Радиооборудование

Недостаточные производственные мощности и перегруженность заказами Кронштадтской мастерской, единственного тогда в России радиозавода, заставили Морское министерство обратиться за помощью к иностранным фирмам. Следствием этого стал контракт, подписанный с германским обществом "Сименс унд Гальске", на поставку для русского флота 24 станций "Телефункен" с длиной волны 360 м. Именно этими станциями и вооружались вспомогательные крейсера.

Фирма-производитель гарантировала устойчивую радиосвязь на дальностях до 100 - 150 миль. В начале сентября 1904 г. крейсер "Кубань" вышел на пробы машин и артиллерии. Попутно проводилась пробная радиосвязь с "Доном", причем она была "совершенно отчетливая" на дальностях до 70 миль, если на пути радиоволн не встречалось гор и лесов, а при наличии таковых, скажем в районе Виндавы, дальность устойчивой радиосвязи снижалась до 40 миль.

16 июня Главное гидрографическое управление сообщило в МГШ, что на вспомогательные крейсера назначены следующие позывные: "Дон" - 0673 ВД, "Урал" - 0674 ЕС, "Терек" - 0675 КЦ, "Кубань" - 0679 ЧГ. Работы по установке и приемке станций происходили в условиях острой нехватки времени и специалистов, и потому не удалось их провести вовремя и в полном объеме. Так что на крейсерах стала вполне привычной ситуация, когда радиоспециалисты крейсеров решали проблемы сообща.

После возвращения из крейсерства на Атлантических коммуникациях противника, крейсер "Урал" дополнительно вооружили станцией беспроволочного телеграфа для дальней связи. Вопреки распространенному в литературе мнению, это вовсе не был передатчик повышенной мощности. Увеличения дальности добились за счет увеличения до 800 м длины волны, в результате доведя дальность связи до 700 миль. МГШ признал необходимым иметь на эскадре эту станцию для связи с Владивостоком, чтобы обеспечить прорыв через Цусимский пролив. С другой стороны, установку подобной станции на корабле первой линии сочли нецелесообразной, поскольку ее могло повредить в бою. В этом отношении гораздо более подходил вспомогательный крейсер: "Урал" во время боя все равно находился бы в "обозе" эскадры и имел гораздо больше шансов уцелеть. После приобретения "Москвы" Австро-Венгрией на ней поставили более новую и мощную радиостанцию, в дополнение к которой пришлось также увеличить высоту мачт под новые приемно-передающие антенны.