Остойчивость

Поскольку в проект "Окендо" постоянно вносились большие и малые изменения, к июню 1960 г. его полное водоизмещение достигло 2970 т, и таким образом остойчивость эсминца снизилась до критического значения. Кроме того, из-за бесконечных переделок и модернизаций настоящего исследования остойчивости корабля так и не провели; даже если некоторые расчеты и выполнялись, их вскоре приходилось начинать сначала, и процесс этот казался бесконечным, так что весовой контроль на достраивавшемся корабле полностью утратили. Истинную ситуацию с остойчивостью нового эсминца можно было прояснить только в ходе швартовых испытаний. Формально они прошли удовлетворительно: статическая остойчивость, хоть и на пределе, но вписывалась в нормы.

А результаты ходовых испытаний 1961 г. выявили поистине критическое положение с динамической остойчивостью. Так, из-за неизбежного при маневрировании крена и последующего спрямления, в корпусе пошло активное трещинообразование, приведшее к фильтрации воды. Но что можно было ожидать от корпуса, пустое и полное водоизмещение которого по проекту (№ 155) составляло соответственно 1759 и 2676 т, а на испытаниях зарегистрировано - 2032 и 3147,6 т. Причем практически все увеличение приходилось за счет верхних весов! Утонченные обводы быстроходного корпуса, а также большое отношение длины к ширине также не способствовали увеличению метацентрической высоты.

Разумеется, с такой остойчивастью ни один корабль просто не мог быть введен в строй. И вполне логично, что работы на "Рохере де Лаурия" и "Маркесе де ла Энсенада" заморозили в ожидании результатов испытаний "Окендо". Единственно возможный путь исправления сложившейся с ним ситуации виделся в снижении верхних весов и более рациональном перераспределении жидких грузов. Поэтому последовали самые простые и необходимые меры: удаление второй возвышенной установки со 120-мм орудиями с неизбежной ликвидацией ее погребов, а также бомбометов и бомбосбрасывателей американского производства. Попутно сокращались боезапас и вместимость танков. Все эти меры позволили снизить полное водоизмещение до 3004 т, а остойчивость хотя и оставалась весьма посредственной, но, в общем, уже не была столь критической, как прежде.

Работы по расширению корпуса на "Рохере де Лаурия" и "Маркесе де ла Энсенада" в целом повышали остойчивость до приемлемого уровня по стандартам как испанского, так и американского флотов. Так что выбор терористами ЕТА в качестве объекта атаки "Маркеса де ла Энсенада", скорее всего, оказался не случайным: относительно небольшими средствами можно было бы достичь опрокидывания корабля и, как следствие, большого материального ущерба.