Служба в 1919 — 1936 гг. и первые модернизации

 

«Тенрю»

 

После вступления в строй «Тенрю» причислили к военно-морской станции в Куре, а 1 декабря он стал флагманом 2-й флотилии (эскадры) эсминцев 2-го фло­та. 29 августа 1-я и 2-я флотилии во гла­ве со своими лидерами «Тацута» и «Те­нрю» вышли из Йокосуки в поход к рос­сийскому побережью, а 10 (2 ФЭМ) и 7 (1 ФЭМ) сентября вернулись в Отару (о.Хоккайдо). 18 апреля 1921 г. только что вошедший в строй «Китаками» сме­нил «Тенрю» в качестве лидера 2-й ФЭМ, поскольку 5500-тонные крейсера считались более подходящими для вза­имодействия с новыми быстроходными эсминцами типа «Минекадзэ». «Тенрю» же 20 апреля поставили в резерв в Куре, но уже 1 декабря назначили флагманом 1-й ФЭМ 1-го флота, укомплектованной новыми эсминцами 2-го класса.

Весной 1922 г. крейсер получил ра­диопеленгатор (гониометр), который ус­тановили перед орудием № 3. Лето ко­рабль провел в маневрах со своими эс­минцами у берегов Редзюна (Порт-Артур) и Дальнего Востока, а 1 декабря снова стал в резерв в Куре. В течение двух последующих лет «Тенрю» 1 дека­бря становился лидером 1-й ФЭМ 1-го флота. 8 марта 1924 г. крейсер во главе флотилии вышел из Сасебо в китайские зоды, и 30-го числа прибыл в Мако.

1 декабря 1925 г. корабль поставили в резерв в Куре. 5 февраля 1927 г. он вошел в состав Первой посыльной эскад­ры, патрулировавшей во время восста­ния и гражданской войны у устья Янцзы в районе Шанхая. 3 июня «Тенрю» вер­нулся в Куре для прохождения планового ремонта, в ходе которого была увеличе­на высота банкетов ТА и установлена но­вая радиостанция мощностью 6 кВт.

1 декабря того же года еще не закон­чивший ремонт «Тенрю» снова стал флагманом 1-й ФЭМ. 29 марта 1928 г. флотилия вышла из бухты Ариаке и дей­ствовала в водах Центрального и Южно­го Китая, посетила Гонконг, а 15 апреля вернулись в Мако.

С 1 декабря 1928 по 8 октября 1931 г. «Тенрю» входил в состав Соединения ВМБ Куре, выполняя функции охранного и учебного корабля для школы подвод­ников. В середине 1930 г. он прошел мо­дернизацию на верфи Куре с заменой фок-мачты на треногую (для большей устойчивости директора на фор-марсе) и установкой закрытого ходового мости­ка (крыша оставалась брезентовой).

9 октября 1931 г. «Тенрю» снова по­пал в Первую посыльную эскадру, которая в тот же день вышла из Ку­ре к устью Янцзы. Из-за необ­ходимости постоянного присут­ствия японских кораблей у бе­регов Китая 2 февраля 1932 г. был образован 3-й флот (Флот китайского района), куда «Тенрю» вошел 1 августа.

20 мая 1933 г. «Тенрю» вмес­те со старым крейсером «Идзумо» и тремя эсминцами 27-го дивизиона образовал 10-ю эска­дру 3-го флота. В начале октяб­ря крейсер вернулся в Куре, где с 3 октября по 27 ноября про­шел текущий ремонт с модерни­зацией торпедопогрузочного оборудования. 15 ноября «Тен­рю» причислили к ВМБ Редзюн, куда он перешел 3 декабря.

Первые месяцы 1934 г. ко­рабль провел в плаваниях по Желтому морю, с заходами в Чи-фу (январь), Циндао (февраль) и Дайрен (март). Затем действо­вал у устья Янцзы, а осенью вер­нулся в Куре. 15 ноября его на­значили в Охранную эскадру Ку­ре и снова стали использовать для нужд школы подводников.

На время больших маневров лета 1935 г. крейсер временно причислили к 9-й эскадре 4-го флота (сюда также вхо­дили «Китаками», «Оои» и «Кисо»). Во время тайфуна 26 сентября «Тенрю» получил небольшие повреждения корпу­са, которые были исправлены на верфи в Куре (с 10 октября 1935 г. по 31 марта 1936г.).

