Средства связи и сигнализации

Дальняя оперативная связь в направлениях "корабль - берег" и "корабль - корабль" осуществлялась с помощью основного радиопередатчика и приемного радиоцентра с пятью приемниками, размещенными под броневой палубой. Основной вид связи - радиотелеграф кодом Морзе. На надстройке позади боевой рубки находился резервный приемный радиоцентр с пятью же приемниками и одной резервной передающей панелью. Ближнюю оперативно-тактическую и внутриэскадренную связь обеспечивали пять всеволновых (СВ-КВ) радиостанций, находившихся в боевой рубке и на мостиках. Основной вид связи - радиотелефон. На практике значительные трудности вызывали проблемы электромагнитной совместимости радиосредств разного назначения: радиостанции при работе создавали взаимные помехи, кроме того, тактические каналы часто забивались телеграфными передачами. Например, в начале войны на "Поле", флагманском корабле 2-й эскадры, радиотелефонами предпочитали вообще не пользоваться, а все сообщения передавать зашифрованными по радиотелеграфным каналам в ДВ- или СВ-диапазонах, что существенно увеличивало время управления силами.

В целом по оснащенности средствами связи "зары" соответствовали стандартам итальянского флота (модернизированные линкоры типа "Чезаре" имели примерно такой же набор), вот только сами стандарты к началу Второй мировой войны перестали соответствовать веяниям времени. Во-первых, ВМС и ВВС работали в разных диапазонах частот, поэтому связи с авиацией на крейсерах не было (на момент проектирования и постройки она и не планировалась). Во-вторых, исполнение кораблями роли флагманов соединений предусматривало организацию нескольких видов радиосетей в разных диапазонах радиоволн. На практике таких сетей могло быть не больше пяти (по числу приемников), а единственный передатчик играл роль дежурного, то есть отдавался в ту сеть, которая в данный момент считалась более приоритетной. Крейсера также оснащались радиопеленгаторами "Сименс", кольцевые антенны которых размещались на уровне адмиральского мостика. Внутрикорабельная телефонная сеть связывала все основные посты и дополнялась пневматической почтой.

Для наблюдения и сигнализации в ночное время служили четыре прожектора фирмы "Галилеи" с диаметром зеркала 105 см. Они стояли парами на адмиральском мостике носовой надстройки (на "Поле" в 1938 г. один из них сняли, а второй перенесли на верхнюю площадку фок-мачты) и на специальной площадке позади кормовой трубы. Из опыта Ютландского сражения командование итальянского флота сделало вывод о невозможности артиллерийского боя крупных надводных кораблей в ночное время. В связи с этим какое-либо взаимодействие артиллеристов с прожектористами не предусматривалось и по программам боевой подготовки не отрабатывалось. Увы, в битве при Матапане за недальновидность адмиралов расплачиваться пришлось простым морякам.