«Саут Дакота»

 

Линейный корабль ВВ-57 «Саут Дако­та», первый в серии, вступил в состав флота 20 марта 1942 года. Командиром его стал кэптен Гэтч (captain Thomas L. Gatch). Вскоре линкору суждено было стать одним из самых известных кораб­лей Второй мировой войны.

Обычно американские моряки дают кораблям прозвища. «Саут Дакоту» ста­ли именовать «SoDak», или «Линкор Икс», как она была названа в первом офици­альном выпуске новостей. У команды имелась и шутливая кличка для своего корабля — «Big Bastard» («Большой уб­людок»). Но это произносилось отнюдь не презрительно, а, наоборот, с любовью.

До августа линкор проходил в Атлан­тике стандартный, но по военному времени укороченный цикл испытаний, освоения экипажем и боевой подготовки.

Затем корабль перебросили на Тихий океан. Он прошел Панамским каналом 21 августа и направился к островам Тон­га. Участие в долгой и кровавой эпопее у Гуадалканала, начавшейся с высадки на него американской морской пехоты, ста­ло первой страницей в истории службы нового линкора. Два из череды почти не­прерывных сражений за остров и окружа­ющие его воды явились, пожалуй, самы­ми яркими боевыми эпизодами в жизни «Саут Дакоты». Но до этого корабль ус­пел получить повреждение. 6 сентября в районе Тонгатабу он зацепил верхушку кораллового рифа, не отмеченного на карте. Была распорота внешняя обшив­ка пустых отсеков двойного дна у форш­тевня. Корабль получил обширные затоп­ления. 12 сентября он пришел в Пёрл-Харбор для исправления повреждений. Впоследствии появились основания счи­тать эту аварию подарком судьбы, так как во время ремонта было проведено уси­ление легкой зенитной артиллерии. Два счетверенных «чикагских пианино» уда­лили, а взамен установили 16 автоматов «Бофорс» и добавили, по крайней мере, 20 «эрликонов». Это было сделано как нельзя кстати. Вскоре «Саут Дакоте» предстояло вступить в первую схватку с авиацией противника. Следует отметить очень правильный подход к делу кэптена Томаса Гэтча. Он был прирожденным ко­мандиром и воспитателем подчиненных. Постоянными тренировками и пренебре­жением к показной стороне службы, так раздражавшей моряков во все времена, ему удалось сплотить свою команду в единую, рвущуюся в бой семью.

Линкор был снова готов к походу 12 октября и приступил к совместным пла­ваниям и учениям с кораблями оператив­ного соединения TF-16 (Task Force 16) во главе с прославленным «Биг Э» (прозви­ще авианосца «Энтерпрайз»). 16 октяб­ря эта группа вышла из Пёрл-Харбора и направилась в район Эспириту-Санто на соединение с TF-17 авианосца «Хорнет».

24 октября поступили сведения о круп­ных силах японского флота, нацеленных на район Гуадалканала. Американцы при­готовились дать им бой. Объединенной группировкой под тактическим наименованием TF-16 командовал контр-адмирал Кинкейд (флаг на «Энтерпрайзе»). В нее кроме двух авианосцев входили линкор «Саут Дакота», три тяжелых крейсера, три крейсера ПВО и 14 эсминцев. Кин­кейд приказал произвести поиск против­ника в районе островов Санта-Крус. В полдень 25-го патрульная «Каталина» до­ложила об обнаружении японских авиа­носцев, и соединение TF-16 повернуло на северо-запад, чтобы перехватить непри­ятеля.

Главное сражение произошло 26 ок­тября. Около 7.00 почти одновременно противники обнаружили друг друга на дистанции 200 миль. Обе группировки подняли ударные волны палубной авиа­ции для атаки неприятельских кораблей, причем японцы сделали это примерно на 20 минут раньше. На пути к цели само­летные армады увидели друг друга в воздухе. Истребители завязали несколь­ко схваток, но основная масса бомбар­дировщиков и торпедоносцев устреми­лась к кораблям противника.

В 9.10 японцы первыми нанесли удар по «Хорнету» и его группе. Американский авианосец получил две торпеды, несколь­ко бомб и два таранных удара повреж­денными самолетами противника. Через 10 минут небо очистилось, но судьба «Хорнета» была предрешена. Объятый пламенем корабль лишился хода. В этот момент его собственные самолеты еще не долетели до японских авианосцев.

«Энтерпрайз» и «Саут Дакоту» первая волна японской авиации обнаружить не смогла. В 9.00 эти корабли вошли в не­большой дождевой шквал, укрывший их от приближающихся самолетов против­ника, вся ярость которых обрушилась на «Хорнет». Однако это длилось недолго.

