Экипаж

Экипажи испанских вспомогательных крейсеров комплектовались главным образом из числа моряков СТЕ, не имевших никакого боевого опыта, шедших в основном в машинное и котельное отделения. Остальной штат составляли в основном резервисты. Смешанным был и командный состав, что, безусловно, усложняло управление кораблем в бою. Кроме того, непосредственно для ведения боевых действий (призовые партии, артиллерийские расчеты) на каждый крейсер назначался взвод морских пехотинцев со своим начальником.

Таким образом, каждым кораблем одновременно командовало по три начальника (военный, гражданский и командир морпехов). Можно только предполагать, какой беспорядок царил на вспомогательных крейсерах: командир не может распоряжаться материальной частью, капитан не распоряжается плаванием, а начальник команды вообще ни от кого не зависит, ему лишь рекомендуется "приходить в соглашение с военным командиром". Хотя каких-нибудь серьезных инцидентов за время войны отмечено не было, то это, вероятно, лишь из-за ее скоротечности.

Но особенно критическая ситуация сложилась с инженерным составом. Служба на флоте в то время вообще не пользовалась популярностью в Испании, а прохождение ее в машинном отделении было и вовсе чем-то невозможным для большинства испанцев, избалованных курортным климатом. Поэтому нередко туда нанимался всякого рода сброд и откровенные авантюристы. Недаром одно высокопоставленное лицо в своем интервью, разоткровенничавшись, заявило: "Я чувствую себя на корабле только тогда спокойно, когда из машинного отделения раздаются команды на английском".

Не лучше дело обстояло с комплектованием российских вспомогательных крейсеров. Офицерами на них, как правило, назначалась малоопытная молодежь, что, впрочем, не так плохо, если бы у них оказались опытные наставники. Но вот как раз с последними проблема на Второй эскадре флота Тихого океана стояла как никогда остро. Поскольку все более-менее опытные офицеры переводились на корабли первой линии - броненосцы и крейсера, для комплектования вспомогательных крейсеров направлялись в основном призванные из торгового флота специалисты, которым присваивалось звание прапорщиков. Безусловно, они обладали незаменимым опытом в некоторых отраслях морского дела, таких как погрузка, швартовка и т.д., командиры крейсеров их за это очень ценили, но в реальном бою от их умения толку было мало.

С комплектованием нижними чинами в России обстояло лучше, чем в Испании, но все равно им были присущи недостатки, обычные для людей, призванных на основании всеобщей воинской повинности. Они нередко проявляли героизм и самопожертвование в бою, но среди них также было мало хороших специалистов. Даже если нижние чины призывались из запаса (в России того времени срок действительной службы составлял 7 лет, после чего человек еще 3 года числился в запасе) и такие люди еще что-то помнили, по большей части они воспринимали свой повторный призыв как величайшую несправедливость и потому служили спустя рукава. Таким образом, следует признать, что и в испанском флоте в 1898 г., и в русском в 1904 г. из-за резкого роста численности корабельного состава в предвоенный период наблюдался острый дефицит специалистов всех уровней, поэтому вспомогательные крейсера не могли выполнить даже простейших задач, возлагавшихся на них.