Десантные баржи и катера

 

31.jpg

 

Десантные баржи типа MFP — 834 единицы

 

Типы А — С (521 единица): F-100 — F-546, F-553 — F-626. Вступи­ли в строй в 1941 — 1943 гг.

 

155/220 т; 47,04x6,53x0,97 — 1,45 м; 3 диз., 390 л.с.; 10,5 уз.; 4,1 т соляра; 1340 (7) миль. Эк. 17 — 21 чел. 1 — 75-мм или 1 — 37-мм, 1 — 2 — 20-мм; десант: 3 средних танка, или 16 лошадей, или 200 человек, или 105 т груза.

 

Тип MZ-A (14 единиц): F-704, F-706, F-704, F-708, F-709, F-711, F-724, F-744, F-749, F-751, F-754, F-760, F-764, F-765. Вступили в строй в 1942 г.

 

140/239 т; 47x6,5x1 м; 3 диз., 450 л.с.; 11 уз.; 4,1 т соляра; 1450 (8) миль. Эк. 13 чел. 1 — 76-мм, 2 — 20-мм; десант: 200 человек или 65 т груза.

 

Тип MZ-B (10 единиц): F-766 — F-770, F-777, F-783, F-785, F-795 и F-799. Вступили в строй в 1943 г.

 

174/279 т; 46,5x6,5x1 м; 3 диз., 450 л.с.; 11 уз.; 4,1 т соляра; 1450 (8) миль. Эк. 13 чел. 1 — 76-мм, 2 — 20-мм; десант: 200 человек или 65 т груза.

 

Тип D (289 единиц): F-801 — F-1011, F-1027 — F-1030, F-1033 — F-1057, F-1061 — F-1066, F-1070 — F-1075, F-1103 — F-1104, F-1145, F-1153, F-1155 — F-1170, F-1179 — F-1180, F-1191 — F-1199, F-1227 — F-1232. Вступили в строй в 1943 — 1945 гг.

 

168/239 т; 49,84x6,59x1,18 —1,35м; 3 диз., 375 л.с.; 10,3 уз.; 4,1 т соляра; 1120 (7) миль. Эк. 21 чел. 1 — 75-мм или 1 — 88-мм, 1 — 37-мм, 1 — 6 — 20-мм; десант: 3 средних танка, или 200 человек, или 140 т груза.

 

Строились различными предприятиями в Германии, союзных и окку­пированных странах; использовались на всех ТВД. Корпус плоскодон­ный, грузовой трюм закрыт надстройкой. Носовая аппарель — состав­ная, длиной 5 м. Типы А — С различались высотой трюма: тип А — 2,74 м; тип В — 3,19 м; тип С — 3,29 м; на типах А1 и С2 специально для перевозки тяжелых танков "Тигр" высота трюма увеличена до 3,4 и 3,6 м соответственно. Тип D, разработанный под секционный метод постройки, имел упрощенную конструкцию корпуса и несколько уве­личенные размеры. Все типы имели трехвальную дизельную ЭУ, кро­ме F-100, F-103, F-106, F-108 и F-113, у которых на средний вал рабо­тал 100-сильный дизель, на внешние — авиационные моторы по 600 л.с.; скорость — 12,06 уз. Ходовой мостик и машинное отделение защи­щались броней (20 мм на типах А — С, 25 мм на типе D). Всего зака­зано 600 единиц типов А — С (F-100 — F-700; строительство 74 отме­нено) и 469 типа D (F-801 — F-1269; часть достроена после войны как гражданские суда).

Баржи типа MZ (F-701 — F-800) строились по немецкому проекту на итальянских верфях с итальянскими моторами и вооружением; 24 еди­ницы захвачены в сентябре 1943 г. и включены в состав герм, флота.

Существовал ряд специальных модификаций: санитарная — 3 еди­ницы, танкер — 4, плавмастерская — 4, прерыватель заграждений — 40; F-368 на Черном море переоборудована в охотник за ПЛ Uj-118. В варианте мелкосидящего минного заградителя (34 — типа AM, 21 — типа С2М, 66 — типа DM) на надстройке монтировались рельсы для 50 — 54 мин, при этом на 2 м увеличивалась ширина корпуса. 141 единица различных типов (кроме MZ) переоборудовалась в артилле­рийские баржи (см. ниже).

В боевых действиях потеряно 324 единицы типов А — С; 17 — типа MZ; 128 —типа D.

 

Десантные паромы типа "Siebel" — 393 единицы SF-01 — SF-393.

