МЕЖДУ КРЕЙСЕРОМ И ЯХТОЙ

29 апреля 1884 г. испанский морской министр вице-адмирал Хуан Батиста Ан-текера подписал проект грандиозной десятилетней судостроительной программы, в которой значилось семь новых крейсеров 1 ранга. К этому времени в списках флота уже числились шесть кораблей этого класса: три - типа "Арагон" и три - типа "Рейна Кристина". Хотя испанские военно-морские круги до этого времени и пытались обосновать доктрину крейсерской войны и определиться с типом крейсеров, вся шестерка создавалась абсолютно бессистемным способом. Первая тройка представляла собой броненосные корветы, из-за долгой постройки вследствие гражданских войн абсолютно устаревшие прямо на стапеле, а вторая - несколько "осовремененный" вариант первых, срочно заказанный из-за территориальных претензий Японии к Испании (на Филиппины). Между тем, строили эти корабли не под какую-то конкретную доктрину, а исключительно для того, чтобы загрузить работой верфи трех главных испанских адмиралтейств. Поэтому практически одновременно со спуском на воду первых трех на освободившихся стапелях заложили три вторых.

Подводя "теоретическую базу" под количество кораблей этого класса, включенных в программу, министерство пришло к выводу, что в постоянной кампании придется иметь на Кубе и Филиппинах по одному крейсеру 1 ранга. Еще один такой же корабль будет входить в Средиземноморскую эскадру. Еще три в это время должны были находиться в составе Резервной эскадры: ремонтироваться после заморских плаваний или проходить курс "боевой подготовки". Так что шесть крейсеров как раз и обеспечивали этот "джентльменский минимум". Круг основных задач, который им предстояло решать, можно определить как показ флага и стационерная служба, чтобы одним своим видом сломить у туземцев волю к сопротивлению и ограничить притязания других держав на свои колониальные владения, и проведение небольших карательных операций в колониях.

Седьмой крейсер программы Антекеры предполагалось использовать в качестве яхты для короля, его семьи или высокопоставленных лиц. В ходе долгих дебатов в министерстве, Секции судостроения и других заинтересованных организациях определились два варианта технического задания для будущего крейсера.

Первый предусматривал специализированную яхту, в которой все крейсерские черты сводились к минимуму. Водоизмещение ограничивалось 4000 т, чтобы обеспечить минимальную осадку, необходимую для доставки VIP-гостей на разного рода летние курорты и в резиденции, а зачастую - на практически неподготовленное побережье. В этом случае вооружение носило явно вспомогательный характер и сводилось всего к двум орудиям главного калибра.

Второй вылился в полноценный крейсер водоизмещением в 5000 т с четырьмя 13-т орудиями ГК. Хотя его планировали оборудовать шикарными салонами для августейших гостей, это был в первую очередь боевой корабль. При необходимости каюты без труда превращались в адмиральский салон и штабные помещения.

Заложенная в бюджет цена нового корабля составляла 7250 тыс. песет. По-видимому, на данном этапе о создании безрангоутного крейсера испанское министерство еще и не помышляло. А ведь к этому времени в Великобритании полным ходом достраивались два представителя это класса, как оказалось впоследствии, ознаменовавшие собой переход на качественно новый уровень: чилийская "Эсмеральда" и итальянский "Джиованни Бузан". Первый в том же 1884 г. показал на испытаниях скорость 18,2 уз. При стоимости чуть более 4 млн песет (почти в два раза дешевле!) он превосходил по вооружению любой испанский крейсер. Так что примерно на этом этапе соображения экономии подстегнули Морское министерство проработать вариант приобретения корабля типа "Эсмеральда".

