СТРОИТЕЛЬСТВО

Пока Управляющий совет, ЕМА и DIC согласовывали и перекраивали проект, судостроители занимались своим делом. В мае 1944 г. на Феррольском арсенале закончилась разметка плазов, в августе заказали первые стальные конструкции для корпуса; шло производство машинной установки и вспомогательного оборудования. При этом арсенал столкнулся с множеством проблем, касающихся оснастки и производства материалов, необходимых для строительства. Плачевное состояние испанской промышленности в послевоенные годы напрямую отразилось на постройке эсминцев типа "Окендо" и "Аудас". Кроме того, война лишила отрасль квалифицированных кадров. Бедственное положение со снабжением привело к тому, что необходимые материалы удалось собрать лишь к сентябрю 1953 г., и только для трех головных кораблей! Плохое качество материалов потребовало их перезаказа за границей, откуда они стали поступать лишь в 1955 г.

Хуже всего обстояло дело с машинной установкой. Не хватало проката требуемого качества, никеля для трубопроводов конденсаторов, нержавеющей стали для головки турбин, алюминия и т.д. Экономическая блокада Испании, недостаток валюты на приобретение материалов за границей вылились в годы бесплодного ожидания поставок.

Хотя Феррольский арсенал взял на себя ответственность за проведение большей части корпусных работ и изготовление машин, он не смог обойтись без подрядчиков. Прежде всего завода "Reinosa", также входившего в концерн SECN. Но это предприятие находилось в таком упадке, что едва рассчитывалось по контрактам спустя десятилетие после их заключения. В конце концов, часть заказов передали заводу в Сестао, также принадлежавшему SECN.

Французскому предприятию "Ateliers et Chantiers de Bretagne" - разработчику машин - испанская сторона задержала выплаты по контракту почти на год. В результате для "Marques de la Ensenada" машины вместо июня 1955 г. поставили в июле 1956 г., причем частично изготовленными, а частично в полуфабрикатах. В итоге из соображений весьма сомнительной экономии валюты их доделывали собственными силами, и, разумеется, весьма медленными темпами.

Валы для эсминцев изготовили лишь в конце 1958 г. Как нельзя кстати случился отказ ЕМА от идеи восстановления или переделки в авианосец крейсера "Триест". Медно-никелевый лом его конденсаторов пошел на трубопроводы для эсминцев. В конце 1959 г. машины "Окендо" наконец были готовы. Установка их и переделки в корпусе задержали выход корабля на испытания до сентября 1960 г. С машинами для "Roger de Lauria" и "Marques de la Ensenada" задержка тянулась вплоть до 1961 - 1962 гг. В январе - феврале 1952 г. прошел ряд совещаний по определению окончательного облика эсминцев. Но итогом их стал отказ от строительства остальных шести кораблей со стапельными номерами с 88 по 93. Сказались большие трудности со снабжением и заготовительными процессами. Это делалось для того, чтобы три оставшихся эсминца вошли в строй в 1950-х гг.

Тем временем по Декрету правительства от 29 июля 1955 г. произошла переклассификация кораблей испанского флота. В соответствии с ней "Аудас" объявлялся "противолодочным кораблем" (аналог нашего БПК), "Писарро" - фрегатом, а "Окендо" - "быстроходным фрегатом". К счастью, эта неразбериха продлилась лишь до 1961 г.

Несмотря на продолжавшиеся перерывы с поставками и многочисленные переделки, 5 сентября 1956 г. головной корабль серии "Окендо" наконец сошел на воду. На церемонию прибыл сам генералиссимус Франко с супругой. Эсминец стал самым крупным испанским кораблем, построенным за последние 20 лет, поэтому формально руководил спуском и небывало пышными торжествами сам начальник ЕМА. Почетный караул каудильо осуществляла рота морской пехоты со знаменем Северной терции. После торжественной речи Франко и обращения к пастве архиепископа Сантьяго доктора Кирохи корпус нового эсминца благополучно сошел на воду. Крестной матерью нового корабля стала "первая леди государства", сеньора Кармен Поло Франко. Сразу же после спуска на освободившемся слипе состоялась торжественная закладка киля будущего судна снабжения "Эскомбрерас".

Но даже после окончания работ над проектом № 155-G он прошел утверждение в DIC только в марте 1956 г. А уже после утверждения в 1956 - 1958 гг. DIC потребовал произвести полную переделку систем живучести - гидросистемы осушения и системы пожаротушения, перекомпоновку внутренних помещений, в первую очередь, коснувшуюся кают и кубриков, а также установку системы для дозаправки в море.

