Прочие боевые и вспомогательные корабли и суда

 

Вспомогательные крейсера — 11 единиц

19.jpg

20.jpg

21.jpg

22.jpg

23.jpg

 

"Orion" (HSK-1, Schiff 36, б. "Kurmark", BuV, 1930, вошел в состав флота 9.12.1939 —погиб 4.5.1945),

"Atlantis" (HSK-2, Schiff 16, б. "Goldenfels", V, 1937, вошел в состав флота 19.12.1939 — погиб 22.11.1941),

"Widder" (HSK-3, Schiff 21,6. "Neumark", H, 1929, вошел в состав флота 30.11.1939 — передан Великобритании в 1945),

"Thor" (HSK-4, Schiff 10, б. "Santa Cruz", DwH, 1938, вошел в состав флота 15.3.1940 — погиб 30.11.1942),

"Pinguin" (HSK-5, Schiff 33, б. "Kandelfels", Dm, 1936, вошел в состав флота 6.2.1940 — погиб 8.5.1941),

"Stier" (HSK-6, Schiff 23, б. "Cairo", G, 1936, вошел в состав флота 9.11.1941 — погиб 27.9.1942),

"Komet" (HSK-7, Schiff 45, б. "Ems", DwH, 1937, вошел в состав флота 2.6.1940 — погиб 14.10.1942),

"Kormoran" (HSK-8, Schiff 41, б. "Steiermark", G, 1938, вошел в состав флота 9.10.1940 — погиб 20.11.1941),

"Michel" (HSK-9, Schiff 28, б. "Bielsko", DzW, 1939, вошел в состав флота 17.9.1942 — погиб 17.10.1943),

"Coronel" (HSK-10, Schiff 14, б. "Togo", V, 1938, вошел в состав флота в декабре 1942 — передан Великобритании в 1945),

"Hansa" (HSK-11, Schiff 5, б. "Meersburg", BoW, 1939, вошел в состав флота 19.2.1944 — пере­дан Великобритании в 1945).

 

"Orion":

15 700 т (полное)/7021 брт; 148x18,6x8,2 м; 2 ТЗА, 6200 л.с.; 14 уз.; 4100 т нефти; 35 000 (10) миль. Эк. 376 чел. 6x1 — 150-мм/45, 1x1 — 75-мм/35, 1x2 — 37-мм/83, 4x1 — 20-мм/65, 2x3 — 533-мм ТА, 228 мин, 2 гидросамолета.

"Atlantis":

17 600 т (полное)/7862 брт; 155x18,7x8,7 м; 2 диз., 7600 л.с.; 16 уз.; 3200 т соляра; 60 000 (10) миль. Эк. 379 чел. 6x1 — 150-мм/45, 1x1 — 75-мм/35, 1x2 — 37-мм/83, 4x1 —20-мм/65, 4x1 — 533-мм ТА, 92 мин, 2 гидросамолета.

"Widder":

16 800 т (полное)/7851 брт; 152x18,2x8,3 м; 2 ТЗА, 6200 л.с.; 14 уз.; 4100 т нефти; 34 000 (9) миль. Эк. 363 чел. 6x1 — 150-мм/45, 1x1 — 75-мм/35, 1x2 — 37-мм/83, 4x1 — 20-мм/65, 2x2 — 533-мм ТА, 92 мины, 2 гидросамолета.

"Thor":

9200 т (полное)/3862 брт; 122x16,7x7,1 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 6500 л.с.; 18 уз.; 3144 т нефти; 40 000 (10) миль. Эк. 345 чел. 6x1 — 150-мм/45, 1x1 — 60-мм/18, 1x2 — 37-мм/83, 4x1 — 20-мм/65, 2x2 — 533-мм ТА, 30 мин, 1 гидросамолет.

"Pinguin":

17 600 т (полное)/7766 брт; 155x18,7x8,7 м; 2 диз., 7600 л.с.; 17 уз.; 3000 т соляра; 60 000 (12) миль. Эк. 420 чел. 6x1 — 150-мм/45, 1x1 — 75-мм/35, 1x2 — 37-мм/83, 4x1 — 20-мм/65, 2x2 — 533-мм ТА, 380 мин, 2 гидросамолета.

