Кампания 1943 года

В ходе начавшегося освобождения Северного Кавказа на флот было возложено обеспечение перевозок войск и грузов вдоль Кавказского побережья. В начале февраля тральщики приняли участие в подготовке и осуществлении в ночь на 4 февраля десантной операции в районе Южная Озерейка - Станичка. В отряд высадочных средств вошли "Щит", "Защитник", "Арсений Расскин", шесть малых охотников, три буксира, пять сейнеров, девять мотоботов и мотобаркасов. В отряд охранения транспортов включили БТЩ "Искатель", "Якорь" и шесть малых охотников. Операция завершилась совсем не так, как планировалось, в результате образовался плацдарм, известный как "Малая земля".

7 февраля санитарный транспорт "Львов", сопровождаемый БТЩ "Гарпун", следовал из Поти в Геленджик и в районе Гагры был безуспешно атакован подводной лодкой противника. 13 февраля "Якорь" патрулировал в районе мыс Чауда - Эльчан-Кая. На следующий день "А. Расскин" вышел в район - мыс Чауда, а 15 - 20 - в район Тузлы. Через сутки "Гарпун", а 20 февраля - "Мина" вновь действовали в районе - мыс Чауда - Эльчан-Кая. Патрулирование прерывалось только из-за штормов.

Новой задачей "фугасов" стало снабжение "Малой земли". 27 февраля атакой немецких торпедных катеров S-28, S-51, S-72, и S-102 1-й флотилии (командир лейтенант-командор Христиансен) в районе Мысхако были потоплены канонерская лодка "Красная Грузия" (выбросилась на мель) и БТЩ "Груз". Тральщик доставил боеприпасы и пополнение на "Малую землю" и встал на якорь в 3,5 кбт от берега. На палубе корабля находились 370 бойцов с оружием и припасами. Дул норд-остовый ветер силой три балла, i волнение моря не превышало двух баллов, а видимость - трех кабельтовых. К 23.25 с корабля успели выгрузить около 120 человек. В этот момент раздался глухой взрыв с левого борта тральщика в I районе 94 - 114-го шп. Корпус подбросило вверх и в сторону, погас свет. Моментально образовался крен в 30° на левый борт и дифферент на корму. Командир тральщика приказал оставшимся десантникам перейти на правый борт, что уменьшило крен на 15°. Началась борьба за живучесть, для перевозки десантников к борту "Груза" подошли шхуна и десантный бот.

Тем временем выяснилось, что оба кормовых орудия, тральная лебедка и кран сброшены за борт, затопило румпельное отделение, ахтерпик, кладовые, тральное отделение, креновые отсеки, топливные и масляную цистерны, кормовой артпогреб, кормовой кубрик и коридоры гребных валов. За борт откачали 4 т топлива и уменьшили крен до 10". Провернуть вручную гребные валы не удалось из-за их заклинивания. В это время большую часть десантников удалось снять, но тут стал быстро увеличиваться крен на левый борт. Тральщик черпнул воду через не заделанные трещины в палубе, начало заливать кормовое машинное отделение... "Груз" стал быстро погружаться. Командир приказал экипажу покинуть корабль. Мотористы успели вы- бежать наверх, хотя входные двери в машинные отделения погрузились в воду более чем на треть.

В 23.40 с "Груза" был дан последний сигнал: "Немедленно выслать буксиры, тральщик тонет". Через десять минут БТЩ погрузился в воду с креном на левый борт. В течение 10 минут из воды был виден его форштевень, а затем и он исчез под водой. Всего с момента взрыва до гибели тральщика прошло 30 минут.

12 - 14 марта "Трал" принял участие в довольно сложной операции. Конвоируя танкер "Москва" с грузом бензина в Туапсе из Батуми. БТЩ совместно с СКА №064 пришлось отражать атаки немецкой авиации, затем торпедных катеров. В 2.57 12 марта в носовую часть с левого борта танкера попала торпеда, и начался пожар. Горящую "Москву" отбуксировали в Туапсе. Для тушения пожара из Сочи доставили баллоны с углекислотой. "Трал" и "мошка" обеспечили снятие раненых и обожженных с танкера, а также охрану продолжавшего гореть на рейде Туапсе танкера. Только 20 марта "Москва" с прежним охранением ушла в Батуми.

После активизации субмарин и авиации противника было принято решение обеспечивать прикрытие танкеров и транспортов с ценными грузами сторожевым кораблем и базовым тральщиком либо двумя БТЩ. Но прежде чем эту меру успели привести в действие, 31 марта танкер "Кремль" в 13.50 получил попадание торпеды с подводной лодки в левый борт, несмотря на наличие БТЩ "Мина" и прикрытие с воздуха четверки МБР и пары Р-10. После подрыва к конвою присоединились три малых охотника. Переход Батуми - Туапсе танкер смог закончить своим ходом.

