Корпус

От французских лидеров "Окендо" унаследовал элегантный и стремительный силуэт, в котором абсолютно не угадывались настоящие проблемы корабля. Немало общего в чертах эсминца было и с построенными в Ферроле в 1943 - 1951 гг. фрегатами типа "Писарро", отличавшимися хорошей сухостью корпуса. Очевидно, что корпус "Окендо" также предполагал хорошую мореходность. А явно быстроходные обводы и удлинение корпуса 10,54:1 делали его потенциально неплохим ходоком, при условии, конечно, что в него удалось втиснуть машины помощнее существующих.

Корпус корабля набирался из 190 шп., имевших нумерацию с носа, со средней шпацией 58 см. На всем протяжении шло второе дно, но из четырех палуб непрерывной была только главная. Полубак продолжался менее чем на половину корпуса, до уровня первой дымовой трубы, но верхняя палуба шла далее в корму и завершалась только у кормового орудия ГК. Платформа простиралась от носа до 57-го шп., где прерывалась котельными и машинными отделениями. На участке между кормовыми КО и МО она возобновлялась, на протяжении от 111 до 117-го шп., и вновь обрывалась из-за кормового МО, затем снова появлялась на 137-м шп. и заканчивалась на 172-м шп., за которым следовал отсек с рулевой машиной. Нижняя палуба также не была сплошной. Начинаясь в носу, она шла лишь до 35-го шп. - за ним находились погреба и топливные цистерны, под которыми величина междудонного пространства из-за большего развала шпангоутов снижалась примерно в полтора раза. Далее нижняя палуба шла непрерывно под погребами боезапаса, топливными цистернами, фундаментами котлов и турбин, вплоть до 137-го шп. В этом месте следовала своеобразная "ступенька", увеличивавшая высоту киля примерно в полтора раза. До 162-го шп. нижняя палуба шла параллельно верхней, но на промежутке от 162 до 172-го шп. она задиралась вверх, следуя за обводами кормовой части корпуса, и за 172-м шп. располагался упомянутый отсек с рулевой машиной, палуба которого находилась на уровне между нижней палубой и платформой.

Водонепроницаемые переборки, поднимавшиеся на всю высоту корпуса, располагались на 4, 9, 28, 45, 57, 72, 92, 111, 117, 137, 162, 172 и 187-м шп.

На главной палубе до среза полубака, вслед за традиционным форпиком, заканчивавшимся на 4-м шп., находился боцманский склад и располагались бухты с якорными цепями. За 9-м шп. размещались гальюны и душевые (5 унитазов, 7 душевых и 13 умывальников), а за 18-м - жилые помещения. Два кубрика по 40 коек в каждом, разделенные 28-м шп., были разной площади, поскольку в одном находилось лишь 10 четырехъярусных коек, а во втором еще и 6 столов (три на 10 человек, два на восемь и один раздаточный). Переборка, разделявшая оба кубрика, проходила по элеватору носовой башни ГК. Далее в корму располагались офицерские каюты: с левого борта - три двухместные для мичманов, а с правого - три одноместные для начальника МО и двух лейтенантов. После переборки на 45-м шп. находились с правого борта кладовая, судомойка, офицерский продовольственный склад и офицерская аптека; с левого - операционная и изолятор, батарейный отсек и камбуз для матросов и унтер-офицеров.

Далее в корму шла центральная надстройка, заканчивавшаяся у 120-мм установки и занимавшая примерно половину ширины корпуса. В первом варианте в ее кормовой части располагалась третья установка 120-мм орудий, позже демонтированная для снижения верхнего веса. Надстройка нигде не поднималась выше первого "этажа" носового мостика, за исключением, разумеется, дымовых труб, легкого кормового мостика и фундаментов под директоры огня зенитной артиллерии. В надстройке с носа в корму были предусмотрены следующие помещения: дымоходы носовой трубы, механический цех, артиллерийская мастерская, канцелярия, пекарня, дымоходы кормовой трубы, центральный пост МО, оружейка, склад взрывателей к "хеджихогам", холодильники, радиорубка, кают-компания, почтовое отделение, контора для юриста, офицерские гальюны, цистерны пресной питьевой воды, а также каптерки для офицеров и унтер-офицеров.