"Stier":

11 000 т (полное)/4778 брт; 134x17,3x7,2 м; 1 диз., 3750 л.с.; 14 уз.; 2100 т соляра; 38 000 (10) миль. Эк. 324 чел. 6x1 — 150-мм/48, 1x2 — 37-мм/83, 4x1 — 20-мм/65, 2x1 — 533-мм ТА, 2 гидросамолета.

"Komet":

7500 т (полное)/3278 брт; 115,4x15,3x6,5 м; 2 диз., 3900 л.с.; 16 уз.; 2485 т соляра; 61 000 (9) миль. Эк. 267 чел. 6x1 — 150-мм/45, 1x1 — 60-мм/18, 1x2 — 37-мм/83,4x1 — 20-мм/65, 2x2 и 2x1 — 533-мм ТА, 30 мин, 2 гидросамолета, ТКА LS-2.

"Kormoran":

19 900 т (полное)/8736 брт; 164x20,2x8,5 м; 4 ДГ, 2 ЭД, 16 000 л.с.; 18 уз.; 5200 т соляра; 84 500 (10) миль. Эк. 400 чел. 6x1 — 150-мм/45, 4 — 37-мм/83, 4x1 — 20-мм/65, 2x2 и 2x1 — 533-мм ТА, 360 мин, 1 гидросамолет, ТКА LS-3.

"Michel":

10 900 т (полное)/4740 брт; 132x16,8x7,4 м; 2 диз., 6650 л.с.; 16 уз.; 2500 т соляра; 34 000 (10) миль. Эк. 300 чел. 6x1 — 150-мм/45, 1x1 — 105-мм/45, 2x2 — 37-мм/83, 4x1 — 20-мм/65,2x2 и 2x1 — 533-мм ТА, 30 мин, 1 гидросамолет, ТКА LS-4.

"Coronel":

12 700 т (полное)/5042 брт; 134x17,9x7,9 м; 1 диз., 5100 л.с.; 16 уз.; 2600 т соляра; 36 000 (10) миль. Эк. 350 чел. 6x1 — 150-мм/48, 5x1 — 40-мм/56, 8x1 — 20-мм/65, 3 гидросамолета.

"Hansa":

19 200 т (полное)/9138 брт; 153x20,1x8,7 м; 2 диз., 9000 л.с.; 17 уз.; 4500 т соляра; 65 000 (15) миль. 8x1 — 150-мм/48, 1x1 — 105-мм/45, 2x2 — 37-мм/83, 28 — 20-мм/65, 4x1 — 533-мм ТА.

 

 

Германские вспомогательные крейсера предназначались для действий против торгового судоходства в океане. Переоборудовались из грузовых судов. Вооружение маскировалось. Имели тройное обозначение: имен­ное название; номер вспомогательного крейсера (HSK Handels-Stor-Kreuzer) и номер вспомогательного судна (Schiff). Всего в ВКР переобо­рудовано 11 судов, из которых 9 совершили боевые походы.

"Atlantis" — рейдерство с 31.3.1940; уничтожено 22 судна (145 697 брт). 22.11.1941 потоплен брит. KPT "Devonshire" сев.-вост. о. Св. Елены.

"Orion" — рейдерство с 6.4.1940 по 23.8.1941; уничтожено 11 судов (73 477 брт). В 1942 г. переименован в "Kurmark"; в 1943 г. переобору­дован в учебно-артиллерийский корабль и 12.1.1944 вошел в строй как

"Hector"; в начале 1945 г. переименован в "Orion"; 4.5.1945 потоплен сов. штурмовиками Ил-2 у Свинемюнде.

"Widder" — рейдерство с 5.5 по 31.10.1940; уничтожено 10 судов (58 644 брт). Впоследствии использовался как плавмастерская; по ре­парациям передан Великобритании.

"Thor" — рейдерство с 6.6.1940 по 31.4.1941; унич­тожено 12 судов (96 546 брт), в том числе брит. ВКР "Voltaire". Второе рейдерство с 17.1 по 9.10.1942; унич­тожено 10 судов (56 093 брт). Погиб 30.11.1942 в Ио­когаме в результате взрыва на герм, судне снабжения "Uckermark".

