Пассажировместимость

На первой паре лайнеров HAPAG - "Августа Виктория" и "Колумбия" - размещалось по 400 пассажиров первого класса, 120 - второго и 580 - эмигрантского (всего 1100 человек). На второй паре - "Норманья" и "Бисмарк" - соответственно, 420, 172 и 722 человека. Таким образом, суммарная пассажировместимость составляла 1314 человек. Штат обслуживающего персонала (стюардов, лифтеров и пр.) составлял на "Августе Виктории" 245, "Колумбии" - 250, "Норманье" - 300 и "Бисмарке" - 280 человек.

Судостроители сделали все возможное, чтобы такая привередливая группа как пассажиры первого класса, не чувствовали никакого дискомфорта. Дамская комната и музыкальный салон находились прямо на променадной палубе, спереди и сзади. А обеденные салоны, хотя и располагались палубой ниже, обладали хорошей освещенностью и вентиляцией. Все места для пассажиров первого класса были богато декорированы и украшены дорогой обивкой. Главным подрядчиком и разработчиком оригинального дизайна внутренних помещений стала германская компания "Негг Bembe" из Майенса. В отличие от тонкого и ненавязчивого дизайна британских лайнеров, немцы поражали своих пассажиров обилием позолоты и декором оттенков всех цветов радуги. Но, например, на "Норманье" основной цвет был зеленый. Шикарная изумрудная обивка стен и поддерживающих палубу колонн, а также преобладающая зелень на потолке эффектно подчеркивались массивными золотыми карнизами. Но визитной карточкой лайнеров стали живописные панно, которыми украшались стены и потолок.

Главный салон пассажиров первого класса протяженностью 22 м простирался на всю ширину корпуса, и его объемов было вполне достаточно для приема всех пассажиров первого класса одновременно.Кухни находились в пространстве между трубами, но часть вспомогательных кухонных помещений, а также обеденный офицерский салон располагались на надстроечной палубе и примыкали непосредственно к главному салону.

Курительная комната размерами 13 х 6 м первого класса была устроена на променадной палубе, сразу за последней дымовой трубой. Многие из видавших ее на "Норманье" отзывались о ней как о жемчужине всего лайнера. В ее убранстве преобладали кожа и дуб. Комнату оборудовали в стиле старинной немецкой пивной, а многочисленные настенные панно изображали разнообразные питейные сценки и по большей части представляли своего рода рекламные плакаты известных марок вин.

Другие комнаты общественного пользования размещались в основном на главной палубе. Имелись также несколько семейных апартаментов с мраморными ваннами. Они декорировались деревом твердых сортов и бархатом.

На фоне этого великолепия даже каюты пассажиров второго класса смотрелись более чем скромно. Обеденный салон для этой категории путешественников габаритами 12 х 9 м находился на верхней палубе, сразу за машинным отделением. В его отделке преобладали твердые сорта дерева, а размеры позволяли одновременно принимать примерно 120 пассажиров. Курительная и дамская комнаты, хотя и занимали помещения на променадной палубе, явно проигрывали из-за шума машинного отделения, над которым они располагались. Все каюты находились в кормовой части корпуса.

Каюты же эмигрантского класса отличались поистине спартанской обстановкой, и под них были отданы все сколько-нибудь приемлемые объемы корпуса. Скомпонованы они были таким образом, что основная их масса вообще не имела бортовых иллюминаторов.

После мобилизации лайнеров в России все богатое убранство сдали к порту, где, по мнению журналистов, его разбазарили. Освободившиеся объемы использовались для разных целей: бывшие эмигрантские каюты - для хранения дополнительных запасов угля, остальные - как склады провизии, припасов, погреба и т.д. Австрийцы также оборудовали на борту бывшего "Бисмарка" специальные цеха для ремонтных работ и склады для мин и торпед. Всего судно могло принять 81 торпеду и до 100 мин. После второй австрийской переделки в плавбазу подводных лодок на корабле оборудовали места для размещения 80 подводников.

На "Хафеле" и "Шпрее" имелось по пять палуб, полубак и полуют. Примерно три четверти длины судов составляла променадная палуба, с которой можно было войти в каюты первого класса и ряд общественных помещений. Обеденный салон размещался в передней части главной палубы во всю ширину корпуса. Далее в корму также находились каюты первого класса, в частности семейные. Всего в первом классе могло разместиться 244 человека.

Палубой ниже позади машинного отделения находились каюты второго класса для 122 пассажиров, 80 мест из них - повышенной комфортности, что позволяет ряду исследователей говорить о трех классах (плюс эмигрантский) на лайнерах компании. Во всех остальных, далеко не самых удобных, местах оборудовались каюты эмигрантского класса. Они могли принять до 460 чел. Комфорт в них был минимальным, а большинство, также как на лайнерах HAPAG, не имели иллюминаторов. По-спартански приходилось жить 242 членам команды. На перестроенной "Шпрее" могли разместиться 405 пассажиров первого класса, 114 - второго и 387 - эмигрантского. Численность команды достигла 309 человек.