«Саут Дакота»
Линейный корабль ВВ-57 «Саут Дакота», первый в серии, вступил в состав флота 20 марта 1942 года. Командиром его стал кэптен Гэтч (captain Thomas L. Gatch). Вскоре линкору суждено было стать одним из самых известных кораблей Второй мировой войны.
Обычно американские моряки дают кораблям прозвища. «Саут Дакоту» стали именовать «SoDak», или «Линкор Икс», как она была названа в первом официальном выпуске новостей. У команды имелась и шутливая кличка для своего корабля — «Big Bastard» («Большой ублюдок»). Но это произносилось отнюдь не презрительно, а, наоборот, с любовью.
До августа линкор проходил в Атлантике стандартный, но по военному времени укороченный цикл испытаний, освоения экипажем и боевой подготовки.
Затем корабль перебросили на Тихий океан. Он прошел Панамским каналом 21 августа и направился к островам Тонга. Участие в долгой и кровавой эпопее у Гуадалканала, начавшейся с высадки на него американской морской пехоты, стало первой страницей в истории службы нового линкора. Два из череды почти непрерывных сражений за остров и окружающие его воды явились, пожалуй, самыми яркими боевыми эпизодами в жизни «Саут Дакоты». Но до этого корабль успел получить повреждение. 6 сентября в районе Тонгатабу он зацепил верхушку кораллового рифа, не отмеченного на карте. Была распорота внешняя обшивка пустых отсеков двойного дна у форштевня. Корабль получил обширные затопления. 12 сентября он пришел в Пёрл-Харбор для исправления повреждений. Впоследствии появились основания считать эту аварию подарком судьбы, так как во время ремонта было проведено усиление легкой зенитной артиллерии. Два счетверенных «чикагских пианино» удалили, а взамен установили 16 автоматов «Бофорс» и добавили, по крайней мере, 20 «эрликонов». Это было сделано как нельзя кстати. Вскоре «Саут Дакоте» предстояло вступить в первую схватку с авиацией противника. Следует отметить очень правильный подход к делу кэптена Томаса Гэтча. Он был прирожденным командиром и воспитателем подчиненных. Постоянными тренировками и пренебрежением к показной стороне службы, так раздражавшей моряков во все времена, ему удалось сплотить свою команду в единую, рвущуюся в бой семью.
Линкор был снова готов к походу 12 октября и приступил к совместным плаваниям и учениям с кораблями оперативного соединения TF-16 (Task Force 16) во главе с прославленным «Биг Э» (прозвище авианосца «Энтерпрайз»). 16 октября эта группа вышла из Пёрл-Харбора и направилась в район Эспириту-Санто на соединение с TF-17 авианосца «Хорнет».
24 октября поступили сведения о крупных силах японского флота, нацеленных на район Гуадалканала. Американцы приготовились дать им бой. Объединенной группировкой под тактическим наименованием TF-16 командовал контр-адмирал Кинкейд (флаг на «Энтерпрайзе»). В нее кроме двух авианосцев входили линкор «Саут Дакота», три тяжелых крейсера, три крейсера ПВО и 14 эсминцев. Кинкейд приказал произвести поиск противника в районе островов Санта-Крус. В полдень 25-го патрульная «Каталина» доложила об обнаружении японских авианосцев, и соединение TF-16 повернуло на северо-запад, чтобы перехватить неприятеля.
Главное сражение произошло 26 октября. Около 7.00 почти одновременно противники обнаружили друг друга на дистанции 200 миль. Обе группировки подняли ударные волны палубной авиации для атаки неприятельских кораблей, причем японцы сделали это примерно на 20 минут раньше. На пути к цели самолетные армады увидели друг друга в воздухе. Истребители завязали несколько схваток, но основная масса бомбардировщиков и торпедоносцев устремилась к кораблям противника.
В 9.10 японцы первыми нанесли удар по «Хорнету» и его группе. Американский авианосец получил две торпеды, несколько бомб и два таранных удара поврежденными самолетами противника. Через 10 минут небо очистилось, но судьба «Хорнета» была предрешена. Объятый пламенем корабль лишился хода. В этот момент его собственные самолеты еще не долетели до японских авианосцев.
«Энтерпрайз» и «Саут Дакоту» первая волна японской авиации обнаружить не смогла. В 9.00 эти корабли вошли в небольшой дождевой шквал, укрывший их от приближающихся самолетов противника, вся ярость которых обрушилась на «Хорнет». Однако это длилось недолго.