Тогда эскорт танкеров решили усилить до трех БТЩ, и эти меры дали свой эффект. 3 апреля транспорт "Тракторист", шедший в охранении "Гарпуна", "Якоря". "Искателя", успешно перешел из Поти в Туапсе. Обнаружив перископ подводной лодки, "Гарпун" атаковал ее глубинными бомбами и наблюдал выделение пузырей воздуха и масла. Три дня спустя немецкая субмарина с 12 кбт промахнулась по транспорту "Шахтер", шедшему в охранении СКР "Шквал". БТЩ "Искатель" и СКА № 019 и № 0122. Правда, контратака сил охраны также не увенчалась успехом. 9 - 10 апреля транспорт "Пестель" на переходе Сочи - Сухуми, конвоируемый БТЩ "А.Расскин" и Погрузка десантников на БТЩ Т-412 "Арсении Расскин". Туапсе, 1943 г.

СКА № 072 и №081, подвергся ночной атаке одиночного самолета противника, сбросившего 6 бомб. "Пестель" от близких разрывов получил повреждения корпуса, образовалась течь, вышли из строя холодильники и средства связи. Безрезультатными оказались 21, 23, 26 и 27 апреля атаки вражеской авиации, торпедных катеров и подводных лодок против конвоев, состоявших из тральщиков "Земляк",

"Тракторист", "Хоста" и транспорта "Тракторист", с охранением из СКР "Шквал". БТЩ "Трал". "Якорь", "Гарпун", СКА № 019, № 082 и № 098.

5 мая танкер "И.Сталин" с охранением из БТЩ "Трал", "Мина", "Искатель", "А.Расскин", СКА № 032 и № 052 беспрепятственно совершил переход из Батуми в Туапсе, несмотря на обнаружение самолетом противника и безуспешную атаку в 21.47 у маяка Пицунда. С 5.40 до 19.54 охранение конвоя дополнили восемь МБР (до Очамчири). На следующий день у маяка Адлер танкер атаковал немецкий самолет, которому удалось добиться попадания бомбы, но та не взорвалась, разбившись о палубу, а затем упала за борт. 7 мая "И.Сталин" вышел в обратный рейс. До Сочи конвой сопровождали торпедные катера. Воздушное прикрытие обеспечивали истребители и МБРы. Вечером тройка бомбардировщиков атаковала конвой в районе Адлер - Гагры. Из трех сброшенных бомб одна попала в танкер, но тоже не взорвалась. Конвой без потерь дошел до места назначения.

22 мая в 9.45 транспорт "Интернационал", сопровождаемый БТЩ "Гарпун", "Мина" и СКА № 041, на переходе Туапсе - Геленджик в районе Чуговкопаса подвергся налету 17 бомбардировщиков под прикрытием 7 истребителей. В транспорт попало две бомбы, были повреждены котел и паровая магистраль, убиты 3 и ранены 9 человек; возникший пожар удалось потушить. "Мину" поразила одна 50-кг бомба, которая пробила днище корабля и взорвалась в воде, машина вышла из строя, возник пожар, но был потушен, 2 человека погибли и 24 были ранены. В обшивке бортов и надстройке появилось около 200 пробоин. В днище тральщика образовалась рваная пробоина размерами 2x2.3 м с загнутыми вниз на 1,5 м краями. Платформу выгнуло кверху почти на метр и разорвало по 87 - 96-му шп. Поперечную переборку на 94-м шп. оторвало и загнуло в сторону носа, а на 97-м шп. - пробило в двух местах и также оторвало. Заклинило левый вал и деформировало его дейдвуд, а в районе взрыва перебило все магистрали, обмотку ПМЗ и кабели. Поврежденными оказались машинный телеграф, пулемет правого борта, а левый пулемет улетел за борт вместе с расчетом. Большинство электродвигателей насосов, компрессора, вентиляторов и гидромуфт залило водой. Но в течение 11 минут пожар в носовых помещениях у артпогреба удалось ликвидировать, а для заделки наружных пробоин у ватерлинии за борт спустили водолаза. Вскоре восстановили работу пожарных насосов и локализовали поступление воды через перебору на 77-м шп. Тральщик принял около 180 т воды, дифферент на корму достиг 1,7 м. Тем неменее, в 14.07 "Мина" своим ходом возвратилась в Туапсе.

СКА № 041 получил попадание двух бомб и затонул; погибли 18 человек, шестерым удалось спастись. "Гарпун" получил осколочные пробоины выше ватерлинии, на нем был убит один и ранены 9 человек. На помощь из Туапсе вышли СКР "Шторм" и "Шквал", СКА № 0105 и морской буксир "Петраш". С 10.05 до 10.45 10 истребителей Як-1 (6 гв. ап) отражали напеты немецких самолетов. В воздушном бою они сбили один бомбардировщик и один истребитель. В 18.50 "Интернационал" прибыл на буксире в Туапсе.