 

«Тацута»

 

Первым вошедший в строй 31 марта 1919 г. «Тацута» был сразу приписан к базе Сасебо и стал флагманом 1-й фло­тилии эсминцев 1-го флота, заменив ус­таревший «Тоне». В августе — сентябре 1920 г. он принял участие в походе 1-й и 2-й ФЭМ к берегам Дальнего Востока.

19 августа следующего года «Тацута» с эсминцами 15, 25-го и 26-го дивизионов совершил поход к Циндао, а 30-го числа вернулся в Сасебо. 1 декабря крейсер встал в резерв в своей базе, но ровно через год снова возглавил 1-ю флоти­лию (25, 26, 27-й и 28-й ДЭМ). В апреле 1923 г. на нем установили радиопелен­гатор (перед орудием № 3). С 1 декабря 1923 г. по 6 июня 1925-го крейсер нахо­дился в Сасебо в резерве (2 — 9 сентя­бря 1924 г. временно входил в Первую посыльную эскадру).

В ходе маневров 19 марта 1924 г. «Та­цута» в трех милях от входа в гавань Са­себо случайно потопил 772-тонную под­лодку № 43 из состава 22-го дивизиона, входившего в соединение охраны базы. Лодка должна была провести атаку кон­воя из двух судов (одним из них была ба­за подлодок «Мисима» — бывший рус­ский броненосец «Адмирал Сенявин»), который и охраняли «Тацута» вместе с пятью эсминцами 28-го и 29-го дивизио­нов. Крейсер таранил лодку в левый борт, и она быстро затонула на глубине 45 м со всем экипажем из 45 человек.

С 6 июня по 31 августа 1925 г. «Тацу­та» входил в Первую посыльную эскад­ру, действовавшую у устья Янцзы, после чего был поставлен в резерв. В ходе ре­монта на верфи Сасебо в апреле — де­кабре 1926 г. на нем повысили банкеты ТА. 1 декабря крейсер стал флагманом 1-й ФЭМ 1-го флота, а ровно через год опять перешел в резерв.

Следующие 7 лет «Тацута» или нахо­дился в резерве в Сасебо (1.12.1927 -29.11.1929 и 1.12.1930 — 30.11.1931), или служил в составе базового соединения (30.11.1929 — 30.11.1930 и 1.12.1931 -10.12.1933), которое 11 декабря 1933 г. было реорганизовано в Охранную эскад­ру Сасебо. В мае 1932 г. крейсер перевез останки генерала Сиракавы из Шанхая в Йокосуку (генерал погиб в результате взрыва бомбы, брошенной неким корей­цем во время парада 29 апреля, посвя­щенного дню рождения императора). С 16 апреля по 25 мая следующего года «Тацута» проходил ремонт и модерни­зацию на верфи флота в Сасебо (уста­новлены треногая фок-мачта и закры­тый мостик).

6 марта 1934 г. «Тацута» вместе с дру­гими кораблями Охранной эскадры Са­себо начал маневры к западу от Нагаса­ки. В ночь на 12-е он должен был изоб­ражать мишень для торпедных атак ми­ноносцев 21-го дивизиона «Чидори» и «Томодзуру». В условиях начавшегося шторма крейсер испытывал сильную бортовую качку, кренясь по 30° на каж­дый борт; а размахи на миноносцах до­стигали 40 — 45°. После исчезновения «Томодзуру» в течение ночи и утра про­изводил поиск пропавшего корабля и в 14.05 «Тацута» обнаружил нечто, напо­минавшее подлодку в позиционном по­ложении. Однако с уменьшением дис­танции стало ясно, что за рубку субма­рины приняли руль плававшего кверху килем миноносца. После нескольких не­удачных попыток «Тацуте» удалось за­вести тросы за гребные валы минонос­ца, и он начал буксировку со скоростью 2 — 3 уз. В 7.25 следующего утра на входе в гавань Сасебо крейсер сменили портовые буксиры.

15 ноября 1934 г. «Тацута» стал флаг­маном только что сформированной 5-й флотилии, вошедшей в состав 3-го фло­та, действующего в районе Шанхая. Но ровно через год он уступил место «Юбари», вернувшись в Охранную эскадру Сасебо.