В 9.27 из перехваченных радиопереговоров японцы сделали вывод, что рядом находится другой американский авианосец. Примерно в 10.00 группу «Энтерпрайза» атаковала японская подлодка 1-21. Был торпедирован эсминец «Портер». Второй, «Шоу», остался с ним, чтобы снять экипаж и затем добить смертельно поврежденного товарища. Но даже без двух эсминцев «Биг Э» был намного сильнее прикрыт зенитным огнем, чем «Хорнет». «Саут Дакота» и другие корабли охранения образовали кольцеобразную цепь, в центре которой находился авианосец. Самым сильным звеном ПВО был, разумеется, новый линкор. Вскоре радар «Саут Дакоты» обнаружил группу самолетов на расстоянии в 55 миль. Соединение TF-16 приготовилось встретить врага. Первыми появились 43 пикирующих бомбардировщика D3A «Вэл». Они атаковали, не дожидаясь торпедоносцев, которые были на подходе. Настало долгожданное время артиллеристов, прекрасно вышколенных кэптеном Гэтчем. Огонь «Саут Дакоты» оказался на удивление эффективным. Линкор шел на расстоянии 1000 ярдов от «Энтерпрайза» и обеспечил ему надежную защиту от смертоносных пикировщиков. Они выходили из атаки очень низко, на высоте не более 200 м. В этот момент легкие и подвижные «эрликоны» с хорошо обученными расчетами буквально рвали самолеты противника на части своим кинжальным огнем. Было сбито 26 бомбардировщиков (экипаж корабля утверждал, что даже 32, но официально засчитали 26). Из 23 сброшенных бомб в линкор попала только одна. Был также близкий разрыв у борта. Два прямых попадания и один близкий разрыв пришлись на долю «Энтерпрайза». Вскоре подоспели японские торпедоносцы — 14 темно-зеленых «кейтов». Однако лишь семи самолетам удалось сбросить свои торпеды, от которых американские корабли успешно увернулись. Когда еще гремели орудия, один из «кейтов», уже будучи поврежденным, соверши самоубийственною атаку. С подвешенной торпедой он врезался в надстройку эсминца «Смит». От мощного взрыва вся носовая часть американского корабля оказалась объята пламенем. 28 человек были убиты, 23 ранены. Случай позволил «Саут Дакоте» ликвидировать этот пожар оригинальным способом (правда, исключительно благодаря отваге и находчивости экипажа эсминца). Продолжая стрелять по самолетам из кормовых орудий, «Смит» быстро прошел сквозь строй других кораблей и врезался в пенящиеся волны кильватерной струи линкора, идущего полным ходом. Потоки воды обрушились на эсминец и помогли справиться с пожаром.
После налета «кейтов» японцы дали соединению TF-16 40 минут передышки. Затем воздушные атаки возобновились. Всего в них участвовало 29 самолетов (в основном пикировщики). И на этот раз одна 500-фунтовая бомба поразила линкор. Попадание пришлось в крышу башни № 1 с правой стороны. Броня выдержала, и расчет башни, за исключением одного офицера у перископа, не пострадал. Но 50 других членов экипажа получили ранения (один впоследствии скончался). Осколок угодил в шею кэптена Гэтча, который стоял на мостике перед боевой рубкой. Два 16-дюймовых орудия башни № 2 были основательно повреждены (не использовались в ходе всего дальнейшего сражения у Гуадалканала). Одно из них впоследствии пришлось заменить. После взрыва бомбы на «Саут Дакоте» возникло кратковременное замешательство. Управление было передано на пост № 2. Однако оказалось, что телефон там не работает. По этой причине неуправляемая «Саут Дакота» с минуту неслась прямо на «Энтерпрайз». Авианосцу пришлось спешно убираться с ее пути. Сам «Биг Э» во второй серии атак авиации противника отделался одним близким разрывом у борта. Получил бронебойную бомбу крейсер «Сан-Хуан». К счастью для корабля, она пронизала его корпус насквозь и взорвалась снаружи.
После полудня и вечером японские самолеты трижды атаковали «Хорнет», сначала уходивший на буксире, а затем оставленный экипажем и неподвижный. Корабль получил торпеду и два бомбовых попадания. Уже в темноте свои эсминцы пытались добить его, выпустив несчетное количество снарядов и торпед. Однако упрямый авианосец, герой первого налета на Токио, никак не желал идти на дно, и он был оставлен американцами на произвол судьбы. Дело довершили японские эсминцы контр-адмирала Абэ. В 1.35 27 октября пораженный четырьмя 610-мм торпедами «Хорнет» наконец скрылся под водой.
На этом бой у Санта-Крус закончился. Американцы лишились авианосца, эсминца и 74 самолётов. Авиация императорского флота потеряла 100 машин и много опытных пилотов, что заметно омрачило японцем радость победы. Здесь сыграли свою роль артиллеристы «Саут Дакоты». 26 самолётов, сбитых зенитным огнём корабля в одном бою — абсолютный рекорд и, похоже, на все времена.
Той же ночью при отходе к Нумеа «Саут Дакота» и эсминец «Мэхэн» неудачно маневрировали, пытаясь уклониться от атаки японской подводной лодки. Произошло столкновение, повлекшее довольно серьезные повреждения. Поначалу казалось, что придется отправить линкор на ремонт с США. В базе провели детальное обследование. Выяснилось, что ущерб не столь велик. Оказались пробитыми лишь пять топливных танков. Ремонт был произведен силами плавучей мастерской. Через несколько дней «Саут Дакота» вернулась в строй, чтобы вскоре снова включиться в борьбу за Гуадалканал.