С 27 по 29 мая БТЩ "Мина" на буксире спасателя "Юпитер" в охранении пяти сторожевых катеров перешел в Поти. Здесь рабочие завода № 201 и плавмастерской № 4 выполнили ремонтные работы. С 1 по 7 июля тральщик находился на слипе, с 10 августа по 6 октября - в плавучем доке. Ремонт завершили к 1 февраля 1944 г.

15 июня в 8.51 БТЩ "Защитник" вышел на усиление конвоя транспорта "Стахановец". Переход из Туапсе в Сухуми осуществлялся в двух-трех милях от берега на скорости 16,5 узла постоянным курсом. На корабле объявили боевую готовность № 3. Видимость на море - 10 миль при волнении в 1 балл. В 11.20 командир корабля получил радиодонесение начальника штаба ЧФ с приказом следовать в Батуми, и тральщик лег на новый курс 140°. Команда пообедала, командир отдыхал на мостике. В 15.21 дублер вахтенного командира получил доклад от наблюдателя с юта: "Справа 110° на воде какой-то белый круг в дистанции до 13 кбт". Тральщик в это время проходил траверз поселка Новый Афон в 20 милях к западу от Сухумского маяка. Сигнальщик на мостике обнаружил в указанном месте стаю сидящих на воде чаек, но через 6 - 7 секунд здесь всплыл послезалповый пузырь воздуха, распугав всех птиц, кроме одной. Эта "чайка", которая тут же погрузилась, оказалась перископом германской лодки U-24 (командир капитан-лейтенант Петерсен). В 15.22 на "Защитнике" произошел сильный взрыв по правому борту в районе кормового кубрика (77 - 94 шп.). Взрывом оторвало кормовую часть корпуса вплоть до прожекторного мостика (по 82 шп.), упала за борт грот-мачта, порвав радиоантенну. Тральщик начал описывать циркуляцию при заклиненном правом дизеле. Командир корабля объявил "боевую тревогу", а командир БЧ-5 старший инженер-лейтенант В.М.Рыбалко доложил на КП, что кормовое машинное отделение быстро затапливается через переборку на 77-м шпангоуте и что моряки укрепляют ее деревянными подпорами. Остановились все дизель-генераторы. Водоотливные средства с напором поступающей воды не справлялись, и "Защитник" медленно погружался кормой. Уже через четверть часа после взрыва торпеды БТЩ лег на правый борт, затем занял вертикальное положение носом вверх и в 15.45 затонул со всем личным составом внутренних боевых постов, так как команду "покинуть корабль" отдать уже не успели.

На воде осталось плавать около 50 человек, которые держались за аварийные деревянные брусья, тральные буйки и поврежденную шлюпку. Вскоре в семи кабельтовых от места гибели "Защитника" всплыла германская субмарина, но спасать экипаж или подбирать пленных немцы не стали и удалились в сторону моря. Шести морякам во главе со старшиной 1 статьи П.Д.Прокопенко удалось добраться в 22.17 к Сухумскому маяку и сообщить командованию о гибели БТЩ. В 23.40 начались спасательные работы. Из Сухуми вышли ТКА № 73, СКА № 0101 и № 0133, вылетели четыре гидросамолета МБР-2. Поиск моряков "Защитника" прекратили только вечером 17 июня, подняв из воды 26 из 72 членов экипажа. Командир тральщика был спасен, но командир БЧ-5 погиб вместе со своими людьми.

Переходы судов с ценными грузами и танкеров стали обеспечивать сильным и организованным прикрытием. Танкер "И.Сталин", переходивший 26 июня из Туапсе в Батуми, сопровождали БТЩ "Гарпун", "Искатель", "Трал", СКР "Шторм", СКА №018, №022, №025 и № 026. Три торпедных катера следовали с конвоем до Сочи. С 14.10 до 21.40 38 истребителей и с 15.36 до 21.20 4 самолета МБР-2 обеспечивали прикрытие и противолодочную оборону танкера на переходе Туапсе - Адлер Атака 36 вражеских бомбардировщиков с 20.25 до 21.05 в районе Сочи - Адлер завершилась безрезультатно. В воздушных боях, по докладам наших летчиков, были сбиты 6 и подбиты 2 бомбардировщика.

17 июля по транспорту "Тракторист" в вечерних сумерках (20.40) был дан двухторпедный залп вражеской субмарины. Но он результата не дал - торпеды попали в берег. Охранявшие пароход БТЩ "Искатель", СКА № 044 и № 072 контратаковали глубинными бомбами, но попаданий добиться также не смогли. Новая атака подводной лодки на тральщики последовала 4 августа. "Гарпун" (сопровождал танкер "Стахановец" совместно с СКА № 091, № 025 и № 022 на переходе Туапсе - Батуми) обнаружил и обстрелял из 37-мм автоматов перископ вражеской подлодки. Авиация и малые охотники провели безрезультатный поиск противника. Активность немецких лодок у кавказского побережья стала возрастать. Но противоядие отыскалось достаточно быстро. Перевозку грузов полностью перевели на железную дорогу.