Платформа также начиналась форпиком, ограниченным 4-м шп., за которым до 9-го шп. была устроена обувная мастерская. Далее до 28-го шп. шел кубрик на 43 матроса с двумя четырехъярусными койками, 11-трехъярусными и одной - двухъярусной. В следующем водонепроницаемом отделении до 45-го шп. находилось сразу четыре отсека: кубрик на 31 матроса (семь четырехъярусных коек и одна трехъярусная), портняжная мастерская, отделение сонара и отсек дизельгенератора на 75 кВт. Далее шел водонепроницаемый отсек, ограниченный 57-м шп., где располагались передний трюм и отсек турбогенераторов - главная электростанция эсминца. До 111-го шп. простирались два КО и МО, в их двойном борту помещались резервные емкости для приема топлива при походе эсминца на максимальную дальность. Однако проблема состояла в том, что все они были выше ВЛ, и из-за отвратительной остойчивости "Окендо" практически всегда пустовали. На промежутке от 111 до 117-го шп. (между кормовыми КО и МО) имелось небольшое помещение, использовавшееся для хранения необходимых запасов для ГЭУ, а также отделение с электрооборудованием, в первую очередь, с радиооборудованием. В отсеке между 137-м и 149-м шп. находились еще один дизельгенератор на 75 кВт, гальюн, по две душевые для офицеров и унтер-офицеров МО и КО, а также три каюты: двухместная - для лейтенантов, а также двухместная и трехместная - для мичманов. Отсек между 149-м и 162-м шп. был разбит на четыре кубрика для унтер-офицеров: два шестиместных и два девятиместных, все с трехъярусными койками. В пространстве между кубриками на диаметральной плоскости корабля размещались большой стеллаж для личных вещей и небольшой вспомогательный дизельгенератор для аварийных работ. Между 162-м и 172-м шп., посередине кубрика на 38 матросов, находились элеватор кормовой башни и гидронасос. Матросы спали на 12 трехъярусных койках и одной двухъярусной. В промежутке между 172-м и 187-м шп. устанавливалась машина привода руля, побортно от которой имелись по левому борту три каптерки (для унтер-офицеров, коннетаблей и боцманов), а по правому - прачечная и электромастерская. И, наконец, за 187-м шп. были оборудованы два склада запчастей.