В ноябре 1942 года сражение за остров закипело с обновленной яростью. После некоторого затишья обе стороны решили атаковать противника крупными силами и повернуть в свою пользу ход событий на Гуадалканале и в окружающих его водах. «Саут Дакоте» предстояли суровые испытания.
К 10 ноября японцы сосредоточили в близлежащих базах большое количество авиации и боевых кораблей 2-го и 8-го флотов вице-адмиралов Нобутаке Кон-до и Гинити Микава. Как всегда, был готов к отправке и «токийский экспресс» в составе прославленной 2-й эскадры эсминцев контр-адмирала Райдзо Танака и охраняемого ею транспортного конвоя.
Три дня спустя события вступили в кульминационную фазу. Бой шел день и ночь. Обе стороны понесли крупные потери. Японцы лишились линейного корабля «Хиэй» и двух эсминцев. Американцы потеряли легкие крейсера «Атланта», «Джюно» и четыре эсминца. Многие сотни моряков отдали свои жизни в эту кровавую пятницу 13-го. В их число попали два американских адмирала: Скотт и Каллахен. Последний был личным другом президента Рузвельта.
Следующие сутки оказались не менее напряженными. Ночью 14 ноября крейсерам 8-го флота адмирала Микава удалось обстрелять аэродром Гендерсон-Филд (назван в честь командира пикировщиков морской пехоты SB2U «Vindicator» майора Л.Р.Гендерсона, погибшего в сражении у Мидуэя). Он являлся одной из главных целей японцев и ключом к американской обороне на Гуадалканале. Однако результаты оказались не столь масштабными, как во время набега 14 — 15 октября. На этот раз были уничтожены 18 самолетов и повреждены 32, но аэродром продолжал действовать. Днем его самолеты, а также авиация с Эспириту-Санто и с авианосца «Энтерпрайз» нанесли японцам наибольшие потери. Ими были уничтожены тяжелый крейсер «Кинугаса» 8-го флота Микавы и 7 из 11 транспортов с войсками из конвоя Танаки. Еще несколько боевых кораблей и транспортных судов получили повреждения. Адмирал Микава, герой известного ночного боя у острова Саво, отошел. Фактически он оставил конвой Танаки без прикрытия крупными кораблями.
На этом сражение не утихло. Действия американской авиации серьезно нарушили планы японского командующего адмирала Кондо (флаг на тяжелом крейсере «Атаго»). Однако он не желал отказываться от поставленной цели. Непоколебимым сторонником продолжения операции был и адмирал Танака, в избытке наделенный пресловутым японским упорством. Под покровом темноты Кондо намеревался опять обстрелять аэродром Гендерсон-Филд и высадить подкрепление своим войскам на Гуадалканале. Развязка наступила в ночном бою с 14 на 15 ноября. Линкор «Саут Дакота» принял в нем участие в составе 64-го оперативного соединения, под командованием контр-адмирала Уиллиса Огастеса Ли, который держал флаг на «Вашингтоне». Кроме двух линейных
кораблей, у американцев было четыре эскадренных миноносца. Вечером 13-го эта группа отделилась от сил адмирала Кинкейда, крейсировавшего с «Энтерпрайзом» южнее Гуадалканала. Ей была поставлена задача воспрепятствовать обстрелам аэродрома на острове. Сделать это в ночь на 14 ноября Ли не успевал, и японцы смогли более или менее успешно бомбардировать Гендерсон-Филд. Но к вечеру его корабли приблизились к острову. Вскоре им предстояло встретиться с основными силами Кондо (линкор «Кирисима», тяжелые крейсера «Атаго» и «Такао», легкие «Сендай» и «Нагара», девять эсминцев).
Огибая в вечерних сумерках западную оконечность Гуадалканала, Ли повел свое соединение навстречу врагу. Ориентируясь на последние сведения, полученные около 16.00, американцы рассчитывали вскоре перехватить противника. Хотя морщинистое обветренное лицо «линкорного» адмирала сохраняло всегдашнюю невозмутимость, на душе у Ли было неспокойно. 64-е оперативное соединение только что сформировано, оно не имело опыта совместных действий. Сплаваться корабли не успели. Даже системы ночных сигналов не было разработано. Кроме того, отсутствовала отлаженная шифросвязь с десантными силами на Гуадалканале. Уиллис Огастес Ли был очень способным, находчивым и уверенным в себе командиром, хорошо разбирался в новейшей технике. До войны он занимался внедрением радиолокации на флоте и знал о радарах больше, чем сидевшие за их пультами операторы. Днем адмирал ни о чем бы не беспокоился. Его полторы дюжины 16-дюймовок способны были быстро разделаться с противником. Но сейчас ему грозила неразбериха схватки в полной темноте. На экранах радаров то и дело появлялись и исчезали неопознанные отметки. Система распознавания «свой — чужой» в 1942 году только зарождалась и на практике еще не работала. Операторы РЛС в таких условиях могли просто растеряться. А искушенные
в ночных боях японцы способны были запросто подкрасться и всадить свои мощные торпеды в борта новейших американских линкоров. Кроме того, в темноте можно получить удар и от своих москитных сил, патрулировавших в проливах между островами Гуадалканал, Саво и Флорида. Их база находилась рядом, на Тулаги. Кстати, это едва не произошло: три торпедных катера долго переговаривались по радио, решая, не пустить ли «рыбу» (торпеду) в громадины, появившиеся из ночной мглы.
