"Крейсер"

Несмотря на недостатки паровой машины, клипер весной 1876 г. перешел в Кронштадт, где в срочном порядке был подготовлен для перехода в Средиземное море, в состав эскадры адмирала И.И.Бутакова. Политическая обстановка в этом регионе требовала присутствия русских кораблей. Обострились отношения между Россией и Турцией. Назревала война, поводом для которой послужил "Балканский вопрос".

Из-за неподготовленности вооруженных сил к боевым действиям и напряженных отношений с Англией, правительству приходилось действовать дипломатическими методами, с "демонстрацией флага". 3 июня 1876 г. "Крейсер" (21 офицер, 162 нижних чина) под командованием капитан-лейтенанта К.Н.Назимова 2-го вышел в море. 24 августа, на рейде Смирны (нынешнего Измира), он присоединился к эскадре, состоявшей из броненосного фрегата "Петропавловск" (флагман), фрегата "Светлана", корветов "Богатырь" и "Аскольд", шхуны "Келасуры". Здесь же находились корабли Франции, Австрии, Италии, Греции и Турции, позднее к ним присоединился и английский броненосный фрегат "Султан".

30 августа эскадра встречала царскую яхту "Ливадия", прибывшую из Севастополя с великой княжной Марией Александровной, супругой английского принца Альфреда. До октября, кроме дипломатической миссии, эскадра выполняла функции эскорта.

Утром 1 октября "Ливадия" ушла в Англию в сопровождении русских кораблей и английского фрегата "Рэлей". В 11.00 пришлось остановиться: у "Крейсера" сломалась питательная помпа. "Петропавловск" взял клипер на буксир и к вечеру привел его в Неаполь. Несколько дней ушло на ремонт.

В том же месяце командующий эскадрой получил указание из Санкт-Петербурга, где в критической ситуации вспомнили о крейсерской войне и решили перебазировать корабли в порты США. Адмирал И.И.Бутаков был назначен командующим Атлантической эскадры. Взяв запасы по нормам военного времени, "Светлана", "Аскольд", "Богатырь" и "Крейсер" вышли в плавание. "Крейсер" отделился от эскадры и шел самостоятельно. Сделав двухдневную остановку на острове Мадейра, 4 февраля 1877 г. он прибыл в Нью-Йорк, проведя в пути 35 дней. Там уже находились "Светлана" и "Богатырь", "Аскольд" пришел 23 февраля. В Нью-Йорке русские корабли посетил английский морской агент Гор Джонс, он особенно интересовался ходом кораблей "под парами" и боевыми возможностями нового клипера.

Вскоре "Крейсер" перешел из Нью-Йорка в Филадельфию для ремонта машины и 3 марта встал в док завода Крампа.

12 апреля началась война с Турцией. Благоразумие в Англии, к счастью, победило, она ограничилась дипломатическим демаршем. Стало очевидно, что крейсерской войны не будет, и корабли эскадры И.И.Бутакова возвратились в Россию. "Крейсер" получил предписание идти в Тихий океан, стационером в Сан-Франциско, куда он прибыл 2 февраля 1878 г. По пути, с разрешения командира, команда весело отметила праздник пересечения экватора - с Нептуном, "крещением" новичков и праздничным обедом с выдачей лишней чарки. В Сан-Франциско клипер зашел в док для очистки подводной части. 11 июля корабль направился в плавание к Гавайским островам.

За время перехода обитое цинком днище обросло на 5 см. 27 августа "Крейсер" (17 офицеров, 148 нижних чинов) встал на рейде Иокогамы, присоединившись к отряду судов Тихого океана под командованием контр-адмирала О.Р.Штакельберга. Командующий устроил кораблю смотр и остался доволен состоянием клипера и выучкой экипажа.

4 ноября "Крейсер" и корвет "Баян" вышли в Нагасаки, по пути спасли трех японцев с разбитой джонки. Большую часть месяца клипер простоял в Нагасаки. 20 ноября экипажи "Крейсера" и "Баяна" приняли участие в тушении пожара на японском почтовом пароходе "Генсай Мару".