Поскольку платформа проходила на уровне выше ватерлинии, деление корпуса на водонепроницаемые отсеки под ней проявлялось более ярко, и количество дверей из отсека в отсек на нижней палубе было довольно ограничено. Как в палубах выше, 4-й шп. отделял форпик и на нижней палубе. Переборка по 9-му шп. отделяла кладовку лакокрасочных материалов. Затем до переборки по 13-му шп. шел погреб для мелкокалиберных боеприпасов, включая патроны для карабинов и пистолетов. В отсеке до 17-го шп. хранилась якорная цепь. Помещения до 21-го шп. занимали склад провизии и камбуз для унтер-офицеров. Между 21-м и 28-м шп. находился отсек холодильников со своей автономной машиной. Далее располагались склад провизии и камбуз для нижних чинов, цистерны с питьевой пресной водой емкостью 13,69 м3 и склад крупы (в основном рис и просо). Прямо под этим была установлена антенна сонара с обтекателем, так что часть отсека огораживалась под специальное помещение для оборудования сонара и размещения обслуживающего его персонала. Это же помещение продолжалось на палубу вверх и также отгораживалось от располагавшихся там кубриков. Но персонал мог выйти наружу только через палубу платформы. Между 35-м и 45-м шп. находились четыре отсека: первый - с навигационным оборудованием, второй - с автономным генератором для радара, а также гироскопами, раскручивавшимися этим же генератором, третий - с топливными цистернами емкостью 27,86 м3, четвертый - с погребами для орудий ГК. Следующее водонепроницаемое отделение также разделялось на несколько отсеков, которые занимали погреба для боезапаса "хеджехогов", топливные цистерны на 32,5 м3 и 49,6 м3 и еще один автономный генератор для вспомогательного оборудования (помимо всего прочего, запитывал стоящую рядом 80-тонную водооткачивающую помпу). Прямо под погребами орудий ГК и "хеджехогов" располагалась топливная цистерна емкостью 23,9 м3, частично защищавшая погреба от воздействия снизу. В отсеке между 57-м и 72-м шп. находилось носовое КО. С левого борта в междудонном пространстве имелась топливная цистерна емкостью 26,91 м3, а с правого борта - питательная цистерна емкостью 9,62 мЗ и резервная питательная цистерна в 13,94 м3. Шедшие далее носовое МО также частично защищались расположенными в междудонном пространстве цистернами: по правому борту - с топливом (52,06 м3), а по левому - с топливом (28,53 м3), дизельным топливом (8,29 м3), маслом (5,72 м3) и резервным запасом масла (5,82 м3). Между 92-м и 111-м шп. находилось кормовое КО. В его междудонном пространстве по правому борту располагались цистерны топлива (55,48 м3), а по левому борту - питательная (18,01 м3) и резервная питательная (31,85 м3). Между кормовыми КО и МО имелся промежуточный отсек с погребами 40-мм выстрелов. От носового МО с правого борта к винту проходил специальный туннель гребного вала. Тут же находились муфта и крутильный динамометр. В междудонном пространстве имелись две топливные цистерны по 16,48 м3. Между 117-м и 137-м шп. размещалось кормовое МО, вал от которого выходил на левый винт. В междудонном пространстве с левого борта имелась топливная цистерна на 44,26 м3, а с правого - топливная (35,65 м3), масляная (3,58 м3) и резервная масляная (3,17 м3). Следующая сплошная поперечная переборка проходила лишь по 162-му шп., но все пространство между ней и предыдущей было разбито двумя продольными и шестью поперечными переборками на девять водонепроницаемых отсеков. В трех центральных отсеках находились погреба со 120-мм и 40-мм боезапасом, артиллерийская мастерская и помещение с навигационным оборудованием кормового мостика. Как и в носовых погребах, от воздействия снизу они защищались топливной емкостью 23,38 м3. По левому борту шли топливные цистерны емкостью 50,50 м3 и 32,26 м3, а также отсек с муфтой и динамометром вала левого борта. По правому борту находились прессовый отсек и цистерны емкостью 33,26 м3 и 32,96 м3. Пространство между переборками по 162-м и 172-м шп. занимали отсек с водооткачивающей помпой и две топливные цистерны по 48,50 м3. Далее, под машиной привода руля, размещались крепления кронштейнов гребных валов, цистерна пресной воды (21,11 м3) и складской отсек. Наконец, за водонепроницаемой переборкой по 187-му шп. также находился складской отсек.

Из-за проблем с остойчивостью высота носового мостика "Окендо" ограничивалась тремя этажами, в которых пришлось скучить все необходимые службы и посты. На нижнем этаже с носа в корму находились ходовой мостик, каюта капитана с прилагавшимися к ней санузлом и душем, капитанский салон, два санузла для офицеров с душами, столовая и продовольственная кладовая для капитана, отсек вентиляции и кондиционирования воздуха, две двухместные каюты для лейтенантов, офицерская кают-компания и столовая, офицерский камбуз, электромастерская.

Все уровни мостика, располагавшиеся выше, имели аэродинамически выгодные формы. В носовой части были смонтированы два "хеджихога", стрелявшие поверх ограждения мостика, рядом с ними ставились два больших короба с боевым оборудованием первой необходимости. На мостике находились ходовая рубка, центральные информационный и противолодочный посты, помещения для оборудования и операторов радаров. При этом пост радара SNW-10 занимал отдельное помещение.

