"Джигит"

Первый год службы - 1877-й - клипер провел в плаваниях по Балтийскому морю, а в следующем был отправлен на Дальний Восток. 2 мая 1878 г. "Джигит" (19 офицеров, 174 нижних чина) под командованием капитан-лейтенанта К.К. де Ливрона оставил Кронштадт и отправился к берегам Южной Америки.

Магеллановым проливом шли 11 суток. Когда оказались в Тихом океане, из-за громадной зыби пришлось идти под парами. Машина работала хорошо, давая на 62 - 68 оборотах ход 10 - 11 узлов. Кратковременно попробовали держать 79 оборотов - скорость увеличилась до 12 узлов. 13 декабря клипер сделал остановку в чилийском порту Лота, дав отдых команде. Выбрали такелаж и произвели покраску корабля; там же встретили Рождество.

В феврале 1879 г. "Джигит" пришел в Гонолулу и поступил в распоряжение русского консула на Гавайях. По просьбе гавайского короля экипаж провел работы по очистке фарватера. Минный офицер клипера мичман Н.К.Рейценштейн взорвал пять донных мин, разрушив коралловые наросты, а завершила работы землечерпалка. На Гавайях был неплохой коммерческий флот - 52 судна суммарным водоизмещением 8370 т, и углубление фарватера было весьма актуальным. Король письменно выразил признательность экипажу и русскому правительству. В Гонолулу "Джигит" прошел докование, в ходе которого была очищена его подводная часть. Командир писал в своем дневнике:"От Гонолулу к Японским островам клипер спокойно перескакивал с одной волны на другую, неся всю парусину, какую только можно, словно сознавая свое освобождение от тисков ракушек". 18 апреля 1879 г. "Джигит" бросил якорь в Иокогаме и вошел в состав эскадры Тихого океана. Вскоре "Джигит" вместе с клипером "Крейсер" отправили в Хакодате в распоряжение генерал-майора Н.М.Тихме-нева. 6 июля он прибыл во Владивосток, а в октябре ушел в крейсерство в воды Приморья. Там проводились гидрографические работы; одна из бухт острова Русский была названа в его честь.

В 1880 г. клипер плавает по портам Тихого океана в объединенной эскадре вице-адмирала С.С.Лесовского. В сентябре следующего года, пробыв в плавании 1123 ходовых дня (плюс 130 дней на якоре), клипер пришел в Кронштадт.

9 сентября "Джигит" в составе отряда клиперов Балтийского флота был представлен для смотра великому князю Алексею Александровичу. Великий князь, приняв доклад от командира, начал осмотр корабля с верхней палубы и дошел до самого низа. В машинном отделении он обратил внимание на приспособление для чистки цилиндров1, смонтированное механиками клипера. В целом, несмотря на четырехлетнее плавание, корабль имел блестящий вид.

В тот же день начались артиллерийские учения. Орудия были приведены "к бою" за 1 мин 10 с. Так же быстро по пожарной тревоге ввели в действие помпы (1 мин 15 с). Особенно поразила присутствующих работа экипажа по смене реев, когда был отдан приказ поменять верхний фор-марсель на нижний грот-марсель. По свидетельству очевидца: "Перемена марселей работа сложная и кропотливая, проводилась в полной тишине и спокойствии, возможными только тогда, когда каждый отлично знает свое дело и уверен в себе". Реи поменяли и установили по месту: фор-марсель - за 4 минуты 55 секунд, грот-марсель - за 4 минуты и 17 секунд. Причем работа велись при пасмурной и дождливой погоде. Офицеры и команда удостоилась похвалы великого князя.

А 16 сентября "Джигит" участвовал в высочайшем смотре на Большом и Восточном рейдах Кронштадта. Здесь собрались все корабли, прибывшие из Тихого океана и Средиземного моря: клипера "Джигит", "Разбойник", "Наездник", "Опричник", "Жемчуг", фрегат "Минин", "Генерал-Адмирал", "Светлана", а также корвет "Аскольд". Рядом стояла броненосная эскадра, состоявшая из башенных фрегатов и мониторов.

