Возросшая активность противника у румынского побережья осенью 1942 г. свидетельствовала, что подводные лодки в одиночку нарушить ход морских перевозок не могли. Директива Народного комиссара ВМФ от 26 сентября 1942 г настоятельно требовала от Военного совета ЧФ использовать для борьбы на коммуникациях противника надводные корабли и авиацию Характер движения конвоев противника был изучен подводными лодками, имевшими там две постоянные позиции. Первоначально операция намечалась на 8 декабря, позже была перенесена на 11-ое по погодным условиям. Общая задача: поиск и уничтожение конвоев в районе Констанца - Супина - Бургаз. Дополнительно, "с целью морального воздействия на противника и для дезорганизации его коммуникаций", назначили обстрел маяка Олинька и селения Шаганы. Ударный отряд разделялся на два, по два БТЩ в каждом: Т-407 (брейд-вымпел командира 1-го дивизиона тральщиков капитана 3 ранга А.М.Ратнера) вместе с Т-405 - для действий у знака Бурнас и Т-406 (брейд-вымпел командира 2-го дивизиона тральщиков капитана 2 ранга В.А.Янчурина) вместе с Т-408 - для действий на подходах к Портицкому гирлу. Эсминец "Сообразительный" (на борту находился командир Бригады траления и заграждения контр-адмирал В.Г.Фадеев) должен был оказывать поддержку в случае обнаружения эсминцев противника. Имеющиеся разведывательные данные позволяли сделать вывод, что охрану конвоев осуществляют миноносцы типа "Смеул", а также сторожевые катера и самолеты. Так как тральщики имели преимущество в калибре артиллерии (100 мм против 66 мм), считалось возможным организовать две группы, особенно учитывая ограниченное время на поиск конвоев по запасам топлива (4 часа).
К месту операции корабли следовали порознь: две группы тральщиков и эсминец отдельно. Первая группа подошла к назначенному району утром 13 декабря. Видимость была отличная, достигая 12 - 15, а иногда даже 20 - 22 мили, ветер зюйд-зюйд-ост. В 10.49 на горизонте заметили дым. Через 20 минут тральщики повернули на курс сближения с обнаруженным конвоем. В 11.34 появился миноносец противника, давший опознавательный сигнал. К этому времени удалось выяснить состав конвоя: два транспорта водоизмещением по 7 - 9 тыс. т, миноносец типа "Налука", шесть катеров сопровождения (реально транспорты "Ойтуз" и "Царь Фердинанд", румынский миноносец "Смеул" и четыре немецких катера-тральщика). На "Сообразительный" срочно отправили радиограмму с просьбой о поддержке. Однако корабль находился в 70 милях от места событий и, идя с поставленными параванами (скорость не больше 20 узлов), просто не успевал.
В 11.45 "Мина" открыла огонь по головному транспорту, через минуту "Искатель" начал стрелять по миноносцу. Дистанция стрельбы составляла 65 кбт, волнение моря 2 - 3 балла, что в сумме не способствовало высокой точности стрельбы. Противник практически сразу начал постановку дымозавес, что вынуждало переносить огонь на видимые цели, хотя иногда полосы дыма создавали фон, облегчавший условия стрельбы нашим тральщикам. Практически сразу же миноносец противника попал в вилку, его же снаряды ложились с недолетами. Транспорты под прикрытием дымозавесы повернули на обратный курс, "Царь Фердинанд" быстро вышел из зоны обстрела.
В ходе боя с тральщиков дважды видели сильные вспышки взрывов в дыму, что дало основание предполагать гибель двух катеров противника. В 13.33 дистанция сократилась до 24 кбт, отставший транспорт, по словам наших наблюдателей, горел и кренился на левый борт, но выход вперед миноносца "Смеул" не позволил продолжить атаку. Противники потеряли друг друга в дымовой завесе, сносимой на зюйд-вест. Расход боекомплекта 100-мм орудий на тральщиках составлял 70%, командир 1-го дивизиона решил выйти из боя и произвести обстрел селения Шатаны, что и было выполнено в 14.00. Вряд ли огонь, открытый с дистанции 75 кбт, нанес какой-либо значительный ущерб.
