Конвойная служба

2 июля в базу Локса перешли БТЩ "Буй" и "Патрон", которым было приказано встречать и проводить конвои за тралами Шульца на участке прибрежного фарватера от мыса Юминданина до района селения Маху, предварительно протраливая фарватер змейковыми тралами. При выполнении этой непосильной для двух кораблей задачи до них не всегда своевременно доходили извещения о предстоявшем проходе судов, да и не всегда такие извещения посылались. Это привело к подрыву на мине 4 июля парохода "Раусма". Капитаны торговых судов еще не научились ходить за тралами: либо отставали, либо, наоборот, налезали на трал. Совсем неосторожно было вести 6 июля сразу 20 различных судов и барж за узкозахватным змейковым тралом одного лишь Т-215. Идя малым ходом вдоль южной части заграждения "И-74". Т-215 захватил тралом одну за другой три мины и. прежде чем они, наконец, подсеклись, оттащил их на две-три мили в сторону от места затраливания. 7 июля шедший в голове большого конвоя пароход "Эвероланда", проводившийся за змейковыми тралами тральщиков "Буй", "Патрон" и Т-215, не успел отвернуть от одной из двух подсеченных БТЩ "Буй" мин (на заграждении "И-75") и подорвался на ней, но смог самостоятельно дойти до губы Кунда, где и приткнулся носом к отмели. Третья мина взорвалась в трале БТЩ "Буй", причинив тральщику небольшие повреждения.

Около 3 часов 14 июля в районе маяка Пыхья-Ухти огнем миноносца "Артем", шедшего в охранении трех подводных лодок, проводившихся за тралом БТЩ "Рым", была отбита атака четырех торпедных катеров противника. Встречный конвой в составе транспорта "Казахстан" и двух ледоколов, проводившихся из Кронштадта в Таллин за тралом Т-215, за время с 3.20 до 4.25 14 июля был дважды атакован в районе маяк Мохни - мыс Юминданина шестью торпедными катерами противника. Несмотря на отсутствие кораблей охранения и сравнительно слабый артиллерийский огонь Т-215, противник, хотя и выпустил несколько торпед, но не добился успеха. При второй атаке на БТЩ пришлось обрубить трал, чтобы полным ходом уклониться от четырех торпед, из-за чего конвой в течение получаса шел без противоминного охранения. Но это произошло в районе мыса Юминданина, где в то время минных заграждений противника еще не было.

С находившегося в ночном дозоре БТЩ "Заряд" около 2 часов 5 июля в 15 милях западнее острова Найссар заметили шедшую на восток группу кораблей противника, после чего катер МО-142 обнаружил в южной части заграждения "И-24" семь конусообразных буйков, стоявших с интервалами в 150 - 200 м. Это были всплывшие буйки плохо поставленных немецких минных защитников. Три из них уничтожили, один буек при попытке буксировки его на мелкое место оборвался и затонул, а остальные три решили не трогать: командир БТЩ считал, что, вероятнее всего, это минные защитники, следовательно, по ним можно было определить границы минного заграждения. По приказанию начальника штаба КБФ БТЩ "Заряд" тотчас по получении с него радиодонесения был отозван в Таллин для личного доклада командира корабля. Торопясь исполнить полученное распоряжение, на БТЩ не успели уточнить сообщенные командиром МО-142 приближенные координаты линии минных защитников. В действительности немецкие мины оказались примерно на полторы мили западнее, чем предполагалось

Задача определения границ обнаруженного заграждения была поручена БТЩ "Кнехт" и Т-218, вышедшим из Таллина утром 6 июля. Командование ОВР главной базы не сделало четких указаний о том, как проводить работы, а сами командиры БТЩ действовали без твердого плана, располагая тральные галсы вдоль, а не поперек предполагаемого направления минного заграждения. Во второй половине дня восточнее опасного района № 15, примерно в двух милях южнее оси фарватера, в тралах взорвались три мины. Там же было подобрано "несколько буйков немецких мин". В конце дня, по приходе в Таллин, на БТЩ "Верп" при участии флагманского минера штаба КБФ занялись разоружением одного из этих буйков. Но так как это был минный защитник, разоружавшийся без соблюдения мер предосторожности, то произошел взрыв, в результате чего было убито и ранено двадцать матросов и офицеров; в числе раненых оказались командир Т-218 и флагманский минер.