"Komet" — рейдерство с 3.7.1940 по 26.11.1941; уничтоже­но 7 судов (41 568 брт). 14.10.1942 при выходе во второе рей­дерство потоплен в Ла-Манше брит. ТКА и ЭМ.

"Pinguin" — рейдерство с 15.6.1940; уничтожено 32 судна (154 619 брт). 8.5.1941 потоплен брит. KPT "Cornwall" сев. Сей­шельских о-вов.

"Kormoran" — рейдерство с 3.12.1940; уничтожено 11 судов (68 274 брт) и брит. КРЛ "Sydney". В бою с последним 20.11.1941 получил тяжелые повреждения и затонул в 300 милях зап. Австралии.

"Michel" — бывший польский т/х, захваченный в Данциге в сентябре 1939 г. Рейдерство с 9.3.1942 по март 1943 г.; уничтожено 14 судов (94 363 брт). Второй поход из Японии летом 1943 г. — уничтожено 3 суд­на (27 632 брт). 17.10.1943 торпедирован амер. ПЛ "Tarpon" у Иокогамы.

"Stier" — рейдерство с 10.5.1942; уничтожено 4 судна (29 409 брт). 27.9.1942 затонул от повреж­дений, полученных в бою с амер. п/х "Stephen Hopkins" в Южной Атлантике.

"Coronel" — вошел в строй 1.3.1940 как вспомо­гательный минный заградитель "Togo". В 1941 — 1942 гг. переоборудован в ВКР. В рейдерство не выходил. В октяб­ре 1943 г. переоборудован в корабль наведения ночной ис­требительной авиации; по репарациям передан Великобри­тании.

"Hansa" — бывший датский т/х, захваченный в Копенгаге­не 9.4.1940. Переоборудован в ВКР в 1942 — 1943 гг. В рей­дерство не выходил. Использовался как учебное судно и судно-цель; по репарациям передан Великобритании.

 

Авизо "Grille" — 1 единица

24.jpg

 

"Grille" (BuV, 17.7.1934/15.12.1934/20.5.1935 —передан Великобри­тании в 1945)

 

2560/3420 т; 115/135 (143 с бушпритом)х13,5x3,8 — 4,2 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 22 000 л.с.; 26 уз.; 1000 т нефти; 9500 (19) миль. Эк. 257 чел. 3x1 — 105-мм/45, 2x2 — 37-мм/83, 4x1 — 20-мм/65.

 

Построен в качестве правительственной яхты, официально клас­сифицировался как авизо, также использовался как штабной, учеб­ный и корабль-мишень (в последнем случае — при испытаниях авиа­ционных торпед). Имел легко узнаваемый "яхтенный" силуэт с бушп­ритом и экспериментальную силовую установку — первый корабль с высоконапорными ПК Бенсона (80 атм.). С началом войны оборудо­ван в качестве вспомогательного минного заградителя, но затем ис­пользовался преимущественно как штабной корабль. По репарациям передан Великобритании.

 

Штабной корабль "Hela" — 1 единица

25.jpg

 

"Hela" (St, 1937/28.12.1939/16.10.1940 — передан СССР в 1945)

 

2113/2520 т; 92,5/99,8x12,7x3,7 — 4 м; 2 диз„ 4720 л.с.; 16,3 уз.; 280 т соляра; 2000 (15) миль. Эк. 259 чел. 2x1 — 105-мм/45, 1x1 — 37-мм/83, 2x1 — 20-мм/65.

 

Официально классифицировался как тендер, но по сути являлся штабным кораблем. Заказан в 1936 г., строился около трех лет, что было вызвано задержкой готовности дизелей MAN. Имел обширные рабочие помещения для штаба, кубрики и каюты для его персонала (на 108 чел.), а также мощные средства связи. Первоначальным про­ектом предусматривалось наличие катапульты и гидросамолета, вме­сто которых впоследствии установили дополнительные разъездные катера. По репарациям передан СССР как "Ангара"; использовался в качестве яхты главнокомандующего ВМФ на Черном море; сохраняет­ся по настоящее время.