В течение следующих лет на корабле продолжались работы по корпусу, вооружению, установке машин и оборудования, то есть достройка шла полным ходом, пока в марте 1959 г. Морское министерство не приняло новое решение по переделке проекта, в итоге чуть не вылившееся в сдачу на слом достраивающихся кораблей. Одобренный в конце 1959 г. перечень необходимых требований включал установку размагничивающего оборудования, очередное кардинальное изменение систем откачки воды и пожаротушения, установку новых систем кондиционирования воздуха, необходимых для обеспечения работы нового электронного оборудования, полное бронирование установок ГК, в которые, кроме того, нужно было смонтировать систему автономной вентиляции. Все переделки тянули почти по 1800 кг на каждую башню! По некоторым данным, предполагалось даже установить оборудование по радиоактивному обеззараживанию.

Только в период достройки удалось наконец определиться с генераторами, на "Окендо" установили два турбогенератора по 300 кВт и два дизель-генератора по 75 кВт.

На середину 1959 г. пришлась идея стандартизации противолодочного оборудования, с полученным в рамках американской помощи (24-ствольные "хеджехоги", сонары QHB-a, бомбометы и бомбосбрасыватели, торпедные аппараты для противолодочных торпед, центральная противолодочная станция). Но 9 сентября 1959 г. объем доработок на "Окендо" было решено свести к такому необходимому минимуму, который бы не слишком сильно отодвинул его вступление в строй, но и не исключал бы возможности проведения модернизации в будущем. В 1960 г. появилось решение, частично разработанное SECN, по изменению вооружения всех противолодочных кораблей, включая тип "Окендо". Элементы систем противолодочного обнаружения и центрального поста ПЛО первоначально разрабатывались с американской помощью для модернизации фрегатов "Магальянес", "Васко Нуньес де Бальбоа" и корвета "Дескубьерта". Но из-за высокой цены эти планы оказались невыполненными. Для "Окендо" же они вылились в установку двух "хеджихогов" Mk.11 по 24 ствола и двух аппаратов Мк 4 для противолодочных торпед.

В том же году объем работ по переделке корабля наконец был определен. В январе 1960 г. начался демонтаж части надстроек. Как всегда, дело тормозилось многочисленными срывами поставок оборудования контрагентами. Так, 120-мм установки не были получены вплоть до июня 1961 г., директоры 120-мм и 40-мм артиллерии - до середины июня, элеваторы для боеприпасов - до июля. Несмотря на это в сентябре 1960 г. корабль смог выйти на швартовые испытания, которые прошли без происшествий.

В течение 1960 - 1961 гг. на "Окендо" продолжались бурные достроечные и модернизационные работы. Морское министерство, с одной стороны, настаивало на сдаче корабля в октябре 1961 г., а с другой, по-прежнему вносило в конструкцию большие и малые изменения. Строительство однотипных "Рохер де Лаурия" и "Маркес де ла Энсенада" в это время вообще велось черепашьими темпами, поскольку все мощности Феррольского арсенала были брошены на доделку "Окендо", чтобы уложиться в срок. Впрочем, завершить его не смогли и к концу года, ведь первоначально корабль собирались ввести в строй в 1955 - 1956 гг.

Между тем, вопрос достройки "Окендо" приобрел и политический характер. Находившийся тогда на посту Морского министра адмирал Абарсуса пытался использовать в своей политике тезис, что испанские заводы могут строить с американской поддержкой самые современные корабли, а тут такой конфуз. Ведь размещение иностранных судостроительных заказов на испанских заводах давало бы приток столь необходимой валюты для последующих закупок импортных материалов и оборудования. Увы, Абарсусе так и не довелось увидеть укомплектования "Окендо" до своей отставки в июле 1962 г., поскольку состоявшиеся ходовые испытания выявили бедственное положение с остойчивостью.

И лишь преемник Абарсусы вице-адмирал Педро Ньето Антунес смог лицезреть плоды трудов своих предшественников. В конце 1962 г. "Окендо" вышел на повторные ходовые испытания, давшие, если и не блестящий, то хотя бы приемлемый результат. Небольшие доработки по их результатам отодвинули дату приемки корабля флотом до 22 апреля 1963 г. На этом завершилась почти 12-летняя эпопея строительства эсминца.