Корпус и механизмы

Водоизмещение тральщика проекта 3 составляло: порожнем 429,9 т, стандартное 446,7 т, полное 490 т. Главные размерения наибольшие: длина 62, ширина 7,62, осадка 2,37 м. Высота над ватерлинией: верхней палубы - 1,61, палубы полубака - 3,64, ходового мостика - 5,8 м. Корпус строился по поперечно-продольной системе набора из стали 4Н. Конструкция корпуса клепано-сварная. На корабле имелось девять главных водонепроницаемых поперечных переборок. Изоляция жилых и служебных помещений состояла преимущественно из экспанзита (специально пропитанная фанера) толщиной 15 и 20 мм, наклеенного непосредственно на борт, и крашеной парусины в качестве отделочного слоя. На I серии изоляция бортов жилых и служебных помещений выполнялась из чередующихся слоев пробки, воздушной прослойки, железного листа и отделочного слоя.

На корабле были установлены два дизеля марки 42 БМРН-6 (шестицилиндровые, четырехтактные, бескомпрессорные, реверсивные машины с наддувом Бюхи). Они располагались в двух машинных отделениях. Число оборотов на полном ходу - 450 об/мин; число валов - два. Соединение коленчатых валов с валопроводом осуществлялось при помощи гидромуфт. Упорные подшипники - системы Митчеля. Винты - бронзовые трехлопастные, диаметром 1450 мм, постоянного шага 1890 мм и с дисковым отношением 0,6. Скорость хода: наибольшая- 18, с тралом - 14,5 уз. Дальность плавания: 1630 миль (при скорости 16 уз.) или 2360 (14 уз.). Время приготовления машин к походу: нормальное - 15 минут, экстренное - 5 минут. Руль один, управление электрическое, системы Вард-Леонарда; аварийное - ручное. Посты управления рулем находились в рулевой рубке и румпельном отделении.

Начальная поперечная метацентрическая высота: при стандартном водоизмещении - 0,67 м, при нормальном - 0,72 м, при полном - 0,88 м, без учета поправок на свободные поверхности жидких грузов. Максимальный угол крена при нормальном водоизмещении - 38°, при полном - 45°.

Нормальный запас топлива - 13,5 т; полный - 61,5 т; максимальный - 99 т. Топливо размещалось в следующих отсеках: в междудонных цистернах правого и левого бортов и в бортовых отсеках обоих бортов. Запасное топливо (в перегруз) можно было принимать в междудонные цистерны. Котельная вода в количестве 12,4 т находилась в цистернах, расположенных в креновых отсеках. Нормальный запас питьевой воды (5,3 т) размещался в цистернах креновых отсеков правого борта; дополнительный запас питьевой воды (5,4 т) - в цистерне под носовой платформой. Запасы смазочного масла в общем количестве около 12 т и занимали запасные бортовые и междудонные цистерны.

Для отопления на корабле устанавливался один вспомогательный котел типа Ярроу с рабочим давлением 3 атм, поверхностью нагрева 18 м2 и паропроизводительностью 400 кг/ч. На Т-204 имелся один вспомогательный водотрубный котел шатрового типа с поверхностью нагрева 11,2 м2 и паропроизводительностью около 250 кг/ч.

Пожарная система включала девять одинарных и один двойной рожок диаметром 0,5 м и прокладывалась под верхней палубой в виде однопроводной магистрали из красномедных труб. Магистраль получала питание от двух трюмно-пожарных электрических насосов производительностью по 20 т/ч, установленных по одному в каждом из машинных отделений. На магистрали имелись три разобщительных клапана, управление которыми было выведено на верхнюю палубу. Система орошения выполнялась в виде отростков от пожарной магистрали, уведенных в артиллерийские погреба и оканчивавшихся трубами с мелкими отверстиями. Кроме водяной пожарной магистрали, на корабле в качестве противопожарного средства имелись ручные огнетушители. Средства осушения состояли из центробежных насосов производительностью по 50 т/ч воды по одному в каждом машинном отделении; в коридоре гребных валов устанавливался такой же насос производительностью 30 т/ч. Кроме того, на корабле имелись два переносных насоса производительностью по 20 т/ч каждый.

Основные источники тока - два дизель-генератора "Дейц", мощностью по 50 л.с. при 430 об/мин, каждый (за исключением Т-218, у которого дизели этого же типа и мощности имели 550 об/мин.). Генераторы - МП 545 1/3, по 29,5 кВт каждый (за исключением Т-210 и Т-204, у которых генераторы ТП-60, по 31,6 кВт каждый). Дизель вспомогательного генератора аналогичной марки, 25 л.с. при 430 об/мин. Генератор - МП 544 2/3, мощностью 16 кВт (на Т-210 и Т-204 генераторы ТП-35, при той же мощности). Главные генераторы были установлены оба в первом (носовом) машинном отделении корабля, вспомогательный генератор - во втором (кормовом) машинном отделении. Главная распределительная станция (щит) находилась в носовом машинном отделении, вспомогательная (щит) - в кормовом.

На кораблях был принят постоянный ток напряжением 115 В для всех силовых установок и освещения. Аварийное освещение в машинных отделениях осуществлялось от аккумуляторной батареи напряжением 12 В (включалась автоматически контакторами при исчезновении напряжения в сети постоянного освещения). Для сети переносных ламп в трюмах и в сырых помещениях корабля для питания трансляции и киноустановки использовался переменный однофазный ток напряжением 24 В от низковольтного агрегата-преобразователя с понижающими трансформаторами (исключение составляет Т-204 более ранней постройки, где низковольтный агрегат питал только трансляцию и киноустановку, а сети переносного освещения 24 В не было).

Плавсредства тральщика состояли из двух шестивесельных или одного шестивесельного и одного четырехвесельного ялов.