В 9.27 из перехваченных радиопереговоров японцы сделали вывод, что рядом находится другой американский авиано­сец. Примерно в 10.00 группу «Энтер­прайза» атаковала японская подлодка 1-21. Был торпедирован эсминец «Пор­тер». Второй, «Шоу», остался с ним, что­бы снять экипаж и затем добить смер­тельно поврежденного товарища. Но даже без двух эсминцев «Биг Э» был на­много сильнее прикрыт зенитным огнем, чем «Хорнет». «Саут Дакота» и другие ко­рабли охранения образовали кольцеоб­разную цепь, в центре которой находил­ся авианосец. Самым сильным звеном ПВО был, разумеется, новый линкор. Вскоре радар «Саут Дакоты» обнаружил группу самолетов на расстоянии в 55 миль. Соединение TF-16 приготовилось встретить врага. Первыми появились 43 пикирующих бомбардировщика D3A «Вэл». Они атаковали, не дожидаясь торпедоносцев, которые были на подхо­де. Настало долгожданное время артил­леристов, прекрасно вышколенных кэптеном Гэтчем. Огонь «Саут Дакоты» ока­зался на удивление эффективным. Лин­кор шел на расстоянии 1000 ярдов от «Энтерпрайза» и обеспечил ему надеж­ную защиту от смертоносных пикировщи­ков. Они выходили из атаки очень низко, на высоте не более 200 м. В этот момент легкие и подвижные «эрликоны» с хоро­шо обученными расчетами буквально рвали самолеты противника на части своим кинжальным огнем. Было сбито 26 бомбардировщиков (экипаж корабля ут­верждал, что даже 32, но официально засчитали 26). Из 23 сброшенных бомб в линкор попала только одна. Был также близкий разрыв у борта. Два прямых по­падания и один близкий разрыв при­шлись на долю «Энтерпрайза». Вскоре подоспели японские торпедоносцы — 14 темно-зеленых «кейтов». Однако лишь семи самолетам удалось сбросить свои торпеды, от которых американские ко­рабли успешно увернулись. Когда еще гремели орудия, один из «кейтов», уже будучи поврежденным, соверши самоубийственною атаку. С подвешенной торпедой он врезался в надстройку эсмин­ца «Смит». От мощного взрыва вся но­совая часть американского корабля ока­залась объята пламенем. 28 человек были убиты, 23 ранены. Случай позво­лил «Саут Дакоте» ликвидировать этот пожар оригинальным способом (правда, исключительно благодаря отваге и наход­чивости экипажа эсминца). Продолжая стрелять по самолетам из кормовых орудий, «Смит» быстро прошел сквозь строй других кораблей и врезался в пенящие­ся волны кильватерной струи линкора, идущего полным ходом. Потоки воды обрушились на эсминец и помогли спра­виться с пожаром.

После налета «кейтов» японцы дали соединению TF-16 40 минут передышки. Затем воздушные атаки возобновились. Всего в них участвовало 29 самолетов (в основном пикировщики). И на этот раз одна 500-фунтовая бомба поразила лин­кор. Попадание пришлось в крышу баш­ни № 1 с правой стороны. Броня выдер­жала, и расчет башни, за исключением одного офицера у перископа, не постра­дал. Но 50 других членов экипажа полу­чили ранения (один впоследствии скончался). Осколок угодил в шею кэптена Гэтча, который стоял на мостике перед боевой рубкой. Два 16-дюймовых орудия башни № 2 были основательно повреж­дены (не использовались в ходе всего дальнейшего сражения у Гуадалканала). Одно из них впоследствии пришлось за­менить. После взрыва бомбы на «Саут Дакоте» возникло кратковременное за­мешательство. Управление было пере­дано на пост № 2. Однако оказалось, что телефон там не работает. По этой при­чине неуправляемая «Саут Дакота» с минуту неслась прямо на «Энтерпрайз». Авианосцу пришлось спешно убираться с ее пути. Сам «Биг Э» во второй серии атак авиации противника отделался од­ним близким разрывом у борта. Получил бронебойную бомбу крейсер «Сан-Хуан». К счастью для корабля, она про­низала его корпус насквозь и взорвалась снаружи.

После полудня и вечером японские самолеты трижды атаковали «Хорнет», сначала уходивший на буксире, а затем оставленный экипажем и неподвижный. Корабль получил торпеду и два бомбо­вых попадания. Уже в темноте свои эс­минцы пытались добить его, выпустив несчетное количество снарядов и тор­пед. Однако упрямый авианосец, герой первого налета на Токио, никак не же­лал идти на дно, и он был оставлен американцами на произвол судьбы. Дело довершили японские эсминцы контр-ад­мирала Абэ. В 1.35 27 октября поражен­ный четырьмя 610-мм торпедами «Хорнет» наконец скрылся под водой.

На этом бой у Санта-Крус закончил­ся. Американцы лишились авианосца, эсминца и 74 самолётов. Авиация импе­раторского флота потеряла 100 машин и много опытных пилотов, что заметно омрачило японцем радость победы. Здесь сыграли свою роль артиллеристы «Саут Дакоты». 26 самолётов, сбитых зенитным огнём корабля в одном бою — абсолютный рекорд и, похоже, на все времена.

Той же ночью при отходе к Нумеа «Саут Дакота» и эсминец «Мэхэн» не­удачно маневрировали, пытаясь укло­ниться от атаки японской подводной лод­ки. Произошло столкновение, повлекшее довольно серьезные повреждения. По­началу казалось, что придется отправить линкор на ремонт с США. В базе прове­ли детальное обследование. Выясни­лось, что ущерб не столь велик. Оказа­лись пробитыми лишь пять топливных танков. Ремонт был произведен силами плавучей мастерской. Через несколько дней «Саут Дакота» вернулась в строй, чтобы вскоре снова включиться в борь­бу за Гуадалканал.

