ПЕРЕСТРОЙКА

Близнецы "Окендо", "Рохер де Лаурия" и "Маркес де ла Энсенада" были спущены на воду соответственно в ноябре 1958-го и июле 1959 г. Вместе с головным кораблем они также оказались жертвами бесчисленных перестроек и изменений проекта. Пока эти мероприятия не отражались на нормальных темпах работы верфи, их проводили в полном объеме, но вскоре строительство на них практически полностью заморозили, чтобы быстрее ввести в строй "Окендо". После же получения информации о поистине катастрофической ситуации с остойчивостью в судьбе двух полуготовых единиц наметилась полная неопределенность.

Раздавались голоса за немедленную сдачу обоих на слом, поскольку одного "инвалида" в составе флота было вполне достаточно. Другой довод против достройки состоял в явной потере доверия к ГЭУ типа "Rateau-Bretagne", зарекомендовавшей себя далеко не с лучшей стороны как на "Аудасах", так и на "Окендо". Слишком уж она была ненадежной и сложной. Разумеется, это касалось не столько самого проекта ГЭУ, сколько качества материалов и работ при ее изготовлении, но морякам от этого было не легче. И последним аргументом против новых эсминцев стали проблемы с главным калибром. 120-мм установки NG-53 получились очень капризными, а их возможность ведения огня по воздушным целям, даже с британскими директорами, оставляла желать лучшего. Особенно ярко этот контраст проявлялся на фоне американских 127/38 и даже 76/50 орудий.

Таким образом перед руководством флота встала альтернатива: либо сдать недостроенную пару на слом, либо включить в Программу модернизации 1955 г., которая к этому времени была уже практически выполнена. Но в реальности даже эта мера не могла в полном объеме разрешить вопрос с эсминцами. В начале 1960-х гг. не только сами корабли морально устарели, но и оборудование, поставлявшееся из США. Казалось, что оба корабля не годятся даже для модернизации! Но испанцы нашли выход: они подвергли оба корабля настолько глубокой реконструкции, примеров которой, наверное, не найти в современной военно-морской истории.

Здесь, как и ранее, в судьбу кораблей вмешались политические обстоятельства. В 1963 г. правительство консерваторов представило в Кортесы законопроект о новом судостроении. Адмиралы, пользуясь потеплением отношений с Великобританией, предлагали построить серию из пяти фрегатов типа "Линдер" и легкий крейсер также британского проекта. Попутно планировалось отпустить средства на оснащение "Рохера де Лаурия" и "Маркеса де ла Энсенада" новейшими системами британского производства. Но принятию программы помешала жесткая позиция лейбористского крыла во главе с Вильсоном, не желавшего укрепления позиций своих политических противников принятием ставшей уже абсолютно необходимой программы. А спустя год, в программе 1965 г. ставка уже была сделана на США, и сделать что-либо оппозиция уже не смогла. Впрочем, это не помешало тому же Вильсону заявить в прессе, что он, дескать, обладал даром предвидения, не дав принять предыдущую программу, ведь "Кпох", безусловно, лучше "Leander", а американская электроника и оружие прогрессивней британских! Но, так или иначе, остается только догадываться, как могли выглядеть "Рохер де Лаурия" и "Маркес де ла Энсенада", доведенные не до американских стандартов, а до уровня, например, британского "Каунти".

Фактическое начало проекту реконструкции положила докладная записка инженера Национального предприятия "Басан" Габриэля Марторельи, составленная после консультаций с DIC. Она включала перечень работ по полной реконструкции корпуса и надстроек под установку вооружения, аналогичного американской программе FRAM. Для увеличения остойчивости ширину корпуса следовало довести до 13 м, что требовало довольно сложной и трудоемкой операции по установке продольной вставки. Данное предложение стало настоящим вызовом испанской судостроительной промышленности того времени, поскольку подобных работ она еще не проводила. К тому же затраты на это мероприятие были соизмеримы со стоимостью изготовления нового корабля. Но это решение было явно навязано Морским министром адмиралом Педро Ньето Антунесом, который и дал проекту зеленый свет после итогового доклада в DIC. Для частичного уменьшения цены и сроков предполагалось сохранить оригинальную силовую установку, что, как выяснилось в дальнейшем, стало явной ошибкой. Все проектирование, в конечном итоге вылившееся в проект РМ-13А, велось совместно "Басаном" и DIC при тесном техническом сотрудничестве с американским флотом, представленным в Испании конторой "NavShipLO" (Naval Shipbuilding Liaison Office).