Третий ярус мостика был отведен под боевую, штурманскую и радиорубки, а также под помещение операторов целеуказания. На крыше третьего яруса оборудовался полностью закрытый артиллерийский директор Мк VI.

На ограниченном пространстве между мостиком и носовой трубой устанавливалась легкая мачта-тренога с марсами под антенны радаров: навигационного и обнаружения надводных и воздушных целей. Там же размещались приемо-передающие антенны и оборудование опознавания "свой - чужой" Мк X.

Сразу за второй дымовой трубой шли шесть платформ под установки зенитных автоматов 40-мм Bofors L/70. Кормовая часть, после удаления бомбометов и бомбосбрасывателей, оказалась совершенно "расчищенной", вплоть до кормовой 120-мм башни, которая, кстати, стояла ровно на том месте, которое ей полагалось занимать еще по проекту 1942 - 1943 гг.

Из-за проблем с остойчивостью "Окендо" корпуса первоначально однотипных "Рохера де Лаурия" и "Маркеса де ла Энсенада" перекроили настолько, что они фактически стали представлять собой совершенно другой тип. А началось все с того, что 7 августа 1964 г. возобновились достроечные работы на обоих эсминцах. И с большой интенсивностью они продолжались в течение ближайших шести лет.

К этому времени в мире уже имелся богатый опыт удлинения кораблей, так называемая технология "cut and glue" ("разрезать и вставить"), применяемая в основном на танкерах. Но Габриэль Марторель предложил такое, что до него вообще не использовалось в мире, по крайней мере, на боевых кораблях. Уже изготовленные корпуса разрезались два раза поперек, для отделения носовой и кормовой оконечностей. Затем оставшуюся центральную часть у киля два раза разрезали вдоль и туда монтировали две метровые вставки. Таким образом, первоначальная ширина в 11 м увеличивалась до 13, что соответствовало нормативам остойчивости, принятым в американском флоте. После этого присоединяли перестроенные под новые обводы оконечности, несколько увеличивая длину корпуса. В итоге удлинение корпуса снижалось с 10,54 до 9,15.

Хотя поперечный набор остался прежним, с теми же 190 шпангоутами (фактически из-за перестройки штевней появились дополнительные 0-й и 191-й шп.), расположение палуб, продольного набора и конфигурация второго дна претерпели существенные изменения. Теоретический чертеж перестроенного корпуса подвергся коррекции, чтобы как можно более точно вписать его в американскую модель "DE-1037". При перепроектировании корпуса большое значение имело сотрудничество с американскими инженерами из ВМФ и DDS ("Design Data Sheet"). Американский флот предоставил всю необходимую техническую информацию, испанские инженеры прошли стажировку в американском Главном бюро судостроения, а кроме того, часть проектных работ, таких как оптимизация руля, винтов, системы вентиляции и т.п., выполнили по договору подряда американские НИИ.

Полубак продолжили в корму до 147-го шп., доведя его вплоть до кормовой установки ГК. При этом установка ГК находилась на уровне главной палубы, что создавало иллюзию "срезанности" кормовой части корпуса. Это было необходимо, чтобы освободить место под установку оборудования и вертолета системы DASH. Переделка внутренних помещений и проектирование новых систем освещения и вентиляции также проводились по нормам американского флота, в частности, испанцы впервые применили на своем эсминце традиционную для американцев центральную систему кондиционирования. Все работы велись по контракту № 4077 между Главным бюро судостроения и DIC.

