Создание новых фарватеров

25 июля было приказано сформировать в Таллине Бригаду траления, в состав которой вошли: 1-й и 2-й дивизионы БТЩ, 5-й дивизион ТТЩ (девять тихоходных и два магнитных тральщика), 11-й дивизион КАТЩ (бывший 15-й дивизион КАТЩ, находившийся в распоряжении БОБР) и 12-й дивизион КАТЩ (девять "рыбинцев"), выделенный из состава ОВР Кронштадтской ВМБ. 1 августа бригада траления, а также отряд заградителей (минные заградители "Марти", "Урал" и "Ристна") были включены в состав сформированного в этот день соединения - Минной обороны. Командирами Минной обороны и бригады траления были назначены опытные специалисты по тралению контр-адмирал Ю.Ф.Ралль и капитан 3 ранга Н.А.Мамонтов соответственно.

После выхода немецких войск на побережье Финского залива 24 августа требовалось обеспечить новые фарватеры для сообщения на линии Таллин - Кронштадт, а также обеспечения свободы маневра эскадренных миноносцев и проверки путей выхода и возвращения подводных лодок. В конце июля - начале августа было произведено разведывательное траление на всей сети фарватеров, проложенных вокруг острова Хииума (Даго) и Саарема (Эзель) на общем протяжении около 220 миль. Фарватеры протраливались на ширину от 6 до 10 кбт, для чего делалось от двух до четырех тральных галсов. В тралении участвовали семь БТЩ и семь тральщиков 5-го дивизиона ТТЩ, то есть более половины лучших тральных сил КБФ. В таком большом объеме и с таким большим напряжением тралящих кораблей разведывательное траление не производилось ни на одном другом участке морских сообщений КБФ. Но в ходе этой широко проведенной разведки не было затралено ни одной мины, за исключением двух штук, вытраленных 3 августа в южной части известного уже заграждения "И-15". Тем не менее выяснилось, что минная обстановка в районе БОБР резко ухудшилась.

В 1.30 1 августа около стоявшего на якоре на рейде Триги Т-218 упали три авиационные мины, из которых одна взорвалась в 30 м от борта корабля. Командир БТЩ решил даже переменить место якорной стоянки, чтобы уйти в сторону от опасного соседства. 2 августа по приказанию командования БОБР БТЩ "Штаг" и три катера МО вышли из бухты Триги в район маяка Ристна для встречи возвращавшейся с позиции подводной лодки С-11. Проводя ее за тралом, "Штаг" слишком поздно повернул на входной створ, вследствие чего путь проводки расположился в 2 кбт южнее оси створа. На этом пути около 18.00 в 2,3 мили западнее маяка Сыру подводная лодка С-11 подорвалась на донной магнитной мине и быстро затонула на глубине 11м.

3 августа высланный в район мыса Панганукк для встречи и проводки возвращавшейся с позиции подводной лодки Щ-322 БТЩ "Штаг" на обратном пути в проливе Соэла-Вяйн в 13.44 в 6,5 мили юго-западнее маяка Сыру подорвался на одной из авиационных донных мин. Размагничивающего устройства на БТЩ не было. Верхняя палуба в средней части корабля переломилась, а в подводной части корпуса образовалось много трещин, через которые хлынула забортная вода. Среди личного состава было 6 убитых и 30 тяжело контуженных. Корабль, продержавшись на плаву свыше двух часов, в конце концов затонул. После подрыва "Штага" на Щ-322 застопорили дизели, а минут через двадцать, вступив в кильватер катеру МО, пошли в бухту Триги, где и стали на якорь в 16.30.

Разведку нового фарватера поручили БТЩ "Рым", "Буй", "Шпиль" и Т-218. Чтобы иметь в запасе больше времени, они вышли из Таллина вечером 3 августа и, произведя попутное разведывательное траление на фарватерах, на ночь стали в Палдиски. Покинув с рассветом Палдиски и пройдя без тралов в начальную точку (район острова Осмуссар), группа БТЩ под управлением командира БТЩ "Рым" в течение пятнадцатичасовой минной разведки обнаружила три линии мин и столько же линий минных защитников. После того, как около 8.20 при пересечении неизвестного ранее заграждения "И-14" параван-тралы трех БТЩ были перебиты взрывами нескольких мин и минных защитников, для сбережения оставшихся комплектов параван-трала пришлось поставить змейковые тралы. Из-за этого ширина тральной полосы уменьшилась вдвое, но зато вместе с уменьшением числа затраливаний мин и минных защитников сократилось время на замену поврежденных змейковых тралов.

