"Окендо"

Итог многолетним мучениям испанской промышленности с эсминцем "Окендо" подвели 22 апреля 1963 г, произведя его официальную приемку. Поскольку, как уже говорилось, эсминец стал самым крупным боевым кораблем, построенным в послевоенной Испании, эта церемония вызвала заметный интерес в обществе. На пришвартованный к Картахенскому арсеналу эсминец для сдачи работ прибыли лично Главный инспектор судостроительного ведомству, начальник санитарной и ревизионной службы и высшее руководство "Басана". Подписи в приемный акт поставили морской министр и генерал-капитан Картахенского округа. Незамедлительно после подписания документов "Окендо" поднял военно-морской флаг и брейд-вымпел министра, а на арсенале по этому поводу состоялся небольшой военный парад. Первым командиром корабля стал капитан 2 ранга Эрас Гонсалес-Льянос. Следующий год на эсминце кипела обычная работа: экипаж осваивал корабль, проводил традиционные упражнения и учебу.

В конце лета 1964 г. эсминец осуществил переход на север. Здесь он должен был сдать первый экзамен своей боеготовности. На октябрь были запланированы первые крупные совместные испано-французские морские маневры "Finisterre III". Но непосредственно перед ними "Окендо" в составе Северной группы, во главе с крейсером "Альмиранте Сервера" (флаг контр-адмирала Ромеро Абельи), отработал в Кантабрике взаимодействие с Третьей флотилией тральщиков.

16 октября 1964 г. в Эль Ферроле сконцентрировалась франко-испанская эскадра в составе восьми французских и шести испанских вымпелов. Кроме того, к маневрам привлекалась авиация обоих государств. При проведении первой фазы маневров корабли разделились на три автономные группы для последовательной отработки противолодочных и противовоздушных маневров и приема топлива в открытом море.

После воскресного перерыва в Сантандере и Хихоне, 19 октября корабли вернулись к своим упражнениям. "Окендо" вместе с тремя испанскими и четырьмя французскими фрегатами отрабатывали защиту конвоя от подводного и воздушного противника. Для усложнения тренировок командование провело даже ночную дозаправку топливом в условиях атаки подводного противника. Лишь 23 октября корабли возвратились в Бильбао.

Впоследствии учения "Finisterre" стали традиционными. Ровно через год, в октябре 1965 г., начальник Северной группы контрадмирал дон Мария Ромеро Абелья поднял свой флаг на "Окендо". Испанская эскадра в составе фрегатов "Легаспи" и "Висенте Яньес Пинсон", минзагов "Хупитер" и "Болкано", а также подводной лодки S-31 первые две недели октября отрабатывали самостоятельные упражнения и лишь спустя неделю вышли в Брест для участия в "Finisterre IV". В этот раз программа учений включала в основном противолодочные мероприятия.

На состоявшихся в октябре 1966 г. "Finisterre V", проходивших у побережья Галисии, испанцы уже смогли выставить более крупные силы. Помимо неизменного флагмана "Окендо", участие в них приняли эсминцы "Линиерс" и "Алава", фрегаты "Легаспи" и "Хупитер", подводная лодка и два вспомогательных судна. Из-за возросшей численности корабельного состава действия испанских сил возглавил непосредственно главком вице-адмирал Гарсия Ахульи, осуществляя руководство с берегового командного пункта. На кораблях находился начальник эскортных сил контр-адмирал Перри Хункера. Кроме действий в совместном интернациональном составе, испано-французские силы снова отработали противолодочную и противовоздушную защиту, а также проводку конвоя.

Но, вероятно, пик активности "Окендо" пришелся на 1967 г. В начале февраля эсминец принял участие в испано-французских маневрах "Atlantide-67", проходивших в районе Канарских островов. Французская сторона выставила крейсер "Кольбер" (флаг адмирала Эвенона), авианосец "Арроманш", 14 эскортных кораблей (эсминцев, фрегатов и корветов), две подводные лодки и два вспомогательных судна. Испанская эскадра под командованием контр-адмирала Серверы состояла из четырех эсминцев, четырех корветов (41 дивизион), подводной лодки и трех вспомогательных судов. Задачей учений являлась отработка конвойных и десантных операций, из-за чего соединению придавались десантные корабли, группа из 500 французских коммандос и четырех рот испанских морских пехотинцев с тяжелой техникой.

Все эти маневры проходили под пристальным вниманием журналистов. Газеты того времени взахлеб писали о превосходных результатах проведенных учений: что, дескать, испанская сторона может теперь на равных сотрудничать с французами, что испанский флот продемонстрировал высокую выучку и т.п. На фоне этих восторженных статей реальное положение дел на "Окендо" не афишировалось. Ранее классифицированный как "противолодочный эсминец", он (под влиянием практики, принятой в НАТО, получил бортовой номер D-41) вошел в 21-й дивизион эсминцев, базировавшийся на Картахену (кроме него, там состояло пять "латиносов" - эсминцы типа "Флетчер", переданные США в 1957 - 1960 гг.). Ни скоростью, ни экономичностью, ни маневренностью "Окендо" явно не соответствовал американским эсминцам. Особо показательными в этом смысле стали "Atlantide-67" - в то время как три эсминца 21-й дивизиона ("Альмиранте Вальдес", "Хорхе Хуан" и "Алькала Галиано") действовали единой тактической группой, "Окендо" не входил ни в одно из соединений и оказался вообще чем-то вроде посыльного судна. По опыту последних маневров командование и начало эксперименты по возможному применению эсминца. Формально к началу 1970-х гг. "Окендо" числился в 11-м дивизионе противолодочных эсминцев, куда вместе с ним входили фрегаты "Райо" (D-35), "Аудас" (D-31), "Метеоро" (D-33), "Осадо" (D-32) и еще два "инвалида" испанского флота,

"Окендо" вскоре после ввода в состав флота кардинально модернизированные эсминцы типа "Чуррука", "Линиерс" (D-51) и "Алава" (D-52). Фактически же в составе дивизиона "Окендо" редко участвовал в совместных операциях, в основном сопровождая соединения фрегатов, корветов или даже тральщиков, выполняя функции флагмана. Большую часть времени "Окендо" использовался для нужд обучения и тренировок, которые изредка прерывались выполнением какой-либо специальной миссии, в основном визитов и представления флага, выполняемых по приказу ЕМА или генерал-капитана сначала Картахенского, а потом Феррольского военно-морских округов.