25 августа "Гарпун" вновь выступил в качестве буксира, доставив таким способом из Туапсе в Фальшивый Геленджик 11 барж для планировавшегося Новороссийского десанта. Охрану на переходе осуществляли СКА № 0150, № 0111 и № 0140. Почти через месяц "Гарпун". "А.Расскин" (буксируя по 5 десантных барж) под охраной "Трала" и "Искателя" обеспечивали плавсредствами десант, готовившийся на Таманский полуостров в районе Благовещенская - оз.Соленое. Из-за шторма пришлось зайти в Анапу, на следующий день "Гарпун", "А.Расскин" и "Искатель", выполнив свою задачу, соединились с СКР "Шквал" и ушли в Геленджик.

27 сентября вновь напомнили о себе подводные лодки. Переход танкера "И.Сталин" с буксиром ЧФ-2 из Туапсе в Батуми обеспечивали СКР "Шквал", БТЩ "Трал", "Гарпун", "А.Расскин", "Искатель" и СКА № 0132. 8 МБР-2 прикрывали конвой с воздуха в районе Поти - Батуми. Утром сторожевой корабль обнаружил подлодку противника, "Трал" атаковал ее глубинными бомбами (без видимого результата). Охраняя ТЩ "Судком", БТЩ "Трал" 24 октября обнаружил немецкую субмарину в позиционном положении. Корабли конвоя ("А.Расскин" и 3 СКА) безрезультатно сбросили 40 малых и 19 больших глубинных бомб. 1 ноября на переходе Туапсе - Батуми танкер "И.Сталин", охраняемый БТЩ "Щит", "Взрыв", "Гарпун" и четырьмя малыми охотниками, был атакован немецкой подводной лодкой. Выпушенные в 5.58 две торпеды цели не достигли, и дальнейший переход прошел без происшествий. Танкер "В.Кутюрье" и буксир ЧФ-2, эскортируемые БТЩ "Взрыв", "Гарпун", "А.Расскин" и четырьмя СКА, 11 ноября вышли из Туапсе в Батуми. После обнаружения их немецким самолетом-разведчиком, в 1.15 конвой был атакован авиацией противника. Удалось добиться попаданий в "А.Расскин", но серьезных повреждений тральщик не получил.

16 ноября танкер "И.Сталин", сопровождаемый СКР "Шквал", БТЩ "Взрыв", "Гарпун", "Трал" и четырьмя СКА, совершал переход Батуми - Туапсе. Воздушное прикрытие осуществляли 8 МБР-2 и 16 истребителей. После ухода воздушного прикрытия появился самолет-разведчик противника. В 18.46 внутри ордера была обнаружена рубка подлодки. Атака "Гарпуна" артиллерией и глубинными бомбами временно загнала лодку на глубину. Однако в 23.35 три торпеды прошли в 7 - 8 кбт от танкера. Через сутки конвой, почти в том же составе следовавший обратно в Батуми, в 19.16 в районе Лазаревского снова стал мишенью для вражеской субмарины. Две торпеды попали танкеру в носовую часть с правого борта. Пожар удалось быстро погасить, несколько членов команды "И.Сталина" получили легкие ранения. Танкер сохранил ход до 6 узлов. Контратака эскорта не дала результата.

Танкер не смог войти в порт из-за увеличившейся до 36 футов осадки и остался на внешнем рейде под защитой авиации, "мошек" и одного тральщика. Только 20 числа усиленно охраняемый (CKR 4 БТЩ, 4 СКА) "И.Сталин" при помощи буксира ЧФ-2 смог дойти до Батуми. При этом БТЩ "Взрыв" в 10.10 обнаружил перископ в районе м.Шахе. Сброс трех глубинных бомб был скорее профилактической мерой. МБР-2 смогли обнаружить "немку" в подводном положении, атаковали ее, затем организовали наведение кораблей эскорта. Подлодке удалось уйти, хотя после сброса глубинных бомб наблюдалось выделение пузырей воздуха и масла.

29 ноября танкер "Передовик" шел из Батуми в Туапсе, эскортируемый СКР "Шторм", БТЩ "Трал", "А.Расскин" и тремя СКА, с воздушным прикрытием из шести МБР-2. Ничего беспокоящего за время перехода замечено не было. Но по прибытии в порт на танкере обнаружили течь бензина, водолазный осмотр показал наличие пробоины, из которой был извлечен взрыватель немецкой торпеды.