ЗАЛОЖНИКИ БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКИ

Покончив со своими главными политическими противниками в трехлетней гражданской войне, Франко на посту каудильо единой Испании одним из первых декретов подписывает закон о флоте. Разумеется, потеряв в боях 2 линкора, крейсер, эсминец, 7 подлодок и 13 других более мелких единиц, флот нуждался в восстановлении. Война полностью разрушила инфраструктуру Картахенской и Маонской военно-морских баз; полностью ушла в небытие как структурная единица флота морская авиация. А численность флотского персонала, по сравнению с 1936 г., едва достигала 60 %.

8 сентября 1939 г. принимается крупнейшая в истории Испании судостроительная программа, предполагавшая к 1950 г. ввод в строй 4 линкоров, 2 линейных крейсеров, 12 легких крейсеров, 18 лидеров, 36 эсминцев, 36 миноносцев, 50 подводных лодок, 100 торпедных катеров и большого количества вспомогательных судов. Предварительная стоимость реализации этого проекта оценивалась специалистами в 5 500 млн. песет (344 млн. долларов США по курсу того времени). И это при том, что вся расходная часть бюджета Испании в 1940 г. составляла всего 7 160 млн. песет!

К несчастью для адмиралов, но к удаче для бюджета, главным "контрагентом" программы должна была стать Италия. А потому с ее вступлением во Вторую мировую войну, а точнее с полным и сокрушительным поражением, на всей программе был поставлен крест. Последующий разгром второго и последнего геополитического партнера, Германии, и как следствие - режим международной изоляции, заставил Испанию полагаться исключительно на собственные силы. Именно в этот период начинается строительство ряда кораблей, ставших поистине бедствием для испанского флота: эсминцев типа "Окендо", миноносцев типа "Аудас" и подводных лодок типа "D".

В этой троице эсминцам типа "Окендо", вероятно, принадлежит своеобразный рекорд мирового судостроения: они находились в строю чуть ли не меньше, чем строились - результат излишнего усердия проектантов и технических служб, с одной стороны, и невообразимой бюрократической инерции - с другой! А кроме того, практически на все ключевые вехи биографии этих эсминцев наложила отпечаток большая политика: проектировались они в угоду страдавшему гигантоманией политическому руководству, достраивались вопреки всем законам логики и здравого смысла - опять-таки ради политики, и даже на слом корабли отправлялись тогда, когда это следовало бы сделать по политическим мотивам.