Микроармирование - введение фибры в бетон

Кампания 1942 года

К началу летней кампании 1942 г. корабли находились в составе 1-го дивизиона базовых тральщиков (командир капитан 3 ранга Д.М.Белков), Бригады траления (командир капитан 2 ранга А.Н.Перфилов). Охраны водного района (начальник капитан 2 ранга Ю.В.Ладинский). Т-204, Т-205, Т-210, Т-211. Т-215, Т-218 базировались в Ленинграде, а Т-207 и Т-217 в Кронштадте. Основная задача тральщиков: обеспечение движения кораблей флота (в первую очередь, подводных лодок) до Лавенсаари. Корабли также должны были быть готовы к уничтожению противолодочных сил врага и противодесантной обороне.

С момента очищения ото льда Финского залива тральщики начали постепенный переход в Кронштадт. В ночь на 31 мая Т-205 и Т-215 должны были перейти вниз по течению Невы, но из-за запоздалого развода Литейного моста тральщики успели дойти только до Кировского моста. На следующий день корабли продолжили движение и в 3.00 2 июля в сопровождении малых охотников 2-го дивизиона сторожевых катеров (8 единиц) и магнитного тральщика ГС-2 под прикрытием дымовых завес перешли в Кронштадт. В ночь на 27 июня вторая группа (Т-204 и Т-218) также перешла в Кронштадт совместно с тремя буксирно-баржевыми составами.

Через два дня аналогичным порядком переход совершили последние два корабля-Т-210 и Т-211.

Первой операцией тральщиков стала поддержка десанта, высаженного на остров Соммерс. Первоначально намечался выход всех восьми кораблей, но фактически в 15.00 8 июля на Лавенсаари отправились только СКР "Буря", Т-205 и Т-207. По прибытии на место отряду была поставлена задача отогнать корабли противника и уничтожить вражеские огневые точки на берегу. Действовать предстояло совместно с торпедными катерами и канонерской лодкой "Кама", у которой после дневного обстрела оставалось в исправности только одно орудие. Тральщики имели крайне ограниченный боекомплект. В 23.05 соединение подошло к острову и открыло огонь по противнику. Финны прикрылись дымовой завесой и начали отход на север. Обстрел восточной части Соммерса прекратился. Наши корабли не преследовали противника, так как им было запрещено выходить севернее параллели острова. Противник, обнаружив это, вернулся - как раз в момент доставки подкреплений катерами МО. Высадка сорвалась, один из катеров погиб.

В это время тральщики поддержать свои катера не смогли: они были заняты проводкой канонерской лодки "Кама", у которой вдобавок заклинило руль. Попытки взять ее на буксир не увенчались успехом. В 3.40 9 июля к нашим кораблям присоединились Т-210 и Т-211, вышедшие из Кронштадта накануне вечером. К полудню все корабли, за исключением вновь прибывших, вернулись на Лавенсаари, так как нуждались в пополнении боезапаса. Вечером эти тральщики вместе с двумя сторожевыми катерами вышли к Соммерсу для высадки разведчиков. В 21.25 произошло столкновение с кораблями противника, но обе стороны почти сразу закрылись дымозавесой и потеряли контакт. В час ночи остальные четыре БТЩ вышли к острову, где совместно с канлодкой пытались осуществить высадку разведчиков, но, постоянно сталкиваясь с финскими дозорными катерами, успеха не. добились. Весь отряд вернулся на Лавенсаари, а на следующий день операция была прекращена. Т-205, Т-207, Т-210 и Т-211 вернулись в Кронштадт 12 июля.

24 июля командир ОВР получил приказание до 26 числа провести разведывательное траление на Восточном Гогландском плесе. Это был необходимый этап подготовки к большой операции по уничтожению кораблей противника в этом районе Для траления привлекли Т-215, Т-217, Т-207 и Т-218, причем два последних выходили на Лавенсаари из Кронштадта. Учитывая длину фарватеров (110 миль) и максимально возможную скорость движения с параван-тралом (13 уз.), темного времени суток явно не хватало. Противоминную оборону тральщиков должны были обеспечить катера МО-203 и МО-211, оснащенные катерным параван-тралом. 25 июля тральные работы начать не смогли, так как волнение составило 6 баллов, что исключало действия катеров. Вечером следующего дня корабли вышли на Восточный Гогландский плес для производства разведывательного траления. В 22.05 БТЩ встретили возвращавшуюся из похода ПЛ С-4 и начали ее проводку за тралом. Через десять минут у Т-218 от удара о грунт всплыл левый параван. В 22.40 лодка пошла самостоятельно, а тральщики повернули обратно. Через час на "двести восемнадцатом" всплыл и правый параван, а на Т-215 вышел из строя левый дизель, однако работа продолжалась. Отряд вернулся на Лавенсаари в 3.20 утра. На катерах МО тралы оборвало на разошедшейся волне. Для продолжения операции требовалось срочно выслать два дополнительных БТЩ с четырьмя комплектами тралов на каждый тральщик. Вечером 27 июля Т-215, Т-217 и Т-218 повели в Кронштадт подводные лодки С-4 и Щ-320, куда прибыли на следующий день.