Конкретного оперативного плана Ли не имел. На его разработку просто не было времени. Он только приказал другим кораблям следить за своими сигналами. Обогнув остров Саво, 64-е соединение в 21.10 повернуло направо и вошло в опасные воды пролива Железное Дно, прозванного так из-за большого числа затонувших здесь кораблей. Впереди двигались эсминцы, за ними «Вашингтон» и «Саут Дакота». Контакта с противником пока не было. Лишь далеко на западе виднелся отблеск горевших японских транспортов из разгромленного накануне десантного отряда. Молодой месяц освещал совершенно чистый пролив. Легкий бриз дул с левой раковины и слегка рябил поверхность моря. Когда в 21.48 Саво оказался точно по правому траверсу, Ли повернул на курс 150°. На экранах локаторов отражались лишь берега островов. Стрелки магнитных компасов давали аномальные показания — соединение шло точно над кладбищем кораблей, потопленных здесь в большом количестве во время предыдущих боев. Именно в этот момент были засечены переговоры американских торпедных катеров. Ли отреагировал быстро. Он лично знал генерал-майора морской пехоты Александера Э.Вандерлифта, с которым они вместе учились в академии. Тот сейчас находился на Гуадалканале. Адмирал надеялся, что Вандерлифт не забыл его старое прозвище (Чинг Ли, «Китаец») и отправил открытый запрос по радио с
требованием остановить катерников и дать сведения о противнике. К счастью, его поняли. Но свежей информации о кораблях противника не имелось. Ясно лишь было, что они где-то рядом. Ли правильно полагал, что японцы спускаются к Гуадалканалу по проливу Слот.
А тем временем эскадра Кондо подходила несколькими группами. Два отряда составляли ближнюю и дальнюю завесу легких сил. За ними двигалась группа бомбардировки (линкор «Кирисима» и два тяжелых крейсера). Кондо планировал начать обстрел аэродрома одновременно с высадкой десанта с четырех уцелевших транспортов Танаки, приближавшихся к Саво с эскортом эсминцев.
Первым заметил противника японский легкий крейсер «Сендай», флагман командира 3-й эскадры эсминцев контрадмирала Синтаро Хасимото. В 22.10 он доложил Кондо об обнаружении шести неприятельских кораблей. При этом линкоры были приняты за тяжелые крейсера. Командующий отдал приказ перегруппироваться для удара по противнику, не подозревавшему пока о близости японцев. Расчет был, как всегда, на превосходство в ночных торпедных атаках. Затем следовало добить противника артиллерией.
Японцы следили за американскими кораблями уже более 30 минут. В 22.52 луну закрыли горы. Идти прежним курсом в полной темноте Ли счел слишком опасным. Он приказал повернуть направо к мысу Эсперанц. Как только корабли совершили этот маневр, на экранах радаров сначала «Вашингтона», а затем и «Саут Дакоты» возникла отметка. Это был легкий крейсер «Сендай», который находился в 9 милях к северо-западу. В 23.12 цель захватили перископы директора главного калибра «Вашингтона». Примерно в это же время корабли противника были визуально обнаружены с мостика «Саут Дакоты» на расстоянии 16,5 км. Передовые эсминцы пока ничего не видели. В 23.15 японцы выпустили по TF-64 торпеды, а через минуту адмирал Ли приказал линкорам открыть огонь. После первых же залпов «Сендай» с эсминцем «Сикинами» помчались на север, поставив дымовую завесу. До предела дальности действия артиллерийских РЛС их преследовали тяжелые снаряды линкоров.
В 23.22 к огню линкоров присоединились американские эсминцы. При этом они почти прозевали опасность со стороны других направлений. Японские корабли, крадущиеся в тени южного берега Саво, были замечены лишь в последний момент. Эта оплошность многим стоила жизни. Шесть эсминцев и легкий крейсер «Нагара» охватили голову американской колонны и открыли шквальный огонь. Вслед за тем они выпустили торпеды. Надежды американских экипажей на радары не оправдались. Мешали отметки от окружающих гор. Приходилось вести огонь, ориентируясь по орудийным вспышкам. В таких условиях артиллеристам линкора было еще сложнее. Огонь их орудий мало чем помог эсминцам.