К сожалению, испанская военно-морская общественность не сразу оценила преимущества "эльзвиков". Отчасти виновата в этом была разгромная статья Дж. Рида в "Тайме", которую в переводе в октябре 1884 г. опубликовал авторитетный испанский военно-морской журнал "Ревиста Хенераль де Марина". Как водится, министерство подверглось жесткой критике. В том же месяце Виктор Конкас (своего рода испанский Кладо), описывая предполагаемый облик нового крейсера в свете уроков крейсерских войн, ни разу не упомянул "эльзвикский" тип. И напротив, основываясь на действиях "Алабамы" и знаменитых испанских фрегатов, он доказывал, что тройка типа "Арагон" вполне соответствует современным концепциям ведения крейсерской войны, поскольку для идеального крейсера нужна лишь большая автономность. Ему вторил капитан 1ранга Федерико Ардуа, заявив, что высокая скорость неизбежно сопровождается ростом массы силовой установки, так что не остается резерва водоизмещения для большого запаса угля. Скорость, по его мнению, по-настоящему нужна лишь миноносцам, во вторую очередь - крейсерам и лишь в третью - боевому кораблю. На этом фоне голоса сторонников быстроходных крейсеров звучали довольно неубедительно. Но, тем не менее, все оппоненты сходились во мнении, что представительской яхте высокая скорость не помешает.

Тем временем Королевский декрет 2 февраля 1885 г. декларировал необходимость строительства серии кораблей для испанского флота, предоставив, таким образом, флоту полную свободу в выборе типов заказываемых кораблей.

Новый Морской министр вице-адмирал Мануэль де ла Песуэла взял по максимуму наработки своего предшественника. По новому техническому заданию 4300-т водоизмещение увязали с высокой огневой мощью, хорошей скоростью и дальностью, достаточной для достижения Филиппин как наиболее удаленной испанской колонии, без дозаправки в иностранных портах. Здесь уже ясно прозвучало, что министерство сделало ставку на быстроходный безрангоутный корабль с броневой палубой. Этот курс еще более укрепился, когда стало известно, что британское Адмиралтейство само разместило заказ на строительство серии из четырех подобных крейсеров (тип "Мереей"). Итог под проработкой техзадания подвел Королевский декрет 2 августа 1885 г., утвердивший требования к крейсерам первого и второго ранга.

В соответствии с ним в конкурсе могли принять участие все зарубежные фирмы, "создавшие удачные корабли этого класса по заказу своих правительств". По контракту подрядчику предлагалось построить корабль со всем положенным снабжением, включая паровые катера и шлюпки, но без вооружения - его планировалось ставить по приходу в Испанию. Все фирмы, которые хотели бы установить артиллерию, должны были сообщить об этом в пояснительной записке к проекту, с обязательным указанием изготовителя артсистем. В этом случае испанская сторона обязалась передать последнему чертежи орудий системы Онтория, предполагаемых для вооружения крейсера, для их производства, а стоимость контракта увеличивалась на соответствующую сумму. Декретом особо оговаривалось, что завод-строитель должен передать комплект чертежей испанской стороне для последующего тиражирования кораблей на собственных верфях.

Победителю конкурса планировалось выдать заказ на строительство трех бронепалубных крейсеров: одного - 1 ранга и двух - 2-го. Предложение разослали всего 15 фирмам: 10 британским ("Armstrong-Mitchell", "Earle", "John Elder", "Laird", "Mac-Millan", "Palmer", "Rennie", "Samuda", "Thames Iron Works" и "Thomson"), трем французским ("Forges et Chantiers de la Loire", "Forges et Chantiers de la Gironde" и "Forges et Chantiers de la Mediterranee"), немецкой "Germania" и австрийской "Stabilimento Tecnico Triestino".

Первый тур конкурса предполагалось завершить к 5 октября 1885 г. По регламенту обсуждение могло начаться лишь после того, как все присланные проекты зарегистрируют. При этом комиссия была вправе выбрать заведомо не самый лучший из них, если он, по ее мнению, наиболее полно отвечает требованиям испанского флота, а также вернуть проекты на доработку. В качестве основных критериев (в порядке убывания значимости) определили прочность корпуса, скорость, автономность, цену и сроки постройки. Первоначально обсуждение планировалось закончить за 45 дней, но в итоге по ряду причин, в первую очередь политического характера, эти сроки несколько отодвинулись.