Хотя ГЭУ осталась прежней, вспомогательное оборудование с пара удалось перевести на электричество, что сделало МО и КО заметно компактней. Из-за этого платформа стала практически непрерывной по всей длине корабля. Над КО и МО она имела характерный для ранних бронепалубных крейсеров карапасный изгиб, продолжавшийся от 57 до 137-го шп. При этом, если вне карапаса уровень платформы находился под ВЛ, то в районе КО и МО он проходил над нею. Наклонная кромка упиралась в водонепроницаемую переборку. За 172-м шп., как и на "Окендо", находился отсек с рулевой машиной, и потому платформа здесь заканчивалась, а далее проходила на чуть более низком уровне, достаточным для того, чтобы вписать машину по условиям компоновки. Новая платформа, вместе с непрерывной главной и удлиненной верхней палубами заметно повышали прочность корпуса.

Подвергся переделке и характерный острый нос, его сделали еще более острым и абсолютно непохожим на "Окендо". Водонепроницаемая переборка по 4-му шп., как и на "Окендо", доходила до верхней палубы, но отгораживаемый ею объем заметно увеличился, что дало возможность разместить там шпиль и якорное устройство. Переборки по 0-му и 1-му шп. доходили до уровня платформы, давая кораблям дополнительное преимущество при случайных повреждениях форштевня, а нижняя палуба начиналась от 4-го шп. Далее она шла непрерывно до 57-го шп., за которым начиналось носовое КО. Здесь из-за большего развала шпангоутов высота междудонного пространства уменьшалась почти в два раза, и на более низком уровне нижняя палуба продолжалась под КО и МО до 137-го шп. За ним следовала обратная "ступенька", и палуба проходила параллельно остальным палубам до 162-го шп. Затем, следуя за естественным искривлением корпуса, она загибалась вверх и на 172-м шп. обрывалась. Далее корпус разделялся 18-ю переборками на соответствующих шпангоутах, поднимавшихся до уровня платформы. В ходе переделки кормовой части последняя "фамильная черта" французских лидеров, присутствующая на "Окендо", - заваленная внутрь корма - исчезла. В итоге корма удлинилась на 20 см. Попутно эта переделка улучшила и динамическое поведение корпуса, что позволило установить сонар с изменяемой глубиной погружения VDS.

Водонепроницаемые переборки, поднимавшиеся на всю высоту корпуса, располагались на 4, 9, 14, 27, 43, 57, 72, 92, 111, 117, 137, 145, 162, 172-м шп. Кроме того, до уровня платформы (то есть до ВЛ) поднимались переборки по 22, 30, 35, 40-му шп. Таким образом, система разделения на водонепроницаемые отсеки, по сравнению с "Окендо", также заметно усложнилась. На протяжении от 66 до 125-го шп. шли скуловые кили.

По опыту "Окендо", надстройки полностью срезали и на их месте воздвигли новые, на основе алюминия и легких сплавов, что понижало долю верхнего веса. В архитектуре нового полностью закрытого мостика явно угадывались "американские черты". Сверху его венчала башня артиллерийского директора Mk.37, a сразу за мостиком располагалась единственная мачта. Своими треногами она словно "обнимала" носовую трубу. Компоновка машинных и котельных отделений осталась прежняя, с теми же двумя дымовыми трубами, расположение которых не изменилось. А вот форма и конструкция их претерпели значительные изменения. Как и надстройки, корпус труб выполнялся из легких сплавов, очертание козырьков было позаимствовано у американцев. Пространство между трубами отдали торпедному вооружению, предназначавшемуся, разумеется, для стрельбы противолодочными торпедами. За кормовой трубой находилась широкая и довольно объемная коробкообразная надстройка, служившая ангаром для бортового беспилотного вертолета. Крыша ангара использовалась как платформа для размещения директора артиллерии Мк 56. Далее в корму шла небольшая площадка для вертолета Gyrodine QH-50C. За ней - третья башня ГК, и самый конец кормы был специально расчищен для установки бомбометов и бомбосбрасывателей. Но в итоге там примостилось оборудование сонара изменяемой глубины - SQA-10.

В целом силуэт перестроенных эсминцев, несмотря на свою некоторую тяжеловатость, по сравнению с "Окендо", также смотрелся неплохо.