В ночь с 26 на 27-е Т-210 и Т-211 обеспечивали проводившиеся на Красногорском рейде испытания шпиронного устройства параван-охранителя на эсминце "Страшный". 28 июля Т-210 совместно с Т-205 и катерами-тральщиками МО-212 и МО-208 перешел на Лавенсаари. Во время перехода шедшие в голове отряда катера подсекли две мины, а "двести пятый" чуть раньше еще одну. 30 числа разведывательное траление продолжили Т-205, Т-207 и Т-210 совместно с катерами МО. Прикрытие отряда обеспечивали канлодка "Москва" и четыре истребителя. Атака двух Ю-88 не смогла помешать работам. При развороте на обратный курс в районе банки Мордвинова (4 мили на северо-восток) в тралах БТЩ взорвалось пять мин, всего за поход разбили четыре паравана. На следующий день продолжению работ помешала непогода. У катеров-тральщиков тралы пошли по поверхности, а на МО-212 отказали моторы. Командир 1-го дивизиона жаловался на низкий уровень подготовки экипажей катеров: их тралы зачастую не подсекали мин. Сами катера плохо держали строй. Комдив просил выделить еще три БТЩ либо дать время на отработку катерных тралов.

Вечером 1 августа из Кронштадта на траление фарватера от Толбухина маяка до острова Сескар были отправлены Т-204, Т-211, Т-217 и Т-218 в сопровождении пары "мошек"-тральщиков и трех обычных МО. Мин обнаружено не было, но на Т-211 потеряли левый параван. 2 августа продолжились тральные работы на Восточном Гогландском плесе, но мин также не обнаружили. 3 августа тральщики выходили для встречи подводных лодок Щ-303 и Щ-406. Встреча не состоялась ни в этот день, ни в два последующих, причем 5 августа разыгрался шторм, выбросивший Т-205 на каменистую косу Эйстор (северо-западная оконечность Лавенсаари). Снять его с мели удалось только через девять дней. 6 августа встрече с подлодками помешали корабли противника, сначала атаковавшие сторожевые катера, а затем сбросившие глубинные бомбы на обе "щуки". В итоге лодки пришли к острову самостоятельно.

Командир ОВР КБФ вышел на БТЩ Т-211 на Лавенсаари вечером 7 августа. В море к нему присоединился Т-215. Попутно проводилось контрольное траление фарватера от Шепелевского маяка до острова. 8 августа в Кронштадт пошли Щ-303 и Щ-406 под проводкой Т-207. Т-210 и Т-211. Через день в море повели Л-3 и М-96 с эскортом Т-204, Т-211 и Т-218. Переход прошел спокойно, но в районе Деманстейнских банок в трале Т-211 взорвалась мина. Утром 12 числа в Кронштадт отправилась С-4 вместе с Т-215 и Т-218. Вечером в направлении Лавенсаари вышли С-9 и Щ-407 под эскортом Т-217 и Т-218. На переходе "двести восемнадцатому" перебило параван-трал минным защитником. Очередная группа подлодок Щ-309 и "Лембит" ушла 17 августа в сопровождении Т-207, Т-210 и Т-215. В ночь с 19-го на 20-е тральщики довели Щ-309 на 14 миль к западу от острова в точку погружения. На следующий день в море вышел "Лембит" в сопровождении Т-210, Т-215 и Т-217. 22 августа Т-215, Т-210 и Т-207 увели в Кронштадт С-9.

Командир Шхерного отряда разработал и представил на утверждение командиру Главной военно-морской базы план операции по минированию входа в порт Нарва и нанесению артиллерийского удара по корабельному дозору противника на Восточном Гогландском плесе. Дополнительно предполагалось обстрелять остров Большой Тютерс. 21 августа план операции был утвержден. Для участия в ней выделялись 3 БТЩ, канонерская лодка "Красное Знамя" и сторожевой корабль "Буря". Проводку СКР и КЛ совместно с Щ-304 осуществили в следующие сутки Т-204, Т-211 и Т-217. 23 августа около 23.00 отряд из четырех торпедных катеров с минами заграждения, пяти сторожевых катеров МО, СКР "Буря" и БТЩ Т-204 вышел на операцию. В девяти милях на юго-восток от о.Б.Тютерс "Буря" (в 2.12) и БТЩ Т-204 (в 4.19) подорвались на минах и затонули. Торпедные катера успешно выполнили постановку. 26 августа КЛ "Красное Знамя" в сопровождении Т-207, Т-210 и Т-215 вернулась в Кронштадт.