25 ноября экипаж "Крейсера" похоронил на русском кладбище в Иносе своего товарища, 33-летнего Константина Кашина, квартирмейстера клипера, убитого пьяным матросом с американской шхуны "Рейнджер". На траурной церемонии присутствовали команда "Крейсера", американский консул, команда "Рейнджера", экипажи двух английских канлодок. 2 декабря следствие по делу об убийстве было закончено, суд присяжных приговорил убийцу - матроса Уэбба - к повешению.

После этих печальных событий 5 декабря клипер направился в Шанхай, и уже на входе в устье реки Янцзы получил приказ следовать в Гонконг. Попутный северо-восточный муссон позволял развить ход под парусами до 12 узлов, и уже 20 декабря корабль достиг пункта назначения.

В Гонконге на клипере очистили котлы, перетянули такелаж, пошили обмундирование. 10 января 1879 г. контр-адмирал Штакельберг поднял флаг на "Крейсере" и, взяв часть офицеров с "Баяна", ушел в юго-западную часть Китая, в Макао (Аомынь) на осмотр и рекогносцировку местности и города. На следующий день корабль вернулся.

Корвет "Баян" ушел в Россию, и "Крейсер" стал флагманским кораблем. Штакельберг занял каюту командира, для которого построили временную рубку на левой стороне верхней палубы. В этот период "Крейсер" выходил в море, где провел стрельбы и учения. 29 января под флагом контр-адмирала клипер направился из Гонконга в Манилу.

На этом переходе командующий решил лично проверить мореходность корабля: 26 часов шли под парами, 74,5 часа - под парусами. В своем рапорте он писал: "Клипер держался как нельзя лучше, хотя ветер был силою 8 баллов, а временами и более. Несли все время полные паруса. Ход в галфвинд (в полветра), при большой волне до 8 узлов". В этом походе моряки наблюдали интересное явление - "вода вдруг вокруг корабля побелела и сделалась молочного цвета, зыбь улеглась, хотя ветер дул с прежней силой. Явление продолжалось несколько часов".

В Маниле встретили японский корвет "Сейки", первый боевой корабль Японии, посетивший европейские порты.

11 марта "Крейсер" вышел из Манилы в Нагасаки, где русские моряки отметили Пасху и день рождения государя. В апреле, с разрешения японского правительства, "Крейсер" посетил внутреннее море Японии. Клипер стал первым иностранным судном, получившим такое разрешение. На острове Ицуки монахи древнего монастыря устроили в честь наших моряков празднество Солнца, совершаемое раз в году. Клипер в продолжение трех суток стоянки был окружен многочисленными джонками с любознательными жителями острова.

24 апреля ушли в Кобэ, за 24 часа преодолели 170 миль. Из Кобэ вернулись в Иокогаму, где встретили однотипный клипер "Джигит", прибывший из России.

В июле "Крейсер" взял на борт комиссию генерал-майора Н.М.Тихменева, совершил обход Уссурийского залива, залив Посьета и Новгородскую бухту и вернулся в Иокогаму. В сентябре корабль прошел докование, на нем поменяли обшивку днища и очистили корпус, затем покрасили трапы и шлюпки.

6 марта 1880 г. клипер направился в Россию. Но 10 мая, по прибытии в Александрию, поступил приказ возвращаться на Дальний Восток - обострились отношения с Китаем из-за Кульджи, города на северо-западе Памира, а также плодородного Приморского края. Россия, чтобы добиться успехов в переговорах по протекторату над спорной землей, решила собрать в Тихом океане эскадру под командованием вице-адмирала С.С.Лесовского. К лету предполагалось сконцентрировать здесь около 20 вымпелов. 21 июля "Крейсер" бросил якорь в Нагасаки, а оттуда перешел во Владивосток. В сентябре клипер совершил плавание вдоль побережья с губернатором Приморского края контр-адмиралом Г.Ф.Эрдманом, проводившим инспекцию гарнизонов и постов.

