Противолодочное вооружение

Противолодочное вооружение "Окендо" оказалось сведенным к паре "хеджехогов" Мк 11 mod. О, сдвинутых к носу мостика на широкой платформе, и двух аппаратов Мк 4 mod. 1 для запуска самонаводящихся торпед Мк 32 mod. 2, располагавшихся на уровне носовой дымовой трубы. Все восемь бомбометов и два бомбосбрасывателя, фигурировавших в вооружении корабля в начале 1960-х гг., сняли из-за проблем с остойчивостью.

24-ствольные "хеджехоги" принадлежали к модели, появившейся еще в годы Второй мировой войны. Для лучшего рассеяния бомб оси их стволов были слегка растворены, максимальная дальность стрельбы составляла 240 м. Акустические торпеды Мк 32 (боезапас - 6 штук) располагались каждая в своем стволе, ориентиро- o ванном для траверзной стрельбы. Массы ВВ в них было явно недостаточно для поражения надводного противника, но, разорвавшись на требуемой глубине, они могли потопить неприятельскую субмарину. Данные о подводной обстановке поставлялись панорамным сонаром активного типа QHB-a, заменившим планировавшийся на "Окендо" "Асдик" модели 128. Все противолодочное вооружение было стандартизированное с таковым, поставлявшимся США по договору о Программе модернизации кораблей 1955 г.

В отличие от "Маркеса де ла Энсенада" и "Рохера де Лаурия", "Окендо" не получил наиболее современного противолодочного оборудования.

Поскольку стандарт FRAM предполагал главной задачей корабля борьбу с лодками противника, основное вооружение двух перестроенных эсминцев, разумеется, было противолодочным. На каждом корабле находились два однотрубных торпедных аппарата Мк-25 для стрельбы 533-мм противолодочными торпедами Мк-37 и два тройных аппарата Мк-32 для стрельбы 324-мм акустическими самонаводящимися торпедами Мк-44 или Мк-46. Все они размещались открыто между дымовыми трубами: впереди Мк-25 с углом в 45° по отношению к продольной плоскости корабля, а за ним неподвижно - Мк-32. Это оборудование включили в проект модернизации всех трех эсминцев еще в 1962 г., но установили лишь на "Рохере де Лаурия" и "Маркесе де ла Энсенада". Целеуказание для торпедной стрельбы задавалось сонаром SQS-32C и сонаром переменной глубины SQA-10. Вооружение дополняли два "хеджехога", оставшиеся на кораблях вопреки стандартному набору FRAM II.

Наиболее перспективным средством борьбы с подводными лодками противника планировалось сделать беспилотный вертолет системы DASH, способный нести под корпусом акустическую самонаводящуюся торпеду Мк-44 или Мк-46 для поражения подводной цели, обнаруженной с корабля-носителя или с любой другой единицы эскорта. Масса пустого вертолета составляла 500 кг, максимальный взлетный вес- 1044 кг, максимальная скорость - 110 км/ч, радиус действия - 37 км. Предполагалось, что система DASH будет по максимуму использовать возможности новых американских сонаров. Испания, как и Япония, поторопились принять на вооружение это новомодное оружие, потерпевшее вскоре полное фиаско. Вертолет оказался капризным и ненадежным, став сам для себя эффективной антирекламой. Чего, например, стоит тот факт, что к 1969 г. потерпели аварию 416 из 746 таких машин! Все это в итоге предопределило переход на обычные пилотируемые вертолеты, которые, несмотря на большую массу, были намного эффективней.

В 1970-х гг. Испания закупила у американской фирмы "Hughes Aircraft Corporation" в общей сложности 13 легких вертолетов типа 500 М (ASW)*, вооруженных директором магнитных аномалий (MAD) модели ASQ-81 и способных нести на внешней подвеске одну-две торпеды Мк-44 или Мк-46. Это позволило сформировать 6-ю эскадрилью воздушных сил флота.

Поскольку к моменту покупки вертолетов "Рохер де Лаурия" и "Маркес де ла Энсенада" уже были приняты флотом, курс обучения проходили без них. Первые пять машин поступили в Испанию в апреле 1972 г., из которых два немедленно передали в распоряжение эсминцев для нахождения в оперативной готовности. Что интересно, Испания стала первым иностранным государством, получившим на вооружение эту марку вертолета. Для размещения этих вертолетов ВПП обоих эсминцев пришлось усиливать и расширять. Первое время на пилотов ложилась довольно интенсивная нагрузка, лишь с передачей испанцам в 1972 - 1973 гг. пяти эсминцев типа "Гиринг" проблему с практикой и обучением пилотов удалось более-менее разрешить.