"Наездник"

После высочайшего смотра на Восточном Кронштадтском рейде крейсерских сил Балтийского флота 18 июля 1879 г. клипер "Наездник" начал подготовку к походу на Дальний Восток. 21 октября корабль (капитан-лейтенант Л.К.Кологерас, 21 офицер, 69 нижних чинов) покинул Кронштадт в составе отряда капитана 1 ранга М.Л.Новосильцева.

17 июня 1880 г. клипер бросил якорь в Нагасаки и вошел в состав эскадры контрадмирала А.Б.Асламбекова. 22 июля он перешел во Владивосток, откуда отправился в крейсерство к берегам Японии под флагом контр-адмирала О.Р.Штакель-берга. В плавании "Наездник" оказал помощь при снятии с мели флагманского корабля английской эскадры "Айрон Дюк" и корвета "Чемпион". Штакельберг оставил запись: "Наездник" во всех отношениях прекрасное судно. Ход под парусами: бейдевинд - 8 узлов, галфвинд- 10 узлов, бакштаг-12 узлов. Ход под парами: 2 котла - 8 узлов, 3 котла - 11 - 11,5 узла, 4 котла - 13 узлов.

Уголь на 2 котла - 12 т/сутки. Запас топлива- 205 т. Под тремя котлами за 12 суток прошел 3000 миль. Машина действует плавно, спокойно, с точностью часового механизма. Корабль устойчив, качка плавная". На следующий год клипер, с заходом в Средиземное море, отправился в европейскую Россию. 16 сентября 1881 г. в Кронштадте ему был устроен высочайший смотр.

В мае 1882 г. - новый поход (капитан 2 ранга Л.К.Кологерас, 21 офицер, 169 нижних чинов) в Средиземное море в составе эскадры контр-адмирала П.В.Чебышева. 18 декабря "Наездник" отправляют на Тихий океан. Во время прохождения Магеллановым проливом, в бухте Борджия, команда успешно испытала спасательную ракету Николаевского ракетного завода. С ее помощью на берег был подан леер, по которому в беседке переправили одного из матросов.

Здесь же, в проливе, клипер попал в сильнейший шторм. Едва он успел свернуть в бухту Тьюсдэй-бэй, как налетел шквал с градом. Ветер дул с такой яростью, что, имея пар в четырех котлах, пришлось бросить третий якорь и снять рангоут. Командир вспоминал: "Эти трое суток были суровым испытанием для корабля, для людей и для канатов Кол-пинского завода. Испытания выдержали с честью".

22 марта 1883 г. "Наездник" прибыл в Шанхай, а оттуда направился во Владивосток, где вошел в состав эскадры под командованием контр-адмирала Н.В.Копытова. В следующем году клипер совершил плавание к Каролинским и Марианским островам, пройдя 6136 миль, а в 1885 г. вернулся на Балтику. В 1887 г. "Наездник" снова уходит в Тихий океан (капитан 2 ранга С.А.Зарин, 21 офицер, 169 нижних чинов). Из Кронштадта он отправляется в Сидней, 14 января 1888 г. - к Фолклендским островам, а уже оттуда - во Владивосток.

7 июля, приняв на борт начальника отдельной съемки в Восточном острове лейтенанта К.П.Андреева, клипер обеспечивал съемку берегов Сахалина - от Корсаковского поста до Тихой пристани. Командир корабля Зарин и штурман Филипповский проводили исследования океанологического режима пролива Ла-перуза. В апреле 1889 г. корабль ушел в Кронштадт, где бросил якорь 22 июня.

1 января 1890 г. "Наездник" принял капитан 2 ранга З.П.Рожественский, но уже 9 апреля он сдал судно новому командиру- капитану 2 ранга Пеллю. В июле 1891 г. клипер участвовал во встрече французской эскадры, прибывшей в Кронштадт с визитом.

1 мая 1893 г. "Наездник" (капитан 2 ранга Пелль, 12 офицеров, 174 нижних чина) ушел из Ревеля на Север. Балтика еще не сбросила лед, и крейсер двое суток пробивался до чистой воды. В Северном море на нем проходили испытания нового лота Рунга. В Екатерининскую гавань пришли 12 мая (пройдено 884 мили под парусами, 738 - под парами).

23 мая у острова Кильдин клипер по пал в 10-балльный шторм, размахи качки достигали 30°. В Белом море он арестовал шесть норвежских шхун-браконьеров с тюленьими шкурами, отвел их в Колу и сдал властям. 18 июня "Наездник" пришел в Архангельск. В июле - августе клипер выполнял гидрографические работы у Новой Земли и у Югорского Шара, а 28 августа возвратился в Кронштадт.

Дальнейшая служба "Наездника" проходила в составе Практической эскадры Балтийского флота. За это время им командовали капитаны 2 ранга В.К.Витгефт (1.1.1894 - 6.12.1894), Киселев 1-й (6.12.1894 - 7.4.1897), Павловский 1-й (7.4.1897 - 8.2.1899), Орехов (8.2.1899 - 6.12.1901), Пац Поморницкий (6.12.1901- 10.11.1902). В ноябре 1902 г. крейсер был сдан в порт, а 7 декабря приказом № 216 исключен из списков флота из-за "совершенной негодности его к дальнейшей службе".