В октябре нижние чины команды "Крейсера" были уволены в отпуск до 1 марта 1881 г. На корабль прибыла подменная команда, а клипер встал на ремонт в Нагасаки. Лишь весной 1881 г. он начал возвращение в Россию, и в конце лета закончил свою первую кругосветку в Кронштадте.

В 1884 г. под командованием капитана 2 ранга А.А.Остолопова (командир клипера с 21 февраля 1883 г.) "Крейсер" (17 офицеров, 167 нижних чинов) снова уходит на Тихий океан и 31 мая 1885 г. прибывает во Владивосток. До конца года он проводит гидрографические работы у берегов Кореи. В результате этих исследований офицерами клипера было составлено несколько точных карт. Некоторые вновь открытые географические пункты получили названия в честь членов экипажа "Крейсера" - командира А.А.Остолопова, мичманов Ф.Е.Барыкова, А.И.Бескровного, Н.И.Стронского, В.Е.Лактина и др. Экипаж также дал названия вновь открытым бухтам в честь прославленных героев Севастопольской обороны - Корнилова, Нахимова, Истомина. Появилась на карте и бухта Крейсер (Чоньсукто), увековечившая название клипера. В общей сложности удалось произвести опись восточного побережья Кореи протяженностью около 100 миль. А на западном берегу полуострова экипаж сделал замеры внутреннего и внешнего рейдов гавани Чемульпо (Иньчхон).

В 1886 г. "Крейсер" проводит работы у побережья Анадырского залива. 26 августа была открыта бухта, получившая название Угольная и ставшая впоследствии важной топливной базой флота.

Во время исследований клипер несет и сторожевую службу. 17 августа он задерживает американскую шхуну "Генриетта" с выменянным у чукчей за бесценок грузом китового уса (1,5 т на сумму 10 тыс. долларов), лисьими и песцовыми мехами, моржовыми клыками. Шхуна и груз были конфискованы. В 1888 г. шхуну переименовали в "Крейсерок", и она вошла в состав Сибирской флотилии с задачей охраны котиковых промыслов.

В 1887 г. клипер вернулся в Кронштадт, но в сентябре следующего года под командованием капитана 2 ранга П.А.Безобразова снова вышел в море. В декабре, пройдя осенней штормовой Атлантикой, он стал на якорь в Рио-де-Жанейро. Здесь команда отличилась при тушении возникшего в городе большого пожара. Русский консул Богданов передал морякам благодарность от местных властей за оказанную помощь.

1 января 1890 г., покинув Рио и пройдя Магеллановым проливом, корабль 15 февраля прибыл в Вальпараисо. Путь в 4222 мили занял 45 суток, из них 3202 мили - под парами (30 суток), 1020 миль - под парусами (6 суток), 9 суток - на якоре. Из Вальпараисо клипер перешел в Сан-Франциско, а 14 июня бросил якорь во Владивостоке, где был введен в состав эскадры Тихого океана под командованием контр-адмирала В.П.Шмидта. Эскадра, пополнившаяся к этому времени новыми кораблями, крейсерами "Адмирал Нахимов" и "Адмирал Корнилов", весь октябрь провела в эскадренных учениях.

Штат "Крейсера" в тот момент насчитывал 16 офицеров и 171 нижний чин.

В 1890 г. начальником эскадры стал вице-адмирал П.Н.Назимов. В апреле - мае "Крейсер" участвует в учениях, а в конце месяца с генерал-губернатором Приморья А.Н.Корфом идет в Петропавловск.

21 июня у клипера появляется новый командир - капитан 2 ранга Зиновий Петрович Рожественский. В этот период "Крейсер" проводит глубоководные исследования в северной части Японского моря.

