Постройка и испытания

Подготовку производства на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (директор завода - В.Н.Андрианов) под строительство серии кораблей пр.1134Б начали в 1967 г., и к 1969 г. с этой целью уже была осуществлена комплексная реконструкция всего предприятия. Следует отметить, что одновременно завод сдавал флоту два ВПК пр.61 и продолжал строить еще два, модернизировал ЭМ "Справедливый" (пр.56АЭ - для Польши), а также строил рефрижераторы типа "Сибирь", в том числе на экспорт, и занимался ремонтом ранее построенных кораблей и судов.

Строительство головного корабля проекта 1134Б "Николаев" (заводской № С-2001) осуществлялось заводом совместно с контрагентскими организациями согласно основному договору 85Ф1/А/380-68 от 18 марта 1968 г. Корабль заложили на наклонном стапеле № 2 открытого эллинга 25 июня 1968 г., а 13 августа 1969 г. (по другим данным - 24 июля) он был зачислен в списки кораблей и судов ВМФ СССР.

Формирование корпуса корабля на стапеле осуществлялось блочным способом из укрупненных секций. Особенностью технологии было применение единого блочного кольцевого шва. При этом широко использовалась полуавтоматическая сварка корпусных конструкций из стали марок СХЛ-4, МК-40, Ст-3 и Ст-4, а также окраска надводного борта и надстроек стойкой краской ХС-510 взамен ХС-527.

На скорость постройки благоприятно влияло то, что использовалось всего 30 типоразмеров листовой стали вместо 55, разрешенных отраслевой нормалью для кораблей данного класса. Изготовление секций корпуса осуществлялось из листов стали одной марки (МК-40) двух размеров: 1400x6000 мм и 1600x6000 мм, что обуславливалось более рациональным раскроем материала.

Наряду с представителями СПКБ, большой вклад в строительство "Николаева" и последующих кораблей этого проекта внесли главный технолог предприятия С.И.Герасимов, главный конструктор Н.В.Гавриленко (в 1974 г. его сменил В.Д.Ким, до этого работавший его заместителем и занимавшийся непосредственно "беркутами"), а также ответственный сдатчик "Николаева", начальник бюро специального судостроения, позже главный строитель завода имени 61 коммунара М.Ф.Родригес. Главным строителем головного корабля пр.1134Б был Б.Н.Минаев.

По достижении спусковой готовности корпус "Николаева" 19 декабря 1969 г. был торжественно спущен на воду и поставлен к достроечной стенке у левого берега реки Ингул. Важная технологическая подробность: ввиду того, что носовой бульбовый обтекатель ГАС выступал за основную линию и мог быть поврежден при спуске, на стапеле его не устанавливали, заменив временной фальшсекцией. Не были установлены и гребные винты, также выступавшие за основную линию.В тот же день на освободившемся стапеле заложили серийный ВПК пр.1134Б "Очаков".

По мере насыщения строящегося корабля оборудованием и вооружением на борту стали появляться представители уже сформированного экипажа БПК. Первым командиром "Николаева" в 1970 г. был назначен капитан 2 ранга Ю.А.Стадниченко, ранее (с 1967 г.) командовавший БПК "Красный Кавказ".

В период с 17 октября по 21 ноября 1970 г. корабль прошел докование с окраской подводной части. Ввиду того, что имевшийся в распоряжении завода-строителя плавдок изначально не был рассчитан для кораблей такого водоизмещения, докование проводилось с недопустимыми свесами оконечностей в носу и корме (только в 1982 г. завод приобрел новый плавдок, позволявший доковать корабли пр.1134Б без ограничений). Поэтому работы проводили в два приема - сначала для установки взамен временной фальшсекции бульбового обтекателя ГАС "Титан-2" и обтекателя ГАС МГ-26 доковалась носовая часть (при этом корма удерживалась на плаву также дополнительно заведенными понтонами). Затем корабль выводили из плавдока и после соответствующей подготовки последнего (установка набора кильблоков) доковалась корма (теперь уже носовая часть поддерживалась дополнительными понтонами). На втором этапе установили гребные винты. Таким образом, постепенно произвели и окраску подводной части корпуса. Разумеется, все это усложняло проведение работ, но иного выхода не было.