 

Торпедоловы

 

Массовое строительство подводных лодок потребовало соответству­ющего числа кораблей для обеспечения их боевой подготовки, в пер­вую очередь — торпедоловов. В этой роли выступали корабли как специальной постройки, так и переоборудованные из устаревших и трофейных. В конце войны использовались в основном как эскорт­ные корабли.

 

Тип "А-III": TF-1 — TF-8 (S), TF-9 — TF-12 (NS), TF-13, TF-14, TF-19, TF-20 (RDM), TF-15 — TF-18 (WF), TF-21, TF-22 (VdG), TF-23, TF-24 (RD) — 24 единицы.

 

386/489 (TF-1 — TF-8) или 368/470 (остальные) т; 58/62x6,7x2 — 2,4 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 6000 л.с.; 23,5 уз.; 71 т нефти; 1011 (12) миль. Эк. 56-67 чел.. 2x1 (на поздних 2x2) — 20-мм/65.

 

Строились по чертежам прибрежного миноносца типа A-III периода Первой мировой войны: первые 8 единиц — фирмой "Schichau" в 1940 — 1942 гг.; остальные на предприятиях оккупированной Голлан­дии, вступили в строй в 1943 — 1944 гг.; заказ на 12 единиц был отме­нен. Оборудовались двумя стеллажами на 14 торпед.

Погибли: TF-3 (22.2.1945), TF-5 (20.6.1942), TF-6, 21-22 (18.6.1945), TF-10, 12-14, 16, 19 (май 1945), TF-11 (13.8.1944), TF-18 (24.11.1944). Переданы по репарациям: TF-4, 9, 15, 17, 24 — СССР; TF-1, 20, 23 — США.

 

Тип TFA-1: TFA-1 — TFA-6 (К, 1929 — 1934) — 6 единиц

 

290/335 т; 61x6x2, м; 2 ТЗА, 2 ПК, 6000 л.с.; 27,5 уз.; 40 т нефти. Эк. 51 чел.. 2x1 — 20-мм.

 

Бывшие датские мм типа "Dragen": соответственно "Hogen", "Ornen", "Dragen", "Glenten", "Hvalen" и "Laxen". Реквизированы в 1941 г. и пере­оборудованы в торпедоловы (снимались артиллерия и ТА, оборудова­но 2 стеллажа на 8 торпед). TFA-4 погиб 3.2.1945; TFA-3 погиб 14.5.1945; остальные тяжело повреждены 14.6.1945 и сданы на слом.

 

26.jpg

Тип TFA-7: TFA-7, TFA-8, TFA-11 (1934 — 1938) — 3+1 единица

 

Стандартное — 183 т; 45x5,5x2,7 м; 2 диз., 1040 л.с.; 16 уз. Эк. 30 чел.. 2x1 — 20-мм/65.

 

Бывшие польские ТЩ "Mewa", "Rybitwa", "Czajka", построенные в Гды­не в 1934 — 1938 гг. В сентябре 1939 г. потоплены в Данцигском зал., но вскоре подняты немцами и вошли в состав герм, флота как учебные и гидрографические суда под названиями "Putzig", "Rixhoft", "Westerplatte". Первые два переоборудованы в торпедоловы в 1940 г.; "Westerplatte" — в 1943 г. К концу войны несли 1x4 и 2x2 20-мм. Однотипный "Zuraw" слу­жил в качестве учебного корабля "Oxhoft". После войны все возвращены Польше.

TFA-9 (WF, 1914) — 1 единица 180/230 т; 49,5x5,25x1,5 м; 2 ПМ, 2 ПК, 2600 л.с.; 25 уз. 2x1 — 20-мм.

Бывший голланд. MM G-16. Затоплен в Хелдере в мае 1940 г.; под­нят немцами и основательно перестроен. Погиб 3.5.1945.

 

Сторожевые корабли, охотники и тральщики, переобору­дованные из мобилизованных судов

 

"Wotan": 450 (полное)/260 брт; 40,58x6,95x3,1 м; 1 ПМ, 1 ПК, 372 л.с.; 10,5 уз.; 104 т угля. Эк. 16 чел. 1 —88-мм, 1 —20-мм, 1 пул, 6 БС (12 ГБ).