6 июля БТЩ "Рым" и Т-216 были посланы в Палдиски для проводки подводных лодок М-97 и М-103. Получив в ОВР главной базы сведения об обнаружении минного заграждения в районе Пакри, командир "Рыма" как старший из командиров БТЩ решил, не придерживаясь в точности нового рекомендованного курса, пройти как можно ближе к берегу. Повернув у Сурупского буя на юг, оба БТЩ, идя без тралов, прошли в одной миле южнее заграждения "И-23". В 17 часов началась проводка подводных лодок М-97 и М-103 из Палдиски на запад. Вместе с ними вышли посланные для действия в Рижском заливе подводные лодки М-77 и М-79. Через час была встречена самостоятельно возвращавшаяся в базу подводная лодка М-102, которую "Рым", согласно приказанию командира ОВР главной базы, повел в Таллин. С поставленным параван-тралом нельзя было прижиматься к прибрежному мелководью, в связи с чем БТЩ, идя рекомендованным курсом, попал на южную часть заграждения "И-23" и подсек тралом мину.

Тем временем Т-216 продолжал проводку четырех подводных лодок. В охранении находились два катера МО. В районе острова Осмуссар подводные лодки М-77 и М-79 отделились от конвоя и пошли проливом Воси-Курк в Рохукюла. Чтобы случайно не попасть в опасный район, на Т-216 решили вести подводные лодки М-97 и М-103 в полумиле южнее оси фарватера, в результате чего Т-216 в 23.35 подорвался на донной магнитной мине в крайней северной части заграждения "И-19". Взрыв произошел под машинным отделением. Корабль разломился на две части - носовая почти мгновенно затонула, а кормовая оставалась на плаву в течение 20 минут. При взрыве погибли 22 человека, остальной личный состав, среди которого было несколько раненых, спасли морские охотники, ушедшие затем полным ходом в Таллин. Причиной гибели тральщика в штабе КБФ сочли торпеду, выпущенную подводной лодкой. После того как тяжело раненного при взрыве мины командира 8-го дивизиона подводных лодок приняли на борт катера МО, он приказал передать на подводные лодки М-97 и М-103 короткое приказание: "Мин нет, следуйте на позиции". Но командиры лодок, полагая все же, что на их пути оказалось заграждение противника, решили вернуться в Палдиски.

Эскадренный миноносец "Страшный", находившийся 14 и 15 июля в дозоре в Рижском заливе, получил повреждения от близких разрывов авиабомб, сброшенных с самолетов противника. Вечером 15 июля эсминец в составе отряда отправился для ремонта в Таллин. Головным шел "Энгельс", за ним танкер № 12. концевым был "Страшный". После съемки с якоря на танкер было передано по семафору приказание вести наблюдение за подсеченными минами, а "Страшному" приказано расстреливать подсеченные мины. Корабли шли со скоростью около 8,5 узла, из-за чего поставленные на миноносцах параванные охранители становились малоэффективны. Командир "Энгельса" решил пройти упраздненным обходным путем, что привело конвой на южную часть заграждения "И-23". "Страшный", случайно вышедший из кильватерной струи, в 4. 51. 16 июля подорвался на мине. Носовая часть корабля до 41-го шпангоута была разрушена и обвисла, из личного состава 13 человек было убито и ранено. После того как выяснилось, что корабль хорошо держится на плаву, курс изменили по направлению к Сурупскому бую. Таким путем эсминец шел малым задним ходом в течение двух часов. Взрыв, происшедший у борта "Страшного", был замечен с находившегося в дозоре БТЩ "Крамбол", который тотчас направился к пострадавшему миноносцу. Из Таллина спешили на помощь БТЩ "Буй", Т-215, буксир С-103, а также три катера МО. В то время как С-103 и "Крамбол" вели "Страшный" на буксире, миноносец "Энгельс", маневрируя впереди переменными курсами, совместно с двумя БТЩ обеспечивал ПМО и ПЛО буксировавшегося корабля и его буксировщиков. Около 14.00 часов "Страшный" прибыл на Таллинский рейд.