Кроме того, главным образом, из-за погодных условий и ограничений по времени, окраску "Николаева" по согласованию с заказчиком произвели по неполной схеме - всего в четыре слоя вместо предусмотренных по проекту восьми. И вот вскоре полностью завершенный постройкой, без строительных лесов и многочисленных кабелей, временных противопожарных магистралей, шлангов и т.п., уже окрашенный в "настоящий" шаровый цвет, БПК "Николаев" стал приобретать вид, присущий боевому кораблю, а на бортах появился его первый бортовой номер - 538.

После выхода из дока началось заселение корабля личным составом. По воспоминаниям участников тех событий, на этом этапе наиболее сложным представлялось создать корабельную организацию, начиная с повседневных и боевых корабельных расписаний. Несмотря на то, что к тому времени в составе флота не один год плавали БПК проектов 1134 и 1134А, все же "Николаев" был совершенно иным, требовавшим от командиров разного уровня особого подхода. Поэтому морякам многое пришлось создавать фактически заново.

Швартовые испытания прошли с 29 июня по 10 октября 1971 г. Незадолго до их завершения, 2 октября, в присутствии командующего КЧФ адмирала В.С.Сысоева, многочисленных гостей из Москвы, Ленинграда и Севастополя на корабле состоялся торжественный подъем Военно-морского флага. Впервые над его палубой прозвучали слова, не оставляющие равнодушным ни одного моряка: "На флаг и гюйс - смирно! Флаг и гюйс - поднять!" Эта ежегодно отмечаемая дата считается днем рождения БПК "Николаев" и корабельным праздником. Примечательно, что подъем флага состоялся еще до начала заводских ходовых и государственных испытаний, то есть до того, как корабль официально был принят в состав ВМФ.

11 октября буксиры впервые вывели корабль со сдаточной командой и экипажем на борту из акватории завода вниз по течению Ингула и Южного Буга в Днепро-Бугский лиман, где БПК также впервые дал ход и, приняв в Очакове топливо с танкера, уже самостоятельно направился в Севастополь на сдаточную базу завода (так называемая "база Тарлавского", по фамилии ее начальника) для проведения заводских ходовых и государственных испытаний. Гордо и величаво входил "Николаев" в Севастопольскую бухту, как, наверное, входит только хозяин в новый дом, где предстоит обосноваться всерьез и надолго. Новичка приветствовали флаги расцвечивания, поднятые по этому случаю на кораблях, и строгие шеренги моряков, замерших вдоль бортов под звуки "захождения"... БПК ошвартовался сначала у Минной стенки, а затем на 12-м причале - месте постоянного базирования кораблей 70-й бригады противолодочных кораблей. Новый БПК второго поколения, помимо необычных обводов, был еще и крупнее своих предшественников, что, впрочем, благодаря удачно сбалансированному силуэту, бросалось в глаза не сразу, а лишь тогда, когда корабли стояли рядом, кормой к причалу. В мощном, устремленном вперед и в то же время легком и стремительном силуэте угадывалась сила, способная бросить вызов океану. Близились ноябрьские праздники, а с ними и парад в Севастополе, значит, выполнение пунктов программы испытаний требовалось ускорить с поправкой на перерыв для праздничных мероприятий. Поэтому "Николаев" у причалов особенно и не застаивался, ненадолго появляясь там только для пополнения запасов и снова уходя в море. 1 - 2 ноября на Херсонесской мерной миле при волнении моря в 1 балл проверялись работа ГЭУ в различных режимах и маневренные качества корабля (при фактическом водоизмещении 7370 т). На ходовых испытаниях обнаружилась повышенная вибрация кормового антенного поста "Гром-М", комиссия рекомендовала усилить жесткость его крепления. Также выяснились сложности с приемом пресной воды с берега при стоянке кормой к стенке - штатные устройства не обеспечивали ее подачи, было рекомендовано в ближайший текущий ремонт установить в корме дополнительную втулку. Куда более серьезная проблема возникла при проверке работы универсальной системы водяной защиты (УСВЗ) в период испытаний на ходу и на стоянке - в приемную шахту попадала вода. Следствием этого стало засоление газотурбинных двигателей, что потребовало их остановки. А причина крылась в неудачной конструкции воздухозаборников приемных шахт.

Заводские ходовые испытания "Николаева" успешно завершились 3 декабря 1971 г., за 28 ходовых дней кораблем было пройдено 4480 миль. На следующий день корабль был предъявлен к государственным испытаниям. В их рамках на полигоне в районе Севастополя произвели стрельбы из установленного на корабле оружия, завершившиеся 21 декабря.