В августе эскадра отправляется в Петропавловск на традиционное празднование Дня обороны города (события 1854 г.). Из-за малого запаса угля клипер шел на буксире крейсера "Адмирал Корнилов". Попутно в походе решались также задачи "демонстрации флага" и обеспечения охраны промыслов.

В октябре на "Крейсере", а также на "Джигите", "Разбойнике" и "Забияке", вводится в штат должность старшего судового инженер-механика - чин, приравненный к офицерскому. 17 ноября клипер уходит в Кронштадт.

В феврале 1891 г. "Крейсер", находясь в Средиземном море, сделал остановку у Гибралтара с целью разведки строительства новых укреплений. Было отмечено сооружение "трех новых батарей, которые усилят оборону рейда", и двух стотонных орудий на западном берегу пролива.

В ходе этого плавания, в Пирее, клипер посетила королева эллинов Ольга Константиновна, племянница Александра II. Офицеры и команда удостоились королевского приема. Команду на таких приемах, а они стали традицией для русских кораблей в Средиземном море, поили чаем из огромного самовара. И, как вспоминал участник тех событий капитан 1 ранга Л.В.Ларионов, через некоторое время к З.П. Рожественскому пришел матрос со слезной просьбой подтвердить правдивость его письма, отправленного в родную деревню. В своем ответе недоверчивые односельчане писали: "Оченна антиресные твои письма, Никифор. Может, и правда, что ты видел, но что с королевой чай пьешь - врешь!" Пришлось Рожественскому выдать бедняге справку с судовой печатью, подтверждающую, что тот чаевничал во дворце.

30 апреля 1891 г. клипер прибыл на Малый Кронштадский рейд, откуда перешел в Неву. 22 мая корабль посетил император Александр III, командир и офицеры получили "монаршее спасибо", а личный состав - от 3 до 10 руб. серебром. 6 августа Зиновий Петрович сдал клипер своему преемнику - капитану 2 ранга Н.И.Небогатову. Через 14 лет оба командира "Крейсера", уже будучи адмиралами, вместе поведут Вторую Тихоокеанскую эскадру к Цусиме...

В 15.30 30 сентября 1893 г., после молебна и прощания с родными, "Крейсер" ушел в четвертую кругосветку. 5 - 6 октября в датских водах он конвоировал императорские яхты "Полярная звезда" и "Царевна". В Атлантике выдержал 8-балльный шторм. Сломало утлегарь, и пришлось зайти в Шербур для ремонта.

В январе 1894 г., обогнув мыс Доброй Надежды и сделав стоянку в Капштадте (Кейптауне), пошли в Австралию. 22 марта бросили якорь на рейде Мельбурна. Визит продолжался до 8 апреля. Дальше "Крейсер" взял курс на Владивосток, по пути обследовав острова, лежащие в южной части Тихого океана. 16 июня клипер встал на якорь во Владивостоке, и был введен в состав эскадры Тихого океана, командующий - вице-адмирал С.П.Тыртов 2-й.

Обстановка в регионе осложнилась. Шла японо-китайская война. Эскадра усиленно занималась боевой подготовкой. В феврале - мае 1895 г. началось "стояние в Чифу", где собрались эскадра вице-адмирала Тыртова и пришедшая из Средиземного моря эскадра контрадмирала С.О.Макарова. Общее командование морскими силами осуществлял вице-адмирал Е.И.Алексеев.

"Крейсер" нес сторожевую и разведывательную службу. Корабль заходил в китайские базы Вей-Хай-Вей и Порт-Артур, захваченные японцами, где вместе с международной эскадрой осматривал места боев. Действия русского флота в поддержку усилий дипломатов заставили японцев отказаться от территориальных претензий. "Первая русско-японская война" была выиграна без боевых действий.

В марте командиром "Крейсера" назначили капитана 2 ранга П.К.Тимофеева. 27 июня корабль ушел стационером в Чемульпо, а через два месяца вернулся во Владивосток.