В ноябре 1942 года сражение за ост­ров закипело с обновленной яростью. После некоторого затишья обе стороны решили атаковать противника крупными силами и повернуть в свою пользу ход событий на Гуадалканале и в окружаю­щих его водах. «Саут Дакоте» предстоя­ли суровые испытания.

К 10 ноября японцы сосредоточили в близлежащих базах большое количество авиации и боевых кораблей 2-го и 8-го флотов вице-адмиралов Нобутаке Кон-до и Гинити Микава. Как всегда, был го­тов к отправке и «токийский экспресс» в составе прославленной 2-й эскадры эс­минцев контр-адмирала Райдзо Танака и охраняемого ею транспортного конвоя.

Три дня спустя события вступили в кульминационную фазу. Бой шел день и ночь. Обе стороны понесли крупные по­тери. Японцы лишились линейного ко­рабля «Хиэй» и двух эсминцев. Американцы потеряли легкие крейсера «Атлан­та», «Джюно» и четыре эсминца. Мно­гие сотни моряков отдали свои жизни в эту кровавую пятницу 13-го. В их число попали два американских адмирала: Скотт и Каллахен. Последний был лич­ным другом президента Рузвельта.

Следующие сутки оказались не менее напряженными. Ночью 14 ноября крейсе­рам 8-го флота адмирала Микава удалось обстрелять аэродром Гендерсон-Филд (назван в честь командира пикировщиков морской пехоты SB2U «Vindicator» майо­ра Л.Р.Гендерсона, погибшего в сражении у Мидуэя). Он являлся одной из главных целей японцев и ключом к американской обороне на Гуадалканале. Однако ре­зультаты оказались не столь масштабны­ми, как во время набега 14 — 15 октября. На этот раз были уничтожены 18 само­летов и повреждены 32, но аэродром продолжал действовать. Днем его само­леты, а также авиация с Эспириту-Санто и с авианосца «Энтерпрайз» нанесли японцам наибольшие потери. Ими были уничтожены тяжелый крейсер «Кинугаса» 8-го флота Микавы и 7 из 11 транс­портов с войсками из конвоя Танаки. Еще несколько боевых кораблей и транспорт­ных судов получили повреждения. Ад­мирал Микава, герой известного ночно­го боя у острова Саво, отошел. Факти­чески он оставил конвой Танаки без при­крытия крупными кораблями.

На этом сражение не утихло. Дей­ствия американской авиации серьезно нарушили планы японского командую­щего адмирала Кондо (флаг на тяжелом крейсере «Атаго»). Однако он не желал отказываться от поставленной цели. Непоколебимым сторонником продолже­ния операции был и адмирал Танака, в избытке наделенный пресловутым япон­ским упорством. Под покровом темноты Кондо намеревался опять обстрелять аэродром Гендерсон-Филд и высадить подкрепление своим войскам на Гуадал­канале. Развязка наступила в ночном бою с 14 на 15 ноября. Линкор «Саут Дакота» принял в нем участие в составе 64-го оперативного соединения, под ко­мандованием контр-адмирала Уиллиса Огастеса Ли, который держал флаг на «Вашингтоне». Кроме двух линейных

кораблей, у американцев было четыре эскадренных миноносца. Вечером 13-го эта группа отделилась от сил адмирала Кинкейда, крейсировавшего с «Энтерпрайзом» южнее Гуадалканала. Ей была поставлена задача воспрепятствовать обстрелам аэродрома на острове. Сде­лать это в ночь на 14 ноября Ли не успе­вал, и японцы смогли более или менее успешно бомбардировать Гендерсон-Филд. Но к вечеру его корабли прибли­зились к острову. Вскоре им предстояло встретиться с основными силами Кондо (линкор «Кирисима», тяжелые крейсера «Атаго» и «Такао», легкие «Сендай» и «Нагара», девять эсминцев).

Огибая в вечерних сумерках западную оконечность Гуадалканала, Ли повел свое соединение навстречу врагу. Ори­ентируясь на последние сведения, полу­ченные около 16.00, американцы рассчи­тывали вскоре перехватить противника. Хотя морщинистое обветренное лицо «линкорного» адмирала сохраняло всег­дашнюю невозмутимость, на душе у Ли было неспокойно. 64-е оперативное со­единение только что сформировано, оно не имело опыта совместных действий. Сплаваться корабли не успели. Даже системы ночных сигналов не было раз­работано. Кроме того, отсутствовала от­лаженная шифросвязь с десантными силами на Гуадалканале. Уиллис Огас­тес Ли был очень способным, находчи­вым и уверенным в себе командиром, хорошо разбирался в новейшей техни­ке. До войны он занимался внедрением радиолокации на флоте и знал о рада­рах больше, чем сидевшие за их пульта­ми операторы. Днем адмирал ни о чем бы не беспокоился. Его полторы дюжи­ны 16-дюймовок способны были быстро разделаться с противником. Но сейчас ему грозила неразбериха схватки в пол­ной темноте. На экранах радаров то и дело появлялись и исчезали неопознан­ные отметки. Система распознавания «свой — чужой» в 1942 году только за­рождалась и на практике еще не рабо­тала. Операторы РЛС в таких условиях могли просто растеряться. А искушенные

в ночных боях японцы способны были запросто подкрасться и всадить свои мощные торпеды в борта новейших аме­риканских линкоров. Кроме того, в тем­ноте можно получить удар и от своих москитных сил, патрулировавших в про­ливах между островами Гуадалканал, Саво и Флорида. Их база находилась рядом, на Тулаги. Кстати, это едва не произошло: три торпедных катера долго переговаривались по радио, решая, не пустить ли «рыбу» (торпеду) в громади­ны, появившиеся из ночной мглы.

