Проводки кораблей в Кронштадт

Около 20.30 23 июня в район стоянки подорвавшегося крейсера "Максим Горький" пришли из Таллина БТЩ "Шкив", "Штаг", "Крамбол" и Т-218. Последний в 3 часа 24 июня был послан в дозор к Штапельботтенскому бую. На крейсере основательно укрепили носовую переборку и к утру 24 июня приготовились к походу. Находившиеся на флагманском БТЩ "Шкив" командир ОВР главной базы и командир 2-го дивизиона БТЩ (А.А.Милешкин и И.С.Сидоров - участники траления 1940 г. в Финском заливе) были вызваны на крейсер, где им вручили кальку предстоявшего перехода в Таллин. Может быть, за недостатком времени, а может быть, по той причине, что командир ОВР не видел надобности в проведении совещания командиров тральщиков, на остальных БТЩ ничего не знали ни о цели, ни о маршруте предстоявшего перехода.

Около 10.00 крейсер "Максим Горький" в сопровождении трех эсминцев, трех катеров МО, отряда торпедных катеров, а также спасательного и гидрографического судов начал движение от острова Вормси в Таллин. После выхода отряда из пролива Хари-Курк шедшие впереди четыре тральщика, по сигналу с головного" БТЩ "Шкив", поставили змейковые тралы, выстроились в строй уступа и легли на выходной курс 337°. Шедший в голове крейсера эсминец "Володарский" держался в 15 - 20 кбт за концевым БТЩ, другие два миноносца шли в охранении по обе стороны от крейсера. В 11.57 в районе носовой части БТЩ "Шкив", пересекавшего линию минного заграждения "И-18", раздался взрыв, вызвавший детонацию в носовом артиллерийском погребе. Корабль надломился, средняя часть корпуса осела, полубак и корма приподнялись, внутренняя часть полубака и ходовой мостик были вырваны и вылетели за борт. Из личного состава погибли 29 человек, в том числе командир ОВР капитан 2 ранга А.А.Милешкин и флаг-штурман ОВР Белименко, командир 2 дивизиона БТЩ капитан-лейтенант И.С.Сидоров. На оставшихся трех БТЩ, командиры которых не получили перед походом никаких указаний, застопорили машины, убрали тралы и спустили шлюпки для снятия уцелевшей части экипажа подорвавшегося корабля. При таких обстоятельствах едва начавшаяся проводка крейсера была сорвана.

Старший из командиров БТЩ, командир Т-218, со своей стороны не проявил инициативы и не запросил указаний с крейсера. На последнем, сразу после происшедшего взрыва, застопорили машины и в течение десяти минут оставались на месте. Полагая, что БТЩ подорвался на якорной мине (о возможности подрыва на донной мине еще никто не думал), командир крейсера решил вернуться к острову Вормси - с тем, чтобы БТЩ сперва очистили от мин выходной фарватер, а затем уже провели крейсер за тралами. Развернувшись машинами, крейсер лег на обратный курс и в 14.30 стал на бакштов спасательного судна "Нептун". На обратном пути к острову Вормси трижды была обнаружена мнимая подводная лодка противника, по которой с эсминца "Артем" и тральщика Т-218 открывался артиллерийский огонь и производилось бомбометание.

Ввиду того, что траление могло затянуться на неопределенный срок, на крейсере "Максим Горький" возникло намерение попытаться обойти минное заграждение, обнаруженное в районе Штапельботтенского буя. После двухчасового совещания, проведенного на крейсере при участии командира Т-218, было решено уклониться от минной опасности путем перехода по прибрежному мелководью. Однако составленная на крейсере новая калька перехода опять была вручена только одному командиру головного Т-218. Впрочем, для командиров других БТЩ цель похода была теперь ясна, понятен стал и необычный путь, избранный для проводки крейсера. Выйдя из пролива Хари-Курк, отряд прошел вдоль западной кромки прибрежной отмели, выдающейся на 6 миль к северу от острова Вормси и, обойдя с севера банку Нордвяйне, повернул на восток. Таким образом, не придерживаясь фарватеров, базовые тральщики провели крейсер за тралами, и около 1.30 25 июня отряд пришел на Таллинский рейд.

Проводкой линейного корабля "Октябрьская революция" руководил перешедший на него с берегового ФКП начальник штаба КБФ. В охранении корабля были восемь эсминцев и восемь катеров МО. Проводка корабля за тралами осуществлялась пятью БТЩ, шедшими в строю двойного уступа с параван-тралами. Начатый в 4 часа 1 июля переход отряда от Таллина до Нарвского залива был совершен примерно тем же путем, по которому проводился крейсер "Максим Горький", придерживаясь тактики уклонения от минной угрозы прокладкой курсов по мелководью.

БТЩ "Шпиль", "Кнехт" и Т-216 1 июля были направлены для проводки за тралами кораблей отряда легких сил и 1-й бригады подводных лодок. В ожидании конвоя тральщики занялись предварительным тралением змейковыми тралами, а около 15.20, когда показались корабли, начали ставить параван-тралы. Ни на отряде легких сил, ни на 1-й бригаде подводных лодок не знали о существовании протраленного 24 июня обходного пути. Старший из командиров тральщиков не успел высказать свое мнение по вопросу о маршруте проводки, так как на крейсере "Киров" был поднят сигнал, указывавший курс 337°, и корабли шли не задерживаясь. Тральщики вступили в голову ОЛС и пошли строем уступа.

Сопровождавшие крейсер три эскадренных миноносца держались в охранении впереди и по сторонам от него. Далее шли в кильватерной колонне плавучие базы "Смольный" и "Иртыш", подводные лодки М-81, С-8, "Калев", "Лембит", М-77 и М-79. Ни один из кораблей не был размагничен. В 16.36, через 20 минут после того, как крейсер, благополучно пересекший минное заграждение "И-18", повернул на фарватер № 11, шедшая точно по оси фарватера № 20 подводная лодка М-81 подорвалась на донной магнитной мине и менее чем за минуту затонула, спаслись всего два человека. Поскольку проводившие корабли базовые тральщики не вытралили ни одной мины, предположили, что подводная лодка противника выпустила торпеды по одной из плавбаз, но промахнулась, вследствие чего торпеда случайно попала в М-81.