В начале 1967 г. из-за ухудшившихся арабо-израильских отношений, командование приняло решение послать на Ближний Восток боевой корабль. Выбор в этом качестве "Окендо" был более чем странен, ведь руководство знало о действительной боевой ценности эсминца. Тем не менее, это плавание стало самым "дальним" и "долгим" в карьере "Окендо", сильно подорвав его техническое состояние.

Формально "Окендо" в 1968 - 1970 гг. находился в строю, но фактически эти три года корабль просто не покидал порта: самым значительным его "делом" этого периода стало появление на морском параде во время недели флота в Сантандере в начале июля 1968 г. Лишь в августе 1971 г. он принял участие в учениях десантных сил в районе Альмерии. Операция началась с бомбардировки эсминцами "Окендо" и "Маркес де ла Энсенада" предполагаемого места высадки на пляже Сапильо. После чего под прикрытием 18 вертолетов с авианосца "Дедало" в район вышли десантные транспорты "Арагон" и "Кастилья", с которых осуществили успешную высадку 750 испанских морских пехотинцев.

В середине октября в составе англо-испанских сил "Окендо" принял участие в маневрах "Spanex-VI", состоявшихся у галисийского побережья. Привлекаемые к учениям силы оказались довольно скромными: фрегат "Диомед", подлодка "Силион", эсминцы "Окендо" и "Алькала Галиано". Противолодочные действия совместного соединения прикрывались с воздуха 206-й авиа-и 5-й вертолетной эскадрильями. В конце октября - начале ноября эсминец уже в составе объединенного испано-португальского соединения (эсминцы "Окендо" и "Линиерс", четыре фрегата и четыре корвета) отрабатывал противолодочные и противовоздушные действия, оказывал поддержку в операциях боевых пловцов, а в завершении эскортировал условный конвой из Кадиса в Маон.

В апреле следующего года "Окендо" вместе с "Рохер де Лаурия" принял участие в ставших уже традиционными испано-французских маневрах "Finisterre-72", состоявшихся у побережья Галисии (шесть французских и восемь испанских кораблей). Потом были летние маневры в районе Канарских островов, совместные учения с VI флотом США, октябрьские испано-французские учения "Murcie-72", майские "Finisterre-73" и летние учения в районе Канарских островов 1973 г.

Попутно на корабль ложились и представительские функции. В сентябре 1973 г. жители Ла Коруньи организовали празднества, посвященные флоту. Среди приглашенных гостей фигурировал Морской министр адмирал Пита де Вега. Для их участия в город прибыли крейсер "Канариас", эсминец "Окендо", фрегат "Висенте Яньес Пинсон" и три тральщика, оказавшиеся в центре всеобщего внимания. Спустя месяц эсминец ушел в Ферроль, где состоялись торжества и морской парад, связанный с посещением Испании генералиссимусом Франко. В начале ноября эсминец участвует в совместных испано-португальских маневрах "Convex-73". Естественно, что столь активная нагрузка пагубно сказалась на состоянии материальной части корабля. Хотя он по-прежнему оставался в строю, но все больше времени отстаивался в портах. И чем старше становился "Окендо", тем большую уникальность приобретало его оборудование, которого больше не было на флоте, - поэтому при любой поломке поиск запчастей превращался в серьезную проблему.

Летом 1974 г. "Окендо" вместе с фрегатом "Андалусия" принял участие в празднествах в Бильбао, посвященных 37-й годовщине освобождения города от республиканцев. А в сентябре того же года в Ферроле наблюдалось настоящее столпотворение: город готовился к визиту Франко и кабинета почти в полном составе. Сначала по протоколу визита все они с борта фрегатов "Балеа-рес" и "Андалусия" наблюдали за военно-морскими учениями, а когда вернулись в Ферроль, перед ними в строю морского парада прошел в числе прочих кораблей и "Окендо".

В последующие годы плавания корабля ограничивались испанскими владениями: летом 1975 г. он совершил визит на Канарские острова, где прошла церемония вхождения в должность нового командира морской зоны Канарских островов, а весной 1976 г. три дня простоял в Сеуте.

Свои последние представительские функции "Окендо" выполнил в 1977 г. - год празднования 300-летнего юбилея адмирала Антонио Окендо, участника более сотни морских боев. Этот факт наводит на мысль, что командование специально в ожидании памятной даты держало корабль в строю. С окончанием торжеств исчез и интерес к старому эсминцу. Постепенно он разоружался и разукомплектовывался, пока 2 ноября 1978 г. не был окончательно исключен из списков флота. После разоружения в Картахенском арсенале корпус эсминца продали на слом с публичного аукциона и отправили для разделки в Сан-Педро дель Пинатар (Мурсия). Подводя итог карьере "Окендо" с его 12-ю годами постройки и 15-ю службы, можно отметить, что он стал, наверное, самым худшим кораблем испанского флота XX века.