Ответная стрельба японцев была очень меткой. Сказывались выучка и упорная тренировка в ночных условиях (да к тому же в суровом Охотском море!). Нашли свои жертвы и две японские торпеды. В итоге после 20 минут боя все американские эсминцы были выведены из игры, не успев выпустить ни одной своей «рыбы». Два из них, получившие торпедные попадания, вскоре затонули. Третий был искалечен артиллерией противника и полностью небоеспособен (утром его пришлось добить). Лишь изрядно поврежденный эсминец «Гуин» мог еще кое-как сражаться (после боя он самостоятельно вернулся в базу на острове Эспириту-Санто на Новых Гебридах). У японцев в безнадежном состоянии оказался только эскадренный миноносец «Аянами» (позже затоплен).
В целом первая фаза сражения складывалась для американцев плохо. Они шли единой группой, а Кондо разделил свои силы на несколько частей, которые в темноте атаковали противника с разных направлений. Вернулся к месту боя и драчливый «Сендай» с эсминцем «Сикинами». Теперь они нависали над соединением Ли с кормы. Кроме того, в дело могли вступить и эскадренные миноносцы Танаки, который был настоящим мастером ночного боя (две недели спустя у Тассафаронга он с блеском доказал это, разгромив всего лишь восемью эсминцами 67-е соединение контр-адмирала Райта из пяти крейсеров и четырех ЭМ). В такой обстановке операторы американских радаров попали в затруднительное положение. Они растерянно глядели на экраны с многочисленными отметками, гадая, что за ними скрывается. А командиры были совершенно сбиты с толку противоречивыми сообщениями о передвижении неприятельских кораблей.
В начале сражения «Саут Дакота» следовала за «Вашингтоном». Однако в 23.33, уже через 17 минут стрельбы, на корабле произошла неприятная авария. Сотрясения от собственного огня привели сначала к замыканиям в силовых кабелях четвертого директора средней артиллерии. Автоматика заблокировала подачу электроэнергии, а общая перегрузка в сети привела к потере половины электрической мощности линкора. Сработали предохранители, и электроснабжение передней части корабля прервалось. Резервную сеть постигла та же участь, так как причина короткого замыкания сохранялась. Вслед за этим напряжение в электросети полностью исчезло. Силовые приводы всех башен остановились, гироскопы перестали вращаться. Но особенно устрашающе подействовала на экипаж потеря радаров. Это повергло людей в состояние, близкое к панике. Однако через несколько минут неполадки были локализованы, и электроснабжение корабля возобновилось. Остались обесточенными только два директора универсальной артиллерии (Кстати, неделей ранее однотипный «Массачусетс» попал в похожую ситуацию у берегов Северной Африки. Причина была та же — сотрясение от собственной стрельбы. Впоследствии на всех новых линкорах во избежание таких аварий переделали электрощиты и силовую проводку).
Все это время «Саут Дакота» старалась следовать в кильватерной струе флагмана. Однако ей пришлось уклониться влево, чтобы не протаранить тонущий эсминец «Бенхэм». В этот момент силуэт линкора четко обрисовался в свете пожара на двух других американских миноносцах. К тому же канониры ввели в дело вновь заработавшую артиллерию, выпустив залп из кормовых орудий главного калибра по крейсеру «Сендай». В результате линкор получил дополнительную «иллюминацию» в виде подожженных дульными газами собственных гидросамолетов, легкомысленно оставленных на катапультах. Следующий залп смел оба аппарата за борт, оставив на корме несколько мелких очагов возгорания.
В этот момент «Саут Дакота» уже потеряла контакт с «Вашингтоном». Без SG-радара восстановить его не удавалось. А вот неприятель все видел прекрасно. Через восемь минут после возобновления действия артиллерии линкора (в 23.43) его на 30 с осветили японские прожекторы. Шквал огня с «Кирисимы», «Такао» и «Атаго» обрушился на «Саут Дакоту» с очень близкой дистанции (примерно 5300 м). Затем присоединились и другие японские корабли. За короткое время (с 23.24 до 00.05) американский линкор получил 27 попаданий снарядами калибром от 5 до 14 дюймов. К счастью для корабля, рой выпущенных в него торпед прошел мимо. Это была просто невероятная удача!
Пока японцы расстреливали «Саут Дакоту», ее товарищ, «Вашингтон», оказался обделенным вниманием противника. Настал его черед сказать решительное слово в сражении. На экране артиллерийского радара выбрали самую жирную отметку. Некоторое время Ли медлил, пытаясь удостовериться, что это не «Саут Дакота». Тут ее как раз осветили японские прожекторы. Сомнения были развеяны, и адмирал приказал открыть огонь. С расстояния в 7,5 — 8 км «Вашингтон» без помех стал один за другим всаживать снаряды в цель. Ею был, разумеется, «Кирисима», единственный линкор соединения Кондо. За 7 — 8 минут японский корабль получил девять 406-мм бронебойных «чемоданов» (из 75 выпущенных по нему), не менее 40 127-мм снарядов и был совершенно выведен из строя. Ли с удовлетворением наблюдал, как горит и взрывается «Кирисима». Линкору противника были нанесены смертельные повреждения. После боя экипаж покинул его, и в 3.20 старый корабль скрылся под водой.