Uj-175 (Mob-FD-31): 885 т (полное)/527 брт; 58,75x8,4x3,8 м; 1 ПМ + 1 ТЗА, 1 ПК, 1050 л.с.; 12 уз.; 198 т угля; 5500 (11) миль. Эк. 29 чел. 1x1 — 88-мм, 1x1 — 37-мм; 1x4 и 5x1 — 20-мм, 4 БС (76 ГБ)

V-1112 (MFL-6): 700 т (полное)/494 брт; 46,5x8x3,2 м; 1 диз., 750 л.с.; 12 уз.; 36 т соляра. 1x1 —88-мм, 2x4 и 2x1 —20-мм.

 

Нехватку противоминных, противолодочных и патрульных кораблей герм, флот, как и другие, компенсировал за счет мобилизованных граж­данских судов. Зимой 1936/37 г. для службы в испанских водах в со­став флота было включено 12 траулеров типа "Wotan"; затем они при­менялись для отработки технических и тактических приемов исполь­зования аналогичных судов в военное время. С началом военных действий переоборудование приобрело массовый характер. Наибо­лее подходящими для этих целей были рыболовные или китобойные суда, которые становились вспомогательными тральщиками (Hilfsminensuchboote), сторожевыми кораблями (Vorpostenboote) или охотниками за ПЛ (Uboot-jager). Наличие тральных лебедок позволя­ло им работать с минными тралами и при необходимости буксиро­вать поврежденные суда. В годы войны переоборудовались и суда других классов, в том числе трофейные, что вело к большому разно­образию и бессистемности их типов и вооружения. Значительное чис­ло траулеров строилось специально для ВМС как в самой Германии (например, 21 единица типа "Mob-FD"), так и в оккупированных стра­нах (например, 12 единиц типа "MFL"). В конце 1941 г. в ответ на воз­росшую угрозу со стороны авиации противника возник еще один тип мобилизованных кораблей — "зенитные охотники" (Flak-jager), представ­лявшие собой все те же траулеры и китобои с усиленным зенитным вооружением. Вооружение охотников и СКР, как правило, состояло из 1 88-мм (реже 105-мм) орудия, 1 37-мм и 2 — 4 (к концу войны до 14) 20-мм автоматов, 2 — 4 БМБ и 6 БС; ТЩ вооружались 1 37-мм и 2 20-мм, 6 БС и несли тральное оборудование.

С появлением герм, флота на Средиземном море там также было начато переоборудование трофейных судов. Поскольку мореходные рыболовные траулеры и китобои на данном ТВД отсутствовали, пере­оборудовались каботажные пароходы, буксиры, яхты и т.д., что вело к еще большему разнообразию типов судов и вариантов их вооружения.

В ходе боевых действий погибло (включая впоследствии поднятые) 107 охотников за ПЛ, 210 тральщиков и 234 сторожевых корабля.

 

Катера охраны водного района

 

Мелкие корабли и катера сводились в соединения охраны побережья и портов (так называемые Kustenschutzflottillen и Hafenschutzflottillen), контролировавшие судоходство в своих зонах ответственности и исполь­зовавшиеся в интересах береговой обороны. В различные периоды су­ществовало около 120 таких флотилий, насчитывавших до нескольких десятков единиц. Обозначение последних велось по территориальному принципу (например, NO — Норвегия, Осло; NKi — Норвегия, Киркенес; DPr — Германия, Пруссия; GA — Греция, Аттика; RS — Россия, Севас­тополь и т.д.). В конце войны на Балтике и Средиземном море флотилии охраны портов стали переформировываться в "сторожевые охранные флотилии" (Vorpostensicherungsflottillen), уже не имевшие привязки к кон­кретному пункту базирования.

 

Вспомогательные канонерские лодки

27.jpg

 

Переоборудованные грунтоотвозные шаланды или сухогрузы. Офи­циально числились носителями тяжелой или легкой артиллерии (Schwere/Leichte Artillerie Trager SAT или LAT).

