"Havel" / "Meteoro" / "Alfonso XII"

Корпус "Хафеля" заложили на верфи "Вулкан" под стапельным номером 195. Он сошел на воду 30 августа 1890 г., был принят заказчиком 2 февраля 1891 г. и отправился в свой первый рейс Бремен - Саутгемптон - Нью-Йорк 5 февраля. Биография судна этого периода не содержит особых событий: по завершении последнего рейса, начавшегося 19 апреля 1898 г., "Хафель" продали Испании.

Для соблюдения режима секретности в обстановке готовившейся войны с Соединенными Штатами сделка осуществлялась через испанское Министерство иностранных дел, перечислившее британскому посреднику за лайнер 200 тыс. фунтов (10 млн песет).

"Хафель" незамедлительно отправился в Кадис, где начались его переоборудование и вооружение. 8 июня Королевским декретом корабль зачислили в списки флота с присвоением наименования - "Метеоро". Окончательное укомплектование корабля завершилось через пару недель - и он вошел в состав Первой дивизии вспомогательных крейсеров под командованием капитана 1 ранга Барраса-и-Фернандес де Кастро, который в качестве флагмана дивизии выбрал "Метеоро". Кроме него, туда вошли также крейсера "Леон XIII" и "Сьюдад де Кадис".

Королевским декретом от 21 июня крейсеру присвоили тактический номер 31 и международный идентификатор GRQM, а 25 и 26 июня состоялись ходовые испытания и артиллерийские стрельбы, окончательно поставив точку в перевооружении крейсера.

Как уже говорилось, во время войны Испания испытывала жесточайший дефицит современной артиллерии, но в этот период только австро-венгерская монархия осмелилась продать испанцам артиллерию своего производства. Немаловажную роль в этом сыграли династические связи, поскольку королева Испании Мария Кристина до выхода замуж была австрийской принцессой.

Но следует отметить, что и возможности самих австрийцев были весьма ограничены. Орудийный завод фирмы "Шкода" всего за несколько лет до того начал производство собственной скорострельной артиллерии, и первые опытные образцы 150-мм и 120-мм орудий покинули завод лишь в середине 1897 г. Однако в конце марта 1898 г. австро-венгерское Военное министерство рекомендовало фирме принять испанские заказы, присвоив им высший приоритет. В это время на заводе находились в производстве 16 15-cm/L40 орудий для нужд австрийских приморских фортов; 4 12-cm/L40 орудия для крейсера "Зен-та"*; 10 7-cm/L42 и 20 4,7-cm/L44 для австрийского флота. В итоге 4 12-см, 6 7-см и 4 4,7-см установили на крейсере "Метеоро"**.

Из-за сложностей с вооружением крейсер к отправке Резервной эскадры Камары не успел. 28 июня его командир удостоился аудиенции Морского министра дона Рамона Аунь-она. В ходе секретного разговора министр поставил следующую задачу: крейсерам дивизиона следовало по максимуму загрузить ся углем и прочими припасами, а затем пройти Гибралтарским проливом в восточном направлении. Идея состояла в том, что неизменно присутствовавшие в Гибралтаре агенты американцев должны были бы решить, что дивизион идет на соединение с "Резервной эскадрой". На самом же деле, отойдя на несколько миль в море и исчезнув из поля зрения береговых наблюдателей, дивизион поворачивал на юг и незаметно, желательно ночью и порознь, проследовав у самого побережья Африки, должен был вернуться в Атлантику, где в заданном районе, вдали от торговых путей, снова сосредоточиться.

(* Интересно отметить, что "Зенту" спустили на воду 18 августа 1897 г., и первая партия ее главного калибра, четыре из запланированных восьми 120-мм орудий, покинула фабрику "Шкоды" в Плзене 25 ноября 1897 г. С этого времени крейсер должен был долгие 17 месяцев ожидать оставшиеся четыре 120-мм орудия, поскольку заказанные для него пушки отправили Испании. Повторный заказ на орудия последовал 27 апреля 1898 г. Так что окончательное комплектование корабля отсрочили, и он должен был выйти на ходовые испытания без половины своей главной артиллерии. Новые пушки покинули ворота завода лишь 22 апреля 1899 г., и "Зенту" довооружили 28 мая 1899 г. Все это наглядно характеризует всю серьезность австрийской помощи Испании.