А «Саут Дакоте» в 0.08 удалось выйти из-под огня противника. Продолжать ночной бой возможности не было. Линкор имел серьезные проблемы: только один радар мог действовать, директоры и внутренние системы связи были выведены из строя, третья башня ГК не вращалась. Могло быть и хуже, если бы не большое замедление взрывателей японских снарядов (0,4 — 0,08 с против 0,035 — 0,02 у американцев). Они рассчитывались на нанесение подводных пробоин в районе ватерлинии. Кроме большой задержки взрывателя снаряды имели специальной формы головные наконечники, создававшие лучшие условия движения на подводной части траектории. Однако в результате многие из них пробивали надстройки насквозь и улетали в море без разрыва или взрывались с противоположного борта на довольно большом удалении от корабля противника.
«Вашингтон» еще некоторое время успешно изображал из себя целое соединение, непрерывно пытаясь связаться по радио с «Саут Дакотой» и отвлечь от нее внимание противника. В 0.20 он повернул на курс 340°, ведущий к транспортам Танаки. Крейсера и эсминцы японцев бросились на перехват. От выпущенных (последних!) торпед американский линкор умело уклонился. Наконец, у Кондо пропало желание продолжать преследование, и в 0.25 он распорядился начать отход. Адмирал Ли, убедившись что «Саут Дакоте» ничего не грозит, тоже приказал командиру «Вашингтона» отходить. Оставаться в опасном районе и развивать успех было слишком рискованно, а добить поврежденные корабли противника могла поутру и авиация. Американцам и так крупно повезло — ни одно из многочисленных «длинных копий», выпущенных противником, не попало в их линкоры. «Вашингтон» дал полный ход и растаял в ночном мраке. С китайской наблюдательностью Ли проложил курс как можно западнее, поближе к занятым японцами берегам. Адмирал опасался торпедных атак и хотел увлечь за собой возможных преследователей, чтобы тем дополнительно обезопасить поврежденную «Саут Дакоту».
Без SG-радара и радиосвязи избитому линкору не удалось восстановить контакт с флагманом. Пришлось в одиночку отойти на заранее назначенное место рандеву. Американские линкоры благополучно встретились в 9.00. Несмотря на 27 снарядных попаданий, серьезной опасности для «Саут Дакоты» не существовало. Броня надежно защитила все жизненно важные центры корабля: орудийные башни, погреба, машины, главные посты управления (кстати, после этого боя никто больше не оспаривал полезность тяжелобронированной рубки линкоров). Некоторые отсеки были затоплены, но едва заметный крен на правый борт удалось легко выправить контрзатоплением. Множество небольших пожаров вскоре были ликвидированы. Потери в экипаже составили 38 убитых и 60 раненых. Обширные повреждения имелись в надстройках. Но главное — почти полная потеря РЛС, без которых экипаж чувствовал себя угнетенно, будто с завязанными глазами.
Закончившееся сражение было единственной схваткой новых американских линкоров с противником своего корабельного класса (если не считать бой «Массачусетса» со стоящим в базе недостроенным «Жаном Баром», о чем будет рассказано далее). Оно же явилось поворотным моментом в эпопее у Гуадалканала (хотя японцы еще более двух месяцев безуспешно боролись за остров). «Саут Дакота» не стала, как может показаться, просто пассивной жертвой ночного боя. Линкор приковал к себе внимание противника, обеспечив тем самым успешные действия «Вашингтона» и общую победу 64-го оперативного соединения.
Ниже в хронологическом порядке перечислены все попадания, полученные линейным кораблем «Саут Дакота» в ночном бою с 14 на 15 ноября 1942 года:
№ 1: снаряд калибра 6 дюймов. Пронизан правый борт и ограждение 20-мм автоматов.
№ 2: бронебойный снаряд (АР) 8". Сквозная пробоина 19-мм обшивки в районе 30-го шп. Снаряд взорвался. Рваная пробоина в обшивке (площадь 1,829x1,219 м) и в переборке 31 (площадь 1,829x2,438 м). Выпучивание верхней палубы на 6,4 см (площадь 1,524x1,119 м). Полупалуба продавлена на 0,102 м на площади 1,829x1,829 м.
№ 3: 6", АР. Скользящий удар по башне ГК № 2. Повреждено смотровое окно правого борта.
№ 4: 8", АР. Пробоина обшивки в районе ватерлинии. Рикошет от поясной 310 мм брони и детонация. Взрывной волной третья палуба прогнута вниз на 0,089 м (площадь 0,381x0,762 м). Затоплены и повреждены шесть отсеков.
