить дальность плавания. В конце 1917 г. предусмотренные последней про­граммой девять крейсеров заменили во­семью 5500-тонными, которые могли бы выполнять как функции разведчиков, так и лидеров эсминцев, и одним экспери­ментальным «малого» проекта. Еще три крейсера по 5500 т включили в «Про­грамму строительства флота 8 — 6», принятую на 40-й сессии парламента 12 марта 1918 г. Но эти корабли все рав­но получались слабее иностранных, по­этому ведущий конструктор японского флота Юдзуру Хирага настаивал на по­стройке серии 7500-тонных крейсеров-разведчиков с хорошей броневой защи­той и вооружением из 20-см орудий. А для доказательства возможности постройки таких кораблей в пределах огра­ниченного водоизмещения он добился включения в программу небольшого «экспериментального» крейсера, на ко­тором собирался проверить свои идеи.