Шлюпочное оборудование

За период эксплуатации лайнеров шлюпочное оборудование претерпело ряд изменений. Первоначально над променадной палубой размещалось 12 шлюпок и дингов, по расчетам, этого количества было вполне достаточно, чтобы погрузить весь экипаж и пассажиров. В дополнение к ним имелось еще несколько разборных шлюпок. Но, как показала практика, этого было явно недостаточно, поскольку при крене удавалось спустить лишь половину плавсредств. Поэтому в дальнейшем состав и размещение шлюпок несколько раз пересматривались.

На вошедших в строй "Колумбии" и "Августе Виктории" шлюпки располагались вдоль променадной палубы, что в значительной степени стесняло пассажиров первого класса. Поэтому одним из первых усовершенствований стал перевод шлюпок на одну палубу выше. В результате удалось освободить пространство променадной палубы для тента на всем ее протяжении, что создавало для пассажиров практически курортные условия. "Норманья" и "Бисмарк" вводились в эксплуатацию уже с верхним размещением шлюпок. В то же время трудность спуска увеличилась.

На передаваемых пароходах русская приемочная комиссия отмечала отсутствие парового катера (совершенно необходимого для боевого судна, которому предстоит досматривать остановленные пароходы!) или вельбота. А на "Колумбии", например, имелась всего одна деревянная шлюпка. Впрочем, в свое оправдание, бывшие владельцы отмечали, что на лайнерах нет прочных шлюпбалок, а это как раз и исключает применение катеров и вельботов. Поэтому спуск и подъем тяжелых плавсредств, осуществлявшиеся с помощью лебедок и мачтовых кранов, требовали усилий изрядного количества людей. Какие-либо радикальные меры по изменению сложившейся ситуации предприняли лишь австрийцы. В ходе переоборудования на "Гее" установили два мощных S-образных крана, снятых с броненосцев "Эрцгерцог Карл" и "Эрцгерцог Фридрих".

Для спасения пассажиров и команды на "Шпрее" и "Хафеле" первоначально имелись девять стальных шлюпок и несколько складных. Все они были подняты над променадной палубой и потому не причиняли особых неудобств пассажирам. Впоследствии их количество и расположение также претерпевали изменения. По приходу в Либаву недостающее шлюпочное оборудование для купленных в Германии лайнеров пришлось в срочном порядке взять с окончивших кампанию судов: "Рынды", "Князя Пожарского" и "Европы", которым взамен заказали новые из выделенного ранее 15-миллионного фонда на оборудование вспомогательных судов.