№ 5: 8". Снаряд взорвался на брызговом щите 40-мм директора. Директор незначительно поврежден осколками.
№ 6: 8", АР. Снаряд без взрыва пронизал противоосколочное ограждение правого и левого бортов, основание директора средней артиллерии и его центральную колонну.
№ 7: 8", АР. Снаряд пробил кольцевое ограждение 28-мм счетверенного автомата и взорвался над ним; установке нанесены очень сильные повреждения.
№ 8: 8". Снаряд пробил навылет директор 28-мм зенитных автоматов.
№ 9: 8". Снаряд без взрыва пронзил ветровое и брызговое ограждения правого и левого бортов и разрушил козырек.
№ 10:8". Снаряд пробил навылет надстройку и улетел, не разорвавшись.
№ 11:8". Снаряд разорвался при ударе об обшивку. Пробоина 0,914x0,61 м. Затоплены три отсека.
№ 12: 8". Снаряд без взрыва пронзил две 38-мм переборки.
№№ 13, 14 и 15: 8". Снаряды прошли через надстройку без разрыва.
№ 16: 6". Снаряд пробил надстройку без разрыва.
№ 17: 8". Снаряд пробил надстройку без разрыва и был остановлен броней 5-дюймовой башни № 2.
№ 18: 6". Снаряд пробил надстройку без разрыва.
№ 19: 8". Снаряд разрушил прожектор № 3.
№ 20: 6". Снаряд пробил верхнюю часть топливного резервуара, броневую переборку и разорвался, вызвав небольшой пожар.
№ 21: 8". Скользящий удар. В 38-мм пластине STS образовалась вмятина глубиной 0,152 м.
№ 22: 5". Снаряд без взрыва прошел через надстройку, включая помещение у фок-мачты.
№ 23: 8". Снаряд повредил радары директоров средней артиллерии № 2 и № 3 и пронизал козырек дымовой трубы.
№ 24: 6" (?). Снаряд взорвался при ударе о правую стенку 5-дюймовой башни №5. Плита из STS дала трещину, но не была пробита. Оба орудия 5-дюймовой башни № 7 повреждены осколками.
№ 25:8", АР. Снаряд пробил борт выше ватерлинии на стыке 16-мм и 32-мм плит, пробил также 6-мм плиту и вошел примерно на 8 дюймов в 310-мм броню главного пояса. Пробиты шп.109— 112 и третья бронепалуба. Вода попала в топливные танки четырех отсеков.
№ 26:14". Снаряд пронизал обе стороны комингса люка и сдетонировал при ударе о барбет. Пробоина в верхней палубе 0,914x3,048 м. Повреждены кожухи центрального и правого 16-дюймовых орудий башни ГК № 3. Уничтожены водо- и газо-отражающие ограждения на 30 футах вокруг барбета. Главная бронепалуба отразила все осколки. Правая катапульта и несколько 20-мм автоматов повреждены.
№ 27: калибр неизвестен. Снаряд сдетонировал при ударе о платформу радара SC-1. Взрывом снесена его антенна, а платформа изрешечена осколками.
По прибытии «Саут Дакоты» в Нумеа ремонтное судно «Прометей» на скорую руку залатало пробоины и исправило часть других повреждений линкора. 25 ноября он пришел на Тонгатабу, а затем отправился домой. Корабль ошвартовался в Нью-Йоркском военном порту 18 декабря. Ликвидация повреждений потребовала 62 дней круглосуточной работы. Одновременно была усилена зенитная артиллерия. Сняли все 28-мм автоматы. Вместо них корабль получил многочисленные «эрликоны» и «бофорсы». Произвели также незначительные переделки в надстройке, чтобы расширить сектора стрельбы зенитных автоматов. В целом «Саут Дакота» с этой поры всегда несла несколько больше стволов легкой артиллерии, чем ее систершипы. Это отчасти компенсировало дефицит четырех универсальных 5-дюймовок. Ремонт и перестройка были завершены к 25 февраля 1943 года, и линкор вступил в строй. До середины апреля он проходил цикл испытаний и тренировочных плаваний в группе с авианосцем «Рэйнджер». Затем корабль был направлен в Англию и по август 1943 года действовал совместно с британским Флотом метрополии, базируясь на Скапа-Флоу. Здесь «Саут Дакота» вместе с однотипной «Алабамой» в основном обеспечивала прикрытие северных конвоев.
Затем линкор возвратился на Тихий океан. Теперь его главным занятием стала бомбардировка японских береговых укреплений и ПВО авианосных соединений. В ноябре 1943 года «Саут Дакота» приняла участие в операции «Гальваник» (вторжение на острова Гильберта). Позже она поддерживала огнем высадку на Маршалловы острова, атолл Макин и Тараву. 6 декабря «Саут Дакота» совместно с пятью другими линкорами бомбардировала остров Науру. В конце января 1944 года корабль вместе с «Норт Кэролайной» и «Алабамой» обстреливал Рой, Намюр, Кваджелейн, в феврале — марте прикрывал авианосные соединения в ходе нападения на Каролинские острова, сбив четыре самолета. Потом были японская твердыня на острове Сайпан в Марианском архипелаге, Трук, Тиниан, Понапе, Улити, Яп на Каролинах, Палау, Холландия на Новой Гвинее и так далее... Линейные корабли США не оставались без боевой работы (не в пример многим их европейским и японским коллегам по классу).