 

Полное — ок. 130 т; 24,3x13,7x0,9 м; 2 бенз., 420 л.с.; 7 уз.; 2,5 т бензина; 116 (6) миль. Эк. 10 — 29 чел. Вооружение: десантный вариант: 1 — 75-мм или 37-мм; 2 — 4 — 20-мм; десант: 200 человек или 60 т груза; артиллерийский вариант: 3 — 88-мм, 2 — 20-мм.

 

Вступили в строй в 1941 — 1944 гг. Десантные паромы-катамараны, проект полковника ВВС Зибеля. Строились под контролем авиационного командования. Состояли из двух корпусов-понтонов от стандартных наплавных мостовых парков, соединенных стальной палубой с деревянным настилом. Каждый из понтонов мог перевозиться на железнодорожной платформе. Имели составную трехсекционную аппарель. Рубка защищалась 10-мм бро­ней. Существовали специальные модификации: санитарная, штабная, плавмастерская, артиллерийская, ПВО.

 

Десантные лихтеры типа MNL — 32 единицы

 

MNL-1 — MNL-32.

 

Полное — 217 т; 38,4x5,2x1,3 м; 2 диз., 260 л.с.; 10 уз.; 2,9 т соляра; 560 (10) миль. Эк. 14 чел. 1 — 37-мм, 1x4 — 20-мм; десант: 200 человек или 90 т груза.

 

Вступили в строй в 1944 — 1945 гг. Строились на заводе концерна "Krupp" в Рейнхаузене. Уменьшен­ная версия десантной баржи с открытым грузовым трюмом. Предна­значались для использования на закрытых ТВД, озерах и реках.

 

Артиллерийские баржи типа MFP — 136 единиц

 

AF-1 — AF-112, AF-120, AF-128, AF-1003 — AF-1005, AF-1046, AF-1047; KF-347, KF-348, KF-439, KF-456, KF-458, KF-461, KF-503, KF-589, KF-597, KF-613, KF-620; АТ-912 — АТ-917.

 

Типы А — С:

ок. 400 т (полное); 47,04x6,6x1,4 м; 3 диз., 390 л.с.; 8 уз.; 4,1 т соляра; 400 (8) миль. Эк. 60 — 65 чел. 2 — 88-мм, 2x4 — 20-мм (вариант 1) или 2 — 88-мм, 1 — 37-мм, 2x4 — 20-мм (вариант 2).

Тип D:

ок. 400 т (полное); 49,84x6,6x1,7 м; 3 диз., 375 л.с.; 8 уз.; 4,1 т соляра; 260 (8) миль. Эк. 65 чел. 2 — 105-мм, 1 — 37-мм, 2x4 — 20-мм.

 

Вступили в строй в 1942— 1945 гг. Переоборудовались из стандартных десантных барж путем установ­ки артиллерии и оборудования погребов в трюме. Благодаря мощному вооружению и малой осадке являлись чрезвычайно эффективными в прибрежных водах. Машинное отделение и рубка защищались 20 — 25-мм броней, погреба боезапаса — 100-мм. Для барж типов А — С в первом варианте объем работ был минимальным; во втором — изме­нялась форма носовой части, рубка переносилась в центр корпуса. У барж типа D корпус не менялся, но надстройки переделывались более основательно.

Баржи, действовавшие в североевропейских водах и на Черном море, получали номера с литерами AF; на Средиземном море — KF; на Дунае — AT; причем у первых велась собственная нумерация, у остальных сохранялись прежние номера. В боевых действиях поте­ряно 77 единиц.

 

Артиллерийские лихтеры типа MAL — 47 единиц

 

Тип I (36 единиц): MAL-1 — MAL-36. Вступили в строй в 1943 —1944 гг.

140 — 146 т (стандартное); 34,2x7,72x0,8 м; 2 диз., 260 л.с.; 8,5 уз.; 4,9 т соляра; 790 (8) миль. Эк. 21 — 29 чел. 2 — 88-мм/35, 1 — 37-мм, 1x4 — 20-мм.

Тип II (11 единиц): MAL-37 — MAL-47. Вступили в строй в 1944 — 1945гг.

225/277 т; 35,5x8,6x1,19 м; 2 диз., 260 л.с.; 8 уз.; 5,2 т соляра; 790 (8) миль. Эк. 28 чел. 2 — 105-мм/32, 2 — 37-мм.