Вторая группа тральщиков за пять часов поиска кораблей противника так и не встретила. В 16.00 была обстреляна запасная цель - маяк Олинька. Зато самолеты противника присутствовали практически постоянно. В 10.16 над кораблями пролетел самолет-разведчик, позже авиация появлялась еще несколько раз. Дважды летчики пытались передавать какие-то радиограммы открытым текстом, причем не только на румынском, но и на русском языке. Несколько раз приходилось открывать огонь. С 16.40 в течение часа происходили атаки самолетов, опознанных как Не-115 (на самом деле это были гидросамолеты "Кант-Зет") и "Савойя", по три машины каждого типа. Зенитный огонь оказался эффективен, не позволив приблизиться к тральщикам на выгодную дистанцию. В итоге все участники набеговой операции вернулись в Поти 14 - 15 декабря.
Оценивая итоги действий у неприятельских берегов, можно отметить, что использование тральщиков для атаки конвоев противника было в некотором смысле вынужденной мерой, так как многие крупные корабли ЧФ к тому времени стояли в ремонте и были небоеспособны. Замысел операции весьма смел, но исполнение оказалось далеким от совершенства. Распыление сил, боязнь противника и, как следствие, весьма нерешительные действия в итоге дали нулевой результат. Как выяснилось, реальных потерь вражеский конвой не понес.
Выводы из первого набега сделали довольно быстро. Та же группа тральщиков, вместе с усиленным сопровождением из эсминцев "Сообразительный" и "Беспощадный", должна была нанести новый удар по коммуникациям в районе Сулин - Бургаз. Поскольку в первый раз обнаружение конвоя было случайным, теперь решили использовать авиацию для разведки и наведения кораблей, а также непосредственной атаки конвоев и прикрытия своих кораблей на переходе. Тральщики приняли полный запас топлива, что должно было обеспечить им возможность поиска в течение 20 часов.
Ухудшение погоды срывало проведение разведки, и в итоге операцию начали без нее. Тральщики под началом командира 2-го дивизиона вышли в море утром 26 декабря, эсминцы - вслед за ними вечером того же дня. Командир Бригады траления и заграждения по-прежнему находился на "Сообразительном". В 10.52, почти через шесть часов после выхода, отряд БТЩ обнаружила летающая лодка На-140, осуществлявшая непрерывное слежение почти три с половиной часа. В это же время по обнаруженным перископам подводных лодок сбрасывались глубинные бомбы. В 14.35 командир 2-го дивизиона дал радиограмму ВВС флота с просьбой о прикрытии кораблей с воздуха, но никакой реакции на нее не последовало. Через десять минут в радиограмме командиру Бригады сообщалось об атаке подлодки и обнаружении соединения самолетом противника. Эта радиограмма адресата не достигла.
Сложные условия плавания - туман, низкая видимость (1 кбт), ошибки счисления, неисправность машин на Т-407 чуть было не привели к тяжелым последствиям, когда утром 28 числа в 4.00 внезапно в 15 - 20 кбт открылся берег, до которого по расчетам было 14 миль. Тральщики снесло в район своего минного заграждения. Отойдя на 10 - 11 миль мористее, корабли ожидали улучшения видимости. Конвоев противника обнаружить не удалось, что не удивительно, так как дисциплина радиопереговоров была весьма низкой, что позволило противнику, обнаружив соединения, заранее приостановить движение конвоев. Обстреляв в тумане с расстояния в 36 кбт консервный завод и здания в районе знака Бурнас, тральщики повернули в базу. Операция опять завершилась безрезультатно, причиной чего можно считать как неблагоприятные погодные условия, помешавшие действиям нашей авиации и осложнившие плавание кораблей, так и низкий уровень подготовки командного состава корабельных соединений, не соблюдавшего режим скрытности как в радиопереговорах, так и на маршруте движения (тральщики должны были изменить курс после обнаружения их самолетом, но не сделали этого).
В промежутке между набегами 17 декабря ТЩ "Земляк", БТЩ "Щит" и 3 СКА сопровождали транспорт "Тракторист" на маршруте Поти - Туапсе. Конвой был сначала атакован самолетами противника, которые отогнало воздушное прикрытие, затем последовала атака четырех немецких торпедных катеров, но тоже без успеха. 21 декабря охранявшие транспорт "Ульянов", БТЩ "Щит" и "Искатель" на маршруте Туапсе - Поти обнаружили неприятельскую субмарину. Но высланные на поиск сторожевые катера ее не нашли.