К весне следующего года Консультативное собрание приступило к рассмотрению трех альтернативных "финалистов" проектов крейсеров1 ранга. Два принадлежали английским фирмам "James & George Thomson & Со" и "Napier & Sons Limited", а третий - французской "Forges et Chantiers de la Mediterranee". После тщательного анализа присланной документации собрание пришло к выводу, что проект фирмы Томсона наиболее соответствует заданию, поскольку обеспечивает самую высокую скорость в 20,5 уз. (на 1,5 уз. больше указанной в техзадании и на 2,5 уз. больше самых быстроходных британских крейсеров первого ранга!) и дальность плавания, достаточную для достижения Филиппин, что очень хорошо вписывалось в испанскую концепцию колониального корабля. Суммарная стоимость крейсера определялась Томсоном в 243 тыс. фунтов стерлингов (6075 тыс. песет), а сроки строительства составляли всего 15 месяцев. Таким образом, стоимость корабля без вооружения за тонну составляла 1413 песет. Для сравнения, строившийся во Франции "Пелайо" обошелся испанской казне в 1434 песет/т, а "Исла де Куба" и "Исла де Лусон" (Армстронг) - в 1125 песет/т (все цены даны без стоимости артиллерии) или в 1625 песет/т с артиллерией.

После согласования предварительных условий 24 мая 1886 г. сменивший Песуэлу на посту морского министра контр-адмирал Беранхер поставил свою подпись под контрактом. 12 июня 1886 г. на верфи "Томсон" в Клайдебанке начали заготовку материала по испанскому заказу. А уже 20 июня на стапеле выставили первые листы киля нового крейсера, названного "Рейна Рехенте", в честь правившей тогда в Испании королевы-регентши (Мария Кристина Десеада Энрикетта Фелисидад Раниера, урожденная Габсбург-Лорена (1858 - 1929) с 1879 г. - жена короля Альфонсо XII и после его смерти, в 1 885 - 1902 гг., - регентша при малолетнем сыне, будущем короле Альфонсо XIII.).

Автором проекта стал британский инженер Джон Биле, разработавший его на основе британского крейсера типа "Мереей". По тем временам это был довольно дерзкий проект: в водоизмещение 4500 т удалось вписать механизмы, обеспечивающие высокую скорость и очень мощное вооружение из четырех 200-мм и шести 120-мм орудий системы Онтория. Дальность плавания при полном запасе угля составляла почти 12 000 миль. И все это при отсутствии проектной перегрузки! Ситуация была настолько необычна для испанцев, что главный подрядчик по поставке вооружения крейсера, а по совместительству председатель созданной экспертной комиссии, Гонсалес Онтория предложил увеличить главный калибр до 240 мм. После предварительной экспертизы руководство фирмы Томпсона ответило согласием.

Стремясь еще больше улучшить боевые характеристики корабля, испанская сторона пошла еще дальше: она предложила поднять орудия ГК с верхней палубы на навесную, что делало арт-установки более сухими и давало большие сектора обстрела. Англичане пошли и на это, заметив лишь, что данный пункт "приведет к некоторому снижению остойчивости крейсера", сделав первый предупредительный звонок в будущей трагедии.

Постройка шла небывало высокими для испанского флота темпами, и уже 24 февраля 1887 г. (меньше чем через год!) корпус спустили на воду, чтобы уже в начале октября того же года выйти на испытания. Причины рекордных сроков, помимо возможностей британской фирмы, крылись в ритмичном финансировании. Вероятно, столь пунктуальное выполнение графика перечисления денег объяснялось стремлением испанской стороны продемонстрировать (прежде всего, перед иностранцами) свое полное финансовое благополучие, тем более в преддверии выполнения крупной судостроительной программы.

Первые же выводы приемной комиссии внушали оптимизм. Крейсер по многим показателям перекрывал контрактные параметры! Официальная церемония передачи корабля заказчику состоялась в дни празднования нового 1888 года, для чего в Глазго специально прибыл испанский экипаж. Общая же стоимость "Рейны Рехенте", с учетом вооружения и прочего оборудования, поставленного другими фирмами, составила 9 325 000 песет.