По распоряжению штаба КБФ 20 июля был сформирован конвой в составе танкера "Железнодорожник", минного заградителя "Ристна", имевшего на борту полный запас мин для предстоявшей минной постановки у южного берега Ирбена, подводных лодок Щ-308 и Щ-405, посланных на позиции в Балтийском море, гидрографических судов "Вал" и "Лоод" и спасательного судна "Сатурн", которому было приказано поднять эскадренный миноносец "Сердитый", потопленный 19 июля самолетами противника южнее острова Вормси. Командир ОВР главной базы, выделив для обеспечения перехода конвоя БТЩ "Фугас", тральщик "Ударник" и четыре катера МО (больше не нашлось), назначив командира БТЩ командиром конвоя, приказал ему использовать ночное время, чтобы затемно пройти как можно дальше на запад и тем самым уменьшить вероятность атак с воздуха.

Конвой вышел с Таллинского рейда около 23.00 20 июля. Командир конвоя предпочел до рассвета не ставить тралов. Впереди шел "Ударник", за ним "Фугас", а в голове кильватерной колонны проводившихся кораблей и судов был поставлен танкер "Железнодорожник", имевший осадку 6 м - почти втрое большую, чем у шедших впереди тральщиков. Шли со скоростью около шести узлов, чтобы дать возможность опоздавшему с выходом из Таллина спасательному судну "Сатурн" догнать конвой. В кильватер танкеру шли подводные лодки Щ-405 и Щ-308.

Около 3.30 21 июля, когда "Фугас", идя в 2 - 3 кбт. южнее оси фарватера, подходил к району заграждения "И-23", было уже достаточно светло, поэтому командир конвоя решил, что пора ставить трал. Прежде чем соответствующее приказание было передано на "Ударник", танкер "Железнодорожник" в 3.37 подорвался на мине и через минуту затонул Вслед за

БТЩ "Фугас" и тральщиком "Ударник" на всех кораблях и судах застопорили машины. В 4.10 с БТЩ передали приказание подводным лодкам "идти в конвое концевыми, затонувший танкер оставить слева". В 4.50 налетели три вражеских самолета, но огнем катеров МО их отогнали. В 6.35 была отбита еще одна атака, произведенная пикирующими бомбардировщиками. В ожидании подхода спасательного судна "Сатурн" конвой еще долго оставался без движения, и только около 5.30 началась, наконец, проводка конвоя за змейковыми тралами. Однако тралы поставили уже после того, как заграждение "И-23" было пересечено кораблями и судами конвоя.

22 июля командующий КБФ приказал немедленно уничтожить заграждение, на котором погиб "Железнодорожник". Прежде чем это приказание дошло до командира ОВР главной базы, он уже успел сделать необходимые распоряжения по собственной инициативе. Тралением, начатым в 3 часа 22 июля пришедшими накануне в Таллин БТЩ "Верп" и "Шпиль", командир ОВР главной базы имел намерение послать для ускорения выполнения задачи еще два БТЩ ("Заряд" и "Патрон"), но пришлось выделить их для неотложной проводки в Муху-Вяйн буксира "Тасуя" с нефтеналивной баржей, к которым 23 июля присоединился БТЩ "Гафель". В течение двух дней, 22 и 23 июля, была очищена от мин полоса фарватера на всю ее ширину. Вытралили девять мин типа ЕМС, из которых четыре взорвались в тралах и поэтому в отчете были названы антенными, а пять подсеченных или застрявших в тралах мин, по обыкновению, сочли шведскими типа "Мотала". От взрывов мин и нескольких минных защитников все комплекты подсекающих тралов были потеряны, так что, в конце концов, пришлось поставить трал Шульца.