 

Тяжелые — 19 единиц: SAT-1 "Ost" (с 1.1941 по 7.1941 — SAT-28), SAT-2 "West" (с 5.1941 — SAT-20), SAT-3 "August", SAT-4 "Helene", SAT-5 "Robert Muller 6", SAT-6 "Soemba", SAT-7 "Nienburg", SAT-8 "Paraat", SAT-9 "Unitas", SAT-10 "Kemphaan", SAT-11 "Cascade", SAT-12 "Globe", SAT-13 "Joost", SAT-14 "Berkelstroom", SAT-15 "Polaris", SAT-16 "Westflandern", SAT-17 "Hast I", SAT-18 "Ostsee", SAT-19 "Trompenburg".

Первые 5 единиц переоборудованы летом 1940 г. в рамках подго­товки к операции "Зеелёве" (400 — 600 брт, 10 — 12 уз.), остальные в 1941 — 1943 гг. из трофейных судов (300 — 400 брт, 8 — 10 уз.). Во­оружены 1 150-мм (SAT-1, SAT-2, SAT-13, SAT-14, SAT-15, SAT-19), или 1 127-мм (SAT-3, SAT-4, SAT-8), или 2 105-мм (SAT-5 — SAT-7, SAT-9 — SAT-12, SAT-16 — SAT-18) орудиями и зенитными автоматами. В годы войны погибли SAT-1, SAT-5, SAT-12, SAT-16 и SAT-20.

 

Легкие — 28 единиц: LAT-1 "Trinchen Behrens", LAT-2 "Gebina", LAT-3 "Oster Till", LAT-4 "Wester Till", LAT-5 "Aventura", LAT-6 "Fortunal", LAT-7 "Gretel", LAT-8 "Neuenfelde", LAT-9 "Memelland" (c 9.1943 — LAT-2), LAT-11 "Wilhelm Jordan" (c5.1942 —LAT-16), LAT-12 "Gloria", LAT-13 "Adelheid", LAT-14 "Friesenland", LAT-15 "Margarethe", LAT-17 "Wolf, LAT-18 "Heimatland", LAT-19 "Thekla", LAT-20 "Roland", LAT-21 "Gretchen", LAT-22 "Argus", LAT-23 "Germania", LAT-24 "Orion", LAT-25 "Fortuna II", LAT-27 "Beta", LAT-29 "Leuwenhaven", LAT-30 "Prinses Beartix", LAT-35 "Audacia", LAT-36 "Europa".

Первые 25 единиц переоборудованы летом 1940 г. в рамках подго­товки к операции "Зеелёве" (200 — 300 брт, 7,5 — 9 уз.). Первона­чально вооружались 1 75-мм пушкой армейского образца, 2 37-мм автоматами, 2 15-мм пулеметами. С 1941 г. все перевооружены: 3 37-мм, 4 20-мм, 3 15-мм. В годы войны погибли: LAT-1, LAT-3, LAT-4, LAT-7, LAT-15, LAT-18, LAT-19, LAT-30 и LAT-36.

 

Плавбаза "Otto Wunsche" — 1 единица

28.jpg

 

"Otto Wunsche" (W, 1939/23.5.1940/6.11.1943 — передана СССР в 1945)

 

5000/5900 т; 132/139x16x5,1 м; 4 диз., 13 800 л.с.; 21,5 уз.; 10860(10) миль. Эк. 310 чел. 2x2 — 105-мм/65, 1x1 — 40-мм/56, 1x2 — 37-мм/83, 3x4 — 20-мм/65.

 

Плавбаза подводных лодок — самый крупный корабль данного клас­са, развитие проекта "Wilhelm Bauer". Принимала на борт 440 чел. из составов экипажей ПЛ. В 1938 г. заказано 6 единиц; в строй вошла только одна — заказ на 4 отменен в 1939 г., строительство одной пре­кращено в 1940 г. По репарациям передана СССР как "Печора".

 

Плавбазы типа "Wilhelm Bauer" — 2 единицы

 

"Wilhelm Bauer" (Hk, 1937/20.12.1938/30.4.1940 — погибла 11.3.1945),

"Waldemar Kophamel" (Hk, 1938/15.5.1939/21.10.1940 — погибла 18.12.1944)

 

4700/5600 т; 126/133x16x4,9 м; 4 диз., 12 400 л.с.; 20 уз.; 490 т соляра; 9000 (15) миль. Эк. 289 чел. 2x2 — 105-мм/бб, 1x1 — 40-мм/56,1x2 — 37-мм/83, 3x4 — 20-мм/65.