Высочайший смотр был произведен с целью определения степени готовности кораблей к бою и дальнейшим походам. В программу входили эволюции, артиллерийские, парусные и десантные учения. Император изъявил участникам "искреннюю признательность".

В июле 1882 г. "Джигит" (командир - капитан-лейтенант К.П.Миллер) ушел в Средиземное море, где плавал в составе эскадры контр-адмирала П.В.Чебышева. В январе 1883 г. адмирал провел гонки кораблей эскадры на мерной миле у острова Фальконеро. Первое место занял "Забияка" - 12,3 узла. "Джигит", имея 70 оборотов машины, при мощности 1112,3 инд. л.с, развил ход 11,32 узла. Третье место занял флагман - крейсер "Африка" - 11,3 узла. До конца года "Джигит" пробыл стационером в Архипелаге, а затем вернулся в Кронштадт.

В конце 1884 г., опять под командованием капитан-лейтенанта (с 26.2.1885 - капитан 2 ранга) Миллера "Джигит" пошел во вторую кругосветку (21 офицер, 174 нижних чина). Темп плавания был хорошим; к примеру, расстояние в 6183 мили от Гавра до Рио-де-Жанейро клипер покрыл за 59 дней 11 часов и 45 минут, из них 5225 мили - 53 дня 15 часов под парусами и 975 миль за 140 часов 45 минут под парами. В этом спокойном плавании офицеры клипера проводили учения и обучали команду плотничьему, малярному, слесарному, кузнечному, токарному, железно-котельному мастерству, а также грамоте. Лейтенант Володарский прочитал несколько лекций по астрономии и навигации, лейтенант Дриженко - по минной специальности, прапорщик Хоментовский - по артиллерии, а судовой врач Рончевский - по физиологии и анатомии, продемонстрировав при этом приемы по оказанию первой медицинской помощи.

Пройдя Магеллановым проливом, вошли в Тихий океан и взяли курс на Владивосток. Остаток 1885 г. клипер провел в плаваниях между портами Кореи и Японии.

В 1886 г. "Джигит" отправился для несения сторожевой службы в Чукотское море. Одновременно ему предстояло провести исследования в Колючинской бухте. К походу готовились очень серьезно. Современник вспоминает: "Большой запас парусов, снастей, такелажа, шкиперского имущества загромождал палубу. На баке - стойло для быков. На рострах - сработанные корабельными плотниками клетки для баранов; клетки с курами и утками. Старший офицер без отвращения не мог смотреть, как красавец клипер, отличавшийся щегольским видом, чистотой и порядком, превращается в крестьянское подворье".

После выполнения поставленных задач "Джигит" ушел в Кронштадт, куда прибыл в 1887 г. Там произошла смена командира - им стал капитан 2 ранга П.П.Нелидов 1-й.

В октябре 1889 г. начался очередной поход на Тихий океан (командир - капитан 2 ранга К.П.Никонов 1-й, 16 офицеров и 172 нижних чина). С 18 мая 1890 г. "Джигит" находился во Владивостоке в составе эскадры контр-адмирала П.Н.Назимова.

Основной работой эскадры в 1891 г. стало обеспечение морского путешествия наследника престола - цесаревича Николая Александровича. В феврале "Адмирал Нахимов", "Джигит", "Кореец" и "Маньчжур" встречали в Сингапуре фрегаты "Память Азова" под флагом наследника, "Владимир Мономах" и "Адмирал Корнилов". "Джигит" (капитан 2 ранга Д.Г.Фелькерзам) развозил депутации, дипломатов и фельдъегерей. В апреле путешествие цесаревича завершилось инцидентом в Киото, где на него было совершено покушение. В мае корабли вернулись во Владивосток, откуда наследник отбыл в Петербург по суше.