Минная обстановка продолжала осложняться. Подводные лодки предписывалось проводить за парными тралами. 30 - 31 августа Т-207, Т-210 и Т-217 в сопровождении катера МО провели обследование фарватера Кронштадт - Лавенсаари. Т-217 затралил одну мину в районе Деманстейнских банок, но от ее взрыва корабль не получил никаких повреждений. 13 сентября Т-207, Т-211, Т-215, Т-217 и Т-218 опять обследовали тот же фарватер параван-тралами. Работать с тралом Шульца из-за низкого уровня подготовки экипажей тральщики не смогли. 15 числа БТЩ вернулись обратно, не обнаружив мин. Вечером того же дня в 22.15, при выводе лодок С-9 и Щ-308, эти тральщики попали под прожектор береговой батареи с острова Ино. После четырех выстрелов финны прекратили огонь, так как катера МО поставили дымовую завесу. Дальнейший переход протекал неспокойно. В 0.22 16 сентября на Сескарском плесе в трале Т-215 взорвались две мины, но трал сохранил работоспособность. Через час затралили еще одну и буксировали до тех пор, пока не оборвался трал. В 4.00 отряд прибыл на Лавенсаари.

Следующая проводка, 19 числа тоже не обошлась без происшествий. Идя впереди лодок С-12 и Щ-310, тральщики имели следующий порядок: головным следовал Т-215, за ним парами с тралом Шульца Т-211, Т-217, Т-218 и Т-207. В 3.47 отряд прибыл в точку погружения лодок, которые после дифферентовки легли на грунт. Корабли эскорта ушли на Лавенсаари. 21 сентября в том же составе тральщики сопровождали в Кронштадт вернувшийся с позиции "Лембит" и канонерскую лодку "Кама". Выйдя в 21.00. отряд встретил в полутора милях от банки Нагаева плавающую мину. Около 23.30, когда корабли находились к востоку от маяка Сескар, в трех кабельтовых от головного тральщика взорвалась мина, сдетонировавшая от сбрасывавшихся сторожевыми катерами глубинных бомб. Впервые проводка осуществлялась по новому фарватеру, проходившему южнее Деманстейнских банок. В 0.42 Т-211 подвергся торпедной атаке, по мнению находившегося на головном тральщике командира Бригады траления, стрелял торпедный катер. Корабли прибыли по назначению в 5.20. 13 октября, обеспечивая переход в Кронштадт Щ-310 и М-102, тральщики отогнали артиллерийским огнем два катера противника. Столкновение произошло вскоре после полуночи севернее Шепелевского маяка. В 2.45 отряд прибыл к месту назначения. 19 ноября Т-217, переходя на Лавенсаари совместно с Т-211 и Т-218, отметил четыре следа торпед, прошедших около корабля в районе Деманстейнских банок. Предполагалось, что это были торпедные катера противника.

В этот же период тральщики вновь привлекались для эскортирования конвоев на Лавенсаари. 23 ноября караван из трех буксиров с баржами в сопровождении Т-210 и трех "мошек", усиленный высланными навстречу Т-217 и Т-218, в 6.00 в пяти милях к северу от острова Пенисаари, обнаружил три катера противника, стоящих без хода. Был немедленно открыт огонь, но неприятель, поставив дымовую завесу, ушел. Без потерь и повреждений караван прибыл на Лавенсаари в 8.00.

Постепенное покрытие Финского залива льдом ограничивало действия кораблей. 28 ноября Т-211 обеспечивал переход группы тральщиков в битом льду из Кронштадта в Ленинград. На следующий день он совместно с Т-210, Т-215, Т-217, Т-218 и катерами МО участвовал в проводке каравана из двух буксиров с баржами. 3 декабря корабли вернулись обратно, безрезультатно обстрелянные противником на Красногорском рейде. Следующий переход не состоялся. Конвой из Т-211, Т-215, Т-217 и ледокола "Тасуя" с баржей на буксире в течение трех дней пытался пробиться к острову, но из-за шторма и подвижки льдов не смог этого сделать. 9 декабря Т-210, сопровождая буксир с баржей, смог пройти к Лавенсаари. Тральщик сразу же повернул обратно, но попал в лед, заклинивший левый гребной вал. После аварии машин корабль отбуксировали в Кронштадт. Успел проскочить на остров и Т-215. но через два дня, на обратном пути его вместе с двумя буксирами и баржами опять затерло льдами у Толбухинской банки. На помощь вышли ледокол "Тасуя" и Т-218, что позволило тральщикам прийти в базу к вечеру. 12 числа на помощь буксирам выслали Т-211, благополучно приведший в гавань две баржи; буксиры дошли сами. 16 декабря все прошло без проблем - Т-210, Т-211 и Т-218 сопроводили два баржебуксирных состава на остров и вернулись обратно. Последняя попытка тральщиков Т-210, Т-211 и Т-217 и одного буксира пробиться на Лавенсаари 30 - 31 декабря не увенчалась успехом. Попав в тяжелый лед к юго-западу от маяка Толбухин, отряд вернулся обратно. Навигация 1942 г. закончилась.