 

Плавбазы подводных лодок, развитие типа "Carl Peters". Имели двух-вальную ЭУ: на каждый вал работало по 2 дизеля MAN. Жилые поме­щения рассчитаны на прием 423 чел. из составов экипажей ПЛ.

"Wilhelm Bauer" потоплена 11.3.1945 брит, авиацией в Травемюнде. "Waldemar Kophamel" потоплена 18.12.1944 брит, авиацией в Готенха-фене; после войны поднята и введена в состав сов. флота как "Кубань".

 

Плавбаза "Saar" — 1 единица

 

"Saar" (G, 5.4.1934 — передана США в 1945)

 

2710/3250 т; 95/101x13,5x4,6 м; 2 диз., 4800 л.с.; 18,3 уз.; 282 т соляра; 9400 (13) миль. Эк. 228 чел. 3x1 — 105-мм/45, 8x1 — 20-мм/65.

 

Плавбаза подводных лодок. Первый корабль данного класса специ­альной постройки. Жилые помещения рассчитаны на прием 253 чел. Вооружение к концу войны: 3x1 105-мм орудия, 2x1 40-мм, 3x4, 2x2 и 2x1 20-мм автомата. Получена США по репарациям; передана Фран­ции как "Gustave Zede".

 

Плавбазы типа "Lech" — 2 единицы

 

"Lech" (6. "Panther", V, 9.1930 — передана США в 1945),

"Isar" (6. "Puma", V, 24.10.1930 — передана СССР в 1946)

 

3850/4619 т; 96/104x13,8x5 м; 1 ПМ, 3 ПК, 1600 л.с.; 14 уз.; 247 т нефти; 3000 (14) миль. Эк. 200 чел. 2x2 — 37-мм/83, 4x1 — 20-мм/65.

 

Плавбазы подводных лодок. Переоборудованы в 1938 г. из рефриже­раторных пароходов: "Lech" — на верфи "Oderwerke" в Штеттине, "Isar" — на верфи "Schichau" в Кенигсберге. Вооружение впоследствии усилено: установлено 1 88-мм/45 орудие, число 20-мм автоматов доведено до 16. "Lech" по репарациям передана США, "Isar" — СССР ("Неман").

 

Плавбаза "Weichsel" — 1 единица

 

"Weichsel" (б. "Syra", H, 5.1923 — передана СССР в 1945)

 

5090/5200 т; 106,65x13,5x5,25 м; 1 ПМ, 2 ПК, 2000 л.с.; 12 уз.; 430 т угля. Эк. 222 чел. 2x2 — 37-мм/83,4x1 — 20-мм/65.

 

Плавбаза подводных лодок. Переоборудована из грузопассажир­ского п/х "Syra" на верфи "Oderwerke", вступила в строй 9.11.1938. Име­ла жилые помещения на 500 чел. По репарациям передана СССР как "Тулома", слом в 1961 г.

 

Плавбаза "Donau" — 1 единица

 

"Donau" (б. "Nicea", F, 19.12.1921 —погибла 14.6.1945)

 

Полное —4620 т; 97x12,7x5,4 м; 1 ПМ.2ПК, 1800 л.с.; 12 уз.; 240 т соляра. Эк. 216 чел. 2x2 — 37-мм/83, 4x1 — 20-мм/65.

 

Плавбаза подводных лодок. Переоборудована из грузового п/х "Nicea" на верфи "Oderwerke" в 1938 г. Погибла 14.6.1945 в Фленсбурге от внут­реннего взрыва.

 

Плавбаза "Erwin Wassner" — 1 единица

 

"Erwin Wassner" (DwH, 29.1.1938 — погибла 24.7.1944)

 

5150/6080 т; 114/123x16,7x5,4 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 4600 л.с.; 19,5 уз.; 700 т нефти; 8400 (13) миль. Эк. 229 чел. 2x2 — 37-мм/83, 4x1 — 20-мм/65.

 

Плавбаза подводных лодок. Заложена в 1937 г. как рефрижератор­ный т/х "Gran Canaria", но достраивалась по измененному проекту в качестве плавбазы. Вступила в строй в 1939 г. Жилые помещения — на 67 чел. Потоплена 24.7.1944 брит, авиацией в Киле.