В ноябре 1895 г., во время стоянки в Нагасаки, неожиданно скончался командир "Крейсера". Петра Константиновича похоронили на русском кладбище в Иносе. 6 ноября в должность командира вступил капитан 2 ранга М.Н.Беклемишев 1-й.

21 мая 1896 г. "Крейсер" направился в Берингово море, к Командорским островам- для охраны промыслов и проведения географических исследований.

В апреле 1897 г. после зимовки и ремонта в Нагасаки клипер прибыл во Владивосток. На корабль назначается новый командир - капитан 2 ранга Г.Ф.Цивинский. "Крейсер" становиться учебным судном для подготовки курсантов - будущих строевых квартирмейстеров - по программе, разработанной младшим флагманом контр-адмиралом Ф.В.Дубасовым. Он совершает учебные плавания в Славянском заливе и у берегов Гензана, одновременно исполняя роль стационера.

В конце 1898 г. корабль уходит в Россию. По пути из Тихого океана в Кронштадт младший штурман "Крейсера" А.В.Колчак проводит наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды. Следуя Красным морем, корабль выполняет секретное поручение Морского министерства обследовать в районе Джибути участок земли под угольные склады, предложенный России в аренду французским правительством. Правда, впоследствии сделка так и не состоялась.

В апреле 1899 г. "Крейсер" бросает якорь в Ревеле, а 8 мая на Неве участвует в торжествах по случаю спуска на воду броненосного крейсера "Громобой". 2 августа корабль принял очередной командир - капитан 2 ранга Ю.К.Волчанский.

С августа 1901-го по май 1902 г. "Крейсер" (17 офицеров и 207 нижних чинов) совершает плавание по маршруту Кронштадт- Канарские острова - острова Зеленого Мыса - Азорские острова - Кронштадт для практики строевых унтер-офицеров. Год 1902-й был особенно насыщенным для кораблей Российского флота, только в январе в плаваниях находилось 44 военных судна.

16 мая император Николай II провел осмотр "Крейсера" и других кораблей, вернувшихся из походов. 10 июня клипер принял очередной командир - капитан 2 ранга фон Витте. А 10 августа корабль (15 офицеров, 97 нижних чинов) отправился в новый поход в Атлантику. После стоянки в испанском порту Виго он перешел на Мадейру, затем в .Пас-Пальмас, Понто-Дельгара, Шербур, и в мае 1903 г. вернулся в Ревель.

16 мая "Крейсер" участвует в праздновании 200-летия основания Санкт-Петербурга, стоя в одной колонне за Николаевским мостом вместе с императорскими яхтами "Полярная звезда", "Зарница" и крейсером "Азия". С августа 1903 по 6 марта 1904 г. он совершает новый учебный поход в Атлантику. С 10 мая 1904-го по 2 января 1906 г. кораблем командует капитан 2 ранга Г.П.Беляев - герой боя при Чемульпо, командир канонерской лодки "Кореец".

Приказом № 52 от 11 марта 1906 г. "Крейсер" официально переводится в ранг учебных судов. 7 мая 1907 г. его принял капитан 2 ранга М.Ф.Шульц, бывший командир крейсера "Новик". На корабле проходят практику воспитанники Морского кадетского корпуса, причем при плавании с кадетами учебные суда числились крейсерами, так как "название "учебное судно" понималось воспитанниками в том смысле, что они плавают не на настоящих военных судах, а потому и служба на них ненастоящая и не заслуживает внимания и усердного к ней отношения".

С 14 января 1909 г. командиром "Крейсера" становится капитан 2 ранга Колюбанин 1-й, а 27 октября корабль переводится в разряд транспортов и переименовывается в "Волхов".

"Волхов" был исключен из списков флота "за негодностью к дальнейшей службе" 9 декабря 1910 г. Его сдали в порт, но разобрали только в 1924 г. Так закончилась 35-летняя служба головного корабля серии.