Победив во Второй мировой войне, американцы столкнулись с новой угрозой своему господству - советскими подводными лодками. Из-за относительно скромных размеров надводный флот СССР соперничать на равных с американцами не мог, и ставка была сделана на "несимметричный" ответ в виде подводного флота.

Специфика же американских ВМС состояла в том, что они имели большое количество эсминцев военной постройки, неэффективных против новой угрозы на море. При этом Конгресс вряд ли бы стал выделять средства на строительство новых специализированных кораблей! Тогда американцы принимают большую программу модернизации кораблей для увеличения их противолодочных возможностей, названную FRAM (Fleet's Rehabilitation and Modernization - Реабилитация и модернизация флота). Жесткая конкуренция в "холодной войне" вызвала появление в 1950-х гг. нового поколения средств борьбы с подводными лодками: акустические противолодочные торпеды Мк 44 и Мк 46, ракетоторпеду ASROC, беспилотный вертолет системы DASH (Drone Anti-Submarine Helicopter - противолодочный вертолет отдаленного контроля), а также целое поколение сонаров, радаров, бортовой электроники и средств связи. Модернизации подверглись эсминцы военной постройки типов "Флетчер", "Аллен М. Самнер" и "Гиринг". Всего в программу FRAM включили 131 эсминец (из них 79 по программе FRAM I и 52 по программе FRAM II). Общая стоимость работ, превышавшая миллиард долларов, была разбита на 1960- 1964 финансовые годы, и таким образом, модернизированные корабли вошли в строй к 1965 г.

Основное различие между программами состояло в установке в рамках FRAM I противолодочного комплекса ASROC и буксируемого сонара SQS-23. Вместо них FRAM II предусматривались сонары серии с SQS-29 no SQS-32 или более современные SQS-4, последними, кстати, оснащались и пять переданных Испании эсминцев типа "Флетчер", сведенные в 21-й дивизион и прозванные испанцами "латинос".

Первоначальное намерение стандартизировать "Рохера де Лаурия" и "Маркеса де ла Энсенада" с кораблями программы FRAM I было сорвано отказом американской стороны осуществить поставку системы ASROC и сонара SQS-23. Официальной причиной отказа называлась невозможность сотрудничества со страной - не членом НАТО. Но при этом американцы согласились поставить оборудование для FRAM II, включая беспилотный вертолет системы DASH. Чтобы компенсировать отсутствие ASROC, на эсминцах разместили третью башню спаренных 127/38 орудий, сместив ее в нос перед мостиком, и обычный "Хеджехог".

В ходе всех этих перипетий, в ожидании решения своей участи, оба эсминца с полностью смонтированной главной энергетической установкой простояли на приколе в Ферроле. А летом 1964 г. буксиры RA-1 и RA-2 отвели корпуса эсминцев в Картахену, где им отвели место у стенки верфи "Factoria de la Empresa Nacional "Bazan".

17 ноября того же года парламентарии приняли бюджет будущей программы, оцениваемой специалистами в 10 млрд. песет. Самое интересное, что первым пунктом в ней значилась достройка эсминцев "Рохер де Лаурия" и "Маркес де ла Энсенада". И таким образом, этот пункт опередил даже такие меры, как строительство пяти фрегатов типа "Кпох", двух подводных лодок типа "Daphne" и приобретения авианосца (будущего "Дедало")!

Далее работы по эсминцам финансировались по бюджетному закону № 85 от 17 июля 1965 г. "Модернизация вооруженных сил на период 1965 - 1972 гг.". Остаток средств был получен в виде американских кредитов, чтобы проплатить закупку в США вооружения, электронного оборудования и прочего снаряжения.

Итог почти 25-летнего мучения испанской судостроительной промышленности с эсминцами типа "Окендо" подвели 30 мая 1969 г. и 10 сентября 1970 г., когда "Рохер де Лаурия" и "Маркес де ла Энсенада" были введены в строй флота.