Конкретного оперативного плана Ли не имел. На его разработку просто не было времени. Он только приказал дру­гим кораблям следить за своими сигна­лами. Обогнув остров Саво, 64-е соеди­нение в 21.10 повернуло направо и вош­ло в опасные воды пролива Железное Дно, прозванного так из-за большого чис­ла затонувших здесь кораблей. Впереди двигались эсминцы, за ними «Вашинг­тон» и «Саут Дакота». Контакта с про­тивником пока не было. Лишь далеко на западе виднелся отблеск горевших япон­ских транспортов из разгромленного на­кануне десантного отряда. Молодой ме­сяц освещал совершенно чистый про­лив. Легкий бриз дул с левой раковины и слегка рябил поверхность моря. Когда в 21.48 Саво оказался точно по правому траверсу, Ли повернул на курс 150°. На экранах локаторов отражались лишь бе­рега островов. Стрелки магнитных ком­пасов давали аномальные показания — соединение шло точно над кладбищем кораблей, потопленных здесь в большом количестве во время предыдущих боев. Именно в этот момент были засечены переговоры американских торпедных ка­теров. Ли отреагировал быстро. Он лич­но знал генерал-майора морской пехоты Александера Э.Вандерлифта, с которым они вместе учились в академии. Тот сей­час находился на Гуадалканале. Адмирал надеялся, что Вандерлифт не забыл его старое прозвище (Чинг Ли, «Китаец») и отправил открытый запрос по радио с

требованием остановить катерников и дать сведения о противнике. К счастью, его поняли. Но свежей информации о ко­раблях противника не имелось. Ясно лишь было, что они где-то рядом. Ли пра­вильно полагал, что японцы спускаются к Гуадалканалу по проливу Слот.

А тем временем эскадра Кондо подхо­дила несколькими группами. Два отряда составляли ближнюю и дальнюю завесу легких сил. За ними двигалась группа бомбардировки (линкор «Кирисима» и два тяжелых крейсера). Кондо планиро­вал начать обстрел аэродрома одновре­менно с высадкой десанта с четырех уце­левших транспортов Танаки, приближав­шихся к Саво с эскортом эсминцев.

Первым заметил противника японский легкий крейсер «Сендай», флагман ко­мандира 3-й эскадры эсминцев контр­адмирала Синтаро Хасимото. В 22.10 он доложил Кондо об обнаружении шести неприятельских кораблей. При этом лин­коры были приняты за тяжелые крейсе­ра. Командующий отдал приказ пере­группироваться для удара по противни­ку, не подозревавшему пока о близости японцев. Расчет был, как всегда, на пре­восходство в ночных торпедных атаках. Затем следовало добить противника ар­тиллерией.

Японцы следили за американскими кораблями уже более 30 минут. В 22.52 луну закрыли горы. Идти прежним кур­сом в полной темноте Ли счел слишком опасным. Он приказал повернуть напра­во к мысу Эсперанц. Как только корабли совершили этот маневр, на экранах ра­даров сначала «Вашингтона», а затем и «Саут Дакоты» возникла отметка. Это был легкий крейсер «Сендай», который находился в 9 милях к северо-западу. В 23.12 цель захватили перископы дирек­тора главного калибра «Вашингтона». Примерно в это же время корабли про­тивника были визуально обнаружены с мостика «Саут Дакоты» на расстоянии 16,5 км. Передовые эсминцы пока ниче­го не видели. В 23.15 японцы выпустили по TF-64 торпеды, а через минуту адми­рал Ли приказал линкорам открыть огонь. После первых же залпов «Сендай» с эсминцем «Сикинами» помчались на север, поставив дымовую завесу. До предела дальности действия артилле­рийских РЛС их преследовали тяжелые снаряды линкоров.

В 23.22 к огню линкоров присоедини­лись американские эсминцы. При этом они почти прозевали опасность со сто­роны других направлений. Японские ко­рабли, крадущиеся в тени южного бере­га Саво, были замечены лишь в после­дний момент. Эта оплошность многим стоила жизни. Шесть эсминцев и легкий крейсер «Нагара» охватили голову аме­риканской колонны и открыли шкваль­ный огонь. Вслед за тем они выпустили торпеды. Надежды американских экипа­жей на радары не оправдались. Меша­ли отметки от окружающих гор. Приходилось вести огонь, ориентируясь по орудийным вспышкам. В таких условиях артиллеристам линкора было еще слож­нее. Огонь их орудий мало чем помог эсминцам.