УРЗК "Шторм" испытали пусками ЗУР В-611 по воздушным целям. Комиссия отметила несоответствие между скорострельностью пусковой установки Б-192 и временем подготовки ракет В-611 (из-за уменьшения числа линий заряжания с четырех до двух). Огневая производительность УЗРК (временной интервал между залпами) на испытаниях составила 50с вместо 40с по проекту. Время подготовки первого пуска заняло 50 с. В связи с этим комиссия высказала замечание в части необходимого внедрения в комплексе форсированного режима подготовки ракет. В общей сложности в период госиспытаний было проведено 9 стрельб носовым и кормовым ЗРК "Шторм", в том числе 9 декабря - 3 пуска ЗУР, 17 декабря - 1, 18 декабря - 4 и 21 декабря - 1. Стрельба велась по парашютной мишени М-6 и надводной цели (малый рейдовый катер). Правда, не все стрельбы "штормами" прошли гладко. Так, 17 декабря во время второй стрельбы готовая к пуску ракета не сошла с левой направляющей кормовой пусковой установки Б-192, причину сбоя установить так и не удалось. После третьей стрельбы была обнаружена схемная ошибка в составе системы управления "Гром-М" и произведена срочная доработка. После приведения системы в порядок корабль вновь вышел на полигон, но при шестой стрельбе ракета вновь не сошла с той же левой направляющей кормовой установки Б-192. После тщательной проверки выяснилось, что причиной отказа стал обрыв жилы в кабеле головки боевого разъема. Неисправность устранили на месте. После этого замечаний к работе материальной части ЗРК не было.

ЗРК "Оса-М" корабля испытали стрельбой фактическими пусками ракет на полигоне боевой подготовки КЧФ: 17 декабря - 2 пуска, 18 - 2, 21- 2 и 25- 1 .

4 декабря 1971 г. испытали фактической стрельбой главный противолодочный комплекс УРПК-3 ("Метель"). Стрельба выполнялась из контейнера № 3 (пусковая установка правого борта) по данным выносного поста ЦУ, в качестве которого выступал МПК-33 (пр. 1124). При этом имитировалась атака условной подводной цели, двигавшейся параллельным курсом на дальности порядка 26 000 м. Начиная со второго корабля серии, БПК "Очаков", к проверке данного пункта испытаний обязательно привлекали специальную подводную лодку-мишень пр.690, конструкция которой допускала даже прямое попадание в нее учебных противолодочных торпед.

6 декабря испытывали средства пассивного радиопротиводействия, турбореактивные противорадиолокационные снаряды ТСП-41, пусковые установки ЗИФ-121 и систему управления "Терция". В тот же день испытали торпедные аппараты фактическим пуском одной практической торпеды СЭТ-65 из ТА правого борта. По итогам испытаний недостатков в работе систем вооружения, за исключением названных, не фиксировалось.

16 - 31 декабря 1971 г. на Херсонесской мерной миле производились испытания скорости хода и дальности плавания корабля. Величина полного переднего хода составила 33 уз. Оперативно-экономический ход в 18,05 уз. поддерживался кораблем при расходе 257 кг топлива на милю, полный ход в 33 уз. - при 802 кг. Величина полного заднего хода составила 14,7 уз.

Дальность плавания корабля оперативно-экономическим ходом, полученная пересчетом в процессе испытаний, составила 7100 миль, а полным - 2230 миль. При этом поворотливость на полном ходу равнялась 5,8 длин корабля при перекладке руля на 33-8 градусов.

Минимальная скорость хода, при которой корабль управлялся на переднем ходу, - 5 уз.

Путь в длинах корабля, пройденный с момента отдачи команды "стоп" до полной остановки корабля, составил на оперативно-экономической скорости хода - 10,5; на полном ходу -14,8; на полном заднем ходу - 9,5.

Время с момента отдачи приказа перехода с полного переднего хода на полный задний до фактической остановки корабля-122с.