** Несмотря на то, что Габсбургская монархия поставила всю свою находящуюся в производстве корабельную артиллерию в Испанию, эта помощь имела сомнительную ценность, поскольку прибыла слишком поздно. По австрийским данным, пушки отправили 11 июня 1898 г., и, значит, достичь Испании они смогли лишь после того, как результат войны уже определился. К этому времени крейсера Серверы погибли, а экспедицию Камары на Филиппины вернули в Кадис. Поэтому большая часть австрийских поставок пошла к кораблям, ожидавшим вооружения на кадисском арсенале. И, естественно, что вооруженные австрийской артиллерией корабли не могли никак себя проявить в войне, закончившейся 18 августа. Кстати, судьба артиллерии на "Метеоро" так до конца и не ясна. Вспомогательный крейсер был также поставлен в очередь, чтобы получить в Кадисе часть австрийских орудий. Испанские данные сообщают, что 26 июня он уже вышел на артиллерийские стрельбы. Последнее выглядит весьма сомнительным, если, конечно, орудия "Шкоды" не заменили на более старые орудия Гонтория, установленные ранее. Но, к сожалению, испанские источники о подобном перевооружении ничего не сообщают. Ситуация осложняется еще и тем, что до конца войны крейсер практически безвылазно провел в Кадисе, не приняв участия ни в одной из операций испанского флота.)

Завершив, таким образом, отвлекающий маневр, крейсерам надлежало совершить трансатлантический переход, чтобы как снег на голову свалиться на американское побережье. От дивизиона не требовалось особого геройства: просто он должен был "продемонстриро-ваться" в различных пунктах атлантического побережья Соединенных Штатов, скорее всего, где-то между мысом Мей и Санди Хук, чтобы вызвать переполох среди американских обывателей, тем самым заставив часть кораблей из блокадного дозора у Сантьяго-де-Куба перебросить на север. Однако 3 июля 1898 г. в ходе быстротечного боя эскадра адмирала Серверы была разгромлена, так что неуспевшую начаться операцию отменили.

В итоге "Метеоро" всю войну провел в водах метрополии. Официальная церемония подъема военно-морского флага состоялась лишь 16 июля, когда необходимости во вспомогательном крейсере уже не было. А потому он привлекался лишь для вспомогательных задач, а после войны был отправлен на север страны.

Наименование "Метеоро" снова всплыло в переписке Морского министерства осенью 1898 г. В Сантандер 23 сентября пришел лайнер "Сити оф Рома" с бывшими пленниками эскадры Серверы, включая самого адмирала. После того как все здоровые моряки сошли на борт, больных и раненых передали на борт ошвартованного у мола Малианьо уже разоруженного и переоборудованного в госпитальное судно "Метеоро".

31 марта в устье реки Эль Ферроль в районе между деревнями Сейхо и Маниньос командир крейсера приказал спустить на воду два катера. Из-за того, что он не учел степени волнения и факт отсутствия на корабле груза, во время спуска "Метеоро" зачерпнул воду. Хотя она и просочилась в машинное отделение, откачку удалось произвести собственными силами. Поскольку свой ход дать не удалось, на буксире "Хиральды" корабль благополучно отбуксировали в Кадис, где поставили в ремонт.

Следующей знаменательной вехой в жизни корабля стало 31 августа 1900 г., когда его продали фирме СТЕ. Озабоченное потерей тоннажа пассажирского флота во время испано-американской войны, правительство, несмотря на дефицит бюджета Морского министерства, решило выставить корабль на внутренний аукцион. Разумеется, что испанские компании могли предложить гораздо меньше иностранных. Что и произошло: "Метеоро" обошелся СТЕ всего в 1050 тыс. песет!

Названный в честь погибшего в ходе войны лайнера "Альфонсо XII" (став, таким образом, третьим судном компании с этим наименованием), пароход первое время работал на местных линиях. Из более-менее значащих событий этого периода можно упомянуть визит на борт лайнера в 1902 г. короля Альфонсо XIII. А в 1906 г. "Альфонсо XII" даже пришлось на непродолжительное время снова поднять военно-морской флаг: в течение нескольких недель он сопровождал яхту "Хиральда" во время королевского визита на Канарские острова. Год спустя, осознав убыточность корабля, компания предоставила его для казенной поч-тово-пассажирской службы между Испанией и Буэнос-Айресом. Приобретенный опыт на линии оказался как нельзя более кстати, когда в 1910 г. потребовалось доставить в Аргентину на юбилей независимости этой республики инфанту Исабель.

В 1914 г. "Альфонсо XII" отметился сразу двумя событиями: во-первых, спасением команды гибнувшего в море американского транспорта "Стандард", а во-вторых, командировкой в Веракрус. Последняя миссия стала испанским ответом на события в Мексике, когда из-за начавшейся там революции появилось много желающих эмигрировать в Испанию.

Во время Первой мировой войны из-за резко снизившегося грузооборота с Америкой старый лайнер снова оказался на просторах Атлантики. 30 октября 1916 г. он вышел в первый рейс на линии Бильбао - Ла Корунья - Виго - Гавана - Нью-Йорк. В итоге благополучно протрудившись всю войну, в свой последний рейс он отправился 7 февраля 1918 г. Всего "Альфонсо XII" сделал девять рейсов, по возвращении в Бильбао из заключительного он еще несколько лет обслуживал местные линии. Летом 1926 г. старый лайнер совершил из Кадиса свое последнее плавание: после проведенного аукциона его купила для разборки на слом итальянская фирма "Стабилименто Металургико Лигуре" (Stabi-limento Metalurgico Ligure).