28 сентября 1891 г. "Джигит" отправился из Владивостока на Балтику. Океан встретил корабль удивительно тихой погодой, без зыби. Маршрут был выбран экзотический, через Сидней и Фолклендские острова. 24 мая следующего года клипер пришел в Кронштадт, где удостоился царского смотра.

С июня 1893 г. "Джигитом", теперь уже крейсером 2 ранга, командует капитан 2 ранга Н.Е.Нидермиллер 2-й. Корабль, приписанный к Кронштадскому порту, стоит в резерве.

29 октября 1894 г. крейсер вышел из Кронштадта (16 офицеров, 172 нижних чина) в Средиземное море. От Кадиса до Алжира он эскортировал император скую яхту "Царевна". С 26 ноября по 7 декабря в Алжире произвел ремонт корпуса, вытяжку такелажа, переборку орудийных станков и окраску. 30 декабря отсалютовал в Пирее командующему Средиземноморской эскадрой контр-адмиралу С.О.Макарову. В феврале 1895 г. "Джигит" получил приказание следовать в Северный Ледовитый океан. Выйдя из Гибралтара, корабль попал в жесточайший шторм. Оставшись без парусов, сорванных шквалом, 11 марта он добрался до английского порта Плимут. Там экипаж привел судно в порядок, а консул Биллами организовал доставку экипировки и снаряжения для северного похода.

8 апреля "Джигит" достиг Екатерининской гавани в Белом море. Весну и лето занимался сторожевой службой и охраной промыслов, а также проводил гидрографические работы в северных водах. 16 сентября он возвратился в Кронштадт и встал в ремонт, в ходе которого, в частности, были исправлены повреждения корпуса, полученные 21 июля у Маточкина Шара во время 11-балльного шторма. 6 декабря "Джигита" принял новый командир - капитан 2 ранга В.И.Литвинов 2-й.

В 1898 г. крейсер (15 офицеров, 190 нижних чинов) направился в новый поход - в Карибское море, откуда вернулся в марте 1899 г. В том же году "Джигит" (15 офицеров, 202 нижних чина) под командованием гвардейского экипажа капитана 1 ранга графа Н.М.Толстого 1-го вышел в учебное плавание со строевыми унтер-офицерами в Атлантику. Возвратился в начале 1900 г.

13 августа крейсер ушел с новым набором "учеников" к Канарским островам, а вернулся в Кронштадт 4 мая 1901 г. Тогда же корабль принял капитан 2 ранга Назаревский. В 1902 г. "Джигит" (11 офицеров, 174 нижних чина) вышел в свой последний поход на Дальний Восток по маршруту Кронштадт-Брест - Буэнос-Айрес- мыс Доброй Надежды - Шанхай - Иокогама - Порт-Артур, куда прибыл весной 1903 г. До осени он простоял в вооруженном резерве.

В составе эскадры Тихого океана "Джигит" и "Разбойник" числились крейсерами 2 ранга, но использовались как учебные суда. Осенью они ушли в порт Дальний, но в январе "Джигит" вернулся в Порт-Артур.

Накануне нападения японцев, 26 января 1904 г., "Джигит" встал с эскадрой на внешнем рейде вместе с крейсером "Новик" у прибрежной линии, место "Е". В момент ночной атаки корабль не стрелял, так как не видел японских миноносцев.

17 апреля "Джигит" включили в отряд подвижной береговой обороны контрадмирала Лощинского. Но уже в том же месяце его разоружили, перевели в 3 ранг и поставили у Тигрового полуострова для корректировки перекидной стрельбы. Командиром корабля стал лейтенант В.Говорливый. Снятую артиллерию установили на берегу для обороны крепости; обслуживали ее моряки бывшего крейсера.

19 декабря 1904 г. "Джигит" был затоплен экипажем в Западном бассейне. Заняв Порт-Артур, японцы подняли корабль и сдали его на слом. Из списков флота клипер формально исключили в 1905 г