Ответная стрельба японцев была очень меткой. Сказывались выучка и упорная тренировка в ночных условиях (да к тому же в суровом Охотском море!). Нашли свои жертвы и две японские тор­педы. В итоге после 20 минут боя все американские эсминцы были выведены из игры, не успев выпустить ни одной своей «рыбы». Два из них, получившие торпедные попадания, вскоре затонули. Третий был искалечен артиллерией про­тивника и полностью небоеспособен (ут­ром его пришлось добить). Лишь изряд­но поврежденный эсминец «Гуин» мог еще кое-как сражаться (после боя он са­мостоятельно вернулся в базу на остро­ве Эспириту-Санто на Новых Гебридах). У японцев в безнадежном состоянии ока­зался только эскадренный миноносец «Аянами» (позже затоплен).

В целом первая фаза сражения скла­дывалась для американцев плохо. Они шли единой группой, а Кондо разделил свои силы на несколько частей, которые в темноте атаковали противника с разных направлений. Вернулся к месту боя и драчливый «Сендай» с эсминцем «Сикинами». Теперь они нависали над соеди­нением Ли с кормы. Кроме того, в дело могли вступить и эскадренные минонос­цы Танаки, который был настоящим мас­тером ночного боя (две недели спустя у Тассафаронга он с блеском доказал это, разгромив всего лишь восемью эсминца­ми 67-е соединение контр-адмирала Райта из пяти крейсеров и четырех ЭМ). В такой обстановке операторы американ­ских радаров попали в затруднительное положение. Они растерянно глядели на экраны с многочисленными отметками, гадая, что за ними скрывается. А коман­диры были совершенно сбиты с толку противоречивыми сообщениями о пере­движении неприятельских кораблей.

В начале сражения «Саут Дакота» следовала за «Вашингтоном». Однако в 23.33, уже через 17 минут стрельбы, на корабле произошла неприятная авария. Сотрясения от собственного огня приве­ли сначала к замыканиям в силовых ка­белях четвертого директора средней ар­тиллерии. Автоматика заблокировала подачу электроэнергии, а общая пере­грузка в сети привела к потере половины электрической мощности линкора. Сра­ботали предохранители, и электроснаб­жение передней части корабля прерва­лось. Резервную сеть постигла та же участь, так как причина короткого замы­кания сохранялась. Вслед за этим напря­жение в электросети полностью исчезло. Силовые приводы всех башен останови­лись, гироскопы перестали вращаться. Но особенно устрашающе подействовала на экипаж потеря радаров. Это повергло людей в состояние, близкое к панике. Однако через несколько минут неполад­ки были локализованы, и электроснаб­жение корабля возобновилось. Остались обесточенными только два директора универсальной артиллерии (Кстати, неделей ранее однотипный «Массачусетс» попал в похожую ситуацию у берегов Северной Афри­ки. Причина была та же — сотрясение от собственной стрельбы. Впоследствии на всех новых линкорах во избежание таких аварий переделали электрощиты и силовую проводку).

Все это время «Саут Дакота» старалась следовать в кильватерной струе флагма­на. Однако ей пришлось уклониться вле­во, чтобы не протаранить тонущий эсми­нец «Бенхэм». В этот момент силуэт лин­кора четко обрисовался в свете пожара на двух других американских миноносцах. К тому же канониры ввели в дело вновь заработавшую артиллерию, выпустив залп из кормовых орудий главного калиб­ра по крейсеру «Сендай». В результате линкор получил дополнительную «иллю­минацию» в виде подожженных дульны­ми газами собственных гидросамолетов, легкомысленно оставленных на катапуль­тах. Следующий залп смел оба аппарата за борт, оставив на корме несколько мел­ких очагов возгорания.

В этот момент «Саут Дакота» уже по­теряла контакт с «Вашингтоном». Без SG-радара восстановить его не удава­лось. А вот неприятель все видел пре­красно. Через восемь минут после возоб­новления действия артиллерии линкора (в 23.43) его на 30 с осветили японские прожекторы. Шквал огня с «Кирисимы», «Такао» и «Атаго» обрушился на «Саут Дакоту» с очень близкой дистанции (при­мерно 5300 м). Затем присоединились и другие японские корабли. За короткое время (с 23.24 до 00.05) американский линкор получил 27 попаданий снаряда­ми калибром от 5 до 14 дюймов. К счас­тью для корабля, рой выпущенных в него торпед прошел мимо. Это была просто невероятная удача!

Пока японцы расстреливали «Саут Дакоту», ее товарищ, «Вашингтон», ока­зался обделенным вниманием противни­ка. Настал его черед сказать решитель­ное слово в сражении. На экране артил­лерийского радара выбрали самую жир­ную отметку. Некоторое время Ли мед­лил, пытаясь удостовериться, что это не «Саут Дакота». Тут ее как раз осветили японские прожекторы. Сомнения были развеяны, и адмирал приказал открыть огонь. С расстояния в 7,5 — 8 км «Ва­шингтон» без помех стал один за другим всаживать снаряды в цель. Ею был, ра­зумеется, «Кирисима», единственный лин­кор соединения Кондо. За 7 — 8 минут японский корабль получил девять 406-мм бронебойных «чемоданов» (из 75 выпу­щенных по нему), не менее 40 127-мм снарядов и был совершенно выведен из строя. Ли с удовлетворением наблюдал, как горит и взрывается «Кирисима». Лин­кору противника были нанесены смер­тельные повреждения. После боя экипаж покинул его, и в 3.20 старый корабль скрылся под водой.