Вечером 15 мая 1944 года в ходе операции «Фуражир» (захват Сайпана и Тиниана) сквозь воздушный заслон к соединению TF-58, куда входила «Саут Дакота», прорвалась группа японских истребителей и бомбардировщиков. При отражении налета зенитчики линейного корабля сбили четыре самолета и один повредили.
С 19 по 20 июня линкор принимал участие в знаменитом сражении с первым мобильным флотом адмирала Одзавы в Филиппинском море (подробнее об этой битве будет рассказано при описании истории службы «Алабамы»). Во время утреннего боя 19 июня в 10.49 японский пикировщик «Джуди» поразил «Саут Дакоту» 500-фунтовой бомбой. Попадание пришлось в первую палубу надстройки. Были повреждены адмиральские и командирские помещения, электрокабели и трубопроводы. На корабле оказалось 24 убитых и 27 раненых, но его боеспособности это не нарушило. Двумя минутами позже универсальная артиллерия линкора сбила два японских самолета, используя снаряды о радиовзрывателем.
В июле — августе 1944 года «Саут Дакота» прошла текущий ремонт и модернизацию в Пьюджет Саунд. В большом количестве были добавлены счетверенные установки «бофорс».
В дальнейшем корабль продолжал боевые действия вплоть до конца войны. Он участвовал в операциях по захвату Филиппинских островов, Гонконга, Тайваня, Иводзимы и Окинавы, а также в бомбардировках островов японской метрополии.
6 мая 1945 года у Окинавы на линкоре произошло ЧП. «Саут Дакота» получала боеприпасы с судна снабжения «Рэнглер», когда в ходе загрузки погребов главного калибра произошло возгорание порохового заряда. От одного вспыхнувшего картуза воспламенились и взорвались еще четыре. Срочное затопление погребов башни № 2 спасло корабль. Непосредственно во время инцидента погибло три человека, 32 получили ранения, ожоги и отравления. Восемь из них впоследствии скончались. Причину возгорания до конца выяснить не удалось. Возможно, это был искровой разряд из-за накопленного порохом статического электричества. Корабль отвели для ремонта на остров Гуам, а затем на Лейте.
Оттуда 1 июля 1945 года «Саут Дакота» направилась к Японским островам. Она по-прежнему обеспечивала прикрытие авианосных соединений и проводила обстрелы береговых укреплений. 14 июля линкор в составе артиллерийской группы бомбардировал берега Хонсю. Удар наносился по металлургическим заводам Камаичи. Это был первый случай обстрела японской метрополии тяжелыми кораблями США. Затем бомбардировкам с участием «Саут Дакоты» подверглись Хоккайдо (Хомацу) и снова Хонсю. Обстрелы продолжались вплоть до капитуляции Японии и даже чуть позже.
Наконец, 27 августа линкор бросил якорь в Сагами Вон (о. Хонсю), а через два дня перешел в Токийский залив. Оттуда 20 сентября «Саут Дакота» направилась через Окинаву и Пёрл-Харбор к Западному побережью США. 3 января 1946 года корабль прибыл на верфь Филадельфии.
Всего за годы войны линкор «Саут Дакота» прошел 247 тыс. миль. Его универсальные орудия и зенитные автоматы сбили 64 вражеских самолета. Корабль удостоился 13 боевых звезд.
31 января 1947 года на «Саут Дакоте» спустили флаг, и она была выведена в резерв. С этого времени линкор хранился на Филадельфийской военно-морской верфи.
В 1954 году рассматривался предварительный проект модернизации линейных кораблей типа «Саут Дакота» и «Норт Кэролайна» в части увеличения их скорости до 31 узла. Для этого планировалось снять кормовую башню главного калибра и разместить в корпусе новую энергетическую установку. Для «Саут Дакоты» ее мощность должна была равняться 256 тыс. л.с. Кроме того, предполагались модернизация электроники и усиление защиты. Стоимость проекта оценивалась в 40 млн. долл. Однако эту перестройку вскоре отменили, поскольку роль линейных кораблей в будущем и потребность флота в них выглядели неясными.
1 июня 1962 года линкор «Саут Дакота» официально исключили из списка американских ВМС, а в октябре его корпус продали на слом за 466 425 долл. Отдельные части — грот-мачта и фрагменты 16-дюймовых орудий — были выкуплены штатом, имя которого носил корабль. Впоследствии их установили на мемориале в Сиу Фоллс, на имитирующей палубу площадке, окруженной живой изгородью из кустарника.