В ночь на 3 августа БТЩ "Кнехт" и Т-215 поставили южнее острова Эре минное заграждение "25-А". БТЩ "Гак", проводивший их за параван-тралом, из-за ошибки в счислении попал в темноте на свое минное заграждение "18-А" и подсек тралом три мины. Затем, незадолго до начала постановки заграждения "25-А", было пересечено неизвестное ранее минное заграждение "И-12", причем взрыв мины в трале повредил один параван. Днем 4 августа из Таллина вышли сторожевые корабли "Циклон" и "Снег" для постановки активного минного заграждения "26-А" на подходах к острову Утэ. В охранение были назначены два катера МО и два торпедных катера, а проводку сторожевых кораблей за тралом поручили БТЩ "Заряд". До тех пор, в июле, активные минные заграждения ставились в виде небольших минных банок у выходов из финляндских шхер исключительно катерами МО и самолетами.

На БТЩ против обыкновения что-то не ладилось с кораблевождением. Из-за неточного следования по оси фарватера был поврежден задевший за грунт параван-трал, и его пришлось заменить запасным, а в результате опоздания с поворотом на фарватер обе тралящие части трала в 21.40 были перебиты взрывом мины в южной части заграждения "И-15". Лишившись обоих комплектов параван-трала, "Заряд" мог продолжать проводку только за змейковым тралом, но со скоростью не более восьми узлов, из-за чего могла нарушиться скрытность минной постановки, рассчитанной на самое темное ночное время. Поэтому командир дивизиона сторожевых кораблей приказал БТЩ вступить без трала в кильватер сторожевому кораблю "Снег".

По приходу в конечную точку проводки (в четырех милях северо-западнее маяка Ристна) сторожевые корабли и катера повернули на курс 335" по направлению к месту минной постановки. На БТЩ, видимо, считали свое место несколько восточнее истинного и поэтому продолжали следовать малым ходом на запад, что привело к попаданию на крайнюю северную часть минного заграждения "И-88". "Заряд", не имевший РУ, в 23.58 подорвался на мине, стоявшей на глубине моря около 20 м, разломился пополам и через две-три минуты затонул. По приказанию командира дивизиона сторожевых кораблей два торпедных катера и один катер МО повернули назад для спасения личного состава погибшего корабля. Среди спасенных 26 человек (из них 4 раненых) командира корабля не оказалось.

Выйдя из Таллина на рассвете 6 августа для проводки и встречи группы подводных лодок, БТЩ "Рым", "Шпиль", "Гак", Т-215 и Т-218 впервые использовали протраленный накануне путь севернее острова Осмуссар. Засвежевший южный ветер развел волну в 5 баллов, сильно затруднявшую в дальнейшем маневр замены поврежденных тралов. Ограниченная видимость не позволяла определяться по маяку Тахкуна, тем не менее, счисление на головном БТЩ "Рым" оказалось довольно точным. Около 13.30 проводку подводных лодок С-4. С-5 и С-6 закончили и одновременно встретили подводную лодку С-8. Ее повели за тралами в том же ордере, в каком лодки выводились в море. Вскоре после поворота на курс 9015 на северо-востоке появился вражеский гидросамолет. Определив на контркурсе направление движения наших кораблей, самолет повторил этот маневр, а затем примерно в трех милях впереди их дважды снизился до высоты 10 - 15м над уровнем воды, причем от него "что-то отделялось". Предполагалось, что самолет поставил на пути наших кораблей две мины.

Продолжая проводку подводной лодки С-8 при усиливавшемся ветре и плохой видимости, базовые тральщики прошли на этот раз немного в стороне от ранее пройденных путей, обнаружив при этом еще одно минное заграждение ("И-20"). В общей сложности в этот день были вытралены 13 мин типа ЕМС и три минных защитника. Все 13 мин взорвались в тралах. Только в четырех случаях обошлось без повреждения тралов, а в остальных приходилось заменять поврежденные тралы или даже вовсе прекращать траление. Из тринадцати взрывов мин пять произошли в тралах БТЩ "Гак" и Т-215, причем в четырех случаях трал был поврежден, но на подводной лодке С-8 этого не знали и, не останавливаясь, шли вперед. Под конец похода сила ветра достигла 8 баллов, катера МО с трудом удерживались в строю. При таких погодных условиях, а также в случае наступления темноты, согласно указаниям командования Минной обороны, базовые тральщики и проводившиеся ими подводные лодки должны были заходить в Палдиски. Но командир бригады траления решил, несмотря на темноту, вести лодку прямо в Таллин, и к полуночи 7 августа С-8 была приведена на Таллинский рейд. В период проводки подводных лодок глубоководным фарватером огнем базовых тральщиков и катеров МО были отбиты четыре атаки вражеской авиации. В единственном случае, около 16 часов 8 августа, когда самолету противника удалось сбросить бомбы, базовые тральщики второй группы и проводившиеся подводные лодки по сигналу командира бригады траления повернули "все вдруг" на 90°, благодаря чему обе бомбы разорвались в 30 - 50 м за кормой подводной лодки Щ-308.