А «Саут Дакоте» в 0.08 удалось вый­ти из-под огня противника. Продолжать ночной бой возможности не было. Лин­кор имел серьезные проблемы: только один радар мог действовать, директоры и внутренние системы связи были выве­дены из строя, третья башня ГК не вра­щалась. Могло быть и хуже, если бы не большое замедление взрывателей япон­ских снарядов (0,4 — 0,08 с против 0,035 — 0,02 у американцев). Они рас­считывались на нанесение подводных пробоин в районе ватерлинии. Кроме большой задержки взрывателя снаряды имели специальной формы головные наконечники, создававшие лучшие усло­вия движения на подводной части тра­ектории. Однако в результате многие из них пробивали надстройки насквозь и улетали в море без разрыва или взры­вались с противоположного борта на довольно большом удалении от кораб­ля противника.

«Вашингтон» еще некоторое время успешно изображал из себя целое со­единение, непрерывно пытаясь связать­ся по радио с «Саут Дакотой» и отвлечь от нее внимание противника. В 0.20 он повернул на курс 340°, ведущий к транс­портам Танаки. Крейсера и эсминцы японцев бросились на перехват. От вы­пущенных (последних!) торпед амери­канский линкор умело уклонился. Нако­нец, у Кондо пропало желание продолжать преследование, и в 0.25 он распо­рядился начать отход. Адмирал Ли, убе­дившись что «Саут Дакоте» ничего не грозит, тоже приказал командиру «Ва­шингтона» отходить. Оставаться в опас­ном районе и развивать успех было слишком рискованно, а добить повреж­денные корабли противника могла по­утру и авиация. Американцам и так круп­но повезло — ни одно из многочислен­ных «длинных копий», выпущенных про­тивником, не попало в их линкоры. «Ва­шингтон» дал полный ход и растаял в ночном мраке. С китайской наблюда­тельностью Ли проложил курс как мож­но западнее, поближе к занятым япон­цами берегам. Адмирал опасался тор­педных атак и хотел увлечь за собой воз­можных преследователей, чтобы тем дополнительно обезопасить поврежден­ную «Саут Дакоту».

Без SG-радара и радиосвязи избито­му линкору не удалось восстановить кон­такт с флагманом. Пришлось в одиночку отойти на заранее назначенное место рандеву. Американские линкоры благопо­лучно встретились в 9.00. Несмотря на 27 снарядных попаданий, серьезной опасно­сти для «Саут Дакоты» не существова­ло. Броня надежно защитила все жизнен­но важные центры корабля: орудийные башни, погреба, машины, главные посты управления (кстати, после этого боя ник­то больше не оспаривал полезность тя­желобронированной рубки линкоров). Некоторые отсеки были затоплены, но едва заметный крен на правый борт уда­лось легко выправить контрзатоплением. Множество небольших пожаров вскоре были ликвидированы. Потери в экипаже составили 38 убитых и 60 раненых. Об­ширные повреждения имелись в над­стройках. Но главное — почти полная потеря РЛС, без которых экипаж чувство­вал себя угнетенно, будто с завязанны­ми глазами.

Закончившееся сражение было един­ственной схваткой новых американских линкоров с противником своего кора­бельного класса (если не считать бой «Массачусетса» со стоящим в базе не­достроенным «Жаном Баром», о чем будет рассказано далее). Оно же яви­лось поворотным моментом в эпопее у Гуадалканала (хотя японцы еще более двух месяцев безуспешно боролись за остров). «Саут Дакота» не стала, как может показаться, просто пассивной жертвой ночного боя. Линкор приковал к себе внимание противника, обеспечив тем самым успешные действия «Вашин­гтона» и общую победу 64-го оператив­ного соединения.

Ниже в хронологическом порядке пе­речислены все попадания, полученные линейным кораблем «Саут Дакота» в ночном бою с 14 на 15 ноября 1942 года:

№ 1: снаряд калибра 6 дюймов. Про­низан правый борт и ограждение 20-мм автоматов.

№ 2: бронебойный снаряд (АР) 8". Сквозная пробоина 19-мм обшивки в районе 30-го шп. Снаряд взорвался. Рва­ная пробоина в обшивке (площадь 1,829x1,219 м) и в переборке 31 (пло­щадь 1,829x2,438 м). Выпучивание верх­ней палубы на 6,4 см (площадь 1,524x1,119 м). Полупалуба продавлена на 0,102 м на площади 1,829x1,829 м.

№ 3: 6", АР. Скользящий удар по баш­не ГК № 2. Повреждено смотровое окно правого борта.

№ 4: 8", АР. Пробоина обшивки в рай­оне ватерлинии. Рикошет от поясной 310 мм брони и детонация. Взрывной волной третья палуба прогнута вниз на 0,089 м (площадь 0,381x0,762 м). Затоп­лены и повреждены шесть отсеков.