 

Плавбазы типа "Gustav Nachtigal" — 2 единицы

 

"Gustav Nachtigal" (Co, 1939/8.5.1940/13.5.1944 — погибла 15.6.1944),

"Hermann von Wissmann" (Co, 1939/26.12.1940/ 16.12.1943 — передана Великобритании в 1945)

 

3100/3700 т; 114x14,7x6 м; 1 диз., 3800 л.с.; 17 уз.; 515 т соляра; 11 750 (9) миль. Эк. 220 чел. 3x1 — 105-мм/45, 3x2 — 37-мм/83, 2x4 и 2x1 — 20-мм/65.

 

Заложены в Нидерландах по заказу Польши как рефрижераторные суда "Lewant II" и "Lewant III"; захвачены на верфи в мае 1940 г. Достройка продолжена только в апреле 1942 г. — по измененному проекту в каче­стве плавбаз торпедных катеров. Оснащены дизелями "Burmeister og Wain". "Gustav Nachtigal" потоплен 15.6.1944 брит, торпедоносцем у о. Боркум. "Hermann von Wissmann" по репарациям передан Великобри­тании как "Royal Herald", в 1950 г. передан Бельгии как "Kamina".

 

Плавбазы типа "Carl Peters" — 2 единицы

30.jpg

 

"Carl Peters" (N,1938/19.4.1939/6.1.1940 — погибла 10.5.1945),

"Adolf Luderitz" (N, 1938/20.2.1939/11.6.1940 — передана СССР в 1946)

 

3500/3989 т; 114x14,5x4,6 м; 4 диз., 12 000 л.с.; 23 уз.; 388 т соляра; 12 000 (15) миль. Эк. 357 чел. 2x2 — 105-мм/65, 1x2 — 37-мм/83,4x2 — 20-мм/65.

 

Плавбазы торпедных катеров. Обеспечивали ТКА топливом, торпе­дами, боеприпасами артиллерии, пресной водой; жилые помещения рассчитаны на прием 69 чел. Имели двухвальную ЭУ с двумя дизеля­ми MAN на каждом валу. Во время войны 1x2 105-мм установка снята, дополнительно поставлены 1x1 40-мм и 2x2 37-мм автомата, одинар­ные 20-мм заменены спаренными. "Carl Peters" погиб 10.5.1945 на мине в бух. Гельтингер. "Adolf Luderitz" 14.4.1945 поврежден брит, авиацией в Йоссинг-фьорде; по репарациям передан СССР как "Пинега".

 

Плавбаза "Tanga" — 1 единица

 

"Tanga" (N, 1936/4.12.1937/21.1.1939 — передана США в 1945)

 

2190/2620 т; 96x13,5x4,1 м; 2 диз., 4100 л.с.; 17,5 уз.; 275 т соляра; 10 000 (15) миль. Эк. 225 чел. 2x1 — 88-мм/45,1x2 — 37-мм/83,4x1 — 20-мм/65.

 

Плавбаза торпедных катеров, увеличенный вариант типа "Tsingtau". Строилась по заказу Китая, укомплектована в 1938 г., но после при­соединения Японии к антикоминтерновскому пакту реквизирована и 21.1.1939 вошла в состав герм, флота. Получена США по репарациям; передана Дании как "Aegir".

 

Плавбаза "Tsingtau" — 1 единица

29.jpg

 

"Tsingtau" (BuV, 1933/6.6.1934/24.9.1934 — передана Великобрита­нии в 1945)

 

1890/2490 т; 88x13,5x4 м; 2 диз., 4100 л.с.; 17,5 уз.; 174 т соляра; 8500 (15) миль. Эк. 150 чел. 2x1 — 88-мм/45, 4x1 — 20-мм/65.

 

Плавбаза торпедных катеров — первый корабль данного класса специальной постройки. Предназначена для обеспечения базирова­ния флотилии ТКА, снабжения их боеприпасами, производства мел­кого ремонта, а также служила плавучей казармой для экипажей ТКА (помещения рассчитаны на прием 242 чел.). По конструкции близка к плавбазе ПЛ "Saar". По репарациям передана Великобритании.