В период с 4 по 26 декабря 1971 г. на полигонах боевой подготовки ЧФ в районах Севастополя и Феодосии был испытан вертолетный комплекс корабля. Штатный вертолет Ка-25ПЛ выполнил 52 полета (общий налет составил 14 часов) как в дневное, так и в ночное время. В то же время отсутствие в акватории Черного моря подходящих погодных условий не позволяло провести предусмотренные для головного корабля мореходные испытания. Правда, 26 декабря правительственная комиссия провела мореходные испытания БПК "Николаев" в северо-восточной части Черного моря (южнее Керченского пролива), где отмечалось наличие штормовой погоды. Прибыв в этот район, БПК следовал заданными курсами по отношению к волне как с включенными, так и с выключенными успокоителями качки (УК). При выключенных УК забрызгивае-мость корабля по мере увеличения хода (18, 24 и 30 уз.) все время усиливалась. На 24 и 30 уз. в результате забрызгивания воздухозаборников приемных шахт вновь имело место засоление основных двигателей М-5. В итоге на волнении в 5 баллов пришлось отказаться от проверки режима 30-уз. скорости хода (курсовой угол к волне в 0°) при выключенных УК и перенести испытания на более позднее время.

Согласно данным, полученным в период госиспытаний, стандартное водоизмещение составило 6670 т (соответствующее значение поперечной метацентрической высоты - 1,08 м), нормальное - 7602 т (1,46 м) и полное -8533 т (1,53 м). Наибольшее водоизмещение - 8890 т. Наибольшая длина - 173,4 м, длина по конструктивной ватерлинии -161,9 м, наибольшая ширина -18,54 м, ширина по КВЛ - 16,78 м, высота борта: в носовой части - 14,71 м, на миделе- 10,26 м, в корме - 8,51 м. Максимальная осадка - около 8 м. Дальность плавания оперативно-экономическим ходом - 7100 миль (13 200 км).

Ревизия механизмов началась 22 декабря 1971 г. с перерывом на выход для проведения мореходных испытаний. В период ревизии был устранен ряд недостатков, прежде всего в части конструктивного изменения воздухозаборников приемных шахт и защиты их от забрызгивания. По предложению командира БЧ-5 БПК "Николаев" капитана 2 ранга Г.Портника для обеспечения корабельных потребителей воздухом высокого давления на корабле установили крайне необходимый дополнительный электрокомпрессор, не предусмотренный проектом (одновременно проектант включил его в перечень обязательного оборудования для последующих единиц серии). Также были произведены некоторые перестановки в посту энергетики и живучести корабля, включая изменение мест нахождения там командира БЧ-5 и вахтенного инженер-механика. Попутно в ПЭЖ появился отсутствовавший в проекте иллюминатор. Устранялись и другие замечания, в том числе по устройству приема грузов на ходу (не имелось связи ходового мостика с постами). По причине остаточных деформаций обеих грузовых стрел их заменили на усиленные.

По завершении госиспытаний 31 декабря был подписан приемный акт, хотя невыполненными оставались несколько пунктов мореходных испытаний, перенесенных на более поздний срок из-за отсутствия на Черном море волнения более 5 баллов и неготовности ряда систем. В этой связи подписание приемного акта следует рассматривать как формальность, благодаря которой завод-строитель, согласно существовавшим порядкам, мог получить от ВМФ платежи за новый корабль, что и было сделано. Одновременно силами завода устранялись все выявленные недоработки, и "Николаев" готовился к выходу на боевую службу за пределы Черного моря.

Государственная комиссия отмечала соответствие нового корабля своему назначению - обеспечение ПВО и ПЛО соединения боевых кораблей; поиск, слежение и уничтожение ПЛАРБ в удаленных районах океана.

В то же время справедливо отмечалась малая дальность действия корабельных средств обнаружения ПЛ (ГАС), зависимость корабля от наличия выносных постов целеуказания (вертолет, самолет или другие корабли и катера). Согласно расчетам СПКБ наиболее эффективным считалось использование ВПК проекта 1134Б в составе корабельных поисково-ударных групп (КПУГ). При этом подчеркивалось, что он обладает большей боевой экономической эффективностью при ведении противолодочных операций, чем корабли проектов 1134А, 1134 и 61.

В общей сложности постройка головного корабля пр.1134Б, считая с момента закладки до подписания приемного акта, заняла 3 года, 6 месяцев и 6 дней.

За создание корабля главному конструктору пр.1134Б А.К.Перькову в 1974 г. присвоили звание Героя Социалистического Труда. Орденами и медалями СССР был награжден целый ряд работников Минсудпрома, СПКБ, завода имени 61 коммунара и других предприятий.