№ 5: 8". Снаряд взорвался на брызговом щите 40-мм директора. Директор незначительно поврежден осколками.

№ 6: 8", АР. Снаряд без взрыва про­низал противоосколочное ограждение правого и левого бортов, основание ди­ректора средней артиллерии и его цент­ральную колонну.

№ 7: 8", АР. Снаряд пробил кольцевое ограждение 28-мм счетверенного автома­та и взорвался над ним; установке нане­сены очень сильные повреждения.

№ 8: 8". Снаряд пробил навылет ди­ректор 28-мм зенитных автоматов.

№ 9: 8". Снаряд без взрыва пронзил ветровое и брызговое ограждения право­го и левого бортов и разрушил козырек.

№ 10:8". Снаряд пробил навылет над­стройку и улетел, не разорвавшись.

№ 11:8". Снаряд разорвался при уда­ре об обшивку. Пробоина 0,914x0,61 м. Затоплены три отсека.

№ 12: 8". Снаряд без взрыва пронзил две 38-мм переборки.

№№ 13, 14 и 15: 8". Снаряды прошли через надстройку без разрыва.

№ 16: 6". Снаряд пробил надстройку без разрыва.

№ 17: 8". Снаряд пробил надстройку без разрыва и был остановлен броней 5-дюймовой башни № 2.

№ 18: 6". Снаряд пробил надстройку без разрыва.

№ 19: 8". Снаряд разрушил прожек­тор № 3.

№ 20: 6". Снаряд пробил верхнюю часть топливного резервуара, броневую переборку и разорвался, вызвав неболь­шой пожар.

№ 21: 8". Скользящий удар. В 38-мм пластине STS образовалась вмятина глубиной 0,152 м.

№ 22: 5". Снаряд без взрыва прошел через надстройку, включая помещение у фок-мачты.

№ 23: 8". Снаряд повредил радары директоров средней артиллерии № 2 и № 3 и пронизал козырек дымовой трубы.

№ 24: 6" (?). Снаряд взорвался при ударе о правую стенку 5-дюймовой баш­ни №5. Плита из STS дала трещину, но не была пробита. Оба орудия 5-дюймо­вой башни № 7 повреждены осколками.

№ 25:8", АР. Снаряд пробил борт выше ватерлинии на стыке 16-мм и 32-мм плит, пробил также 6-мм плиту и вошел при­мерно на 8 дюймов в 310-мм броню глав­ного пояса. Пробиты шп.109— 112 и тре­тья бронепалуба. Вода попала в топлив­ные танки четырех отсеков.

№ 26:14". Снаряд пронизал обе сторо­ны комингса люка и сдетонировал при уда­ре о барбет. Пробоина в верхней палубе 0,914x3,048 м. Повреждены кожухи цент­рального и правого 16-дюймовых орудий башни ГК № 3. Уничтожены водо- и газо-отражающие ограждения на 30 футах во­круг барбета. Главная бронепалуба отра­зила все осколки. Правая катапульта и несколько 20-мм автоматов повреждены.

№ 27: калибр неизвестен. Снаряд сде­тонировал при ударе о платформу рада­ра SC-1. Взрывом снесена его антенна, а платформа изрешечена осколками.

По прибытии «Саут Дакоты» в Нумеа ремонтное судно «Прометей» на скорую руку залатало пробоины и исправило часть других повреждений линкора. 25 ноября он пришел на Тонгатабу, а за­тем отправился домой. Корабль ошвар­товался в Нью-Йоркском военном порту 18 декабря. Ликвидация повреждений потребовала 62 дней круглосуточной работы. Одновременно была усилена зе­нитная артиллерия. Сняли все 28-мм ав­томаты. Вместо них корабль получил многочисленные «эрликоны» и «бофорсы». Произвели также незначительные переделки в надстройке, чтобы расши­рить сектора стрельбы зенитных автома­тов. В целом «Саут Дакота» с этой поры всегда несла несколько больше стволов легкой артиллерии, чем ее систершипы. Это отчасти компенсировало дефицит четырех универсальных 5-дюймовок. Ремонт и перестройка были завершены к 25 февраля 1943 года, и линкор всту­пил в строй. До середины апреля он про­ходил цикл испытаний и тренировочных плаваний в группе с авианосцем «Рэйнджер». Затем корабль был направлен в Англию и по август 1943 года действо­вал совместно с британским Флотом метрополии, базируясь на Скапа-Флоу. Здесь «Саут Дакота» вместе с однотип­ной «Алабамой» в основном обеспечи­вала прикрытие северных конвоев.

Затем линкор возвратился на Тихий океан. Теперь его главным занятием стала бомбардировка японских береговых укреплений и ПВО авианосных соедине­ний. В ноябре 1943 года «Саут Дакота» приняла участие в операции «Гальва­ник» (вторжение на острова Гильберта). Позже она поддерживала огнем высад­ку на Маршалловы острова, атолл Макин и Тараву. 6 декабря «Саут Дакота» совместно с пятью другими линкорами бомбардировала остров Науру. В конце января 1944 года корабль вместе с «Норт Кэролайной» и «Алабамой» обстреливал Рой, Намюр, Кваджелейн, в феврале — марте прикрывал авианосные соедине­ния в ходе нападения на Каролинские ос­трова, сбив четыре самолета. Потом были японская твердыня на острове Сайпан в Марианском архипелаге, Трук, Тиниан, Понапе, Улити, Яп на Каролинах, Палау, Холландия на Новой Гвинее и так далее... Линейные корабли США не ос­тавались без боевой работы (не в при­мер многим их европейским и японским коллегам по классу).