 

Строились на заводе концерна "Кшрр" в Рейнхаузене. Имели от­крытый грузовой трюм с установленными в нем армейскими орудия­ми; в транспортном варианте принимали 200 десантников или 80 т груза. Разбирались на секции для перевозки автомобильным и же­лезнодорожным транспортом. Начиная с MAL-7 рубка защищалась 25-мм броней. Четыре единицы переданы Финляндии. В боевых дей­ствиях потеряно 27 единиц.

 

Саперно-десантные катера — 302+6 единиц

 

Тип 1939 (72 единицы): PiLb-1 — PiLb-24, PiLb-51 — PiLb-70, PiLb-101 — PiLb-128. Вступили в строй в 1940 — 1942 гг.

 

20/29т; 15x4,65x0,54 — 0,72 м; 2 диз., 84 —90 л.с.; 7,5 —8уз.; 1,6тсоляра, 390 миль. 1 — 2 пул., или 1 — 20-мм или 37-мм, или 1x4 — 20-мм; десант: 100 человек или 20 т груза.

 

Тип 1940 (179 единиц): PiLb-201 — PiLb-227, PiLb-251 — PiLb-265, PiLb-285, PiLb-293, PiLb-301 — PiLb-335, PiLb-351 — PiLb-436, PiLb-442, PiLb-460, PiLb-463 — PiLb-465, PiLb-468, PiLb-469, PiLb-480 — PiLb-482, PiLb-484, PiLb-485, PiLb-489, PiLb-492. Вступили в строй в 1941 — 1944гг.

 

30/50т; 19x5,93x0,5 — 0,75 м; 2 диз., 136 — 180 л.с.; 8 — 9,2 уз.; 1,5 т соляра, 415 миль. Эк. 7 чел. 1 — 2 пул., или 1 — 20-мм или 37-мм, или 1x4 — 20-мм; десант: 150 человек или 40 т груза.

 

Тип 1941 (51+6 единиц): PiLb-501 — PiLb-535, PiLb-546 — PiLb-554, PiLb-557, PiLb-558, PiLb-561 — PiLb-565. Вступили в строй в 1942 — 1945гг.

 

34/71т; 19,65x5,7x0,6 — 1 м; 2 диз., 220 — 240 л.с.; 9,7 — 10,8 уз.; 1,05 т соляра, 260 (10) миль. Эк. 7 чел. 1 — 3 пул., или 1 — 20-мм или 37-мм, или 1x4 — 20-мм; десант: 150 человек или 40 т груза.

 

Саперно-десантные катера (Pionierlandungsboot) предназначались для перевозки личного состава и легкой техники. Созданы на основе десантного катера для лошадей (Pferdboote) периода Первой миро­вой. Оборудованы носовой аппарелью; катера двух последних серий могли использоваться для перевозки штурмботов (принимали по 2 — 4 единицы). Для Франции после войны достроены 6 катеров типа 1941.

 

Пехотно-десантные катера типа I — 95 единиц

 

Ок. 20 т; 18,5x4x0,45 — 0,78 м; 2 диз. или бенз., 65 — 125 л.с.; 9,5 — 11,9 уз.; 270 — 540 миль. Эк. 8 чел. 1 — 20-мм или 15-мм; десант: 40 человек или 7 т груза.

 

Легкие десантные катера (Infanterietransporter) с V-образным кор­пусом и бензиновыми или дизельными автомобильными моторами. Проект полковника Зибеля. Строились в 1940 — 1944 гг. в Нидерлан­дах, Бельгии и Италии; заказано 172 единицы (опытные I-A-1, I-A-2, серийные I-O-01 — I-O-170), но достроены только 95 (в т.ч. восемь в варианте плавмастерской); четыре единицы переданы Финляндии.

 

Штурмботы

 

Легкие штурмботы типа 1939 — 700 единиц; вошли в строй в 1939 —1942гг.

 

0,5т; 5,98 (8,5 с мотором)х1,58x0,4 м; 1 бенз., 30 л.с.; 13,5 уз.; 20 миль. Десант: 8 человек или 500 кг груза.

 

Тяжелые штурмботы типа 1942 — 80 единиц; вошли в строй в 1942 —1944гг.

 

9,5/12,5 т; 14,7x3x0,65 м; 2 бенз., 500 л.с.; 21,6 уз.; 0,8 т бензина, 160 миль. Десант: 40 человек или 3 т груза.

 

Быстроходные катера штурмовых партий для форсирования неболь­ших водных преград. Легкие штурмботы фактически представляли собой моторные лодки с подвесными моторами; у тяжелых двигатели были стационарными. Могли перевозиться на автомобилях.