Вечером 15 мая 1944 года в ходе опе­рации «Фуражир» (захват Сайпана и Тиниана) сквозь воздушный заслон к соеди­нению TF-58, куда входила «Саут Дако­та», прорвалась группа японских истре­бителей и бомбардировщиков. При отра­жении налета зенитчики линейного ко­рабля сбили четыре самолета и один по­вредили.

С 19 по 20 июня линкор принимал участие в знаменитом сражении с пер­вым мобильным флотом адмирала Одзавы в Филиппинском море (подробнее об этой битве будет рассказано при опи­сании истории службы «Алабамы»). Во время утреннего боя 19 июня в 10.49 японский пикировщик «Джуди» поразил «Саут Дакоту» 500-фунтовой бомбой. Попадание пришлось в первую палубу надстройки. Были повреждены адми­ральские и командирские помещения, электрокабели и трубопроводы. На ко­рабле оказалось 24 убитых и 27 ране­ных, но его боеспособности это не на­рушило. Двумя минутами позже универ­сальная артиллерия линкора сбила два японских самолета, используя снаряды о радиовзрывателем.

В июле — августе 1944 года «Саут Дакота» прошла текущий ремонт и мо­дернизацию в Пьюджет Саунд. В боль­шом количестве были добавлены счет­веренные установки «бофорс».

В дальнейшем корабль продолжал боевые действия вплоть до конца вой­ны. Он участвовал в операциях по за­хвату Филиппинских островов, Гонконга, Тайваня, Иводзимы и Окинавы, а также в бомбардировках островов японской метрополии.

6 мая 1945 года у Окинавы на линко­ре произошло ЧП. «Саут Дакота» полу­чала боеприпасы с судна снабжения «Рэнглер», когда в ходе загрузки погре­бов главного калибра произошло возго­рание порохового заряда. От одного вспыхнувшего картуза воспламенились и взорвались еще четыре. Срочное за­топление погребов башни № 2 спасло корабль. Непосредственно во время ин­цидента погибло три человека, 32 получили ранения, ожоги и отравления. Во­семь из них впоследствии скончались. Причину возгорания до конца выяснить не удалось. Возможно, это был искровой разряд из-за накопленного порохом ста­тического электричества. Корабль отве­ли для ремонта на остров Гуам, а затем на Лейте.

Оттуда 1 июля 1945 года «Саут Дако­та» направилась к Японским островам. Она по-прежнему обеспечивала прикры­тие авианосных соединений и проводила обстрелы береговых укреплений. 14 июля линкор в составе артиллерийской груп­пы бомбардировал берега Хонсю. Удар наносился по металлургическим заводам Камаичи. Это был первый случай об­стрела японской метрополии тяжелыми кораблями США. Затем бомбардировкам с участием «Саут Дакоты» подверглись Хоккайдо (Хомацу) и снова Хонсю. Об­стрелы продолжались вплоть до капиту­ляции Японии и даже чуть позже.

Наконец, 27 августа линкор бросил якорь в Сагами Вон (о. Хонсю), а через два дня перешел в Токийский залив. От­туда 20 сентября «Саут Дакота» напра­вилась через Окинаву и Пёрл-Харбор к Западному побережью США. 3 января 1946 года корабль прибыл на верфь Фи­ладельфии.

Всего за годы войны линкор «Саут Дакота» прошел 247 тыс. миль. Его уни­версальные орудия и зенитные автома­ты сбили 64 вражеских самолета. Ко­рабль удостоился 13 боевых звезд.

31 января 1947 года на «Саут Дако­те» спустили флаг, и она была выведе­на в резерв. С этого времени линкор хра­нился на Филадельфийской военно-мор­ской верфи.

В 1954 году рассматривался предва­рительный проект модернизации линей­ных кораблей типа «Саут Дакота» и «Норт Кэролайна» в части увеличения их скорости до 31 узла. Для этого планировалось снять кормовую башню главного калибра и разместить в корпусе новую энергетическую установку. Для «Саут Дакоты» ее мощность должна была рав­няться 256 тыс. л.с. Кроме того, предпо­лагались модернизация электроники и усиление защиты. Стоимость проекта оценивалась в 40 млн. долл. Однако эту перестройку вскоре отменили, посколь­ку роль линейных кораблей в будущем и потребность флота в них выглядели не­ясными.

1 июня 1962 года линкор «Саут Дако­та» официально исключили из списка американских ВМС, а в октябре его кор­пус продали на слом за 466 425 долл. Отдельные части — грот-мачта и фраг­менты 16-дюймовых орудий — были вы­куплены штатом, имя которого носил ко­рабль. Впоследствии их установили на мемориале в Сиу Фоллс, на имитирующей палубу площадке, окруженной живой изгородью из кустарника.